Борьба русского народа за независимость
Русь не устояла перед полчищами завоевателей. Разрозненные и малочисленные дружины русских князей не смогли остановить их и защитить свою землю. Вся Русская земля лежала поруганная и разоренная. «Когда мы проезжали по Русской земле, - говорит путешественник Плано Карпани, видевший ее через пять лет после татарского погрома, - то видели бесчисленное множество черепов и костей человеческих в степи. Киев был прежде очень велик и многолюден, а ныне в нем едва ли 200 домов»[№ 8, стр. 127]. Люди, оставшиеся в живых, находились в постоянном страхе, чтобы не попасть в руки врагов! Живые завидовали спокойствию мертвых. Опустошительные походы на Северо-Восточную и Южную Русь в 1237-1238 гг. и 1239-1241 гг. заставили русских князей признать верховную ханскую власть, которая, не заменяя власти русских князей, наложилась на нее сверху. Русь более, чем на 250 лет оказалась под монголо-татарским игом. [№ 7, стр.26] Двумя основными формами зависимости Руси от Орды была выдача ханами золотого ярлыка на великое княжение и уплата Русью дани – ордынского выхода. Золотой ярлык (вытянутая позолоченная пластинка с округлыми краями и дырочкой) [№ 10, стр.137] означал, что его обладатель становится «старейшим» среди русских князей. Все на Руси должны были его слушаться, за неповиновение грозила расправа. А сам князь обязывался во всем повиноваться воле хана. Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков – руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай (зачастую он лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в непокоренную землю. За последнюю четверть XIII века было организовано 14 подобных походов [№ 6, стр. 57] в русские земли. Поначалу Батый дал золотой ярлык на всю Русь Ярославу Всеволодовичу. После смерти этого князя хан учредил два великих княжения – владимирское и киевское. Но реально наибольшей властью обладал великий князь владимирский. Вокруг ярлыка шла отчаянная борьба, и ханы успешно этим пользовались. Усиливалась раздробленность, междоусобицы, росла злоба князей между собой. Нравы князей и всего русского населения ожесточились. Пренебрежение к человеческой жизни, восточный деспотизм и раболепие перед сильным проникли во все слои русского общества.
«Ордынский выход» равнялся примерно десятой части доходов в Руси. [№ 10, стр.138] Его взимали с каждого хозяйства ханские сборщики – баскаки. От выплаты дани было освобождено только православное духовенство. Сбор ордынского выхода сопровождался насилиями и произволом, часто с заплативших требовали дань вторично, неплательщиков обращали в рабов. Население страдало, а разоренное хозяйство не могло подняться. В 1257 году [№ 6, стр.58] монголо-татары предприняли перепись населения – «запись в число». Все население было разделено на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч. Размер дани - «ордынского выхода» был очень велик. Одина только «царева дань» в пользу хана, которую собирали натурой, а потом деньгами, составляла 1300 кг [№ 6, стр.58] серебра в год. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налоги для «кормления» ханских чиновников и т.д. Всего было 14 видов даней [№ 6, стр.58] в пользу татар. Перепись населения отмечена многочисленными восстаниями русских людей против баскаков, ханских послов, сборщиков дани, переписчиков. Это привело к тому, что сбор дани с конца XIII века был передан в руки русских князей. [№ 6, стр.58] В первое время монгольской зависимости русское общество, по-видимому, пребывало в глубокой моральной депрессии. При таком состоянии народа именно Церкви принадлежала ведущая роль в укреплении в людях духовных сил.
