Гильфердинг. «Финансовый капитал». 39 глава
Эти карандашом вписанные цифры за 1913 явно несравнимы, ибо и за 1893/7 гораздо выше. Общие выводы авторов: «Как уже указывалось, производство зерна за последние десятилетия, в связи с неодинаковыми условиями населенности и сообщений, развивалось весьма различно в отдельных странах и государствах. В центре Западной Европы, развивающейся, если можно так выразиться, урбанистически, в Англии, Бельгии, Голландии и т. д., в связи с одновременным уменьшением посевной площади при повышении относительной урожайности, производство пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы сократилось, в то время как продукция овса, идущего преимущественно для скота, возросла. В остальных районах Западной Европы, кроме пограничных областей, наблюдаются известные колебания, расширение посевной площади приостановилось, но урожайность значительно повышается, и, таким образом, продолжает увеличиваться производство почти всех зерновых культур. В пограничных между Западной и Восточной Европой областях, в Швеции, Польше, Галиции, Венгрии и т. д., общая продукция весьма значительно увеличивается вследствие расширения посевной площади, а в еще большей степени вследствие сильного повышения урожайности. В Восточной Европе, благодаря главным образом расширению посевных площадей, достигнуто чрезвычайное увеличение зерновой продукции, но лишь по основным, а не по второстепенным хлебным культурам. Среди заокеанских районов тоже следует различать, с одной стороны, те страны, которые, как Соединенные Штаты, Канада, Аргентина и Уругвай, по своему географическому положению или в результате развития путей сообщения и их железнодорожной сети оказались теснее связанными с густо населенными центрами Западной Европы, и, с другой стороны, прочие страны. Первые развили свое хлебное производство главным образом за счет расширения, и подчас бурного, посевной площади; из числа же последних увеличили производство ■только немногие. Вследствие этой ограниченности Производства Египет и Япония ввозят хлеб, Алжир
и Тунис в силу французской экономической политики являются странами, преимущественно снабжающими Францию, а Индия, Южная Африка и Австралия, вследствие условий заселения, а также вследствие слабо развитой сети путей сообщения, не производили постоянных крупных излишков, которые бы превышали их внутреннюю потребность» (с, 36), ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ 48 «Statistisches Jahrbuch fur das Deutsche Reich», 36-й год издания, 1915, Берлин, 1915 (2 марки). «Международные обзоры», таблица 31 (стр. 46 *). «Железные дороги всего мира в 1890 и 1913». ((Источник: «Archiv fur Eisenbahn-wesen» (издаваемый королевским прусским министерством), 1892 и 1915.) Три группы (1,2 и 3) мои (и.) принадлежит мне, равно распорядок
| — | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Канада (+ Ньюфаундленд) | 22 712 | 48 388 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С. Штаты (+ Аляска 1054 км.) | 268 409 410 918 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мексика | 9 800 25492 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средняя Америка 1) | 1 000 3 227 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Антильские острова 2) | 2 338 6 022 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Северная и средняя Америка. | 304 259 494 047 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колумбия и Венецуэла | 1180 2 020 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Британская Гвиана | 35 167 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Голландская» | — 60 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бразилия | 9 500 24 985 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Парагвай и Уругвай | 1367 3011 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аргентина | 9 800 33 215 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чили, Боливия, Перу и Эквадор | 5 276 12 603 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Южная Америка. | 27 158 76 061 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вся Америка | 331 417 | 570 108 |
(километры) | ||
------------ | __ | |
все французские владения | ||
все британские владения | [23 181] | |
все голландские | ||
Соединенные Штаты | 268 409 | 410 918 |
Пуэрто-Рико | ||
Мексика + Средняя Америка + Ан- | ||
тильские | 12 646 | |
Южная Америка (кроме колоний) | 27 123 | 75 834 |
Всего | 331 417 | 570 108 |
J) Гватемала | 987 км. |
Гондурас | |
Сальвадор | |
Никарагуа | |
Коста-Рика | |
Панама | |
= 3 227 |
2) самостоя- тельные | 1 Куба < Доминиканская (Гаити | 3 752............................................. республика 644........................... | 1731 115 | |
Ямайка | 313 британская | |||
Пуэрто-Рико | 547 С. Штатов | |||
Мартиника | 224 Франции | ) | ||
Барбадос | 175 британский | |||
Тринидад | 142 британский = 6 022 | |||
2 338 |
В изданном за 1903 г. — первый раз — «Международном обзоре» показано за 1890 г.:
Куба 1731
II Доминиканская республика 115
|| «Антильские о-ва» 492
(км.) 2 338
{#) Эти цифры я взял из «Archiv fur Eisenbahnwesen» 1892, с. 496, причем цифра 474 охватывает и Ямайку и Мартинику и Барбадос и Тринидад.
