Глава 2. Сфера туризма венгрии
Основные показатели развития туризма в Венгрии
Диаграмма 17. Динамика туристских прибытий в Венгрию 2000-2007 гг.
Диаграмма 18. Международные туристские прибытия и выезды в Венгрии, Польше, Чехии, Беларуси 2007 г.
Диаграмма 19. Структура международных туристских прибытий в Венгрию в2007 по макрорегионам Диаграмма 20. Динамика поступлений от международного туризма и расходов венгров за рубежом Источник: составлено автором [4]
Диаграмма 21. Доходы и расходы от международного туризма в 2006 г. Источник: составлено автором [7,11]
Инфраструктура туризма
Таблица 4. Коллективные средства размещения в Венгрии и др. в 2006 г.
Таблица 5. Количество туристических фирм в Венгрии и др. в 2000 и в 2006 г. Страна |
Кол-во туристических фирм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2000 | 2006 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Венгрия | 208 | 1799 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чехия | 4901 | 6396 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Польша | 6005 | 5184 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Словакия | 285 | 402 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Беларусь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЕС-27 (в среднем) | 2195 | 2768 |
Источник: составлено автором [5]
Туризм в экономике
Диаграмма 22. Доля доходов от туризма в экспорте услуг и доля расходов венгров за рубежом в импорте услуг Венгрии 1995-2007 гг.
Таблица 6. Вклад отрасли туризма в экономику Венгрии и других стран в 2008 г. (по оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям)
Страна | Доля туризма в ВВП (%) | Расходы посетителей в % от экспорта | Кол-во занятых в сфере туризма в % от ЭАН | Доля инвестиций в туризм от всех капиталовложений (%) |
Венгрия | 6,4 | 5,1 | 6,1 | 7,6 |
Чехия | 10,4 | 4,4 | 9,6 | 11,3 |
Польша | 7,7 | 5,6 | 7,1 | 8,6 |
Словакия | 14,9 | 5,9 | 13,1 | 11,9 |
Беларусь | 5,6 | 5,6 | 4,6 | 7,3 |
В среднем по миру | 9,9 | 8,4 | 9,4 | 11 |
|
|
Региональные и сезонные особенности
Диаграмма 23. Сезонное распределение международных туристских прибытий в Венгрию в 2007 г.
Источник: составлено автором [8]
Диаграмма 24. Международные туристские прибытия в коллективные средства размещения по регионам Венгрии в 2007 г.
Источник: составлено автором [8]
Диаграмма 25. Прибытия в коллективные средства размещения и ВВП на душу населения по регионам Венгрии
Источник: составлено автором [8, 2]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав ряд социально-экономических статистических показателей, можно сделать следующие выводы:
o Сфера туризма Венгрии развивается стабильными темпами, о чем свидетельствуют показатели динамики международных туристских прибытий в страну. Средний темп прироста прибытий за 2001-2007 гг. составил 4,68%, что практически равно среднему показателю по странам ЦВЕ и более чем в 1,5% выше среднеевропейского уровня. Со вступлением Венгрии в ЕС значительно увеличилось количество однодневных посетителей и начало уменьшаться количество ночующих посетителей.
o Поступления от туризма в Венгрию увеличивались быстрыми темпами до конца 1990-х гг., что во многом объясняется повышенным интересом иностранцев к бывшей социалистической стране. В 1998-1999 гг., 2002‑2004 и 2006 гг. наблюдается спад темпов прироста поступлений от туризма, что было во многом обусловлено неблагоприятными внешними и внутренними экономическими факторами.
o Положительное сальдо между доходами и расходами от туризма соответствует общему состоянию экономики страны, которое характеризуется уменьшением внутреннего спроса.
|
|
o Значительное увеличение количества средств размещений и туристических предприятий в 2000-2006 гг. свидетельствует о перспективах развитии туризма в Венгрии.
o Развитие туризма, как в целом и всей экономики Венгрии, имеет сильные региональные различия. Депрессивные регионы на Северо-востоке страны можно было бы попытаться вывести из кризиса за счет развития там туризма.
o Вклад сферы туризма в экономику страны значителен (на экспорт по статье «Поездки» приходится около 30% всего экспорта услуг в Венгрию). Значительное снижение доли поступлений от туризма (в 1997 гг. этот показатель превысил 60%) больше связано с развитием других услуг, а не со значительным уменьшением доходов от туризма.
o По ряду показателей развития туризма (прибытия, доходы, инфраструктура) Венгрия уступает своим основным конкурентам Чехии и Польше, что во многом связано с ярко выраженной сезонностью приема туристов в Венгрии (страну посещает относительно мало туристов во время зимнего сезона).
o Венгрия является одним из популярных направлений среди жителей Республики Беларусь. Количество белорусских туристов, посетивших Венгрию, и количество белорусских тур. фирм, предлагающих это направление, увеличивается.
o Беларусь по всем показателям значительно уступает Венгрии по уровню развития сферы туризма. Туристские потоки между двумя странами в настоящее время характеризуются односторонностью (из Беларуси в Венгрию).
|
|
12 |