Музыкальная психология в историческом ракурсе
Стр 1 из 21Следующая ⇒ Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям В рамках Федеральной целевой программы «Культура России» Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050600 (540700) Художественное образование Рецензенты: доктор искусствоведения, член Союза композиторов России, профессор Н. А. Соломонова (Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет профсоюзов), кандидат искусствоведения, доцент И. Н. Налетова (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена). Овсянкина Г. П. Музыкальная психология. Издательствово «Союз художников», 2007. - 240 с. «Музыкальная психология» представляет собой сконцентрированное изложение основного материала по данной дисциплине. Издание адресовано прежде всего студентам музыкальных факультетов педагогических вузов, исполнительских и теоретико-композиторских факультетов консерваторий, а также представителям других гуманитарных специальностей, учащимся музыкальных, музыкально-педагогических училищ, колледжей и лицеев, слушателям университетов повышения педагогической квалификации. Все темы курса классифицируются в пять частей, отражающих различные аспекты музыкальной психологии. Издание включает развернутый список литературы. В нем обобщаются результаты многолетнего практического опыта по преподаванию данной дисциплины на факультете музыки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 18ВЫ 978-5-8128-0075-8 ББК 88.4 Овс34 © Издательство «Союз художников». 2007 © Г. Овсянкина, 2007
© Е. Гросман, оформление, 2007 От автора Предлагаемые лекции по музыкальной психологии предназначены для студентов различных специальностей, прежде всего для будущих педагогов. Лекции возникли в результате обобщения пятнадцатилетнего опыта преподавания музыкальной психологии и родственных ей дисциплин в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена. Цель данного издания - обозначить основные положения музыкальной психологии и рассмотреть их в контексте педагогической и творческой деятельности. Мы поставили задачу познакомить будущих преподавателей музыки (общего и специального музыкального образования), музыковедов, композиторов, музыкантов-исполнителей, звукорежиссеров и др. с ключевым теоретическим материалом по истории и теории музыкальной психологии с позиций современной науки, проследить связь категорий музыкальной психологии с музыкальным творчеством. Нельзя в одном лекционном издании охватить все разнообразие понятий, связанных с музыкальной психологией, тем более, что наука эта бурно развивающаяся и по ряду вопросов в ней на сегодняшний день еще нет единого мнения. Принцип отбора, содержание и организация материала предполагает, во-первых, связь с будущей профессией студентов, во-вторых, ориентацию на основные категории музыкальной психологии. В результате лекционный курс складывается из пяти частей, посвященных общим положениям о музыкальных способностях, музыкальном восприятии, психологии творческого процесса композитора, музыкального исполнительства, музыкального воспитания и образования.
Надеемся, что знакомство с данными лекциями поможет студентам свободно ориентироваться в проблематике музыкальной психологии, самостоятельно изучать литературу и применять полученные знания в педагогической, творческой деятельности, а также в научной работе. Введение Музыкальная психология: история и ключевые понятия Музыкальная психология в историческом ракурсе Ученые предполагают, что в XX! веке педагогика и психология будут ведущими науками. И действительно, каждодневная практика подтверждает эту гипотезу. Открытия научно-технической революции нередко идут не на пользу человечеству, так как его нравственный мир еще не соответствует тому уровню, чтобы всегда разумно использовать свои достижения. Человеку надо тщательно изучать себя и напряженно работать над совершенствованием своей природы. Развитие музыкальной психологии вносит свою лепту в этот процесс. Эта наука соприкасается со многими областями гуманитарного знания и с искусством, но в первую очередь - с общей психологией и с музыкальным творчеством. Проблемы музыкальной психологии (как и общей) стали волновать человечество еще в древних цивилизациях Востока и Запада, в эпоху Средневековья, Ренессанса. Об этом свидетельствуют, например, труды Аристотеля, Платона, Авиценны, Боэция, Тинкториса и др. Но тысячелетиями эти вопросы разрабатывались в рамках философии, педагогики, медицины, позднее -
К таким пограничным наукам относится и музыкальная психология. Она возникла в результате развития экспериментальной психофизиологии и разработки теории слуха немецким ученым Г. Гельмгольцем, а чуть позднее - теории музыкального восприятия Г. Риманом, тоже немецким ученым-музыковедом. Музыкальная психология разрабатывает основные категории общей психологии: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, эмоции и чувства, речь, воображение и фантазия, мотивация и т. д., но в контексте музыкального творчества. По причине множества понятий, используемых музыкальной психологией, историческую лепту в разви- тие науки внесли физиологи, неврологи, психологи, музыковеды: И. И. Сеченов и Б. Л. Яворский, В. М. Бехтерев и Б. В. Асафьев, А. Н. Леонтьев и Е. В. Назайкинский, И. П. Павлов и Н. А. Гарбузов и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|