Русские княжества делали попытки не подчиняться орде. Однако сил свергнуть татаро-монгольское иго было еще недостаточно. Понимая это, наиболее дальновидные русские князья – Даниил Галицкий и Александр Невский - предприняли более гибкую политику по отношению к Орде и хану. В 1250 году [№ 8, стр.130] прислал хан Батый послов своих к Даниилу Галицкому (1221 – 1264 гг. правления) [№ 7, стр.126] с грозным требованием: «Дай Галич!» [№ 8, стр.130] Понимая, что силы неравны, и сражаясь с ханским войском он обрекает свои земли на полное разграбление, Даниил едет в Орду поклониться Батыю и признать его силу. В итоге Галицкие земли входят в Орду на правах автономий. Они сохраняли свою землю, но были зависимы от хана. Благодаря такой мягкой политике, русская земля была спасена от полного разграбления и уничтожения. В результате этого началось медленное восстановление и подъем экономики русских земель на юге. Много потрудился Даниил. Почти вся южная Русь была в его власти. Галицкий сумел не только загладить ужасные следы татарского погрома, но и привести свою землю в цветущее состояние, украсить ее богатыми городами, великолепными зданиями, усилить промышленность и торговлю. Но не исполнилась заветная мечта Галицкого: не смог он освободить свою землю от татарского владычества. В 1264 [№ 8, стр.130-131] году умер Даниил. Галицкая Русь распалась на части и попала под власть чужеземцев. Понимая, что экономически слабое государство никогда не сможет противостоять опасности с востока и северо-запада, Александр решил дать отпор агрессии рыцарских орденов. Он разбил в 1240 году шведских рыцарей (Невская битва – 15 июля 1240 г.) и в 1242 году крестоносцев Ливонского ордена (Ледовое побоище – 5 апреля 1242 г.) [№ 12, стр.83-86] Александр Невский (1252 – 1263 гг. княжение) [№ 7, стр.126] взял курс на постепенное накопление сил, восстановление и подъем экономики русских земель на севере. Он старался уничтожить следы татарского погрома: строил города, возобновлял храмы, ободрял жителей к занятиям торговлей, промыслами и ремеслами. Александр стремился поддерживать мирные связи с Ордой. Его политику одобряла и русская церковь. Несколько раз Александр был вынужден ездить в Орду сам, чтобы умилостивить хана, разгневанного каким-нибудь князем или неповиновением народа ханским баскакам. При этом ему приходилось иногда долго жить в Орде и переносить много всяких унижений, тягостных для великого князя. В 1262 году [№ 6, стр.141] Александр едет в орду к хану с целью отвести дальнейшее нападение ордынских войск на русскую землю и с целью «отмолить» русских от выполнения одной из самых тяжелых повинностей – участия в военном походе хана. Поездка князя была расценена как подвиг. Возвращаясь домой в 14 ноября 1263 [№ 6, стр. 141] года Александр Невский почувствовал себя дурно и не доехав до Владимира скончался. Митрополит Кирилл объявил о том народу и воскликнул: «Дети мои! Разумейте, что зашло солнце земли русской!» народ отвечал ему возгласами: «Горе нам! Уже погибаем!» - и горько оплакивал любимого князя. [№ 12, стр. 89-90]
Существенную роль в этой борьбе за княжение играла Орда. Перед ней стояла дилемма: чтобы держать Русь в повиновении и черпать из нее доходы, нужна была централизованная власть. Но сильный князь был бы опасен, а единство Руси под его властью - прямая угроза владычеству Орды. Поэтому Орда не могла допустить усиления одного князя и постоянно вмешивалась в соперничество московских и тверских князей, искусственно подогревая его. Главными соперниками в борьбе за роль центра объединения стали Москва и Тверь, превратившиеся из столиц небольших периферийных княжеств в крупные экономические и политические центры Северо-Восточной Руси. Экономическому подъему и политическому возвышению этих княжеств способствовало быстрое увеличение их населения за счет притока в эти менее доступные для грабительских набегов татар земли крестьян и ремесленников. «На стороне тверских князей были право старшинства и личные доблести, средства юридические и нравственные; на стороне московских были деньги и умение пользоваться обстоятельствами, средства материальные и практические, а тогда Русь переживала время, когда последние средства были действительнее первых. Князья тверские никак не могли понять истинного положения дел и в начале XIV века все еще считали возможной борьбу с татарами. Московские князья иначе смотрели на положение дел. Они пока вовсе не думали о борьбе с татарами; видя, что на орду гораздо выгоднее действовать «смиренной мудростью», т.е. угодничеством и деньгами, чем оружием, они усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своих замыслов. Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и там он был желанным гостем, потому что приезжал туда не с пустыми руками. Благодаря тому московский князь, по генеалогии младший среди своей братии, добился старшего великокняжеского стола». Писал В.О. Ключевский. [№ 10, стр.145]
После драматической борьбы Юрия Даниловича Московского и Михаила Ярославича Тверского, закончившейся гибелью обоих в Орде, пришло время Ивана Даниловича Калиты. (брат Юрия, внук Невского). Исторический процесс требовал появления на Руси личности, способной понять ордынскую политику, нейтрализовать её губительное действие. Иван Калита (1328–1340 гг. княжение) [№ 10,стр.146], человек коварный, хитрый, склонный к накопительству очень точно уловил, что нужно Орде в тот момент. (калита – кошель для денег, сума) [№ 12, стр.91].Необходимо было упорядочить сбор дани. Личные интересы Калиты победа над Тверью, получение ярлыка - требовали мирных отношений с Ордой. В 1327 году [№ 7, стр.127] он воспользовался восстанием в Твери против татарского баскаческого отряда во главе с Чолханом и пошел с татарами карать Тверь. Руками хана Калита устранил своего главного соперника – Александра Тверского. Иван Калита получил доверие со стороны Золотой Орды и ярлык на великое княжение. Право собирать дань с русских земель и отправлять ее в Орду осталось за московскими князьями. Хозяйственный князь покупал и присоединял даже отдельные села в соседних княжествах. Освоение новых земель, щедрые пожалования и покровительство князя Ивана привлекали в Москву крестьян и феодалов из окрестных земель, разоренного Владимира и самой Твери. Калита заботился о том, чтобы в его области процветали разные промыслы и торговля. Москва стала наполняться торговцами со всех сторон. Росла промышленность и торговля, росли и доходы князя от пошлин, собираемых с купцов. Город Москва в княжение Калиты сильно увеличился. Летописец замечает, что с этого времени «тишина установилась в русской земле лет на сорок, и татары перестали воевать ее». [№ 12, стр.91] Калита добился необходимой передышки от ордынских вторжений, давшей возможность поднять экономику и накопить силы для борьбы с монголо-татарами.
