Корпоративное обслуживание
Курсовая работа
Научный руководитель: к.э.н., доцент О.Ю.Свиридов
Ростов-на-Дону 2010 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 1. Обзор рынка банковских продуктов 1.1 Корпоративное обслуживание. 1.2 Факторинг 1.3 Инкассация 1.4 Депозиты 1.5 Ипотечное кредитование 1.6 Автокредитование 1.7 Банковские сейфовые ячейки 1.8 Денежные переводы и прием коммунальных платежей 1.9 Дистанционное банковское обслуживание 1.9.1 Интернет-банк 1.9.2 Телебанк 2. ПУТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ 2.1 Корпоративное обслуживание. 2.2 Факторинг 2.3 Инкассация 2.4 Депозиты 2.5 Ипотечное кредитование 2.6 Автокредитование 2.7 Банковские сейфовые ячейки 2.8 Денежные переводы 2.9 Дистанционное банковское обслуживание ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ
Цель и задачи исследования: Цель курсовой работы состоит в проведении анализа продуктов банковских услуг и направлений их развития. Алгоритм достижения поставленной цели предусматривает решение ряда этапных задач: провести анализ рынка банковских продуктов; рассмотреть направления и основные тенденции развития финансового рынка с учетом мирового финансового кризиса 2008 года; Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции: привлечение во вклады денежные средства физических и юридических лиц; размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.[1] Деятельность банка носит производительный характер. Продуктом банка является формирование платежных средств (денежной массы), а также разнообразные услуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительств, консультаций, управления имуществом.
В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования. Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения осуществляют консультирование, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия. Словом, создается впечатление не о специфике, а о многоликой сути банка. В разряд его деятельности подключаются такие ее виды, которые могут выполнять и другие учреждения. Кризис на финансовых рынках непосредственно отражается на банковской деятельности. Банковская система одной из первой принимает на себя негативные последствия кризиса, что проявляется в следующем: кризис неплатежей — несвоевременное исполнение обязательств перед клиентами; неплатежеспособность клиентов банка; невозможность заимствования денежных средств на рынке межбанковского кредита; ухудшение качества кредитного портфеля. Коммерческие банки – основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними. В современных условиях коммерческим банкам удалось существенно расширить прием срочных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное кредитование, создать систему кредитования населения (потребительского кредита).
Коммерческие банки создаются на паевых или акционерных началах и могут различаться: по способу формирования уставного капитала (с участием государства, иностранного капитала и др.), по специализации, по территории деятельности, видам совершаемых операций и т.д. Средства коммерческих банков делятся на: собственные (уставный фонд, резервный фонд и другие фонды, образованные за счет прибыли); привлеченные (средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты, вклады граждан и т.д.). Инвестиционные операции коммерческих банков связанны в основном с куплей-продажей ценных бумаг правительства и местных органов власти. Коммерческие банки выполняют расчетно-комиссионные и торгово-комиссионные операции, занимаются факторингом, лизингом, активно расширяют зарубежную филиальную сеть и участвуют в многонациональных консорциумах (банковских синдикатах). Коммерческие банки — банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население — своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном двухуровневой банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. [2] ОБЗОР РЫНКА БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ Корпоративное обслуживание
Корпоративным клиентам банки могут предложить, кроме традиционных услуг (расчётно-кассовое обслуживание и услуги по выплате заработной платы), еще и кредитование, финансирование, дистанционное банковское обслуживание (ДБО) и ряд других. Обращаясь в банк, чаще всего, предприятия выбирают именно комплекс услуг, затрагивающий полный спектр её финансового обслуживания. Среди корпоративных клиентов традиционно высоким спросом пользуется комплексная услуга - обслуживание счетов предприятия, финансирование и выплата зарплаты с использованием банковских карт. Причина - удобство клиента при комплексном обслуживании в одном банке, который предоставляет качественные услуги. Удобство для предприятия состоит в том, что в "своём" банке проще получить заёмные средства, так как при этом кредитору легче оценить заёмщика. Среди предлагаемых услуг корпоративным клиентам наиболее востребованными продуктами являются услуги финансирования. Большим спросом на рынке пользуются краткосрочные кредиты, овердрафты, которые являются наиболее удобной формой кредитования для торговых компаний, составляющих значительную долю заемщиков в общем кредитном портфеле многих банков. Широкое распространение получают возобновляемые кредитные линии. Кредитные линии, в первую очередь возобновляемые, популярны у заемщиков по причине того, что заемщик получает возможность по своему усмотрению неоднократно получать и погашать кредит по частям в период действия кредитного договора, что минимизирует его расходы. Также растет интерес к долгосрочным кредитам, направляемым на развитие. Банковские кредиты востребованы на рынке как крупными, так и средними и малыми предприятиями. Так, например, за первое полугодие объём выданных кредитов малому и среднему бизнесу (МСБ) составил порядка 1,1 трлн. руб., а крупные предприятия всё активнее прибегают к получению синдицированных кредитов.[1]
Основными игроками на рынке кредитования МСБ являются "Сбербанк", "Уралсиб", банк "Возрождение", "Юниаструм Банк", ВТБ-24, "Совкомбанк", банк "Центр-инвест", "Социнвестбанк", "МДМ-банк" и банк "Девон-Кредит".