Можно положить для 1890 г.:
французские (Мартиника)........................................ 40 км.
британские.............................................................. 434 I =2 338
Соединенных Штатов (Пуэрто-Рико)...................... 18 |
самостоятельные....................................................... 1 846 '
Азия: | ||
Малая Азия, Сирия, Арабия и Кипр британский (98 км.) Персия Британская Индия 1 британские Цейлон 1 | 27 000 | 5 468 55 761 |
1 Ява 1 Голландская Индия | Суматра \ | 2 854 |
Малайские государства (Борнео, Целебес и пр.)4) 100 | |
Португальская Индия 54 | |
Сиам — | |
Индокитай и Филиппины (С. Штатов)1) 105 | 3 697 |
Россия (Сибирь и Средняя Азия) 3) 1433 | 15 910 |
Китай 200 | 9 854 |
Япония (+ Корея) 2 333 | 10 986 |
Все британские владения (Кипр, Индия I 27 408 58 204
|
|
+ Цейлон, Малакка)...
Все французские владения 105 2 493
Вся Азия 33 724 108 147
4 ) Британский Борнео (часть его британская) в 1912 г. по «The Statesman's Year-Book»: 130 миль (idem за 1915 г.)
(голландский) Целебес? (NB. Видимо, все «малайские государства» надо отнести \к владениям британским
в 1901 г. показано 4 3 9 км.
1913
Км.
1) Кохинхина, Камбоджа, Аннам, Тонкин 2 398 французские
Пондишери............. 95 французский
Итого французских 2 493
Малакка 92 британская
Филиппины 1 112 С. Штатов
= 3 697
Цифра 105 в 1890 г. относится к Кохинхине, Пондишери и Тонкин (все, значит, французские).
3) Восточно-Китайская железная дорога (1480 км.) отнесена к Китаю (в 1913 г.)
Р. И. ЛЕНИН
Африка: 1890 | |||
Алжир и Тунис 3 104 6 382 | |||
Бельгийское Конго | — ------------ 1390 | ||
Египет (+ Судан) 1547 1902: 5 946 | |||
Южно-Африканский союз3 825-------------------- 17 628 | |||
Английские колонии | [98]6) 1503 3790 | ||
Германские» | — 470 4176 | ||
Итальянские» | — 27 155 | ||
Португальские» | 6) 992 1624 | ||
Французские » | 5) 1160 3218 | ||
(*) | 2) 12 963 | ||
Вся Африка 9 386 44 309 | |||
все английские владения [5 470] 27 364 | |||
» французские» 3 624 | 9 600 | ||
6) приблизительно распределены
В 1885 г. Нейман-Спалларт дает 147 км. (!!), о. Маврикия —440 (!!!) для Анголы+Мозамбик!!
5) Взято из «Archiv fur Eisenbahnwesen», 1892, с. 12 2 9 2) относятся к:
1902:1890:
169 (британским) о. Маврикия..................................
127 французским Реюньон......................................... 126
французским «Сенегальская область»?............. 394
543 португальским Ангола........................................
449 португальским Мозамбик.................................