История помнит его как мудрого политика, заложившего первые камни фундамента русского централизованного государства. Мощным союзником его политики была православная церковь. И такая политика, позволявшая мирно трудиться, находила поддержку в народе. Умер Иван Данилович в 1340 г., приняв монашество[№ 12, стр.91]. Со второй половины XIV в. начинается переход к государственному объединению вокруг Москвы русских земель и организации общенародной борьбы за свержение ордынского ига. Другим выдающимся деятелем эпохи образования централизованного государства, возглавившим борьбу с монголо-татарами, был Дмитрий Иванович Донской (1369-1389 гг. княжение) [№ 12, стр.103]. Дмитрий Иванович успешно продолжал дело своего деда Калиты - укреплял могущество Москвы. В этом огромную поддержку ему оказывал митрополит Алексей, оставшийся верным московской династии и использовавший авторитет церкви для предотвращения княжеских усобиц. Отличительной чертой московского князя была воинская доблесть. Менее чем за два года на месте сгоревшей крепости были воздвигнуты белокаменные стены. Были укреплены и дальние подступы разросшейся столицы - построены крепости монастыри. Ослабленную междоусобицами Орду тревожило усиление Руси, где шёл процесс образования единого государства. За 6 лет [№ 3, стр.70]до Мамаева побоища – после съезда князей в Переславле-Залесском – Дмитрий Иванович прекратил выплату дани в Орду. Первая победа, одержанная русскими над монголо-татарами на реке Воже в 1378 г. [№ 7, стр.127], показывала силу этого государства. Это сражение было прелюдией к Куликовской битве. Великий князь Дмитрий Иванович заблаговременно готовился к отражению Мамаевых полчищ, укрепляя единство страны, собирая общерусское войско. 8 сентября 1380 года [№ 7, стр.127] Мамай, пришедший к власти в Орде после нескольких лет междоусобной вражды, попытался восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над русскими землями. Дмитрий за короткий срок смог собрать общерусское войско под единым командованием и перехватить инициативу в свои руки. Было сделано то, что исторически было не осуществимо в XIII веке. Огромное моральное, духовное воздействие на боевой дух русских войск сыграло благословление преподобного Сергия Радонежского - игумена Троице-Сергиева монастыря, самого влиятельного церковного деятеля общерусского масштаба. В московском войске было 100 000 человек. [№ 12, стр.104]. Такой грозной рати никогда не выставляла в поле русская земля! Стотысячное войско было единой силой, подчиненной единой воле великого московского князя. Дмитрий Иванович встретил неприятеля на Куликовом поле у устья реки Непрядвы. Обе рати с громкими криками устремились одна против другой – и началась знаменитая Куликовская битва. Татары панически бежали. За личную храбрость в битве и полководческие заслуги Дмитрий получил прозвище Донской. Сражение на Куликовом поле было едва ли не самой кровавой битвой в русской истории. Однако победа не привела к немедленному возрождению независимости Русского государства. Но миф о непобедимости Орды был развеян. Кроме того, победа общерусского войска под руководством Московского князя, благословленная православной церковью, стала сильнейшим фактором духовного единения всех русских. После Куликовской битвы Орда, несмотря на поход Тохтамыша в 1382 г. [№ 7, стр.127], не смогла восстановить в прежнем объёме власть над русскими землями. Куликовская битва имела большое значение. Русский народ понял, что объединёнными силами можно добиться победы над иноземными завоевателями. Ещё выше поднялся авторитет Москвы как центра освободительного движения. Ускорился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Ситуацию не смогли принципиально изменить ни поход хана Тохтамыша и сожжение Москвы в 1382 году [№ 7, стр.127], ни возобновление выплаты «выхода». За объединение Руси стояло большинство населения страны, феодалами-вотчинниками истощали её силы, мешали развитию торговли. Идея единого государства поддерживалась средними и мелкими феодалами-помещиками. Это были слуги великого князя, получившие от него земельные поместья на время службы. В случае войны они должны были приходить к князю с отрядом вооружённых всадников. Помещики были заинтересованы в усилении власти великого князя и расширении его земельных владений. Им нужна была крепкая централизованная власть