Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ художественного произведения.

План экскурсии в музее им. Н. К. Рериха.

1.Тема экскурсии: «Жизнь и творчество семьи Рериха».

2.Место проведения: Музей имени Николая Константиновича Рериха.

3.Возраст аудитории: 16 – 18 лет.

4.Уровень образования аудитории: среднее профессиональное художественное образование.

5.Длительность экскурсии: 1 час 33 минуты.

6.Цель экскурсии: познакомиться с биографией, творчеством и философским мировоззрением Николая Константиновича Рериха и его семьи.

7.Маршрут экскурсии:

1) Вводный зал

2) Петербургский зал

3)Русский зал

4) Зал Живой этики

5) Зал учителей

6) Зал посвящённый Центральной-Азиатской экспедиции

7) Зал Кулу

8) Зал знамений

8. Количество человек: 24 + 3 сопровождающих

9. Ход экскурсии:

Организационная часть заняла около 10 минут, за которые наш экскурсовод кратко рассказала нам, о чём будет эта экскурсия и на что будет более всего обращено наше внимание. Она осведомилась, насколько близко мы знакомы с историей семьи Рерихов и начала с главного.

Основная часть длилась 1 час 24 минуты и началась она с Вводного зала. Этот зал был посвящён философскому мировоззрению Рериха и его семьи. Нашему вниманию была представлена серия работ Нины Волковой, нам пояснили, что её философское мировоззрение абсолютно совпадало с мировоззрением Рерихов, и в этих картинах отражена вся его суть. В зале всего шесть работ, развешанные друг за другом, обозначают эволюцию человека, вечную её спираль. Всё, конечно, начиналось с древних времён, времён тьмы и незнания. На первой картине изображены древние века, века существования и затмения Атлантиды, и вот жрец обращает свой лик к небесам, моля о помощи, но его накрывает волна бедствий и разрушения. Но волна не просто так разрушает старое, тёмное царство, она возрождает новое человечество, готовое принимать знание и идти к свету познаний. Это передаёт нам изображение девушки в лодке, тихо плывущей на волне, которая держит в руках лилию, символ познания. Никаких не может быть познаний и учеников без учителей. Здесь находятся изображения всемирно известных и великих учителей, таких как Будда и Иисус. Но никакого просветления не будет, если оно не будет добровольным, учитель появляется тогда, когда готов к его появлению ученик. На следующей работе изображена ученица, готовая принять тяжёлый груз знаний и идти в неизвестность, она почти уже ступила в эту темноту, но она не боится, потому что её поддерживает учитель, чтобы она не оступилась в своём пути. Завершает всю серию изображение будущего, ещё нам не известного, но светлого, потому что если сейчас мы только встали на путь света, на путь познаний, то в будущем, мы надеемся, станем не только познавать свет, но и созидать его. На последней работе нарисована спираль, а спираль, как нам напомнила наш экскурсовод, это символ бесконечной эволюции. В этом зале, как и во многих других, весит знак мира, который художник использовал всю жизнь не только как знак на картинах, но и как жизненный принцип. Под этим знаком располагается условный жертвенник для всех, кто решил отдать свою жизнь познаниям. На стенах зала изображён космос материальный, но Рерих верил, что существует космос духовный, некий высший дух, который, как учитель, направляет нас по истинному, светлому пути.

После мы прошли в Петербуржский зал, где были собраны фотографии, зарисовки и некоторые документы семьи Рерихов, а точнее её истоков в Санкт-Петербурге. Экскурсовод нам здесь рассказала и про то, сто родился Николай Константинович Рерих в 1874 году в семье нотариуса, происходившей от старого норвежского рода. Рерих, окончив детский курс гимназии, увлёкся художественным мастерством, что очень не понравилось его отцу, который хотел, чтобы тот стал юристом. Рерих решил совместить желание отца со своим желанием и поступил сразу на юридический факультет и в Академию художеств (его учителем был Куинджи). Но Николай был очень любознательным человеком, поэтому в скором времени поступил на исторический факультет и стал учиться на трёх факультетах сразу. Его дипломная работа в академии художеств называлась «Гонец». В 1899 году познакомился с Еленой Викторовной Шапошниковой, девушкой с приличным образованием, пианисткой, которая знала на тот момент 4 языка и была одной из первых красавиц Петербурга, а в 1901 году уже состоялась свадьба. В 1902 году родился первый сын, Юрий Рерих, а в 1904 году младший Святослав. Детям с раннего возраста давали просматривать каталоги с картинами, они помогали отцу в мастерской, перемешивая краски. В 35 лет Николай стал академиком живописи, но из-а своей болезни был вынужден переехать вместе с семьёй в Финляндию.

Экскурсовод повела нас в следующий зал, который назывался «Русский зал». Здесь представлены работы Рериха посвящённые Руси светлой, богатой народами и природой, это выражается в таких картинах, как «Пасхальная ночь» и «Земля славянская».

Следующий зал назывался «Зал живой этики», он был посвящён Востоку. Здесь на картинах Николай Константинович изображал гористую природу Азии, простые жители Востока, монахи и боги. Так, например, на картине «Ойрот-посланник Белого Бурхана» изображено, как простая девушка, возвращаясь домой, встретила бога, который стал просвещать её, как дальше жить ей и её народу, а она внимательно и смиренно слушает его и запоминает. В этом зале также присутствовал очень интересный и удивительный экспонат: «Вестники космической эволюции». Это была пирамида, сделанная из скульптурных портретов великих деятелей, учёных, поэтов, мыслителей, правителей, художников и вообще хороших, умных, просвещённых людей. Это означает преемственность знаний и тяги к знаниям из поколения в поколение.

