Научные и житейские психологические знания.
Житейское знание приобретается отдельным человеком и обществом стихийно, путем накопления отдельных наблюдений и обобщается индуктивным путем.
Художественное психологическое знание отражает уникальное авторское видение ситуации, воплощается в форме художественных произведений, где в образном и эмоциональном описании единичного осуществляется переход к пониманию универсальной сущности человека. Художественное знание насыщено житейским знанием и является формой его передачи.
Житейские психологические знания
| Научные психологические знания
|
Конкретны, фрагментарны, противоречивы т.к. приурочены к конкретным ситуациям, людям, задачам.
| Стремиться к обобщению, использует научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, их связи и отношения.
|
Интуитивный характер, т.к. приобретаются путем проб и ошибок.
| Рациональный, осознанный характер. Сначала формулируется гипотеза, затем проверяется.
|
Сложно передаются и усваиваются другими людьми.
| Относительно легко усваиваются другими в процессе обучения и самообразования, т.к. знания содержаться в понятиях, законах и закономерностях, зафиксированных в литературе.
|
Основной метод: наблюдение, размышление
| Основные методы: наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, социометрия, анализ продуктов деятельности, моделирование.
|
Ограничена памятью отдельного человека, группы людей.
| Сохраняет огромный материал в научной литературе.
|
Ограниченные возможности в плане обобщения данных, переноса знаний в новые сферы деятельности, передачи знаний другим людям.
| Большие возможности в обобщении, систематизации, расширении знаний и передачи их другим.
|
Вывод: 1. Житейская психология является основой научной психологии; 2. Научная психология дает больше возможностей по сравнению с житейской психологии. Житейская психология ставить цели и задачи научной психологии, а также проверяет ее на достоверность.
Направления научных психологических знаний.
Академическая психология изучает психические явления характерные для человека и животных в целом, общие психологические закономерности.
Прикладная психология - особое направление научной психологии, изучающее общие психологические закономерности и проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей.
Практическая психология – часть психологического знания, непосредственно связанная с удовлетворением практических запросов широкого круга людей
| Академическая психология
| Прикладная психология
| Практическая психология
|
Предмет
| Психика, закономерности ее проявления, формирования и развития
|
в целом, во всех сферах психической жизни.
| в определенной сфере профессиональной деятельности человека.
| у конкретного индивида.
|
Задачи
| 1. На основе отдельных наблюдений придти к пониманию общих закономерностей
2. Выдвижение и проверка теоретических предположений, гипотез
3. Прогнозирование определенных психических фактов, явлений и их динамики.
| 1. На основе понимания общих закономерностей придти к пониманию наблюдаемых психических явлений
2 Изучение путей прикладного применения знаний для решения практических задач
3. Прогнозирование развития отрасли, направления человеческой деятельности
| 1. Придти к пониманию индивидуальности конкретного человека или группы людей.
2. Применение знаний для решения практических задач психодиагностики, консультирования, развития, профилактики и коррекции.
3. Прогнозирование поведения и развития отдельного человека, группы.
|
Методы
| наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, социометрия, анализ продуктов деятельности, моделирование.
| То же что и в академической психологии + методы отдельных отраслей профессиональной деятельности
| То же что и в академической психологии + частные психотерапевтические модели.
|
Направления
| Общая психология
Возрастная психология
Психология аномального развития
Психология личности
Социальная психология
Зоопсихология
Психофизиология и др.
| Педагогическая психология
Медицинская
Юридическая
Экономическая
Политическая
Психология труда
Психология спорта и др.
| Психоанализ, гештальттерапия, НЛП, психодрама, когнитивно-эмотивная терапия, провокативная терапия и др.
|
Конспекты к теме:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Лекция 1. Общее представление о психологии как науке.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. 1.2. Науки о человеке и человечестве.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Лекция 2. Представления древних философов о душе.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Лекция 3. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Лекция 4. Психология как наука о поведении.
Доклады по теме:
1. Психоанализ З.Фрейда.
2. Индивидуальная психология А.Адлера (психоа
3. налитическое направление).
4. Аналитическая теория К.Г.Юнга (психоаналитическое направление).
5. Бихевиоризм и его вклад в научную и практическую психологию.
6. Этическая сторона экспериментов бихевиористов.
7. Гештальтпсихология: теория и практика.
Лит-ра:
Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер «Теории личности. Основные положения, исследования и применение»
Л. Первин, О. Джон «Психология личности: Теория и исследования» - М.: Аспект Пресс, 2001. - 607 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: