Конец введения в философию Платона
⇐ ПредыдущаяСтр 153 из 153
Перевод Т. Ю. Бородай и А. А. Пичхадзе. В кн.: Платон. Диалоги. М.: «Мысль», 1986
XXXIV. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Вечное 411 то, что существует во все времена: оно было раньше и не погибло ныне. Бог бессмертное существо, довлеющее себе в блаженстве: он – вечное бытие, причина рождения природы блага. Становление движение к бытию, причастность к бытию, поступательный шаг к тому, чтобы быть. Солнце b небесный огонь, единственное, что может быть видимо одними и теми же [существами] от утренней до вечерней зари; это – звезда, зримая днем, существо вечное, одушевленное, величайшее. Время движение Солнца, мера пути. День путь Солнца от восхода к закату, свет, противоположный ночи. Заря начало дня, первое сияние, исходящее от Солнца. Полдень время, в которое тени, отбрасываемые телами, достигают наименьшей длины. Вечерняя заря конец дня. Ночь тьма, противоположная дню, похищение Солнца. Судьба путь от неведомого к неведомому и произвольная причина рокового деяния. Старость c убыль одушевленности, совершающаяся с течением времени. Дыхание движение воздуха вокруг Земли. Воздух элемент, все движения которого в пространстве естественны. Небо тело, охватывающее собой все чувственные вещи, кроме самого высшего воздуха. Душа то, что само себя движет, причина жизненного движения существ. Потенция самодовлеющая творческая сила. Зрение способность различать тела. Кость мякоть мозга, уплотненная теплом. Элемент то, что объединяет и разъединяет все сложное. Добродетель d наилучшее состояние [души], свойство смертного существа, достойное хвалы само по себе; предрасположенность считать благом то, чем обладаешь; справедливое отношение к законам; состояние, заставляющее крайне серьезно говорить о предмете беседы; состояние, направленное на благочиние.
Разумность самодовлеющая творческая потенция, направленная к счастью человека; знание добра и зла; состояние, помогающее судить о том, что следует и чего не следует делать. Справедливость e умиротворенность души в самой себе и упорядоченность частей души как друг по отношению к другу, так и в целом; распределительная способность, уделяющая каждому свое по достоинству; способность, благодаря которой тот, кто ею обладает, предпочтительно избирает кажущееся ему справедливым; способность подчиняться в жизни закону; равенство в общежитии; способность повиноваться правильным законам. Рассудительность 412 (sophrosyne) – воздержность души по отношению к естественно возникающим в ней вожделениям и к наслаждениям; слаженность и уравновешенность души в отношении естественных радостей и печалей; гармоничность души в деле руководства и подчинения; самодовлеющее действие в соответствии с природой; стройность души; логическая связность души в вопросах прекрасного и постыдного; способность, благодаря которой тот, кто ею обладает, с осторожностью избирает что нужно. Мужество b способность души не поддаваться страху; воинская отвага; знание воинского дела; стойкость души перед лицом страха и опасности; смелость, полезная разуму; бесстрашие в ожидании смертного часа; охранительная способность к правильным умозаключениям в опасности; сила, уравновешивающая опасность; сила, укрепляющая в доблести; умиротворенность души в отношении вещей, представляющихся на основе верного рассуждения ужасными и дерзновенными; избавление от смутных представлений относительно опасности; воинская опытность; стойкость в исполнении закона. Выдержка (egcrateia) – способность быть терпеливым в печали; следование правильному суждению; неодолимая сила истинного убеждения.
Самодовление (autarceia) – совершенство в обладании благами; способность, благодаря которой ее обладатели управляют сами собой. Хладнокровие умаление справедливости и пользы; умеренность при договоренностях; логическая упорядоченность души в отношении к прекрасному и постыдному. Терпеливость c (carteria) – выносливость в печали во имя прекрасного; выносливость в трудах ради прекрасного. Отвага отсутствие ожидания зла; неустрашимость перед лицом наступившего зла. Беспечалъностъ способность не впадать в печаль. Трудолюбие способность завершить избранное дело; добровольная терпеливость; безупречная способность к труду. Совестливость (aidos) – добровольный отказ от дерзости, явно справедливый и направленный к наилучшему; добровольное восприятие наилучшего; стремление избежать справедливого порицания. Свобода d власть над жизнью; независимость во всем; возможность жить по-своему; щедрость в использовании имущества и владении им. Бескорыстие должное отношение к наживе; должное приумножение имущества и владение им. Кротость усмирение гневных порывов; симметрия частей души. Скромность добровольная уступка тому, что представляется наилучшим; упорядоченность движений тела. Блаженство e (eydaimonia) – благо, составляющееся из всех благ; самодовлеющая способность хорошо жить; совершенная добродетель; самодовлеющая полезность живого существа. Величие (megaloprepeia) – чувство собственного достоинства, основанное на особой возвышенности суждения. Проницательность одаренность души, благодаря которой ее обладатель точно судит о том, что подобает каждому; острота ума. Порядочность искренность нрава, соединенная с правильным образом мыслей; честность характера. Калокагатия (calocagathia) – способность избирать наилучшее. Великодушие утонченное использование обстоятельств; величие души, соединенное с разумом. Человеколюбие удобоуправляемое свойство характера любить человека; способность людей к добрым делам; благожелательное отношение; памятливость, направленная к благодеянию. Благочестие 413 справедливое отношение к богам; добровольная склонность к служению богам; правильное представление о почитании богов; знание того, как надо почитать богов.
Благо то, что существует ради него самого. Свобода от страха состояние, позволяющее не бояться. Бесстрастие состояние неподвластности волнениям. Миролюбие спокойствие перед лицом воинственной враждебности. Легкомыслие беззаботность души; бесстрастие и негневливость. Изобретательность настрой на достижение своей цели. Дружба b единомыслие относительно прекрасного и справедливого; свободный выбор сходной жизни; согласованность мнений относительно свободного выбора и действий; единомыслие относительно образа жизни; доброжелательное общение; соучастие в благих делах и в испытаниях. Благородство добродетель возвышенного нрава; восприимчивость души к словам и делам. Выбор правильная проверка. Доброжелательство [выбор] привязанность человека к человеку. Родство родственные отношения. Единомыслие одинаковое отношение ко всему существующему; созвучие мыслей и восприятий. Любовь (agapesis) – совершенное признание. Искусство государственного правления знание прекрасного и полезного; творческое знание справедливости в государстве. Товарищество c привычная дружба, бывающая среди ровесников. Благомыслие (eyboylia) – врожденная сила суждения. Вера (pistis) – правильное восприятие вещей такими, какими они представляются самому человеку; постоянство нрава. Правдивость способность утверждения и отрицания; знание истинного. Воля целеустремленность, соединенная с правильным рассуждением; благоразумное стремление согласно природе. Совет предшествующее действию другого человека указание относительно того, каким образом следует поступить. Своевременность успешное использование момента, удобного для действий или испытаний. Осторожность d избегание зла; забота о безопасности. Порядок единообразие в устройстве всех взаимосоотносящихся вещей; соразмерность во взаимоотношениях; причина упорядоченности всех взаимосвязей [в познании].
Внимание устремленность души к познанию. Одаренность быстрота в учении; врожденная доброкачественность; природная добродетель. Понятливость одаренность души, помогающая быстрому восприятию. Закон решение спорных дел, осуществляемое властью. Правый суд решение спора о справедливом и несправедливом. Законность e повиновение правильным законам. Хорошее настроение радость по поводу дел благоразумного человека. Почесть дарование благ, обретаемых путем доблестных свершений; добрая слава, уготованная добродетелью; форма величия; соблюдение доброй славы. Усердие настойчивость в выборе образа действия. Милость добровольное благодеяние; плата добром за добро; своевременная услуга. Единодушие единство мнений у правителей и подчиненных по поводу того, как надо править и подчиняться. Государство общность множества людей, достаточно сильная для процветания; узаконенное сообщество многих людей. Предусмотрительность 414 готовность к определенным будущим событиям. Совещание рассмотрение будущих событий, как они произойдут. Победоносность сила, одолевающая в борьбе. Сообразительность сила и ясность суждения о мыслимом предмете. Дар обмен любезностью. Благовременье лучшее время для обретения пользы; время, содействующее благу. Память способность души сберегать хранящуюся в ней истину. Здравомыслие (ennoia) – стройность мысли. Мышление (noesis) – первоначало знания. Священная чистота b воздержание от погрешений в отношении богов; врожденная почтительность в служении богу. Прорицание знание, проясняющее дело без доказательства. Искусство прорицания умозрительное знание того, что происходит и может произойти со смертным существом. Мудрость беспредпосылочное знание; знание вечных вещей; умозрительное знание причины существующего. Философия постоянная жажда знания бытия; способность созерцания истины, какова она есть; усердие души, сопряженное с правильным рассуждением. Знание c (episteme) – восприятие души, в отношении которого рассудок (logos) бессилен; способность восприятия какой-либо вещи или многих вещей, не подвластная рассудку; истинное рассуждение (logos), непоколебимо закрепленное в разуме (dianoia). Мнение (doxa) – восприятие, поддающееся воздействию рассудка; стремление разума (logistice phora); мысль (dianoia), впадающая под влиянием рассуждения (logos) то в ложные представления, то в истинные. Ощущение (aisthesis) – стремление души; движение ума; сообщение, делаемое телом душе и направленное к пользе людей: из него рождается в душе внеразумная (alogos) познавательная способность, исходящая от тела.
Опытность (hexis) – навык души, помогающий нам определять качества людей. Звук d истечение из уст, вызванное размышлением. Речь (logos) – звук, воспроизводимый в письме и обозначающий каждую существующую вещь; говорение (dialectos), состоящее из имен и глаголов без напевности. Имя неделимая часть речи, истолковывающая обозначенное согласно его сущности, а также толкующая все то, что не имеет собственного названия. Речение (dialectos) – человеческий голос, воспроизводимый в письме, и некий общий толковательный знак, без напевности. Слог воспроизводимый в письме член человеческой речи. Определение предложение (logos), состоящее из родового и отличительного признаков. Свидетельство e доказательство того, что неясно. Доказательство истинное рассуждение, основанное на умозаключениях; доказательное рассуждение на основе предвидения. Звуковой элемент неделимый звук речи; первопричина, в силу которой прочие звуки являются звуками. Полезное причина благоденствия; причина блага. Выгодное годящееся для блага. [Прекрасное благо]. Благо – причина благополучия живых существ; причина всего, что направлено само на себя; то, из чего проистекает все, долженствующее быть избранным. Мудрое (sophron) – украшение души. Законное упорядоченность закона, способная творить справедливость. Произвольное 415 то, что вызывает само себя; избираемое само собою под воздействием завершенной мысли (dianoia). Свободное повелевающее собой. Умеренность середина между избытком и недостатком, коя довлеет себе благодаря искусству. Мера середина между избытком и недостатком. Награда воздаваемая добродетели почесть, к которой стремятся ради нее самой. Бессмертие одушевленное бытие и вечное пребывание. Благочестивое почитание божества, ему угодное. Празднество время, священное согласно законам. Человек существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях (logoi). Жертвоприношение b принесение жертвы богу. Молитва обращенная к богам просьба людей о благах или о том, что представляется благом. Царь согласно законам, неограниченный властитель; распорядитель государственного устройства. Правление забота обо всем. Власть опека (epitrope) закона. Законодатель творец законов, согласно которым должно управляться государство. Закон государственное постановление большинства, не ограниченное определенным временем. Основоположение принцип, не требующий доказательств; итог рассуждения. Постановление общественное решение, не ограниченное определенным временем. Государственный муж c (politicos) – человек, сведущий в управлении государством. Город место обитания множества людей, подчиняющихся общим постановлениям; масса людей, живущих по одному и тому же закону. Гражданская добродетель установление правильного государственного устройства. Воинское искусство опытность в войне. Военный союз сообщество для войны. Безопасность предотвращение вреда. Тиран правитель, руководящий городом по своему разумению. Софист охотник за благородными и богатыми молодыми людьми, состоящий у них на жалованье. Богатство d имущество, достаточное для благополучной жизни; изобилие средств, направленное на укрепление счастья. Вклад, внесенный на хранение даяние, основанное на доверии. Очищение отделение худшего от лучшего. Побеждать одолевать в споре. Хороший человек тот, кто способен платить другому добром. Воздержный обладающий умеренными страстями. Владеющий собой тот, кто с помощью правильного суждения одолевает противоборствующие части души. Порядочный человек абсолютно честный; тот, кто обладает собственной добродетелью. Тревога e печальная мысль, не имеющая под собой разумного основания (logos). Невосприимчивость медлительность в учении. Деспотия справедливая неподотчетная власть. Пренебрежение к философии состояние человека, ненавидящего рассуждения. Страх душевное потрясение, вызванное ожиданием беды. Гнев (thymos) – резкая вспышка без рассуждения (logismos); возмущение порядка неразумной (alogistos) души. Потрясение страх из-за ожидания беды. Лесть отношение, направленное на удовольствие, но лишенное высшего блага; общительность, направленная на удовольствие, но преступающая меру. Злоба (orge) – побуждение страстной части души к мести. Дерзость (hybris) – несправедливость, ведущая к бесчестью. Невоздержность 416 неудержимое влечение (вопреки правильному суждению) к тому, что мнится приятным. Вялость избегание трудов. Трусость препятствие для настойчивости. Первоначало (arche) – первичная причина бытия. Клевета внесение разлада между друзьями с помощью слова. Благоприятное время момент, в какой должно испытывать или совершать все, приносящее пользу. Несправедливость презрение к законам. Нужда недостаток благ. Стыд страх перед ожидаемым бесчестьем. Хвастовство притязание на благо или блага, которыми не обладаешь. Погрешность действие, противоречащее правильному рассуждению. Зависть огорчение по поводу благ, имеющихся у друзей в настоящем или бывших у них в прошлом. Бесстыдство терпеливость души к бесчестью во имя выгоды. Наглость чрезмерная и неположенная отвага перед лицом страхов. Честолюбие душевное состояние расточительности, ведущей ко всевозможным неразумным расходам. Дурные задатки врожденная порочность нрава и природный изъян; врожденный недуг. Надежда ожидание блага. Неистовство (mania) – состояние, губительное для здравого восприятия. Болтливость неразумная безудержность речи. Противоположность наибольшее расхождение, какое случается у однородных вещей в связи с каким-либо видовым отличием. Невольное то, что совершается помимо разума (dianoia). Обучение способ попечения о душе. Воспитание передача выучки. Законодательное искусство умение создать хорошо организованное государство. Внушение наставительное слово, основанное на убеждении; речь, произносимая для отвращения от проступка. Помощь препятствие для существующего или возможного зла. Кара лечение души, совершившей проступок. Потенция мощь в деле и слове; способность, обладатель которой могуществен; природная сила. Спасать оберегать кого-либо от вреда.
Перевод С. Я. Шейнман-Топштейн. В кн.: Платон. Диалоги. М.: «Мысль», 1986
XXXV. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
Abel — Orphica / Rec. E. Abel. Lipsiae, 1885 Beckby — Anthologie graeca, griechisch und deutsch / Ed. H.Beckby. Bd I—IV. München, 1957—1958 Bergk – Poetae lyrici graeci / Rec. Th. Bergk. I—III. Lipsiae, 1882—1900 Diehl — Anthologie lyrica graeca / Ed. E. Diehl. Vol. I—II. Lipsiae, 1925. Fasc. 1, 1954. Fase. 2, 1955. Fasc. 3, 1954 Diels — Die Fragmente der Vorsokratiker. Griechisch und deutsch / Von H. Diels. 9 Aufl. I—III. Hrsg von W. Kranz. Bd I—III. Berlin, 1959—1960 Dindorfii – Aelii Aristidis orationis / Rec. G. Dindorfii. Vol. I—VI. Lipsiae, 1829 Diod. – Diodorii bibliotheca historica / Ed. Vogel-Fischer. Vol. I—V. Lipsiae, 1888—1906 Edmonds – Lyra graeca / Ed. J. M. Edmonds. Vol. I. London, 1963 FGH – Die Fragmente der Griechischen Historiker / Ed. F. Jacoby. T. 1. Leiden, 1957 Hesich. – Hesichii Alexandrini Lexicon / Ed. M. Schmidt. Ienae, 1867 Hercher – Aeliani opera / Ed. R. Hercher. Lipsiae, 1864 Hermann – Platonis dialogi / Ed. C. Hermann. Bd VI. Ed. stereot. Lipsiae, 1921 Kaibel – Comicorum graecorum fragmenta / Ed. G. Kaibel. Berolini, 1899 Kern – Orphicorum fragmenta / Coll. O. Kern. Berolini, 1922 Kock – Comicorum graecorum fragmenta / Ed. Th. Kock. Vol. I—III. Lipsiae, 1880—1888 Kroll – Procli Diadochi in Platonis rem publicam commentarii / Ed. G. Kroll. Vol. I—II. Leipzig, 1899—1901 L.