Факторинг
Факторинг представляет собой комплекс услуг компании-клиенту, оказываемый банком или факторинговой компанией при передаче им дебиторской задолженности, по которой ведётся управление с предоставлением информационного обслуживания, финансирования, а также осуществляется защита от риска неплатежа. Традиционно факторинг наиболее востребован среди компаний, испытывающих дефицит оборотных средств. При сравнении с кредитованием, механизм факторинга не предполагает оценку залогового обеспечения, внимание при заключении договора уделяется торговым оборотам и надёжности контрагентов. Это определяет его высокую доступность для торговых компаний, а также большие объёмы получаемых при этом средств.
По договорам факторинга, компания передаёт право взыскивать дебиторскую задолженность своих клиентов банку или факторинговой компании, которая, за комиссию от её объёмов, берёт на себя все операции с ней. Таким образом, факторинг позволяет снизить расходы по ведению счетов, а также позволяет компаниям предложить более выгодные условия расчётов своим покупателям, предоставляя им отсрочку платежа. Это возможно благодаря тому, что компания-продавец, заключившая договор факторинга, получает большую часть платежа сразу после совершения сделок, в рамках финансирования под залог дебиторской задолженности. Факторинг представляет собой финансирование под уступку денежного требования. Таким образом, используя факторинговые схемы, предприятия получают оборотные средства, а факторинговые компании, приобретая права требования на задолженность - проценты по ним. Факторинговое соглашение может стать альтернативой кредитованию и решить проблему пополнения оборотных средств предприятия. Основным преимуществом факторинговых сделок является большая, по сравнению с кредитом, величина получаемых средств. Это объясняется тем, что факторинговая компания оценивает не само предприятие - заёмщика, как при кредитовании, а её агента по сделкам. Фактору при этом важно оценить уровень риска неполучения платежа именно от последнего. Это определяет потенциальных клиентов факторинговых компаний - компании, активно занимающиеся торговыми операциями. Рынок факторинга, до кризиса практически ежегодно удваивавшийся в объемах, в прошлом году существенно просел. По данным экспертов, его объемы сократились на 40% в целом по России. По оценкам «Эксперт РА», объем российского рынка факторинга в 2009 году сократился на 40% и составил 361 млрд руб. При этом обычное для рынка соотношение объемов уступленных требований по полугодиям, близкое к 1:2, было нехарактерно для прошедшего года: во втором полугодии 2009 года объемы уступленных требований лишь на 12% превысили показатели первого полугодия. Многие банки, пересмотрев риски, снизили объемы финансирования и перестали работать с наиболее рискованными отраслями, такими как строительство. Кроме того, на рынке сказалось снижение объема производства и объема продаж компаний, многие из них перестали работать с отсрочкой платежей, на которых строится вся технология факторинга.
