Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Марксистская теория классов и классовой структуры общества

 

Наличие классов в обществе к настоящему времени признается большинством социологов, в марксистской социологии первое и ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Центральным, главным элементом этой структуры являются классы. Классы формировались на определенном этапе развития общества и стали следствием неравенства людей в обществе. Впервые понятие «классов» введено в начале 19 века, и широко использовалось учеными Ф. Гизо, О. Тьери, А. Смитом, Д. Рикардо, но наиболее полное и развитое учение о классах и классовой борьбе было представлено в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс, обосновали экономические причины возникновения и функционирования классов, они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирование отношений частной собственности. Эксплуатация и присвоение результатов труда одних классов другими, является проявлением классовых отношений в обществе. Классы образуются двумя путями − путем выделения родовой общины эксплутационной верхушки, которая изначально состояла из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных и обнищавших соплеменников, попавших в непреодолимые долговые обязательства.

Впервые использовал экономический подход к классам, дал их определение в своей работе «Великий почин» В.И. Ленин. Согласно марксизму классы делятся на основные − такие, существование которых вытекают из господствующих в данной общественно-экономической формации отношений (отношения собственности): рабы и рабовладельцы (для рабовладельческого строя); крестьяне и феодалы (для строя феодального); пролетарии и буржуазия (для капиталистического строя), и не основные − остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации и возрождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления в новой формации.

Таким образом, по марксизму, классы − это развивающиеся большие группы людей. Коренные их социальные интересы − такие, которые определяют их существование и положение в обществе.

В зарубежной социологии используются разные основания для выделения классов:

· неравенство условий жизнедеятельности;

· уровень доходов;

· привилегии;

· отношение к власти;

· принадлежность к определенной группе;

· престиж;

· доступ к информации и т.д.

Главными признаками при определении классов считаются − отношение к средствам производства и способ получения доходов.

В современном западном обществе большинство социологов выделяют три основных класса:

· класс собственников экономических ресурсов;

· cредний класс;

· низший класс.

 

19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры

 

Социальная общность − совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих индивидов; принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям, принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам.

Важнейшим условием возникновения социальных общностей является солидарность – единодушие, осознание общности с интересами других людей. При этом уровень солидарности в разных типах общностей, как мы увидим ниже, может проявляться по-разному.

Функционально социальные общности направляют действия своих членов на достижения групповых целей. Социальная общность обеспечивает координацию этих действий, что ведет к повышению ее внутренней сплоченности. Последняя возможна благодаря образцам поведения, нормам, определяющим отношения внутри этой общности, а также социально-психологическим механизмам, направляющим поведение ее членов.

Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки зрения влияния на поведение имеют такие, как семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга, а также различные социально-территориальные общности (поселок, небольшой город, крупные города, регион и т. д.). Скажем, семья осуществляет социализацию молодежи в ходе освоения ею нормативов общественной жизни, формирует у нее чувство безопасности, удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях, предотвращает психологическую неуравновешенность, помогает преодолеть состояние изолированности и т. д.

Территориальная общность, ее состояние также влияют на характер поведения ее членов, в особенности в сфере неформальных контактов. Профессиональные группы кроме возможности решения чисто профессиональных вопросов формируют у членов чувство трудовой солидарности, обеспечивают профессиональный престиж и авторитет, контролируют поведение людей с позиций профессиональной морали.

Социальная общность − это основная категория социологии. Социальная общность − это не простая сумма индивидов и не любая группа людей, а более или менее устойчивое и целостное социальное образование, субъекты которого объединены общим интересом и находятся во взаимодействии друг с другом. Именно благодаря такому взаимодействию складываются социальные отношения, в обществе выделяется область социального, а каждый человек приобретает своё социальное качество. Социальная общность охватывает все виды и формы социального бытия индивида, обычно входящего в различные социальные общности и играющего в них разные социальные роли. Она опосредует взаимосвязь и взаимодействие личности и общества. В категории "социальная общность" адекватно отражается и особо выделяется субъектно-деятельная сторона социальных по своей природе явлений и процессов, что чрезвычайно важно для понимания сущности и специфики социологии.