-P. – Poetarum lesbiorum fragmenta / Ed. E. Lobel et D.Page. Oxford, 1955 N. – Sn. – Tragicorum graecorum fragmenta / Rec. A. Nauck. Suppl. add. B. Snell. Hildesheim, 1964 Р.-В. – W. Pape's Wörterbuch der griechischen Eigennamen. 3 Aufl. neu bearbeitet von G.ßenseler. Braunschweig, 1911 Quandt – Orphei hymni / Ed. G. Quandt. Berolini, 1955 Radt – Tragicorum Graecorum Fragmenta. Vol. 3. Aeschynes / Ed. S. Radt. Göttingen, 1985 Rose – Hygini fabulae / Ed. H. Rose. Leiden, 1963 Rzach – Hesiodi carmina / Ed. A. Rzach. Lipsiae, 1913 Snell-Maehler – Pindari carmina cum fragmentis / Post B. Snell ed. H. Maehler. Bd I—II. Leipzig, 1975—1987 Suidae – Suidae lexicon graece et latine / Rec. G. Bernhardy. Halis et Brunsvigae, 1853 SVF – Stoicorum veterum fragmenta / Ed. Arnim. Vol. I—IV. Lipsiae, 1921—1924 Vogt – Procli Hymni / Ed. E. Vogt. Wiesbaden, 1957 Walz — Rhetores graeci / Ed. Ch. Walz. Vol. I—IX. Stuttgart, 1832—1836
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru Оставить отзыв о книге Все книги автора [1] Обвинителями Сократа были: молодой трагический поэт Мелет – сын Мелета, тоже незначительного трагического поэта, не раз высмеянного знаменитым афинским комедиографом Аристофаном (например, «Лягушки», ст. 1302), Анит – богатый афинский владелец кожевенных мастерских, один из активных демократов и участник освобождения Афин от господства Тридцати тиранов в 401 г. (см.: Ксенофонт. Греческая история / Пер. С. Лурье. Л., 1935, II 3, 42-44; см. также: Менексен, прим. 37 и 38), а также оратор Ликон (из-за жалоб на бедность высмеивался комиками). Формально первым обвинителем был Мелет, но по существу главная роль в обвинении принадлежала влиятельному Аниту, осуждавшему Сократа с позиций узкой консервативной благонадежности и видевшему в Сократе, которого он сближал с софистами, опасного критика старинных идеалов государственной, религиозной и семейной жизни. По свидетельству Диогена Лаэрция (II 38), обвинительную речь для Мелета написал софист Поликрат (см. также прим. 22). Дело Сократа слушалось в одном из 10 отделений суда присяжных, так называемой гелиеи, включавшей 5000 граждан и 1000 запасных, которые ежегодно избирались по жребию от каждой из 10 фил Аттики. Таким образом, в отделении, разбиравшем дело Сократа, было 500 человек, причем к этому четному количеству присоединяли для голосования еще одного присяжного, так что число гелиастов становилось нечетным. Сократ, называя своих слушателей мужи-афиняне, имеет в виду не только судей, но и всех присутствующих, т. е. всех членов афинского Народного собрания, в котором могли принимать участие все граждане мужского пола, достигшие 20 лет.
[2]У меняльных лавок, или столов менял, где происходил обмен всевозможных денежных знаков, было в богатом торговом городе одно из самых оживленных мест. Сократ подчеркивает, что он будет говорить безыскусно, а не по примеру софистических риторов, скрывавших иной раз убогость мысли под тропами и фигурами изысканной речи. Известно (см.: Диоген Лаэрций II 40), что Сократ отказался от речи, специально написанной для него Лисием (см.: Евтидем, прим. 58).
[3]Сократ родился в 469 г. до н. э., суд происходит в 399 г.
[4]Говоря о прежних обвинениях и обвинителях, Сократ имеет в виду слухи, в течение многих лет распространявшиеся среди афинских «благонамеренных» граждан, об опасности его философских бесед, подрывавших традиционные авторитеты.