Основными участниками рынка факторинговых услуг среди банков являются "Промсвязьбанк", "Петрокоммерц", "Национальная Факторинговая компания", "Национальный Банк Траст" (МФК "ТРАСТ"), "Транскредитбанк" ("Транскредитфакторинг"), "Номос-Банк", банк "Союз", "Московский Кредитный Банк" и "Собинбанк".[2]
Рисунок1 - Рейтинг крупнейших российских банков по объему факторинга на 01.01.2010 г., тыс. руб
Безусловно, количество отраслей и компаний, где факторинг может быть использован, сократилось в связи с увеличением риска неплатежей. В то же время в условиях 2008—2009 годов, когда доступность классических видов финансирования была существенно ограничена, именно факторинг для многих стал самым доступным инструментом. Несмотря на падение рынка, многие банки смогли воспользоваться ситуацией и нарастить портфели. Так, Промсвязьбанк увеличил объем факторинговых операций, по данным «Эксперт РА», занял первое место среди российских факторов по объему портфеля (24,7 млрд руб., рост на 13,4% по сравнению с 2008 годом). В тройку лидеров, по версии агентства, также вошли банк «Петрокоммерц» (5 млрд руб., снижение 35,6%) и ЗАО «Транскредитфакторинг» (4 млрд руб., рост 1,7%). По их мнению специалистов «Эксперт РА», безрегрессный факторинг станет локомотивом роста в 2010 году. Факторинг на безрегрессной основе вызывает живой интерес у компаний, относящихся к мелкому и среднему бизнесу и преимущественно осуществляющих торгово-посредническую деятельность, что увеличивает риски банка, связанные со спецификой сферы деятельности таких компаний. Поэтому, учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, предусмотрение банками в соглашениях о факторинговом финансировании регресса на клиента является вынужденной мерой в части оптимизации соотношения рисков и доходов по сделкам, и скорее всего в ближайшее время ситуация не изменится. На сегодняшний день эффективная процентная ставка по данным ФКБ «Петрокоммерц» в г. Ростове-на-Дону составляет 22-25%.
Инкассация
В настоящее время наблюдается стабильный рост денежной массы, объём которой по предварительным данным ЦБ на 1 апреля 2010 года, должен достичь 15,996 трлн. руб., при этом её прирост к началу года составил 1,9%. Рост количества денег, а значит и увеличение объёмов его обращения, стимулирует развитие инкассаторских услуг.[3] По законодательству предоставлять услуги инкассации могут только инкассаторские службы учреждений банков, специализированные инкассаторские службы (небанковские кредитные организации (НКО), имеющие лицензию Банка России), российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Банка России и предприятия Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Почта России). На рынке можно выделить несколько крупных участников, на которые приходится значительная доля инкассаторских перевозок, ими являются "Сбербанк России", РОСИНКАС, НКО "ИНКАХРАН" и НКО "АРБ-ИНКАСС". Крупнейшими по территориальному охвату являются инкассаторские службы "Сбербанка", необходимые банку для охвата своей филиальной сети, и РОСИНКАС, которая является подведомственной организацией Банка России и выполняет задачу по обеспечению денежного обращения в стране. Многие коммерческие банки открывают собственные инкассаторские службы, чаще всего при этом решая вопрос оперативности по возможным перевозкам. Процесс создания инкассаторских служб связан с высокими затратами по материальному обеспечению и их содержанию, при этом чаще всего экономически выгоднее при регулярных операциях инкассации прибегать к услугам сторонних участников рынка, а не создавать собственную крупную инкассаторскую службу. Этим и объясняется высокая концентрация рынка среди нескольких участников. Услуги инкассации сформировались в отдельный банковский продукт, а для того чтобы им воспользоваться, теперь не обязательно быть клиентом этого банка. Банки расширили услугу с классической транспортировки денег между финансово-расчётными центрами до её предоставления широкому кругу возможных клиентов, при этом инкассация стала доступна не только юридическим лицам, но и физическим, а объём перевозимых ценностей ограничивается лишь их физическими размерами.
Депозиты
По существующему законодательству для работы с вкладами частных лиц банк должен входить в систему страхования вкладов, что делает надёжным открытие вклада не только в крупных государственных банках, но и в небольших частных. Это позволило усилить конкуренцию на рынке предоставления депозитарных услуг населению. Вступление в силу Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ", дающего гарантии на сохранность вкладов населения, положительно отразилось на рынке депозитных вкладов частных лиц. Страховое возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 % суммы вкладов в банке, но не более 700 000 руб. (для страховых случаев). Вклады в иностранной валюте пересчитываются по курсу ЦБ на дату наступления страхового случая. Максимальная сумма компенсации составляет 700 000 руб. по всем вкладам и счетам в одном банке. Вклады в разных банках страхуются независимо друг от друга. Кризис 2008 года, р ынок не устоял: нестабильность в национальной банковской системе и негативная информация с мировых финансовых площадок нарушили поступательный рост объемов привлеченных банками средств населения. Рынок банковских вкладов впервые за последние четыре года продемонстрировал признаки паники вкладчиков: сентябрьское снижение объемов составило 1,5%.
