Еще раз о месте поэзии в идеальном государстве 11 глава
e Чужеземец. Вот какое. Существует ли у нас счетное искусство? Сократ мл. Да. Чужеземец. Оно, я думаю, несомненно относится к познавательным искусствам. Сократ мл. Как же иначе? Чужеземец. Но коль скоро оно познало различие в числах, мы ведь не припишем ему большей роли, чем роль судьи того, что познано? Сократ мл. Конечно. Чужеземец. Ведь и любой зодчий не сам работает, а только управляет работающими. Сократ мл. Да. Чужеземец. И вносит он в это знание, а не ручной труд. Сократ мл. Это так. 260 Чужеземец. Поэтому справедливо было бы сказать, что он причастен познавательному искусству. Сократ мл. Бесспорно. Чужеземец. Но только, я думаю, после того, как он вынесет суждение, это еще не конец, и он не может на этом остановиться, подобно мастеру счетного искусства: он должен еще отдавать приказания – какие следует – каждому из работающих, пока они не выполнят то, что наказано. Сократ мл. Правильно. Чужеземец. Значит, хотя все такие искусства – связанные с искусством счета – познавательные, однако один их род отличает суждение, а другой – приказ? b Сократ мл. По-видимому. Чужеземец. Итак, если мы скажем, что все познавательное искусство разделяется на повелевающую часть и часть, выносящую суждение, удачно ли мы разделим? Сократ мл. По моему мнению, да. Чужеземец. Но ведь тем, кто делает что-то сообща, приятно и мыслить согласно? Сократ мл. Как же иначе? Чужеземец. Вот и мы до сих пор согласно общались, а чужие мнения надо оставить в покое. Сократ мл. Конечно. c Чужеземец. Так скажи же, из этих двух искусств куда отнесем мы искусство царствовать? Будет ли оно заключаться в искусстве суждения и царь будет выступать в качестве зрителя, или же мы отнесем царя к области повелевающей, как владыку?
Сократ мл. Лучше, пожалуй, последнее. Чужеземец. И опять же надо рассмотреть искусство повелевать: не делится ли и оно каким-то образом? Мне кажется, что как искусство крупных торговцев отличается от искусства мелких, так же далеко и род царского искусства отстоит от рода глашатаев. d Сократ мл. Что ты имеешь в виду? Чужеземец. Мелкие торговцы, купив сначала чужие товары, перепродают их другим. Сократ мл. Да, это верно. Чужеземец. Так и сословие вестников, получив сначала чужие мысли, потом передает и предписывает их другим. Сократ мл. Сущая правда. e Чужеземец. Что же? Смешаем ли мы воедино искусство царя и искусство истолкования, искусство приказывать, искусство прорицать, искусство глашатая и многие другие искусства, имеющие общее свойство – повелевать? Или, если хочешь, подобно тому как мы сейчас сравнивали искусства, сравним и их имена: ведь самоповелевающий род пока безымянен, и мы таким образом отделим одно от другого, поместив род царей в область самоповелевающего искусства, всеми же остальными родами пренебрежем и предоставим кому угодно придумывать им имена: в самом деле, наше исследование было предпринято ради правителя, а не ради того, что ему противоположно. 261 Сократ мл. Совершенно верно. Чужеземец. Но раз этот род достаточно отличен от тех и то, что ему присуще, отделено от того, что ему чуждо, не нужно ли снова произвести деление, если окажется, что этот род его допускает? Сократ мл. Конечно, нужно. Чужеземец. А оказывается, что это так. Следуй же за мной и дели. Сократ мл. Как именно? Чужеземец. Не сочтем ли мы, что все правители, имеющие в распоряжении возможность повелевать, повелевают ради какого-то возникновения? b Сократ мл. Конечно. Чужеземец. А ведь совсем нетрудно все возникающее разделить надвое. Сократ мл. Каким образом? Чужеземец. Одна часть всего возникающего не одушевлена, другая одушевлена.