[5]Здесь слово «мудрый» Сократ иронически понимает как «софист» (см.: Протагор, прим. 13), желая этим сказать, что сами афиняне, толком не разбираясь в его целях и методах, принимали его по своему невежеству за одного из софистов, платных учителей практической житейской мудрости. Здесь также имеется в виду ходячее мнение о натурфилософах, якобы пытавшихся возвести в божественное достоинство закономерности природных явлений, а также о некоторых так называемых метеорософистах, как, например, о Гиппии из Элиды (см. прим. 9) или Протагоре из Абдер (см.: Евтидем, прим. 32), изображавших из себя знатоков астрономии, но в народе слывших шарлатанами.
[6] Под сочинителем комедий Сократ подразумевает Аристофана, не понимавшего Сократа и высмеявшего его в комедии «Облака». Насмешки над Сократом находим также в «Птицах» Аристофана, в «Лягушках», в некоторых фрагментах комедиографа Евполида (fr. 352, 361 Kock). Иронические замечания о связях Сократа и Еврипида, тоже жестоко высмеянного Аристофаном, находим во фрагментах Телеклида (fr. 39, 40 Kock) и Каллия (fr. 12 Kock).
[7]Часто упоминаемый платоновским Сократом бог – некое божество, близкое к монотеистическому.
[8]Обвинение Сократа типично для бытовых обвинений, предъявлявшихся обычно софистам, согласно которым они учили ложь выдавать за правду. Недаром Сократ считает, что пародия, созданная на него Аристофаном в «Облаках», в действительности не имеет к нему никакого отношения.
[9]Сократ не брал денег за обучение, что именно делали софисты и что вызывало к ним вражду. См. «Воспоминания…» Ксенофонта: «…кто берет плату за свои беседы, тех он презрительно называл продавцами самих себя в рабство»; «…он ни с кого не требовал платы за свои беседы» (I 2, 5 и 60). Леонтинец Горгий из Сицилии (483—375; по Виламовицу – Меллендорфу, ок. 500/497 – 391/388) – ученик Эмпедокла, один из главных основателей софистической философии. Во время Пелопоннесской войны, в 427 г., он возглавлял леонтинское посольство в Афины и добился от афинян военной помощи против сиракузян (см. также Лахет, прим. 2). Горгий остался в Афинах и прославился там как ритор. В Дельфах ему была поставлена золотая статуя (см.: Цицерон. Об ораторе III 32, 129). Горгий является также одним из основателей античной риторики с ее сложной системой тропов и фигур, часть которых так и называется – «горгиевы». Стиль его речей отличался пышностью, вычурностью, особой возвышенностью и в античности именовался горгианским. Горгию посвящен у Платона специальный диалог. См.: Горгий, преамбула, а также: Менон, прим. 12 и 15. Кеосец Продик (род. ок. 470 г.) – софист, в нравоучениях которого заключен в отличие от других софистических учений большой моральный пафос (см. приписываемую ему Ксенофонтом знаменитую аллегорию о Геракле на распутье – Воспоминания… II 1, 21-34). Он занимался также философией языка, а именно синонимикой, что характерно для софистов, придававших огромное значение слову (см. также: Протагор, прим. 52). Элидец Гиппий (род. ок. 460 г.) – тоже один из главных основателей софистической философии. Считался знатоком естественных наук, астрономии, геометрии, музыки, грамматики и т. д. Брал за свои уроки огромные деньги (см.: Гиппий больший 282d; см. также: Гиппий меньший, преамбула и прим. 3). Фрагменты софистов см.: Diels. Bd II; русск. пер.: Маковельский А. О. Софисты. Вып. 1 – 2. Баку, 1940—1941.
[10]Имеется в виду Евен, поэт-элегик, выступающий здесь как учитель-софист не очень высокого ранга (см. 20с).
[11] Каллий, сын Гиппоника, – богатейший афинянин, тративший большие деньги на обучение у софистов.
[12]Т.е. приблизительно 125—180 руб. (1 мина = прибл. от 25 до 30 руб.) – сумма весьма умеренная по сравнению с тем, сколько брали знаменитые софисты.
[13]Сократ имеет в виду упомянутых выше софистов.
