Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научные и житейские психологические знания.




Житейское знание приобретается отдельным человеком и обществом стихийно, путем накопления отдельных наблюдений и обобщается индуктивным путем.

Художественное психологическое знание отражает уникальное авторское видение ситуации, воплощается в форме художественных произведений, где в образном и эмоциональном описании единичного осуществляется переход к пониманию универсальной сущности человека. Художественное знание насыщено житейским знанием и является формой его передачи.

Житейские психологические знания Научные психологические знания
Конкретны, фрагментарны, противоречивы т.к. приурочены к конкретным ситуациям, людям, задачам. Стремиться к обобщению, использует научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, их связи и отношения.
Интуитивный характер, т.к. приобретаются путем проб и ошибок. Рациональный, осознанный характер. Сначала формулируется гипотеза, затем проверяется.
Сложно передаются и усваиваются другими людьми. Относительно легко усваиваются другими в процессе обучения и самообразования, т.к. знания содержаться в понятиях, законах и закономерностях, зафиксированных в литературе.
Основной метод: наблюдение, размышление Основные методы: наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, социометрия, анализ продуктов деятельности, моделирование.
Ограничена памятью отдельного человека, группы людей. Сохраняет огромный материал в научной литературе.
Ограниченные возможности в плане обобщения данных, переноса знаний в новые сферы деятельности, передачи знаний другим людям. Большие возможности в обобщении, систематизации, расширении знаний и передачи их другим.

Вывод: 1. Житейская психология является основой научной психологии; 2. Научная психология дает больше возможностей по сравнению с житейской психологии. Житейская психология ставить цели и задачи научной психологии, а также проверяет ее на достоверность.

Направления научных психологических знаний.

Академическая психология изучает психические явления характерные для человека и животных в целом, общие психологические закономерности.

Прикладная психология - особое направление научной психологии, изучающее общие психологические закономерности и проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей.

Практическая психология – часть психологического знания, непосредственно связанная с удовлетворением практических запросов широкого круга людей

  Академическая психология Прикладная психология Практическая психология
Предмет Психика, закономерности ее проявления, формирования и развития
в целом, во всех сферах психической жизни. в определенной сфере профессиональной деятельности человека. у конкретного индивида.
Задачи 1. На основе отдельных наблюдений придти к пониманию общих закономерностей 2. Выдвижение и проверка теоретических предположений, гипотез 3. Прогнозирование определенных психических фактов, явлений и их динамики. 1. На основе понимания общих закономерностей придти к пониманию наблюдаемых психических явлений 2 Изучение путей прикладного применения знаний для решения практических задач 3. Прогнозирование развития отрасли, направления человеческой деятельности 1. Придти к пониманию индивидуальности конкретного человека или группы людей. 2. Применение знаний для решения практических задач психодиагностики, консультирования, развития, профилактики и коррекции. 3. Прогнозирование поведения и развития отдельного человека, группы.
Методы наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, социометрия, анализ продуктов деятельности, моделирование. То же что и в академической психологии + методы отдельных отраслей профессиональной деятельности То же что и в академической психологии + частные психотерапевтические модели.
Направления Общая психология Возрастная психология Психология аномального развития Психология личности Социальная психология Зоопсихология Психофизиология и др. Педагогическая психология Медицинская Юридическая Экономическая Политическая Психология труда Психология спорта и др. Психоанализ, гештальттерапия, НЛП, психодрама, когнитивно-эмотивная терапия, провокативная терапия и др.

 

Конспекты к теме:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Лекция 1. Общее представление о психологии как науке.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. 1.2. Науки о человеке и человечестве.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Лекция 2. Представления древних философов о душе.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Лекция 3. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Лекция 4. Психология как наука о поведении.

 

Доклады по теме:

1. Психоанализ З.Фрейда.

2. Индивидуальная психология А.Адлера (психоа

3. налитическое направление).

4. Аналитическая теория К.Г.Юнга (психоаналитическое направление).

5. Бихевиоризм и его вклад в научную и практическую психологию.

6. Этическая сторона экспериментов бихевиористов.

7. Гештальтпсихология: теория и практика.

Лит-ра:

Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер «Теории личности. Основные положения, исследования и применение»

Л. Первин, О. Джон «Психология личности: Теория и исследования» - М.: Аспект Пресс, 2001. - 607 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...