Рисунок2 - Рейтинг 30-ти крупнейших банков объему привлеченных средств физических лиц, на 01.10.08 г., млн. руб. По оценкам финансово-экономического журнала Forbes Russia:- «Объем банковских вкладов населения с учетом Сбербанка вырос в апреле более чем на 3% и превысил «знаковую планку» в 8 трлн рублей. Прогноз, в соответствии с которым по итогам года показатель вырастет до 8,5 трлн рублей, абсолютно оправдан. Вклады россиян в банках в 2009 году выросли на 26,7% против роста в 14,5% в 2008 году. К концу года их объем составлял 7,464 трлн рублей. Система страхования вкладов (ССВ) в своем прогнозе оптимистичнее ЦБ. По мнению специалистов госкорпорации, показатель вырастет на 1,5-1,7 трлн рублей, или 22-23%.»[4] Рейтинг банков по депозитам физических лиц на 01.01.2010 года[5]
Рисунок3 - Рейтинг 30-ти крупнейших банков объему привлеченных средств физических лиц, на 01.01.2010 г., тыс. руб. Ипотечное кредитование
Плавная «разморозка»: в 2009 году объемы ипотечного кредитования сократились в 4,3 раза до 152,5 млрд. руб., однако к концу года появились первые признаки оживления рынка. За один IV квартал 2009 года было выдано ипотечных кредитов на сумму 60,8 млрд. руб. - против 56 млрд. руб. за все первое полугодие, а итоги первых двух месяцев 2010 года в полтора раза превысили показатели января-февраля 2009 года.[6] Даже с учетом эффекта сезонности и практики перекредитования, в результате которой часть реструктурированных кредитов отражались как вновь выданные, подобная динамика внушает оптимизм. Несмотря на сохраняющуюся тенденцию к росту доли просроченной задолженности, темпы ее прироста в январе-феврале 2010 г. сократились с 5-8% до 2-3%. О наметившейся «оттепели» свидетельствует массовое возвращение большинства ранее активных участников, существенное расширение продуктовых линеек, распространение редких для рынка продуктов (кредитов с плавающей и комбинированной ставкой), возросшее число рекламных акций. Динамику рынка в 2009 году определил Сбербанк, доля которого возросла с 37% до 63%, вопреки трехкратному сокращению объемов ипотечного кредитования госбанка. Результаты остальных крупнейших участников рынка на этом фоне выглядят разочаровывающими: ВТБ24 сократил объем кредитования на 80%, Транскредитбанк – на 59%, Дельта Кредит и БСЖВ - на 84% и 85% соответственно. При 130 активных участниках фактически рынок поделен между 8-10 банками. А если суммировать доли госбанков, банков, непосредственно связанных с органами власти, и АИЖК, которое фактически определяет объемы кредитования банков-партнеров, то сегодня государство способно контролировать до 80% ипотечного рынка, что открывает возможности для реализации самых амбициозных проектов в масштабах страны. Государство в кризисный период достаточно успешно справилось с выполнением ключевой на тот момент задачи - сохранить доверие к ипотечному кредитованию со стороны населения и банков. В то же время, сегодня в государственной политике наблюдается явный перекос в сторону наращивания объемов кредитования за счет стимулирования предложения ипотеки. Однако, повышение доступности ипотеки должно происходить не за счет снижения стоимости кредитов, а, прежде всего, за счет сокращения стоимости приобретаемого жилья, что возможно только за счет наращивания объемов жилищного строительства.
Автокредитование
Под автокредитом понимают целевой кредит, выданный на покупку транспортного средства. Автокредитование в России вновь набирает обороты. Еще в конце прошлого года было понятно, что времена кризиса отступают и наступают более благоприятные времена. Многие банки уже существенно снизили процентные ставки по этому продукту, да и государство также способствует тому, чтобы автокредитование не оставалось в стороне, предлагая различные субсидированные программы. Повышать интерес к автокредитованию государство начинало еще в кризисный период, предлагая программы субсидирования банков с отечественным автопромом. Сейчас же в программах субсидирования фигурируют и иностранные автомобили. Естественно, более выгодными для клиентов являются специальные субсидируемые кредитные программы. Такие автопрограммы предлагают ведущие автопроизводители, среди которых, «БМВ», «Тойота», «Рено», «Киа» и т. д. Также большой популярностью среди заемщиков пользуется государственная программа субсидирования автокредитов. Сегодня на рынке наблюдается интересная ситуация, когда стандартные условия банков зачастую стали приближаться к условиям специальных программ. Повышение конкуренции в сфере автокредитования приводит к тому, что коммерческие банки стремятся предоставлять более выгодные для клиентов условия, в том числе и снижая ставки по кредитам. Это приближает условия кредитных программ к условиям специальных программ и предложений, которые существуют на рынке. Стабилизация экономической ситуации в целом и в банковском секторе в частности, приведшая к возобновлению кредитования, сказывается на постепенном увеличении продаж автомобилей в кредит и росте рынка автокредитования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|