[14]Т.е. Аполлон, который, по воззрениям древних, в своем святилище в Дельфах вещал устами пророчицы (пифии), одурманенной серными парами, выходившими из расселины скалы. О громадной государственной и политической роли дельфийского оракула см. у Плутарха (De Ε apud Delphos. De defectu oraculorum. De Pythiae oraculis // Plutarchi chaeronensis moralia / Rec. et emend. W. Paton, M. Pohlenz, W. Sieveking. Vol. III. Leipzig, 1972).
[15] Херефонт – друг и последователь Сократа, один из активнейших демократов, что имеет в речи Сократа немаловажный смысл: так как Херефонт был изгнан из Афин олигархией наряду с Анитом – обвинителем Сократа, значит, его свидетельство для врагов Сократа имеет объективное значение. Херефонт – действующее лицо диалога «Горгий».
[16]Об ответе пифии Херефонту см.: Диоген Лаэрций II 37. Несколько иначе в античных комментариях (схолиях) к «Облакам» Аристофана (ст. 144): «Софокл мудр, Еврипид мудрее, Сократ же – мудрейший из всех людей» (см.: Scholia graeca in Aristophanem / Ed. Dübner. Parisiis, 1877).
[17] Брат Херефонта – Херекрат, с которым Сократ, заметив, что братья ссорятся между собой, вел назидательный разговор о братской любви (Ксенофонт. Воспоминания… II 3).
[18]Речь идет о мнимой и подлинной мудрости. Подлинная не стыдится ограниченности знания (ср. знаменитые слова: «Я знаю только то, что ничего не знаю», приписываемые Демокриту. – В 304 Diels), так как человеческое знание – ничто по сравнению с божественным.
[19]Сократ в обыденных разговорах никогда не призывал в свидетели богов, так как, видимо, считал это неблагочестивым. В «Горгии» (482b) он клянется «собакой, египетским богом». См.: Алкивиад II, преамбула.
[20]Неосознанной вдохновенности поэтов у Платона специально посвящен диалог «Ион».
[21]Сократ сам оценивал свое имущество в 5 мин (см.: Ксенофонт. Домострой II 3 // Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения). Ср. прим. 12.
[22]Явная ирония Сократа, так как Мелет во время правления Тридцати тиранов участвовал в преследовании демократов, например, по свидетельству оратора Андокида (см.: De mysteriis 94 // Andocidis orationes / Ed. Blaß – Fuhr. Lipsiae, 1913), в казни Леонта Саламинского.
[23]У Диогена Лаэрция (II 40) читаем: «Заявление подал и клятву принес Мелет, сын Мелета из Питфа, против Сократа, сына Софрониска из Алопеки: Сократ повинен и в том, что не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; а наказание за то – смерть». Еще Фаворин, ритор и друг Плутарха, во II в. н. э. как будто бы видел это обвинение в афинском храме Великой Матери богов.
[24]Последующий диалог Сократа с Мелетом представляет собой замечательный образец Сократовой иронии, которой пронизаны вообще все беседы этого мудреца. Своим индуктивным диалектическим методом философского диалога он принуждает собеседника убедиться в несостоятельности его доводов. Об иронии Сократа см. у Платона в «Пире» (216), у Ксенофонта в «Воспоминаниях…» (IV 4, 10), у Аристотеля в «Никомаховой этике» (IV 13, 1127а14-b30); Лосев А. Ф. Ирония античная и романтическая // Эстетика и искусство. М., 1966. См. также: Феаг, прим. 8; Менексен, прим. 6.
[25] Гера – богиня греческого Олимпа, супруга Зевса, покровительница семьи и брака.
[26] Члены Совета – присутствующие на суде «булевты», т. е. члены высшего органа власти в демократических Афинах – Совета (буле) пятисот; в него избирались по жребию по 50 человек от каждой из 10 фил. Каждая фила заседала поочередно в течение около 40 дней. Все участвовавшие в сессии, т. е. в притании, именовались пританами, глава Совета на текущий день – эпистатом. См. также прим. 37.
