Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыкальная психология в историческом ракурсе




Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

В рамках Федеральной целевой программы

«Культура России»

Допущено Учебно-методическим объединением

по направлениям педагогического образования

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению 050600 (540700)

Художественное образование

Рецензенты:

доктор искусствоведения, член Союза композиторов России, профессор Н. А. Соломонова (Санкт-Петербургский Гуманитар­ный Университет профсоюзов),

кандидат искусствоведения, доцент И. Н. Налетова (Российс­кий государственный педагогический университет им. А. И. Гер­цена).

Овсянкина Г. П.

Музыкальная психология. Издательствово «Союз художников», 2007. - 240 с.

«Музыкальная психология» представляет собой сконцентриро­ванное изложение основного материала по данной дисциплине. Издание адресовано прежде всего студентам музыкальных факуль­тетов педагогических вузов, исполнительских и теоретико-компози­торских факультетов консерваторий, а также представителям дру­гих гуманитарных специальностей, учащимся музыкальных, музы­кально-педагогических училищ, колледжей и лицеев, слушателям университетов повышения педагогической квалификации.

Все темы курса классифицируются в пять частей, отражаю­щих различные аспекты музыкальной психологии. Издание вклю­чает развернутый список литературы. В нем обобщаются резуль­таты многолетнего практического опыта по преподаванию данной дисциплины на факультете музыки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

18ВЫ 978-5-8128-0075-8 ББК 88.4 Овс34

© Издательство «Союз художников». 2007

© Г. Овсянкина, 2007

© Е. Гросман, оформление, 2007


От автора

Предлагаемые лекции по музыкальной психологии предназначены для студентов различных специально­стей, прежде всего для будущих педагогов. Лекции воз­никли в результате обобщения пятнадцатилетнего опы­та преподавания музыкальной психологии и родствен­ных ей дисциплин в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена. Цель данного издания - обозначить основные положения музыкальной психологии и рассмотреть их в контексте педагогической и творческой деятельности. Мы поста­вили задачу познакомить будущих преподавателей музыки (общего и специального музыкального образо­вания), музыковедов, композиторов, музыкантов-испол­нителей, звукорежиссеров и др. с ключевым теорети­ческим материалом по истории и теории музыкальной психологии с позиций современной науки, проследить связь категорий музыкальной психологии с музыкаль­ным творчеством. Нельзя в одном лекционном издании охватить все разнообразие понятий, связанных с музы­кальной психологией, тем более, что наука эта бурно развивающаяся и по ряду вопросов в ней на сегодняш­ний день еще нет единого мнения.

Принцип отбора, содержание и организация мате­риала предполагает, во-первых, связь с будущей про­фессией студентов, во-вторых, ориентацию на основ­ные категории музыкальной психологии. В результате лекционный курс складывается из пяти частей, посвя­щенных общим положениям о музыкальных способнос­тях, музыкальном восприятии, психологии творческого процесса композитора, музыкального исполнительства, музыкального воспитания и образования.



Лекции основываются на классических и новейших трудах по различным вопросам музыкальной психоло­гии: Б. М. Теплова, Е. В. Назайкинского, М. Г. Аранозского, В. В. Медушевского, К. В. Тарасовой, А. Н. Готсдине-ра, А. И. Мухи, В. М. Блока, Л. Л. Бочкарева, Е. В. Вязковой, А. И. Климовицкого, А. С. Соколова, Н. П. Корыхаловой, Л. Маккинон, М. С. Старчеус, Д. К. Кирнарской, сбор­никах Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского «Ногтю ти51киз» (ред. М. С. Стар­чеус), РАМ им. Гнесиных «Процессы музыкального твор­чества» (ред. Е. В. Вязковой), «Восприятие музыки» (ред. В. Максимова) и др. В лекциях отражен материал из на­ших программ - кратких конспектов-лекций - по психо­логии музыкального творчества и психологии музыкаль­ного воспитания в школе, опубликованных в 1995 году Астраханским областным институтом усовершенствова­ния учителей. При подготовке лекций к изданию учиты­вались те немногие учебные пособия по музыкальной психологии, которые опубликованы в нашей стране, прежде всего учебники А. Л. Готсдинера и В. И. Пет-рушина.

Надеемся, что знакомство с данными лекциями по­может студентам свободно ориентироваться в пробле­матике музыкальной психологии, самостоятельно изу­чать литературу и применять полученные знания в пе­дагогической, творческой деятельности, а также в научной работе.


Введение

Музыкальная психология: история и ключевые понятия

Музыкальная психология в историческом ракурсе

Ученые предполагают, что в XX! веке педагогика и психология будут ведущими науками. И действитель­но, каждодневная практика подтверждает эту гипотезу. Открытия научно-технической революции нередко идут не на пользу человечеству, так как его нравственный мир еще не соответствует тому уровню, чтобы всегда разум­но использовать свои достижения. Человеку надо тща­тельно изучать себя и напряженно работать над совер­шенствованием своей природы. Развитие музыкальной психологии вносит свою лепту в этот процесс. Эта на­ука соприкасается со многими областями гуманитарно­го знания и с искусством, но в первую очередь - с об­щей психологией и с музыкальным творчеством.

Проблемы музыкальной психологии (как и общей) стали волновать человечество еще в древних цивили­зациях Востока и Запада, в эпоху Средневековья, Ре­нессанса. Об этом свидетельствуют, например, труды Аристотеля, Платона, Авиценны, Боэция, Тинкториса и др. Но тысячелетиями эти вопросы разрабатывались в рамках философии, педагогики, медицины, позднее -


 




в музыковедении. Появление музыкальной психологии как самостоятельной науки относится только ко второй половине XIX века и связано с дифференциацией об­щей психологии - науки молодой и перспективной. Из­вестно, что общая психология как самостоятельная на­ука «о закономерностях, механизмах и фактах психи­ческой жизни человека и животных» [НЭС, 2004. С. 982] сформировалась только в 70-е годы XIX века в трудах немецкого ученого В. Вундта. И сразу же от общей пси­хологии начинают отделяться ее автономные области, связанные с изучением психических процессов, харак­терных для тех или иных видов деятельности или для тех или иных аспектов исследования. Так возникают инженерная психология, психология спорта, психофи­зиология, медицинская психология, психология труда, педагогическая психология, психология творчества, по­зднее - космическая психология, историческая психо­логия, юридическая психология, этническая психология и т. д. Происходит процесс дифференциаций уже внут­ри автономных психологии. Это все область погранич­ных наук, которые обращаются как к категориям сугубо психологическим, так и связанным с каким-либо другим видом научного знания.

К таким пограничным наукам относится и музыкаль­ная психология. Она возникла в результате развития эк­спериментальной психофизиологии и разработки тео­рии слуха немецким ученым Г. Гельмгольцем, а чуть позднее - теории музыкального восприятия Г. Риманом, тоже немецким ученым-музыковедом. Музыкальная пси­хология разрабатывает основные категории общей пси­хологии: ощущение, восприятие, память, внимание, мыш­ление, эмоции и чувства, речь, воображение и фанта­зия, мотивация и т. д., но в контексте музыкального творчества. По причине множества понятий, используемых музыкальной психологией, историческую лепту в разви-


тие науки внесли физиологи, неврологи, психологи, му­зыковеды: И. И. Сеченов и Б. Л. Яворский, В. М. Бехте­рев и Б. В. Асафьев, А. Н. Леонтьев и Е. В. Назайкинский, И. П. Павлов и Н. А. Гарбузов и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...