По своему типу социальные общности различаются пространственно-временными масштабами (например, планетарная общность людей и их государственные общности; разномасштабные поселенческие общности; социодемографические общности) и содержанием объединяющих их интересов (например, социально-классовые, социально-профессиональные, этнонациональные и другие общности).

Свойства социальных общностей:

1) наличие общей цели деятельности или совпадение целей людей, составляющих общность;

2) наличие единых, разделяемых всеми участниками общности, правил, норм;

3) солидарные социальные взаимодействия партнеров, обусловленные наличием совпадающих целей и единых норм.

Типология социальных общностей:

1. В зависимости от уровня солидарности:

1) множества, в которых воплощается мнимая солидарность (при отсутствии взаимных социальных действий имеются совпадающие цели, интересы и т.п.). Формы множеств:

а) категории (статистические совокупности индивидов, имеющих сходные социальные признаки): студенты, подростки, женщины, "новые русские" и т.д.;

б) агрегации (объединения людей, пространственно находящихся в одном месте): пассажиры одного поезда, посетители одного супермаркета и т.д.;

в) массы (характеризуются сходными (однородными), но не социальными действиями): люди, спасающиеся бегством от реальной или вымышленной угрозы (сходное действие – паника); люди, стремящиеся носить одинаковую одежду (сходное действие – следование моде) и т.д.;

2) контактные общности, в которых воплощается реальная, но, как правило, кратковременная солидарность. Их формы:

а) аудитории – одноразовые, относительно кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов) взаимодействия лектора (певца, актера и т.п.) и слушателей;

б) толпы – общности людей, объединенных сиюминутным настоящим (разновидности толп: случайная (зеваки на пожаре), обусловленная (очередь за билетами), действующая (мятежники));

в) социальные круги – общности людей одного социального положения, собравшихся вместе для удовлетворения своих социальных потребностей (в общении, заботе о других, признании, престиже и т.п.): встреча друзей, конференция ученых, школьный бал и т.д. (социальные круги нередко становятся основой для формирования групповых общностей);

3) групповые общности, в которых воплощается институционализированная (долговременная, устойчивая, определяемая нормами, обычаями и т.п.) солидарность (5.2).

2. По численности:

1) диады (взаимодействие двух человек);

2) малые общности (включают от 3 до нескольких десятков человек);

3) большие общности (от сотен до тысяч человек);

4) суперобщности (включают десятки тысяч и миллионы человек); 5) все мировое сообщество.

3. По времени существования:

1) кратковременные (существуют от нескольких минут до нескольких часов: аудитория конкретного мероприятия, пассажиры междугороднего автобуса);

2) длительные (существуют от нескольких дней до нескольких лет: коллективы предприятий, воинские подразделения);

3) долговременные (существуют от нескольких десятилетий до веков и тысячелетий: территориальные, этнические общности, нации).

4. По плотности связей между индивидами:

1) тесно сплоченные (организации);

2) аморфные образования (болельщики футбольного клуба, любители пива).

5. По базовому системообразующему признаку:

1) территориальные (дальневосточная общность),

2) этнические (русские),

3) демографические (молодежь, женщины),

4) культурные (субкультурные) и т.д.

В социальной психологии в начале ХХ в. сложилось еще одно понимание социальных общностей. Наиболее известные представители данного направления – Г. Тард и Г. Лебон – утверждают, что все объединения людей можно обозначить понятием толпа. По их мнению, толпа – это не только стихийное, неорганизованное скопление индивидов, но и структурированное в той или иной степени, организованное объединение людей.

Г. Лебон выделяет следующие типы толп:

1) разнородные, в том числе а) анонимные (уличная толпа) и б) неанонимные (парламентское собрание);

2) однородные, в том числе а) секты (политическая, религиозная) и б) касты (военные, рабочие);

3) классы (буржуазия, купечество).

Таким образом, существуют различные трактовки понятия социальная общность и многообразные типы общностей. В социологии наиболее глубоко исследован тип групповых общностей (социальных групп), и это не случайно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...