Сократ мл. Да. Чужеземец. Вот по этим признакам мы и разделим, если пожелаем делить, повелевающую часть познавательного искусства. Сократ мл. В соответствии с чем? Чужеземец. Мы отнесем одну часть повелевающего искусства к возникновению неодушевленных существ, а другую – к возникновению одушевленных. Таким образом все и разделится на две части. c Сократ мл. Безусловно. Чужеземец. Оставим же одну из этих частей и возьмем другую, а взяв, снова разделим всё надвое. Сократ мл. Но которую из них, по твоим словам, надо взять? Чужеземец. Конечно, ту, что относится к живым существам. Ведь совсем невместно царскому знанию повелевать лишенными души вещами: задача его благороднее, и власть простирается на живых и на то, что им причастно. d Сократ мл. Это правильно. Чужеземец. На выведение потомства и питание живых существ в одних случаях можно смотреть как на выращивание в одиночку, в других – как на общую заботу о целых стадах животных. Сократ мл. Верно. Чужеземец. Но политик, как мы увидим, не занимается выращиванием в одиночку, как некоторые погонщики быков и конюхи ухаживают за волами и конями; он больше напоминает табунщика коней и быков. Сократ мл. Теперь мне ясно то, что ты говоришь. e Чужеземец. Не назвать ли нам общее выращивание всех животных как-то так – «стадное» или «совместное» выращивание? Сократ мл. Здесь подойдет и то и другое. Чужеземец. Прекрасно, Сократ. Если ты не будешь особенно заботиться о словах, то к старости обогатишься умом. Теперь же сделаем так, как ты советуешь. 262 Но не замечаешь ли ты, что иной, провозгласив искусство стадного выращивания двойным, заставит нас то, что мы сейчас ищем в двойном, искать в половинках? Сократ мл. Хотел бы я это заметить. И мне кажется, что у людей пища одна, а у животных – другая. Чужеземец. Ты весьма смело и с великим усердием произвел разделение. Но по возможности давай избежим этого в другой раз. Сократ мл. Чего именно? b Чужеземец. Не следует одну маленькую частичку отделять от многих больших, да притом еще без сведения к виду: часть должна вместе с тем быть и видом. Прекрасно, если можно искомое тотчас же отделить от всего остального, коль скоро это сделано правильно, – подобно тому как сейчас, подумав, что здесь необходимо деление, ты подстегнул рассуждение, усмотрев, что оно клонится к людям. Но, милый, дело здесь не в изящных игрушках: это небезопасно, гораздо безопаснее серединный разрез, он скорее приводит к идеям. Это-то и есть главное в исследованиях.
c Сократ мл. Что, чужеземец, ты хочешь этим сказать? Чужеземец. Я постараюсь сказать яснее из расположения к твоей юности, Сократ. На основе того, что было здесь сказано, нельзя достаточно хорошо уяснить себе этот вопрос. Во имя ясности надо попытаться продвинуть его вперед. Сократ мл. Как ты назовешь ту ошибку, которую мы сделали только что при делении? d Чужеземец. Она подобна той, которую делают, пытаясь разделить надвое человеческий род и подражая большинству здешних людей – тем, кто, выделяя из всех народов эллинов, дает остальным племенам – бесчисленным, не смешанным между собой и разноязычным – одну и ту же кличку «варваров», благодаря чему только и считает, что это – единое племя. То же самое, как если бы кто-нибудь вздумал разделить число на два вида и, выделив из всех чисел десять тысяч, представил бы это число как один вид, а всему остальному дал бы одно имя и считал бы из-за этого прозвища, что это единый вид, отличный от того, первого. e Ведь гораздо лучше и более сообразно с двуделением по видам было бы, если бы разделили числа на четные и нечетные, род же человеческий – на мужской и женский пол. А мидийцев и фригийцев или какие-то другие народы отделяют от всех остальных тогда, когда не умеют выявить одновременно вид и часть при сечении. 263 Сократ мл. Совершенно верно. Но, чужеземец, как же яснее распознать это – вид и часть, если они не одно и то же, но друг от друга отличны? Чужеземец. О, лучший из юношей! Ты, Сократ, спрашиваешь недаром. Но мы и сейчас уже отклонились сильнее, чем должно, от нашего рассуждения, ты же побуждаешь нас блуждать еще больше. Нет, вернемся – ведь так подобает – назад. А по этому следу пойдем, как ищейки, потом, на досуге. Однако крепко следи, чтобы не подумать, будто ты слышал от меня ясное определение этого…