Австралия: 1890 1913
Британская 1 Австралийский союз 15 769 30 626
империя J Новая Зеландия 3120 4 650
С. Штаты: Гавайи (с островами
Мауи: 11 км. и Оаху: 91) — _______ 142
Вся Австралия _____ 18889 _35418
Всего 617 2851104 217_
(Вместе с колониями) ^1890 1913~
Соединенные Штаты......................... 268 427 412 719
Британская империя........................... 107 355 207 856
Россия....................................:........... 32 390 78 108
Германия............................................. 42 869 67 906
Франция............................................. ■40664 __63_505
491705 830094
4 мелких колониальных государства (Бельгия, Голландия, Португалия, Италия) | 25 086 | 39 377 | ||
11 неколониальных государств (остальная Европа) | 57 362 | 98 080 | ||
Япония | 2 333 | 10 986 | ||
Полуколониальные Азии | 16 506 | |||
# государства Америки | 12 646 | 33 340 | ||
Южная Америка (10 государств) | 27 123 | 75 834 | ||
Всего................................... | 617 285 | 1104 217 | ||
# | а за вычетом первых 5 Самостоятельные и полусамостоятельные государства Азии и Америки | 125 580 | 274 123 | |
|
|
f британские........ ... 51 767 120 844 3 769 12 317 французские......... 3 729 12 093 2 914 голландские.......... .... 1361 2 854 португальские.... 15 910 ......... \ Россия................... .... 1433 15 910 ____ ............. бельгийские.. — ____ итальянские.......... — .__ 4 176 германские.......... ______ С. Штаты.............. ______ 210 398
Все колони и 58 636 160 382 , Япония........ .... 2 333 10 986 Малая Азия, Персия, Сиам 1030 Полуколонии: и Китай 16 506 Всего 187 874 Европа...................... 223 869 346 235 Соединенные Штаты........................... .. 268 409 410 918 все колонии........................................... 81875... 1030 210 398 полуколонии: Азия...................................
16 506 > Америка................ .... 12 646 33 340 # (Мексика, Средняя Америка + Антильские) Япония.............................. 2 333 10 986 Южная Америка (без колоний)... 27 123 75 834
Всего 617 285 1 104 217 + 43 132 136 666
125.0 347.1
Основной источник «Archiv fur Eisenbahnwesen». Год издания 1892 (год издания 15) мной просмотрен. Дополнения внесены в предыдущих страницах.
«Малайские государства» за 1890 г. показаны только вместе и в скобках не стоит ничего (нет слов: «Борнео, Целебес и т. д.», стоящих в издании 1915 «Statistisches Jahrbuch fur das Deutsche Reich»).
Есть данные по десятилетиям: 1840 и следующие годы (до 1890) — воспроизведенные и в Энциклопедическом словаре Брокгауза.
Есть расчет стоимости сооружения (большей частью 1888-1891 гг.)
Европа в среднем по 302.5 тыс. марок 1 км.
Внеевропейские ж. д.»» 160.6»»»»
212. t в среднем для всего мира, т. е. около 131 млрд. марок (212. 1 X 617.3 тыс.) 212.1 X 200 тыс. =40 000 миллионов *.
Поучительно сопоставить эти данные о железных дорогах с следующими цифрами («Statistisches Jahrbuch fur das Deutsche Reich». 1915)
Добыча угля (млн. тонн)
Германия Франция РоссияВеликобритания С. Штаты
1892 92.5 26.1 6.9 184.7 162.7
1912 255.7 39.2 (1911) 31.6 264.6 450.2 (1911)
Выплавка чугуна (млн. тонн) **
1892 4.9 2.0 1.1 6.8 9.3
1912 17.6 4.9 4.2 9.0 30.2
Непропорциональность между развитием произ
водства железа и угля, с одной стороны, и построй
кой железных дорог, с другой (монополия=колонии),
бьет в глаза...
|
|
К вопросу о монополиях и финансовом капитале..
• См. В. И. Ленин. Сочинения, 4 изд., том 22, стр. 26i. Ред. *♦ Там же, стр. 262. Ред.
ЖУРНАЛ «БАНК» Журнал «Die Bank», 1910, с. 222 Биржевой курс и конъюнктурная кривая 1898—1909.
Биржевой курс (курс акций «Дисконте Коммандит», Гарпенер, Бохумер и Аль-гемейне электрицитетс в среднем на конец месяца).
Цена на чугун (гамбургские котировки для английского чугуна (Глазго), в среднем за квартал).
Рынок труда (приток рабочих на немецкие биржи труда в среднем за квартал. Для облегчения сравнения кривая рынка труда нанесена в опрокинутом виде, с максимумом, обращенным вниз).
Эта диаграмма взята из статьи Альфреда Лансбурга. Двойственный бирже дар предвидения» («Die Bank», 1910, I, с. 222).
