Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ф. Энгельс. Критический разбор книги Прудона «общая идея революции» 163. 2. «общая критика идеи власти» (стр. 141). 1. «традиционное отрицание [идеи] правительства. Возникновение идеи




Ф. ЭНГЕЛЬС


Конкуренция так же предполагает наличие средств, как и ассоциация. Разделение труда может быть применено так же не­кстати, как и ассоциация. Можно столь же скверно обмени­ваться, как и ассоциироваться. Взятая абстрактно, каждая эко­номическая сила является такой же догмой, как и ассоциация, — все определяется существующими отношениями. А для иссле­дования этих отношений Прудон как раз ничего и не сделал; он принял за норму мелкую парижскую промышленность, вместо того чтобы в развитии крупной промышленности, машин­ного производства, разделения труда — в том виде как они развиваются в Англии — ив растущей в связи с этим централи­зации капитала разглядеть потребность в ассоциации, а также понять, что для удовлетворения этой потребности нужны со­вершенно иные формы объединения и централизации сил, чем те, которые свойственны парижским игрушечным ассоциациям [Bilboquet-Assoziation] и прудоновским компаньонажам 212.

четвертый этюд «О ПРИНЦИПЕ ВЛАСТИ»

Сначала дифирамбы в честь «анархии», открытой г-ном Прудоном.

1. «Традиционное отрицание [идеи] правительства. Возникновение идеи, идущей ей на смену» (стр. 116)

Всякое правительство возникло из патриархальной семьи. «Крайним пределом эволюции гувернаментализма [é volution gouvernementale] яв­ляется демократия» (стр. 119); последний предел демократии — демокра­тия прямого народоправства Консидерана, Риттингхаузена и других. Но оно последовательно привело бы прямо к императорской тирании, как это было в Греции и Риме (стр. 121).

«Отрицание правительства» ведет свое начало с Реформации. Прин­цип авторитета был тогда вытеснен из области религии свободой совести. Позднее это было перенесено также и на светскую область, в особенности благодаря Жюрье, который придумал самый термин «общественный до­говор» (? ). Идея договора, «царства договоров», примененная практически к общественной шизни, торговле и т. п., а не только к политике, вывела бы за рамки всего этого гувернаментального режима. Но Руссо, «который ничего не понял в общественном договоре», погубил все дело.

Общественный договор должен свободно обсуждаться и приниматься каждым заинтересованным лицом, иначе он недействителен

и тому подобные пояснения в духе штирнеровской морали (стр. 125-127).

В общественном же договоре Руссо: 1) нет никаких сведений о том, что должно служить предметом договора; 2) в нем не содержится ни прав, ни обязанностей, а только одни кары (стр. 128).


КРИТИЧЕСКИЙ РАЗБОР КНИГИ ПРУДОНА «ОБЩАЯ ИДЕЯ РЕВОЛЮЦИИ» 163

Подробно доказывает, как Руссо, взяв за исходный момент «широ­чайшие демократические основы» *, отбрасывает их одну за другой как неосуществимые [unpraktikabel], как он, признав невозможность сохра­нить равенство и демократическое правительство, «делает вывод о необ­ходимости [существования] пролетариата, о все развивающемся подчи­нении трудящегося, о диктатуре и инквизиции», а затем выдвигает не что иное, как «кодекс капиталистической и меркантильной тирании» (стр. 131—133).

Бешеные нападки на Руссо в высокопарнейшем стиле пру-доновской декламации, но для людей, вроде Луи Блана и К0, они все еще не лишены известной серьезности.

Сен-Симон первым смутно предугадал гибель гувернаментальпой си­стемы и водворение промышленной системы. Он дедуцирует отрицание государства «из наблюдения над историей и из воспитания человеческого рода».

Прудон же дедуцирует его

«из анализа экономических функций и из теории кредита и обмена». XVIII век окончательно завершил Реформацию и на место идеи прави­тельства выдвинул идею договора (свобода совести в области практики) (стр. 136-140).

2. «Общая критика идеи власти» (стр. 141)

1) «Абсолютная власть».

Trash **.

«Абсолютизм в своем наивном выражении ненавистен для разума и свободы» (! )

и тому подобные глубокомысленные вещи (стр. 142—146).

2) «Законы».

Бесчисленное множество прецедентов — следовательно, законы те­ряются в дурной бесконечности (стр. 147—150).

3) «Конституционная монархия».

«Ублюдочное правительство». Решает численность, большинство.

Пространное воспроизведение всей старой брани историче­ской школы 213 против большинства, против счета по числу голов и т. д. (стр. 150—156).

4) «Всеобщее избирательное право».

Обычная пустая болтовня о нравственных основаниях фев­ральской революции.

* Эти слова взяты в кавычки Энгельсом, Ред. •• — Хлам, вздор, Ред,



Ф. ЭНГЕЛЬС


Чего можно достигнуть с помощью всеобщего избирательного права, показывают два национальных собрания и избрание Луи Бонапарта 214.

Всеобщее избирательное право решительно скомпромети­ровано (стр. 156—162).

5) «Прямое законодательство».

Во всяком случае, последовательно демократично, и Робеспьер и Луи Блан несправедливо (с их же собственной точки зрения) выступали против него.

Пускается в велеречивую дискуссию по поводу прямого народоправства.

Дело-де идет о том, чтобы выявить «общую волю» как некое «коллек­тивное существо». Но это невозможно. Следовательно, необходима система вопросов, с которыми представители должны обращаться к народу и на которые он должен отвечать: да или нот. Это, однако, нелепость, ибо ни одного вопроса нельзя поставить так, чтобы па одной стороне были только истина, право и справедливость, а на другой — только глупость и беззаконие.

Приводится множество примеров, заимствованных главным образом у самого г-на Риттингхаузена, среди них один, касаю­щийся промышленного порядка в прудоновском духе.

Риттингхаузеп спрашивает у народа: «Нужно ли проводить желез­ную дорогу из Лиона в Авиньон», и народ отвечает: «Да». «Однако это «да» может оказаться чреватым серьезной ошибкой, во всех случаях оно означает посягательство на права отдельных местностей».

«Между Шалоном и Авиньоном имеется водный путь, который позво­ляет перевозить грузы на 70% дешевле всякого железнодорожного та­рифа (! ). Стоимость перевозок здесь может быть снижена еще — я в этом кое-что понимаю — на 90% (!! ). Почему бы не воспользоваться этим почти даровым путем,

(что это значит, разве им уже не пользуются? )

вместо того чтобы сооружать железную дорогу, которая обойдется в 200 миллионов и разорит торговлю четырех департаментов? Ио сов­сем не так посмотрят па дело в законодательной палате, в которой не бывает комиссионеров по транспорту, и так как французский народ, за исключением жителей берегов Роны и Соны, знает не больше своих министров о том, что происходит на этих двух реках, то он выскажется —< и это нетрудно предвидеть, — руководствуясь не своим мнением, а согласно пожеланию своих уполномоченных. Восемьдесят два департамента при­говорят к разорению (!!! ) четыре остальных: так пожелало прямое законо­дательство» (стр. 169).

Итак, с наступлением промышленного порядка [Ré gime in­dustriel] железным дорогам не суждено будет увидеть свет, если только на Роне будет существовать буксирное пароходство. Одно это уже достаточно многообещающе.

Затем на стр. 173 следует место против Ледрю-Роллена, конституции 1793 с, 21§ и той системы, при которой народ вотирует только законы,


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...