b Сократ мл. Чего именно? Чужеземец. Того, что вид и часть друг от друга отличны. Сократ мл. Но как же иначе? Чужеземец. Если существует вид чего-либо, то он же необходимо будет и частью предмета, видом которого он считается. Часть же вовсе не должна быть необходимо видом. Так что лучше приписывать мне всегда это объяснение, а не то. Сократ мл. Пусть будет так. Чужеземец. Скажи мне еще вот что… c Сократ мл. О чем ты спрашиваешь? Чужеземец. Откуда мы отклонились, когда подошли сюда? Конечно, думаю я, вот откуда: на вопрос о стадном выращивании – как его разделить – ты храбро ответил, что существует два рода живых существ: один – человеческий, а другой – все остальные животные. Сократ мл. Это правда. Чужеземец. Мне же тогда показалось, что, отделив одну часть, ты считаешь все остальное единым видом по той единой кличке «животные», которую ты для этой второй части придумал. d Сократ мл. И это так было. Чужеземец. Но, храбрейший из людей, что, если разумным окажется какое-нибудь другое животное – такими, например, представляются журавли (или какое-нибудь еще) – и оно станет, подобно тебе, придумывать имена, противопоставляя единый род журавлей всем остальным животным и прославляя себя самого, прочих же, объединив их между собой, а также с людьми, не найдет ничего лучшего, как назвать животными? Постараемся же всячески этого избежать. Сократ мл. Каким образом? Чужеземец. Не будем делить весь род живых существ, чтобы не допустить подобной ошибки. e Сократ мл. Да, не нужно этого делать. Чужеземец. Ведь именно в этом и состояла тогда неправильность. Сократ мл. Но в чем же? Чужеземец. Повелевающая часть познавательного искусства относилась у нас к роду выращивания стадных животных. Не так ли? Сократ мл. Так. 264 Чужеземец. И уже тем самым весь род животных был поделен на ручных и диких. Те из животных, нрав которых поддается приручению, называются домашними, другие же, не поддающиеся, – хищными. Сократ мл. Прекрасно. Чужеземец. Знание, которое мы преследуем, было и есть у домашних животных, причем надо искать его у животных стадных. Сократ мл. Да. Чужеземец. Стало быть, не будем делить их, как тогда, принимая во внимание всех сразу, и не будем спешить немедленно перейти к государственному искусству. Ведь мы теперь испытываем состояние в точности по пословице… b Сократ мл. Какое состояние? Чужеземец. Поспешив с делением домашних животных, мы завершили деление медленнее. Сократ мл. Ну и хорошо, чужеземец, что это так получилось. Чужеземец. Пусть будет так. Давай попробуем сызнова разделить искусство совместного выращивания: быть может, само завершенное рассуждение лучше покажет тебе то, к чему ты стремишься. Но скажи мне…
Сократ мл. Что же? c Чужеземец. А вот: может быть, ты нередко слыхал от кого-нибудь – ведь самому тебе это не случалось видеть – о рыбных питомниках в Ниле и на царских[1786]озерах? А в прудах ты, верно, и сам их видел. Сократ мл. Конечно, и эти я видел, и о тех от многих слыхал. Чужеземец. И о гусиных и журавлиных питомниках, хоть ты и не бродил по равнинам Фессалии, знаешь понаслышке и веришь, что они есть? Сократ мл. Да уж конечно. d Чужеземец. Спросил же я тебя об этом вот ради какой цели: стадное выращивание ведь бывает и водным, и сухопутным. Сократ мл. Да, конечно. Чужеземец. Значит, и ты считаешь, что именно таким образом надо разделить надвое науку о совместном выращивании, уделив тому и другому свою часть и назвав одну из них вскармливающей на воде, а другую – на суше? Сократ мл. Да, по-моему, так. Чужеземец. И значит, мы не будем доискиваться, к какому из этих искусств надо отнести занятие царское? Это всякому ясно и так. e Сократ мл. Конечно, ясно. Чужеземец. Но сухопутный род стадного питания разделит ведь всякий. Сократ мл. Как? Чужеземец. Размежевав его на летающую и пешую часть. Сократ мл. Сущая правда. Чужеземец. Что же? Не должно ли искать государственное занятие в пешей части? Не считаешь ли ты, что и глупец, как говорится, будет такого же мнения? Сократ мл. Да, это так. Чужеземец. Ну, а искусство ухода за пешими животными следует ли, как мы недавно сделали это с числом, разделить надвое? Сократ мл. Ясно, что следует. 