Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Антимонопольные требования в области использования природных ресурсов и в иных отдельных сферах деятельности.




В ряде иных отраслевых федеральных зако­нах, как правило регулирующих какие-либо отдельные сферы хозяй­ственной деятельности, также устанавливаются дополнительные ан­тимонопольные механизмы в целях более эффективного противодей­ствия монополистической деятельности именно в данной сфере хозяйствования.

Антимонопольное законодательст­во России устанавливает и некоторые дополнительные механизмы контроля экономической концентрации в сфере использования при­родных ресурсов. Эти механизмы направлены на непосредственное ограничение концентрации природных ресурсов в руках одного хо­зяйствующего субъекта (группы лиц) посредством установления пре­дельных объемов природных ресурсов, которые могут концентриро­ваться у одного хозяйствующего субъекта (группы лиц).

Одной из ба­зовых норм для этой особой группы механизмов института контроля экономической концентрации является п. 4 ст. 22 Закона о защите конкуренции, определяющий функции антимонопольного органа. Согласно данному пункту к функциям антимонопольного органа от­носится среди прочих также функция осуществления государствен­ного контроля за экономической концентрацией в сфере использова­ния земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами. К таким федеральным законам относятся, в частности, Лесной кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О недрах», постановление Верховного Совета Российской Федера­ции от 15 июля 1992 г. № 3314-1 «О порядке введения в действие По­ложения о порядке лицензирования пользования недрами» (имеет статус федерального закона).

ст. 50 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) содержит по­ложения, посвященные особенностям контроля за экономической концен­трацией в сфере использования лесных ресурсов.

Часть 3 данной статьи уста­навливает, что Правительство Российской Федерации может фиксировать максимальный объем древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц. Исключение составляют лишь случаи, предусмотренные ч. 8 ст. 80 ЛК РФ. Это исключение связано со случаями, когда в аукционе по предоставлению прав на освоение лесного участка (а аукцион является по ЛК РФ основной формой предоставления таких прав) приняло участие менее двух претенден­тов. В этом случае возникает необходимость заключить соответствующий до­говор с единственным претендентом. Этот претендент может владеть объемом Древесины, который превышает предел, установленный Правительством со­гласно ч. 3 ст. 50 Л К РФ в целях антимонопольного контроля. Однако, по­скольку это лицо может быть единственным претендентом на освоение дан­ного лесного участка, применение к названному случаю ограничительных Механизмов, предусмотренных ч. 3 ст. 50 ЛК РФ, стало бы препятствиям к освоению данного лесного участка и могло бы привести к экономической не­выгоде государству, поскольку иных претендентов на освоения данного участ­ка нет, никто более не выразил желание осваивать его, поскольку не пришел на лесной аукцион. Именно поэтому ч. 3 ст. 50 Л К РФ устанавливает исклю­чение из своего действия для случаев, предусмотренных ч. 8 ст. 80 ЛК РФ, а именно когда лесной аукцион признается несостоявшимся по причине при­сутствия на аукционе менее двух претендентов. В этом случае единственный участник аукциона не только вправе, но и обязан не позднее чем через 10 дней после дня проведения аукциона заключить договор купли-продажи лесных насаждений или договор аренды лесного участка, даже если в его пользовании до или после данной сделки концентрируется объем древесины, превышаю­щий величину, установленную Правительством России. Важно при этом от­метить и следующее положение, предусмотренное ч. 8 ст. 80 Л К РФ, которое имеет важное конкурентное значение для защиты добросовестного предпри­нимательства от неправомерных действий (бездействия) органов власти. Ус­танавливается, что орган государственной власти или орган местного само­управления, по решению которых проводился аукцион, не вправе отказаться от заключения с единственным участником аукциона соответствующего дого­вора по начальной цене предмета аукциона.

Лесной кодекс не фиксирует прямо макси­мальный объем древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц, но определяет, что такой максимальный объем устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанный объем определен в постановлении Прави­тельства России от 22 июня 2007 г. № 395 «Об установлении максимального объема древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц». Данным по­становлением предписывается, что максимальный объем древесины, подле­жащей заготовке лицом, группой лиц (в значении, предусмотренном ст. 9 За­кона о защите конкуренции), в лесах, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, составляет не более 35% от суммы утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек в отношении лесов, расположен­ных в границах всех лесничеств и лесопарков на территории субъекта Россий­ской Федерации.

В целях выявления порядка осуществления контроля экономической кон­центрации в сфере использования лесных ресурсов следует также обратить внимание на положение, предусмотренное ч. 4 ст. 50 Лесного кодекса РФ. посвященной особенностям контроля за экономической концентрацией в сфере использования лесных ресурсов. Согласно данной норме государствен­ный контроль за экономической концентрацией в сфере использования лесов осуществляется в соответствии с Законом о защите конкуренции.

Похожие механизмы контроля предусмотрены также законодатель­ством, регулирующим отношения в сфере недропользования, в частно­сти Законом и постановлением Верховного Совета Россий­ской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3314-1 «О порядке введения в дей­ствие положения о порядке лицензирования пользования недрами».

Ст. 17 Закона «О недрах», устанавливающей до­полнительные антимонопольные требования применительно к сфере не­дропользования, определяется, что федеральный орган управления государ­ственным фондом недр вправе устанавливать предельные размеры участков недр, количество участков и предельные запасы полезных ископаемых, пре­доставляемых в пользование. Таким органом является Федеральное агентст­во по недропользованию. К сожалению, в отличие от лесной сферы такие предельные размеры участков недр, которые могут осваиваться одним хо­зяйствующим субъектом (группой лиц) не установлены. Между тем следует отметить, что сфера недропользования и производства продукции из недр является одной из монополизированных сфер в экономике в России.

Закон о недрах содержит специальную ст. 17 «Антимоно­польные требования при пользовании недрами», которая устанавливает до­полнительные проконкурентные механизмы в регулировании недропользова­ния по отношению к общим нормам антимонопольного законодательства, распространяющимся в полном объеме и на сферу недропользования. Со­гласно данной статье запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными, в частности, действия любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные, в частности, на:

- дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирую­щие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положе­ние в недропользовании;

- дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.

Данный закон содержит указания на соответствующие санкции, преду­смотренные за нарушение указанных запретов.

ст. 15 Закона о недрах, посвященна вопросам государственной системы лицензирования. Согласно данной статье государственная система лицензирования — это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление. При этом одной из задач государственной системы лицензиро­вания является обеспечение развития рыночных отношений, проведения ан­тимонопольной политики в сфере пользования недрами.

69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» Согласно ст. 26 данного Закона организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими органи­зациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное за­конодательство, в том числе такие действия, как:

- навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров;

- включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в не­равное положение по сравнению с другими потребителями;

- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

- необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потреби­телями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки;

- создание препятствий независимым организациям для доступа на рынок газа;

- сокращение объема добычи и поставок газа в целях поддержания моно­польно высоких цен.

Статья 27 - собственники систем газоснабжения обязаны обеспе­чить недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей.

ФЗ «О почтовой связи».

Согласно ст. 23 Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление деятельностью в области почтовой связи, во взаимодействии с федеральным антимонополь­ным органом содействует развитию товарных рынков и конкуренции, ограни­чению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции при оказании услуг почтовой связи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...