Следующий зал – Зал учителей. Учитель, как считал сам Рерих, очень важен в жизни человека, он стоит у самых истоков формирования человека, он помогает ему в начале этого сложного пути к свету. Этот зал посвящён учителям Николая Рериха, которых он встретил на своём пути, так, например, здесь находится «Триптих, посвящённый учителю Море». В этом зале показано наступившее через столько веков равновесие мужского и женского начала. Здесь находится картина «Матерь мира», где изображено, как женщина (женское начало) сидит смиренно, прикрыв лицо платком. Рерих считал, что главная женская роль – вдохновлять. Так и его жена, Елена Ивановна, вдохновляла его и своих детей на поступки. В этом зале также присутствуют работы, посвящённые ей: «Портрет Елены Рерих», нарисованный сыном, Святославом, и картина «Ведущая». Не далеко от этих картин находился стенд с подарками семье Рерихов от Учителей. Такими подарками были фигурки птиц из сердолика, кольцо Нифертити и древние письма. У входа в зал весит картина «Шамбала», символизирующая город просвещения, и философия живой этики гласит, что каждый найдёт свою Шамбалу, и наступит когда-нибудь время, когда мы выйдем из этой тьмы незнаний и поднимемся вверх, к свету.

В этом музее также есть зал, посвящённый Центрально-Азиатской экспедиции Рериха, в которой было 3 постоянных участников: Николай Рерих, Елена Рерих и Юрий Рерих. Экспедиция длилась с 1924 по 1928 год. Эта экспедиция отслеживалась и преследовалась английской разведкой, с целью прекратить её рас и навсегда. Но семья Рерихов смогла пройти огромнейший маршрут по Гималайским горам, после чего была сделана попытка вернуться в Россию, но Рерихи были там не поняты, поэтому Семья художника во главе с ним поехали к горам Алтая. Экспедиция была в очень суровых условиях, целиком проходила верхом на лошадях, и,бывало, что путникам приходилось ехать без остановки 36 часов. Экскурсовод всё время обращала наше внимание на карту маршрута экспедиции. На всём её протяжении был собран невероятный объём Этнического и географического научного материала.

Семья Рерихов немало времени своей жизни провели и в долине Кулу, которой в музее тоже посвящён один зал. Долина Кулу – это долина богов. Здесь даже документы не были действительны без подписи бога. На стенах этого зала расположены фотографии, сделанные по местам маршрута этой семьи. Здесь располагается картина «Арджуна», изображающая бога, притягивающего к себе молнию, чтобы прорубить щель в горах. Рерих стал директором Азиатского института. Они купили дом в долине и жили, как всегда, в труде. Считал сам Рерих, что лучший отдых – это смена одного труда на другой, как подметила наш экскурсовод. Сам Рерих вставал в 5 утра, мог садиться за проработку сразу 8 картин и, ещё к началу экспедиции, знал 6 европейских и 30 азиатских языков. В этом зале располагаются также фотографии и записи от Маньчжурской экспедиции Рерихов, которая началась с японского города Токио и длилась с 1934 по 1935 год, цель её был поиск сухоустойчивых растений для, возможно, дальнейшего их разведения в пустынях.

Заключительная часть нашей экскурсии была проведена в Зале знамений, где нам рассказали об одном из самых значимых событий, связанными с семьёй Рерихов. 15 апреля 1935 года в Америке был подписан «Пакт Рериха» о защите архитектурного наследия и древностей, но в Европе этот документ подпишут, к сожалению, только после Второй мировой войны, когда больше половины памятников архитектуры были стёрты с лица земли. Николай Рерих умер в 1947 году, так и не прибыв в Россию. Его жена, Елена Ивановна, умерла в 1955 году также на чужбине, так как в возвращении на родину ей было отказано. Оба супруга были кремированы, и прах их находится в фигурах их памятного постамента, расположенного на входе в музей. В этом зале также расположен большой глобус, на котором отмечены все места, где побывал флаг мира, который висел здесь же. После войны появилось очень много молодёжных движений «Знамя мира». На этом закончилась наша экскурсия. Экскурсовод говорила очень понятно и интересно, все слушали с удовольствием, на протяжении экскурсии было задано много вопросов, на которые она понятно и с большим удовольствием отвечала. Завершающая часть заняла 15 минут.

Анализ художественного произведения.

1.Картина Н.К. Рериха «Ойрот-вестник Белого Бурхана»

2.Вид изобразительного искусства: живопись.

3. Техника: темпера. Материал: холст. Размеры: 73,1 x 116,7 см.

4.Жанр пейзаж, мифологический.

5.Сюжет: простая девушка, возвращаясь домой, встретила бога, который стал просвещать её, как дальше жить ей и её народу, а она внимательно и смиренно слушает его и запоминает.

6.Стиль, манера исполнения: работа нарисована несколько абстрактно, но формы и пропорции позволяют поверить в реальность происходящего.

7.Передача формы и пропорций: формы и пропорции человеческих фигур соблюдены, на вид, верно, но возможны некоторые неточности, связанные с манерой изображения.

8. Передача объёма и пространства: на картине присутствует светотень, что предаёт ей объём.

9.Цветовое решение: картина контрастная, выдержана в холодных оттенках синего и голубого светлых и тёмных тонов.

10.Главное в произведении: главными в произведении являются вестник и девушка, которые играют здесь роль мудрого учителя, передающего свои знания, и покорного ученика, принимающего их.

11.Эмоциональное воздействие произведение: картина вызывает чувство спокойствия и счастья за то, что есть тот учитель, который готов уберечь и помочь своим напутствием ещё тёмному народу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...