для защиты от сильных вотчинников и для подавления крестьянских волнений. Значительный вклад в укрепление русского централизованного государства внёс Иван III (1462-1505 гг. княжение) [№ 7, стр.127]. Иван III объединил почти всю Русь и стал первым действительным ГОСУДАРЕМ ВСЕЯ РУСИ. К концу жизни Иван III сосредоточил в руках необъятную власть, которой не обладал ни один европейский государь. Этому послужило не только его честолюбие, но и поддержка всех сословий. Эпоха Ивана III - это эпоха сложнейшей работы русской дипломатии, эпоха укрепления русского войска. Опираясь на поддержку церкви, дворянства, посадского населения, крестьян, Иван III смог заложить основу империи и довести до конца борьбу против чужеземного ига. Параллельно с объединением русских земель в 1480 году [№ 7, стр.127] «Стояние на реке Угре» кончилось освобождением Русской земли от татаро-монгольского ига. Богатство и власть рождают силу, а сила не терпит подчинения. Такой силой стало Московское Государство. Чтобы укрепление Русского государства стало возможным, были выполнены ряд условий. Во-первых, в процессе длительной борьбы с Золотой Ордой было сформировано национальное сознание, что привело к объединению сил. Во-вторых, для успешного объединения сил нужен был лидер. И этим лидером стала Москва. Русь окончательно сбросила ненавистное иго, а спустя несколько десятков лет русские войска завоюют Казанское (1552 год) и Астраханское (1446 год) ханства и подчинят Москве потомков золотоордынских ханов. [№ 7, стр.127]
Сельское хозяйство, город
В результате нашествия погибло около половины населения. Киев, Владимир, Суздаль, Рязань, Тверь, Чернигов, и многие другие города были разрушены. Исключение составили Великий Новгород, Псков, Смоленск, а также города Полоцкого и Турово-Пинского княжеств. Развитая городская культура Древней Руси была уничтожена. На несколько десятков лет в русских городах практически прекратилось строительство из камня. Исчезли сложные ремёсла, такие как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя» [ № 9, стр.528]. В этот период такие старые города, как Киев, Владимир, Рязань и целый ряд других, потеряли свое первенство в экономической области. На внутреннем рынке и за рубежом их активно стали теснить такие города, как Тверь, Москва, Курск, Галич, Холм и др. По существу лишь два старых города смогли укрепить свои позиции - Новгород и Псков. В своём социально-экономическом развитии Русь была значительно отброшена назад. Южные русские земли потеряли почти всё осёдлое население. Уцелевшее население уходило на лесной северо-восток, концентрируясь в междуречье Северной Волги и Оки. Эти территории находились сравнительно далеко от очагов монголо-татарской агрессии и были прикрыты окраинными южными и юго-восточными русскими землями от Золотой Орды. Здесь были более бедные почвы и более холодный климат, чем в южных полностью разорённых регионах Руси. Приток населения шел с юга, где была постоянная опасность со стороны монголо-татар. Суровый и непредсказуемый климат накладывал отпечаток на характер народа, который учился великому терпению, находчивости. Не было в Европе, отмечал В.О.Ключевский, народа менее избалованного и непритязательного и более выносливого. Русская природа обманывала порой самые скромные расчеты и надежды крестьянина. Оттого русские то смиренно все принимали как кару за грехи, то вдруг очертя голову выбирали « самое, что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось», - считал В.О.Ключевский.[№ 10, стр.163-164] Русь в этот период напрягала все силы, чтобы выжить. Огромные поборы пошлины и дань душили русский народ. Бедняки привыкали унижаться, прибегать к разным уловкам и обманам, чтобы соблюсти свои выгоды. Торговцы, платившие большие пошлины, старались купить товар за бесценок, а продать втридорога. Ремесленники, которым давали купцы слишком низкую плату за их изделия, не старались улучшать качество, а заботились только о количестве денег, вырученных за товар. Безысходная нужда побуждала многих к нищенству. Богатство, достаток были в те времена только приманкою и для хищных татар, и для других «лихих людей». Жизнь скрашивалась светлой надеждой на скорое освобождение от тяжкого монголо-татарского ига. Во время татарского ига русское военное искусство сильно изменилось. «Историки военного дела к тому же отмечают тот