[27] Анаксагор из Клазомен – философ, современник Сократа, друг Перикла, был изгнан из Афин за свои взгляды. Писал, что Солнце – раскаленная глыба, а Луна – тело, подобное Земле (см.: Diels. Bd II; русск. пер.: Маковельский А. Досократики. Т. I—III. Казань, 1914—1919; см. также: Он же. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946; Софисты). Против Анаксагора был также возбужден судебный процесс, на котором его обвинили в непочитании богов и было внесено предложение «считать государственными преступниками тех, кто не почитает богов по установленному обычаю или объясняет научным образом небесные явления» (59 А 17 Diels). Анаксагора, как и Сократа, тоже считали софистом (см. также: Горгий, прим. 18).
[28]Это место понимается двояко. Орхестрой называлась круглая площадка, на которой исполнял свои партии хор и которая располагалась перед просцениумом, где играли актеры. Вместе с тем Орхестрой именовалась известная афинская книжная лавка. Дешевые театральные места стоили 2 обола (ок. 4 коп.), а дорогие – 1 драхму (ок. 36 коп.).
[29] Гении, или демоны (δαίμονες) – низшие божества, или духи, в греческой мифологии. В данном случае речь идет о внутреннем голосе Сократа (см. 31d и прим. 34).
[30] Сын Фетиды, морской богини, – Ахилл, герой «Илиады» Гомера (см. также: Феаг, прим. 11).
[31]См. Ил. XVIII 95. Гектор – сын Приама; Патрокл – друг Ахилла (см. также прим. 51).
[32]Сократ участвовал в Пелопоннесской войне (см.: Менексен, прим. 31) – при Потидее (432 г.), Делии (424 г.) и Амфиполе (422 г.), где вел себя мужественно и достойно (см. также: Алкивиад I, прим. 50 и Хармид, прим. 1).
[33] Аид – подземное царство мертвых, бог смерти и сама смерть (см.: Горгий, прим. 81).
[34]О своем внутреннем голосе, гении (даймонии), свойственном ему с детства и удерживавшем его от того или другого поступка, Сократ в диалогах Платона говорит неоднократно (см.: Феаг 128, Федр 242b, Евтидем 272е, Теэтет 151а, Алкивиад I 103а). Замечания об этом внутреннем голосе приводят также Ксенофонт в «Воспоминаниях…» (I 1, 2-5) и Аристотель в «Риторике» (II 23, 8). Поздние античные писатели не раз обращались к толкованию этого удивительного, по их мнению, явления (см.: Cicero. De divinatione 1, 54 (122) // Ciceronis M. Tulli scripta quae manserunt omnia / Rec. Atzert, Marx, Pohlenz, Piasberg. Leipzig, 1923. Fase. 48. Русск. пер.: Цицерон. О гадании // Философские трактаты / Пер, с лат. М. И. Рижского. М., 1985; Plutarchi Chaeronensis. De genio Socratis // Moralia. Vol. III. Русск. пер.: Плутарх. О демоне Сократа. Пер. Я. Боровского // Сочинения. М., 1983; Apulei. Liber de deo Socratis // Apulei Madaurensis scripta quae sunt de philosophia / Rec. P. Thomas. Lipsiae, 1908. Русск. пер.: Апулей. О божестве Сократа. Пер. А. Кузнецова // «Метаморфозы» и другие сочинения. М., 1988). См. также: Феаг, прим. 24.
[35]Сократ был избран членом афинского Совета (см. прим. 26) в 406 г. от дема (округа) Алопеки, входившего в филу Антиохида.
[36]Афиняне, одержавшие победу над пелопоннесцами в морском сражении при Аргинузских о-вах (406 г.), не успели из-за бури похоронить погибших. Стратеги, вернувшиеся в Афины (всего шесть человек из десяти; остальные, не подчинившись приказу, бежали), были казнены как нарушители отечественных религиозных традиций (см. красочное описание этих событий у Диодора (XIII 100—103): Diodori bibliotheca historica / Ed. Vogel – Fischer. Vol. III. Lipsiae, 1893). Сократ, бывший эпистатом (см. прим. 26 и 35), воспротивился незаконному огульному суду над всеми стратегами сразу (см.: Ксенофонт. Воспоминания… I 1, 18; Греческая история I 7, 14) и едва избежал кары от правящей демократической партии. На следующий день при другом эпистате стратеги были казнены (см.: Аксиох 35d, прим. 22). Впоследствии афиняне раскаялись и привлекли к суду самих обвинителей. Главный из обвинителей – Калликсен – «умер от голода, ненавидимый всеми» (Ксенофонт. Греческая история I 7, 35).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|