Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность понятия «формулы речевого этикета»




 

Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирования личности ребенка. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте - необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Речь как средство выражения мысли является орудием мышления.

Речевой этикет - это система устойчивых форм общения, принятых в соответствии с социальными ролями общающихся. Области употребления этикетных форм: приветствие, прощание, извинение, просьба, благодарность и т.п. Этикет - внешняя форма общения, но он связан с этикой, отражает нравственные нормы отношений между людьми. Системы этикетных речений изменчивы, они с высокой точностью отражают историческое время и социальные слои их уместного применения. Они ситуативны, «прикреплены» к официальной и неофициальной обстановкам, отражают очень тонкие различия в выборе того или иного регистра общения.

Этикетные формы выражают отношение к адресату, уважение к нему или просто вежливость, такт в общении. Они отражают традиции, нормы взаимного уважения. Функция привлечения внимания потенциального собеседника также не чужда речевому этикету, как и функция завершения общения.

Речевой этикет представляет собой универсалию - он используется в различных языках, нередко переводится, представляет собой кальку, однако большая часть этикетных форм традиционна, имеет национальные корни.

Речевой этикет всегда привлекал внимание писателей да и всех носителей русского языка, но его научное освоение началось лишь во второй половине XX в. (В.Г. Костомаров, А.А. Акишина, Н.И. Формановская, В.Е. Гольдин). Во фразеологических словарях этикет отражен лишь отдельными примерами: Бог в помощь, благодарю покорно, на доброе здоровье с пометой «устар.».

Речевой этикет включает и невербальные средства - жесты, мимику и особенно интонации: звучание голоса, выражение глаз выдают фальшь и натяжку в этикетных ситуациях.

Как известно, вербальное поведение человека определяется наличием и использованием стандартизированных выражений формулообразного харак-тера. В лингвистической литературе такие выражения называют формулами речевого этикета. Н.Б. Ишханян выделяет три большие формулы речевого этикета: для выражения эмоционально-реактивной экспрессии; для обеспечения социального общения; для реализации собственно техники общения. Искусное владение формулами речевого этикета является признаком благовоспитанности личности, всякое отклонение от нормативности воспринимается как проявление невоспитанности. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать. Этикет предписывает различные формулы. Обычно называют не менее десяти важнейших ситуаций, имеющих собственный набор этикетных слов и оборотов речи.

·   Обращение - к одному человеку или ко многим; официальное или дружеское, с разными степенями близости; к знакомому или незнакомому, к мужчине или женщине, к взрослому или подростку, юноше; на стадионе в острый момент футбольного матча - или в фойе оперного театра, в антракте; на рынке в мясных рядах - или в посольстве дружественного государства.

·   Приветствие при встрече в самых разнообразных ситуациях.

·   Прощание - дружеское и официальное, повседневное и надолго, с пожеланиями и без них

·   Знакомство, представление

·   Благодарность - одно из наиболее глубоких проявлений этики через этикет

·   Пожелание - одна из самых свободных этикетных структур.

·   Извинения.

·   Просьба.

Владеть речевым этикетом - значит:

знать основные правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведения спора, выступления перед аудиторией и др.; - осознавать, что для развития доброжелательных отношений с людьми необходимо соблюдение порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации; - обладать умениями и навыками по выполнению речеисполнительных установок, например, определять нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, пользоваться интонационным разнообразием, сочетать произнесенную речевую конструкцию с мимикой, жестами и позами; - соблюдать нормы речевого поведения, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.

Введение в речь дошкольников новых слов, таких как этикет, речевой этикет, приветствие, комплимент, а также разнообразие формулировок приветствия, расставания, комплимента, выражения благодарности и просьбы способствует развитию словарного запаса детей. Они не только узнают новые слова и познают их значение. Они начинают понимать целесообразность произнесения этих слов при построении доброжелательных отношений, превращают эти слова в органичную часть своей речи. Осознают, что речь, как отмечает А.Н. Веракса, - это не столько набор произносимых слов, сколько умение строить с их помощью общение. С помощью слова, убеждены мы, формируется личность человека.

Важным компонентом речевого этикета является точность. Точность как качество речи тесно связана с мыслительным актом, знанием предмета речи и соблюдением языковых норм: норм произношения, слово-образования, норм грамматики, лексики, стилистических норм. Грамотность и правильность речи обеспечивает знание и соблюдение всех этих норм. Выделяют два типа точности: предметнуюи понятийную. Многословие и краснобайство, неумение различать паронимы, смешение омонимов, неточность в понимании смысла терминов, отсутствие четкости при полисемии, неоправданное употребление архаичных и иноязычных слов - наиболее типичные нарушения точности речи.

Таким образом, сущность понятия «формула речевого этикета» сводится к стандартным фразам приветствия, расставания, просьбы, комплимента, извинения, которые приняты при построении доброжелательных отношений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...