265 Чужеземец. Впрочем, к той части, на которую направлено наше рассуждение, как кажется, открываются два пути: один – скорейший, отделяющий меньшую часть от большей, второй – производящий срединное сечение, которое, как мы говорили раньше, более предпочтительно; но этот путь длиннее. Мы можем последовать тем путем, каким ты пожелаешь. Сократ мл. А обоими путями следовать невозможно? Чужеземец. Вместе, конечно, нельзя, чудак; поочередно же, ясное дело, можно. b Сократ мл. Итак, я избираю оба пути – поочередно. Чужеземец. Это нетрудно: оставшийся путь короток. В начале и в средних частях путешествия это было бы для нас тяжелой задачей. А сейчас, если тебе угодно, пойдем сперва более длинным путем, ведь со свежими силами мы легче его одолеем. Итак, наблюдай за делением. Сократ мл. Говори. Чужеземец. Пеших домашних животных – тех, что относятся к стадным, – нужно, согласно их природе, разделить надвое. Сократ мл. Каким образом? Чужеземец. По признаку рогов: одна порода их имеет, другая – нет. c Сократ мл. Это очевидно. Чужеземец. Разделив искусство выращивания пеших, примени объяснение для каждой части; ибо если ты вздумаешь их называть, у тебя будет забот больше, чем нужно. Сократ мл. Так как же следует говорить? Чужеземец. А вот как: когда искусство выращивания пеших разделится надвое, одна часть будет отнесена к рогатой половине стада, а другая – к безрогой. d Сократ мл. Пусть будет так, согласно сказанному: ведь это во всех отношениях ясно. Чужеземец. Что же касается царя, это также ясно: он будет пасти безрогое стадо. Сократ мл. Конечно. Чужеземец. Разбивая теперь это стадо на части, постараемся приписать ему то, что ему присуще. Сократ мл. Хорошо. Чужеземец. Желаешь ли ты разделить его по признаку раздвоенных и так называемых цельных копыт или же по скрещенным и нескрещенным породам? Тебе ведь это понятно? e Сократ мл. Что именно? Чужеземец. А то, что лошади и ослы могут давать совместное потомство. Сократ мл. Я понимаю. Чужеземец. А остальная часть домашнего стада не смешивает своих пород. Сократ мл. Конечно. Чужеземец. Что же? Наш политик печется, по-твоему, о скрещенной или о нескрещенной породе? Сократ мл. Ясно, что о несмешанной. Чужеземец. Надо же и ее, по-видимому, как мы делали раньше, разделить надвое. Сократ мл. Да, надо. 266 Чужеземец. Ну вот, все живое, сколько только есть домашних и стадных животных, уже разделено, за исключением двух родов. Ведь род собак не стоит причислять к стадным животным. Сократ мл. Нет, конечно. Но каким образом разделить нам эти два рода? Чужеземец. А таким, как пристало делить тебе и Теэтету, коль скоро вы занимаетесь геометрией. Сократ мл. Каким же именно? Чужеземец. В соответствии с диагональю и потом – с диагональю диагонали. Сократ мл. Что ты имеешь в виду? b Чужеземец. Разве природа, которую получил в удел наш человеческий род, стоит в ином отношении к ходьбе, чем диагональ, равная квадратному корню из двух, [к сторонам своего квадрата]? Сократ мл. Нет, не в ином. Чужеземец. Между тем природа всего остального рода по своему свойству есть не что иное, как диагональ нового квадрата, построенного на стороне в два фута[1787]. Сократ мл. Как же иначе? Я почти понимаю, что ты хочешь сказать. c Чужеземец. Впрочем, не усмотрим ли мы и чего-то очень смешного, случившегося с нами при этом делении, – словно мы заправские шуты? Сократ мл. Что же это? Чужеземец. Да наш человеческий род получил равный удел и шагает в ногу с родом из всех существующих самым благородным и в то же время беззаботнейшим[1788]. Сократ мл. Да, я вижу и нахожу это очень странным. Чужеземец. Что же? Не естественно ли, что самое медленное приходит позднее всех? Сократ мл. Да уж конечно. Чужеземец. А не придет ли нам на ум, что еще смешнее покажется царь, бегущий голова в голову со стадом и выступающий рядом с мужем, наилучшим образом подготовленным для жизни без затруднений? d Сократ мл. Несомненно, придет. Чужеземец. Теперь, Сократ, особенно