Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкретно-научная методология

Тема 6 «Методология и методы педагогического исследования» Приложение 1

Под методологией педагогикипонимают учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

Философский уровень выступает основанием всякого методологического знания. В зарубежной педагогике философские основы представлены разнообразными концепциями: неотомизм, прагматизм, экзистенциализм, необихевиоризм и др. Философской основой отечественной педагогики выступает материалистическая диалектика (принцип всеобщей взаимосвязи явлений и принцип развития, закон единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные). Большинство отечественных педагогов признают, что в основе формирования внутреннего мира человека, педагогических явлений лежат процессы материального мира.

Общенаучным методологическим подходом в педагогике выступает системный подход. Он ориентирует педагога-исследователя и педагога-практика рассматривать явления и объекты как системы, имеющие определенное строение и законы функционирования. В педагогике применение системного подхода привело к возникновению таких понятий, как «педагогическая система», «взаимодействие», «целостность».

Например, педагогическая система может быть представлена совокупность взаимосвязанных компонентов: субъекты педагогического процесса, содержание образования и материальная база (средства). Взаимосвязанное движение этих компонентов, направленное на достижение определенной цели, порождает педагогический процесс как динамическую систему. Цель при этом выступает системообразующим фактором. Выделяют четыре уровня методологического знания (по Э. Г. Юдину), которые, образуя систему, соподчинены друг другу (см. схему ниже).

УРОВНИ МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ

Тема 6 «Методология и методы педагогического исследования» Приложение 2

КОНКРЕТНО-НАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

№ п.п. Методологические подходы Характеристика методологического подхода
1. Целостный Является развитием системного подхода. Предписывает при изучении педагогического процесса рассматривать его как целостную систему с определенной структурой, в которой каждый элемент выполняет свою функцию в решении тех или иных задач, а движение каждого элемента подчинено закономерностям движения целого; помнить, что обучение и воспитание – единый процесс, что личность не воспитывается и не развивается по частям; при организации педагогического процесса ориентироваться на интегративные (целостные) характеристики личности, понимать саму личность как сложную психическую систему, имеющую свою структуру и функции.
2. Личностный Означает признание социальной, деятельной и творческой сущности личности. Личность рассматривается как продукт общественно-исторического развития и носитель культуры. Придерживаясь личностного подхода при конструировании и осуществлении педагогического процесса, педагог-исследователь и педагог-практик ориентируется на личность как на субъект, цель, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса.
3. Деятельностный Утверждает, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности. Деятельность есть форма активности человека, выражающаяся в его практическом, преобразующем и исследовательском отношении к миру и самому себе. Исходя из этого подхода, педагог учитывает, что игра, учение, труд, общение как виды деятельности являются важнейшими факторами и средствами воспитания растущей личности. Задача педагога – организовать эти виды деятельности, поставив ребенка в позицию субъекта.
4. Полисубъектный (диалогический) Предписывает учитывать, что личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми. С позиции данного подхода личность развивается только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога (полилога).
5. Культурологический Утверждает, что педагогический процесс должен быть организован как освоение ребенком культуры современного общества во всех ее аспектах. Это отражено, в частности, в целях образования (базовая культура личности, культура самоопределения, формирование здорового образа жизни и т. п.).
6. Аксиологический Означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, в том числе ценностей образования и педагогической деятельности. Предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы освоение учащимися ценностей общечеловеческой культуры, изучение и формирование их ценностных ориентации. (Аксиология – учение о ценностях, ценностной структуре мира).
7. Этнопедагогический Призывает учитывать, что ребенок живет в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу и предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальную культуру, традиции, обычаи народа. Задача педагогов состоит в том, чтобы максимально использовать воспитательные возможности среды, в которой растет и формируется ребенок, с учетом специфического колорита, придаваемого этой среде национальной культурой.
8. Антропологический Означает системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания в процессе организации и осуществления педагогического процесса.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...