факт, что процесс дифференциации функций между формированиями стрелков и отрядами тяжёлой кавалерии, специализировавшейся на прямом ударе холодным оружием, на Руси сразу же после нашествия оборвался: произошла унификация этих функций в лице одного и того же воина-феодала, вынужденного и стрелять из лука, и биться копьём и мечом». Таким образом, русское войско, даже в своей отборной, чисто феодальной по составу части (княжеские дружины), было отброшено назад на пару веков: прогресс в военном деле всегда сопровождался расчленением функций и закреплением их за последовательно возникавшими родами войск, их унификация (вернее, реунификация) — явный признак регресса. Как бы то ни было, русские летописи XIV века не содержат и намёка на отдельные отряды стрелков, подобные генуэзским арбалетчикам, английским лучникам эпохи Столетней войны. Это и понятно: такие отряды из „даточных людей“ не сформировать, требовались стрелки-профессионалы, то есть оторвавшиеся от производства люди, продававшие своё искусство и кровь за звонкую монету; Руси же, отброшенной назад и экономически, наёмничество было просто не по карману» [№ 13]. Нашествие кочевников сопровождалось массовыми разрушениями русских городов, жители безжалостно уничтожались или уводились в плен. Это привело к заметному упадку русских городов - население уменьшалось, жизнь горожан становилась беднее, захирели многие ремесла. Монголо-татарское нашествие нанесло тяжелый удар основе городской культуре - ремесленному производству. Так как разрушения городов сопровождалось массовыми уводами ремесленников в Монголию и Золотую Орду. Вместе с ремесленным населением русского города утрачивали многовековой производственный опыт: мастера уносили с собой свои профессиональные секреты. Надолго исчезают сложные ремесла, их возрождение началось лишь спустя 15 лет. Навсегда исчезло древнее мастерство перегородчатой эмали черни, полихромной поливной строительной эмали. Беднее стал внешний вид русских городов. Качество строительства впоследствии также сильно понизилось. Не менее тяжелый урон нанесли завоеватели и русской деревне, сельским монастырям Руси, где жило большинство населения страны. Крестьян грабили все: и ордынские чиновники, и многочисленные ханские послы, и просто разбойничьи шайки. Страшным был ущерб, нанесенный монголо-татарами крестьянскому хозяйству. В войне погибали жилища и хозяйственные постройки. Рабочий скот захватывался и угонялся в Орду. Ордынские грабители часто выгребали из амбаров весь урожай. Русские крестьяне - пленные были важной статьей «экспорта» из Золотой Орды на Восток. Разорение, постоянная угроза, рабство - вот, что принесли завоеватели русской деревне. Ущерб, нанесенный народному хозяйству Руси монголо-татарским игом и завоевателями, не ограничивался опустошительными грабежами во время набегов. После установления ига огромные ценности уходили из страны в виде «Ани» и «запросов». Постоянная утечка серебра и других металлов имела тяжелые последствия для хозяйства. Серебра не хватало для торговли, наблюдался даже «серебренный голод». Монголо-татарское завоевание привело к значительному ухудшению международного положения русских княжеств. Древние торговые и культурные связи с соседними государствами были насильственно разорваны. Так, например, литовские феодалы использовали ослабление Руси для грабительских набегов. Усилили наступление на Русские земли и немецкие феодалы. Русью был утрачиваемый путь к Балтийскому морю. Также были нарушены древние связи русских княжеств с Византией, пришла в упадок торговля. Нашествие нанесло сильный разрушительный удар культуре русских княжеств. В огне монголо-татарских нашествий погибли многочисленные памятники, иконописи и архитектуры. В то время как западно-европейские государства, не подвергшиеся нападению постепенно переходили от феодализма к капитализму, Русь, растерзанная завоевателями сохранила феодальное хозяйство. Нашествие явилось причиной временной отсталости нашей страны. Нашествие также оборвало прогрессивное явление, происходившее в домонгольской Руси, направляемое на ликвидацию феодальной раздробленности и объединению страны. Одновременно усиливая княжеские междоусобицы. Таким образом, монголо-татарское нашествие никак нельзя назвать прогрессивным явлением в истории нашей страны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|