Годится для иллюстрации конкретных колебаний и общих тенденций в течение полного цикла современности (кризис 1900 г., депрессия 1907 г., подъем 1898—99 гг. и т. п.),
К РАСЧЕТУ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
«The Statesman's Year-Book» на 1915 (Лондон, 1915) (52-ой год). Издание Дж. Скотта Кельти. «Британская империя», 19 1 3 — 4
Действующие железные дороги (Railways open)
+8 Мальта | |
Соединенное Королевство | 23441 миля |
Индия | 34 656 |
Кипр | |
Цейлон | |
Стрейтс сеттльментс и федеративные | |
Малайские государства | |
«Борнео и Саравак» | |
Азия (за исключением Индии) | |
Австралия и Океания | 23 021 |
Африка | 17 485 |
Америка |
= 134 131*
1 миля = 1.6 км.; 134х1.6 = 214.4 тыс. км.; 130 X 1.6 = 208.0 771 х 1.6 = 1 233.6 + 208 = 1441 километр
Железные дороги в голландских колониях (конец 1913) 1 512 миль — Ява 209» Суматра «Голландская Ост-Индия», вклю-
■---- ■ чая Борнео и Целебес и пр,
= 1 721»
1721 х 1.6 = 2 753.6 км.
Голландская Вест-Индия (Суринам = Голландская Гвиана, Кюрасао) — нет железных дорог.
* Так в «The Statesman's Year-Book». Ред. |
# Нейман-Спалларт. «Obersichten der Weltwirtschaft». Год издания 1883—4.
с. 508. «На о. Маврикия с 1882 г. на обеих железных дорогах протяжением в 92 мили не было дальнейшего строительства».
Ibidem, с. 512. 1885
Ангола = 350 + Мозамбик = 90
440 км.
92 мили X 1.6 = 147.2 км.+440 = 587 147.2:587 = 25.1%
1890
1890 = 910 около 98 км. английские (о. Маврикия)
■— 520 292» португальские (Ангола и
—------- ------------------------------------------------------- Мозамбик)
390 км. +390 390 Х25.1=97.89
520 французские
=910
# Ibidem, с. 504. Ямайка (1885) — 107 км,
Барбадос 42
Мартиника («короткие» линии ж. д.)? нет сведений.
| 1913 | | |
| 1890 | | |
Ямайка........................ Мартиника.............. Барбадос.................. Тринидад..................... | 313 224 175 142 |
=474 |
положим 40 км. в 1890 на Мартинику (поменьше Барбадоса)
4 мелких | колониальных государства | |||
Голландия | +3060 1361 | 3 781 | ||
— 2 854 2914 | ||||
4 421 | 6 635 | -2854 | ||
Португалия | 2149 346 | 2 983 1706 | ||
Бельгия | 5 263 | 8 814 1390 | ||
Италия | 17 634 | |||
= 25086 | ||||
(11 государств) | |||
Испания | 9 878 | 15 350 | |
Швейцария | 4 863 | ||
Скандинавия | 21 354 | ||
Австро-Венгрия | 27 113 | 46 195 | |
Румыния | 2 543 | 3 763 | |
Сербия | |||
Болгария и Турция | 1994 1931 1609 | ||
Греция |
57 362 |
98 080
Британские в Африке [1913] | ||||
6 399 1775 5582 3 872 | ||||
= 17 628 5946 | ||||
3 790 | (1 099 + 192 + 418 + 302 + 1 567 + 212 = | 3 790) | ||
27 364 | ||||
Азия | Америка | Британские | в Азии: | |
Британские | 27 000 | 22 712 | 55 761 | 56 732 |
+ 92 | ||||
56 732 | 56 824 | |||
27 408 | + 1380 | |||
58112 + 92 Малакка | ||||
58 204 | ||||
Азия | 33 724 | 108 147 | ||
Африка | 9 386 | 44 309 | ||
Австралазия | 18 889 | 35 418 | ||
187 874 | ||||
Европа | 166.2 | 268.9 | ||
Британская империя 107.3 | 207.8 | |||
Российская империя 32.4 | 78.1 | Европа | 346 235 | |
Восточная Азия | 3.3 | 27.5 | Америка | 570 108 |
Америка | 308.1 | 521.9 | Остальные | 187 874 |
=617.3 | 1 104.2 | 1104 217 | ||
617 283 1 104 157 |
1. Соединенные Штаты
2. Британская империя
3. Россия
4. Германия
5. Франция
|
|