Эмоционально-волевая сфера
Таблица по отграничению сходных состояний
Ощущение, восприятие | |||||||||||||
- восприятие искажено или не сформировано; - нарушена избирательность; - отличается меньшей дифференцированностью (часто путают графически сходные буквы, цифры); - характерна узость объёма (выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, не видят важный материал); - нарушена обобщённость (с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями); - носит бессистемный характер; - значительно позже начинают различать цвета, испытывают трудности в различении оттенков; - характерны трудности восприятия пространства и времени, не ориентируются в пространстве без контроля взрослого. | - страдает целостность восприятия; - замедленны процессы переработки информации; - общая пассивность восприятия (сложные задания подменяют лёгкими); - отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта; - нарушено восприятие предметности и структурности (затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, на контурных и схематических изображениях); - нарушена ориентировка в пространстве. | - отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта; - нарушена ориентировка в пространстве. | |||||||||||
Мышление
| |||||||||||||
- снижена активность мыслительных процессов; - отмечается слабая регулирующая роль мышления; - характерна не сформированность логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; - ведущим на протяжении жизни остаётся наглядно-действенное, наглядно-образное мышление; - характерна некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. | - не равномерно развиваются виды мышления: выражено отставание в развитии словесно-логического мышления, ближе к уровню нормального развития наглядно-действенное мышление; - нарушены динамические стороны мыслительных процессов. | - характерна ригидность мышления; - отстаёт в развитии наглядно-образная сфера мышления; - с трудом формируются логические операции анализ, синтез и сравнение; - затруднено обобщение явлений и признаков, классификация предметов; - суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом; - затруднено решение простейших задач. | |||||||||||
Познавательная деятельность | |||||||||||||
- характерно недоразвитие познавательных интересов (меньше испытывают потребности в познании); - искажены представления об окружающем; - опыт крайне беден; - отсутствует учебный мотив. | - характерна низкая познавательная активность; - избегают интеллектуального напряжения вплоть до отказа от заданий. | - в обычные сроки развивается интерес к игровой и предметной деятельности. | |||||||||||
Внимание | |||||||||||||
Характерна слабость произвольного внимания, выражается в: - малой устойчивости; - трудностях распределения; - замедленной переключаемости; - отсутствии концентрации на задании. | Отмечается: - неустойчивость (колебания) внимания; - сниженная концентрация; - снижение объёма, избирательности; - повышенная отвлекаемость; - сниженное распределение; - трудности в переключении с одного вида или найденного способа деятельности на другой. | Отмечается: - недостаточная устойчивость внимания; - ограниченные возможности его распределения. | |||||||||||
Память
| |||||||||||||
- лучшее запоминание внешних, иногда случайных зрительно воспринимаемых признаков; - с трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи; - позже формируется произвольное запоминание; - опосредованная смысловая память слабо развита; - свойственна эпизодическая забывчивость. | - снижен объём запоминания; - более низкий уровень продуктивности; - лучшее запоминание чего – то яркого, интересного; наглядного материала, чем вербального; - отсутствует активный поиск рациональных приёмов запоминания и воспроизведения; - отмечаются трудности в припоминании. | - сохранна смысловая, логическая память; - снижена вербальная память, продуктивность запоминания; - характерна низкая активность припоминания; - сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. | |||||||||||
Эмоционально-волевая сфера | |||||||||||||
- характерна несформированность эмоциональной сферы; - ведущими являются инстинкты; - отмечается слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость; - деятельность не целенаправленна; - характерно отсутствие контроля над настроением (немотивированный внезапный смех или слёзы). | - эмоциональное развитие задержано (детскость, гиперактивность, инфантилизм); - испытывают трудности в адаптации (усвоение норм поведения); - страдает планомерность деятельности (предполагают, что должно получиться, но не могут спланировать деятельность); - опознание эмоций и состояния людей происходит в большей степени в контексте общей ситуации, чем по выражению лиц или по выразительным движениям. | - характерна быстрая утомляемость, отвлечения на посторонние раздражители. | |||||||||||
Особенности поведения
| |||||||||||||
- завышенная самооценка; - не являются инициаторами общения. | - взаимодействуют с детьми младшего возраста, являются инициаторами общения; - избегают конфликтных ситуаций либо являются инициаторами конфликтов; - занижена самооценка; - игра на протяжении длительного времени остаётся ведущим видом деятельности. | - отмечается навязчивое чувство страха, впечатлительность; - чересчур склонны к негативизму, агрессивности либо рациональности, обидчивости. | |||||||||||
Развитие речи | |||||||||||||
- отсутствует период словотворчества; - характерно позднее появление активной речи; - бедный пассивный и активный словарь (затрудняются в выборе слов); - нет потребности в речевом общении; - не избирательны в контактах; - сложный характер нарушения звукопроизношения (диффузный); - затруднено понимание сложных инструкций; - в речи присутствуют шаблоны, штампы, персеверации, наблюдается эхолалия; - не понимают логико-временные конструкции; - не критичны к своему дефекту; - грубые нарушения в письменной речи; - не пытаются понять прочитанное; - длительный этап коррекционного воздействия, незначительная динамика. | - звукопроизношение нарушено незначительно, либо речь в норме; - речь обеспечивает коммуникативную функцию, регулирует поведение; - способны переносить выработанные речевые навыки в свободное общение; - пассивный словарь преобладает над активным; - больше времени требуется для понимания инструкции; - в речи присутствуют негрубые аграмматизмы; - период словотворчества затянут во времени нарушен порядок слов в предложениях; - в речи много слов – паразитов; - характерны нарушения в письменной речи; - положительная динамика во время коррекционной работы. | - нарушено звукопроизношение; - нарушен фонематический слух; - затянут период словотворчества; - отмечается раннее появление понимания обращённой речи; - критичны к своему речевому дефекту; - наблюдается перенос ошибок в устной речи на письмо; - положительная динамика во время коррекционной работы. |
|
|