ясным становится то, что было сказано раньше, при исследовании софиста. Сократ мл. Что именно? Чужеземец. А вот что: при таком пути рассмотрения не больше бывает заботы о возвышенном, чем об обычном, и меньшее не презирается в угоду большему, но путь этот сам по себе ведет к наивысшей истине. Сократ мл. Похоже, что это так. Чужеземец. А теперь, чтобы ты не опередил меня вопросом о кратчайшем пути к определению царя, не опередить ли мне тебя самому? Сократ мл. Непременно. e Чужеземец. Тогда, говорю я, надо сразу же в нашем роде отделить двуногих от четвероногих и, приняв во внимание, что роду человеческому выпал тот же жребий, что и пернатым, снова разделить двуногое стадо на гладкое и пернатое; когда же оно будет поделено и обнаружится искусство пасти людей, надо взять политика и царя и, поставив его во главе как возничего, вверить ему бразды правления государством: ведь именно в этом состоит присущая ему наука. 267 Сократ мл. Ты прекрасно и как дулжно представил мне счет да еще как бы добавил к счету проценты, увеличив тем самым оплату. Чужеземец. Ну что ж, давай просмотрим снова, с начала до конца, объяснение наименования искусства политика. Сократ мл. Отлично. Чужеземец. Вначале мы установили повелевающую часть познавательного искусства. В качестве уподобления ей мы назвали самоповелевающую часть. От этой части мы отделили немаловажный род – искусство выращивания животных, от него, в свой черед, вид стадного выращивания, а от этого последнего – выращивание сухопутное. b От выращивания сухопутных мы отделили прежде всего искусство выращивания безрогих животных, а уж если кто желает отделить от него следующую часть, он должен по меньшей мере представить ее троякой, если хочет охватить ее единым понятием и назвать ее искусством пасти несмешанное стадо. Следующим сечением будет отделение от двуногого стада людей и искусства их пестовать, а это уже – искомое нами искусство царствовать, или, что то же самое, государственное искусство[1789]. c Сократ мл. Все это, безусловно, верно. Чужеземец. Но, Сократ, так ли хорошо мы все это выполнили, как следует из твоих слов? Сократ мл. Что ты имеешь в виду? Чужеземец. Полностью ли, достаточно ли осветили мы наш предмет? Или нашему исследованию как раз более всего не хватает завершенного объяснения, хотя какое-то объяснение мы и дали? Сократ мл. Скажи яснее. Чужеземец. Я именно и собираюсь сейчас получше разъяснить для нас обоих то, что я думаю. d Сократ мл. Говори же. Чужеземец. Не правда ли, одним из многих искусств пестования, сейчас перед нами явившихся, было государственное искусство, состоящее в попечении о некоем одном стаде? Сократ мл. Да. Чужеземец. И это, согласно нашему определению, являет собой выращивание не лошадей либо каких-то других животных, но людей и заключается в общем их воспитании. Сократ мл. Это так. e Чужеземец. Давай же посмотрим, какое различие существует между всеми прочими пастухами, с одной стороны, и царями – с другой. Сократ мл. Какое же? Чужеземец. Не получилось бы, что кто-нибудь – представитель совсем иного искусства – вдруг назовет себя также воспитателем стада и станет играть эту роль. Сократ мл. Разве это возможно? 268 Чужеземец. Например, чту, если разные торговцы, землепашцы, булочники, а вслед за ними учители гимнастики и врачи станут всячески оспаривать у пастухов человеческого стада, которых мы назвали политиками, право называться руководителями воспитания не только всего человеческого стада, но и его начальников? Сократ мл. Это было бы с их стороны неправильным. Чужеземец. Возможно. Сейчас мы посмотрим. Ведь мы знаем, что с волопасом никто не станет вступать в спор об уходе за волами, но он сам – и воспитатель стада, и его врач, и как бы сват, и что касается приплода и родов, то он – единственный знаток повивального искусства. b Даже если речь идет об играх и способности воспринимать музыку – насколько животные могут это по своей природе, – никто другой не умеет так хорошо владеть звуками инструментов и голоса, которыми он ободряет и успокаивает стадо. И о прочих пастухах можно сказать то же самое. Разве не так? Сократ мл. Совершенно верно. Чужеземец. Так может ли показаться нам правильным и безупречным рассуждение о царе, когда мы одного его считаем пастухом и воспитателем человеческого стада и забываем о тысячах других, оспаривающих это звание? c Сократ мл. Никоим образом. Чужеземец. Так разве неправильным было наше прежнее опасение, когда мы заподозрили, что, называя лишь некоторые черты царя, мы не дадим безупречного в своем совершенстве образа политика, пока не перечислим всех тех, кто вокруг него толпится и оспаривает у него звание пастуха, и, отделив от них этот образ, не представим лишь его в чистом виде? Сократ мл. Сущая правда. Чужеземец. Итак, Сократ, мы должны это сделать, если не хотим под конец устыдиться нашего рассуждения. d Сократ мл. Нет, этого ни в коем случае нельзя допустить. Чужеземец. Значит, нам снова надо вернуться назад и начать все сначала, идя по иному пути. Сократ мл. Но какой это путь? Чужеземец. Пожалуй, такой, который мы переплетем с шуткой: мы должны воспользоваться изрядной толикой большого мифа, а что до остального, то мы будем последовательно отделять часть за частью, как мы это делали раньше, пока не подойдем к самой сути искомого. Должны ли мы так поступить? Сократ мл. Несомненно. Чужеземец. Ну, так слушай внимательно мой миф, как слушают дети. Впрочем, ты ведь не так давно оставил пору забав[1790]. e Сократ мл. Говори же. Чужеземец. Итак, много существовало и еще будет существовать древних сказаний, и среди них сказание об Атрее и Фиесте[1791]и их раздоре. Ты, конечно, слышал его и припоминаешь события, о которых там повествуется? Сократ мл. Ты, верно, говоришь о знамении золотого овна[1792]? 269 Чужеземец. Нет, совсем не об этом, а об изменении заката и восхода Солнца и других звезд: ведь там, где теперь Солнце восходит, в те времена был закат, и, наоборот, там, где теперь закат, тогда был восход. Но бог явил тогда Атрею знамение[1793]и обратил все это вспять, к нынешнему порядку. Сократ мл. Рассказывают и об этом. Чужеземец. Да и о царстве Кроноса[1794]мы слышали от многих. b Сократ мл. Конечно, от очень многих. Чужеземец. А как насчет того, что вначале люди были порождены землей[1795], а вовсе не другими людьми? Сократ мл. Это сказание тоже принадлежит к древнейшим. Чужеземец. Все это и, кроме того, тысячи еще более удивительных вещей – плод одного и того же события, но со временем многое из этого стерлось в памяти, другое же рассеялось, и рассказывают о каждом из этих событий отдельно. c А что лежало в основе всего этого – об этом не говорит никто, мы же теперь должны сказать: кстати ведь подойдет эта речь к объяснению того, что такое царь. Сократ мл. Ты прекрасно молвил; не упусти же ничего, прошу тебя. Чужеземец. Итак, слушай. Бог то направляет движение Вселенной, сообщая ей круговращение сам, то предоставляет ей свободу – когда кругообороты Вселенной достигают подобающей соразмерности во времени; потом это движение самопроизвольно обращается вспять, так как Вселенная – это живое существо, d обладающее разумом, данным ей тем, кто изначально ее построил, и эта способность к обратному движению врождена ей в силу необходимости по следующей причине[1796]… Сократ мл. По какой же именно? Чужеземец. Оставаться вечно неизменными и тождественными самим себе подобает лишь божественнейшим существам, природа же тела к этому разряду не принадлежит. То, что мы называем небом и космосом, получило от своего родителя много счастливых свойств, но в то же время оно оказалось причастным телу: поэтому оно не могло не получить в удел перемен. e Все ж, сколько можно, космос движется единообразно, в одном и том же месте, и обратное вращение он получил как самое малое отклонение от присущего ему самостоятельного движения. Вечно приводить в движение самого себя не дано почти никому, кроме того, кто руководит движением всех вещей, а ему не подобает вызывать движение то в одну, то в другую сторону. В соответствии со всем этим в космосе нельзя сказать ни что он вечно движет самого себя, ни что ему как целому всегда сообщает двоякое, разнонаправленное, вращение бог,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|