Гильфердинг. «Финансовый капитал». 39 глава
Эти карандашом вписанные цифры за 1913 явно несравнимы, ибо и за 1893/7 гораздо выше. Общие выводы авторов: «Как уже указывалось, производство зерна за последние десятилетия, в связи с неодинаковыми условиями населенности и сообщений, развивалось весьма различно в отдельных странах и государствах. В центре Западной Европы, развивающейся, если можно так выразиться, урбанистически, в Англии, Бельгии, Голландии и т. д., в связи с одновременным уменьшением посевной площади при повышении относительной урожайности, производство пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы сократилось, в то время как продукция овса, идущего преимущественно для скота, возросла. В остальных районах Западной Европы, кроме пограничных областей, наблюдаются известные колебания, расширение посевной площади приостановилось, но урожайность значительно повышается, и, таким образом, продолжает увеличиваться производство почти всех зерновых культур. В пограничных между Западной и Восточной Европой областях, в Швеции, Польше, Галиции, Венгрии и т. д., общая продукция весьма значительно увеличивается вследствие расширения посевной площади, а в еще большей степени вследствие сильного повышения урожайности. В Восточной Европе, благодаря главным образом расширению посевных площадей, достигнуто чрезвычайное увеличение зерновой продукции, но лишь по основным, а не по второстепенным хлебным культурам. Среди заокеанских районов тоже следует различать, с одной стороны, те страны, которые, как Соединенные Штаты, Канада, Аргентина и Уругвай, по своему географическому положению или в результате развития путей сообщения и их железнодорожной сети оказались теснее связанными с густо населенными центрами Западной Европы, и, с другой стороны, прочие страны. Первые развили свое хлебное производство главным образом за счет расширения, и подчас бурного, посевной площади; из числа же последних увеличили производство ■только немногие. Вследствие этой ограниченности Производства Египет и Япония ввозят хлеб, Алжир
и Тунис в силу французской экономической политики являются странами, преимущественно снабжающими Францию, а Индия, Южная Африка и Австралия, вследствие условий заселения, а также вследствие слабо развитой сети путей сообщения, не производили постоянных крупных излишков, которые бы превышали их внутреннюю потребность» (с, 36), ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ 48 «Statistisches Jahrbuch fur das Deutsche Reich», 36-й год издания, 1915, Берлин, 1915 (2 марки). «Международные обзоры», таблица 31 (стр. 46 *). «Железные дороги всего мира в 1890 и 1913». ((Источник: «Archiv fur Eisenbahn-wesen» (издаваемый королевским прусским министерством), 1892 и 1915.) Три группы (1,2 и 3) мои (и.) принадлежит мне, равно распорядок
—
| Канада (+ Ньюфаундленд)
| 22 712
|
48 388
| С. Штаты (+ Аляска 1054 км.)
| 268 409 410 918
| Мексика
| 9 800 25492
| Средняя Америка 1)
| 1 000 3 227
| Антильские острова 2)
| 2 338 6 022
| Северная и средняя Америка.
| 304 259 494 047
| Колумбия и Венецуэла
| 1180 2 020
| Британская Гвиана
| 35 167
| Голландская»
| — 60
| Бразилия
| 9 500 24 985
| Парагвай и Уругвай
| 1367 3011
| Аргентина
| 9 800 33 215
| Чили, Боливия, Перу и Эквадор
| 5 276 12 603
| Южная Америка.
| 27 158 76 061
| Вся Америка
| 331 417
|
| 570 108
|
В изданном за 1903 г. — первый раз — «Международном обзоре» показано за 1890 г.: Куба 1731 II Доминиканская республика 115 (км.) 2 338 {#) Эти цифры я взял из «Archiv fur Eisenbahnwesen» 1892, с. 496, причем цифра 474 охватывает и Ямайку и Мартинику и Барбадос и Тринидад. Можно положить для 1890 г.: французские (Мартиника)........................................ 40 км. британские.............................................................. 434 I =2 338 Соединенных Штатов (Пуэрто-Рико)...................... 18 | самостоятельные....................................................... 1 846 '
Все британские владения (Кипр, Индия I 27 408 58 204
+ Цейлон, Малакка)... Вся Азия 33 724 108 147 4 ) Британский Борнео (часть его британская) в 1912 г. по «The Statesman's Year-Book»: 130 миль (idem за 1915 г.) (голландский) Целебес? (NB. Видимо, все «малайские государства» надо отнести \к владениям британским в 1901 г. показано 4 3 9 км. 1913 Км. 1) Кохинхина, Камбоджа, Аннам, Тонкин 2 398 французские Итого французских 2 493 Малакка 92 британская Филиппины 1 112 С. Штатов = 3 697 Цифра 105 в 1890 г. относится к Кохинхине, Пондишери и Тонкин (все, значит, французские). 3) Восточно-Китайская железная дорога (1480 км.) отнесена к Китаю (в 1913 г.) Р. И. ЛЕНИН
6) приблизительно распределены В 1885 г. Нейман-Спалларт дает 147 км. (!!), о. Маврикия —440 (!!!) для Анголы+Мозамбик!! 5) Взято из «Archiv fur Eisenbahnwesen», 1892, с. 12 2 9 2) относятся к: 1902:1890: 169 (британским) о. Маврикия.................................. 127 французским Реюньон......................................... 126 французским «Сенегальская область»?............. 394 543 португальским Ангола........................................ 449 португальским Мозамбик................................. Австралия: 1890 1913 Британская 1 Австралийский союз 15 769 30 626 империя J Новая Зеландия 3120 4 650 Мауи: 11 км. и Оаху: 91) — _______ 142 Вся Австралия _____ 18889 _35418 Всего 617 2851104 217_ (Вместе с колониями) ^1890 1913~ Соединенные Штаты......................... 268 427 412 719 Британская империя........................... 107 355 207 856 Россия....................................:........... 32 390 78 108 Германия............................................. 42 869 67 906 Франция............................................. ■40664 __63_505 491705 830094
| 136 666
| Все колонии (Америка, Азия, Африка и Австралия)
|
| Азия, Африка и Австралия
| 1890:
| 1913:
|
| Колонии:
| 1890:
| 1913:
| 74 948
| 170 029
|
f британские........
| ... 51 767
| 120 844
| 3 769
| 12 317
|
| французские.........
| 3 729
| 12 093
|
| 2 914
|
| голландские..........
| .... 1361
| 2 854
|
|
|
| португальские....
|
|
|
| 15 910
| ......... \
| Россия...................
| .... 1433
| 15 910
| ____
|
| .............
| бельгийские..
| —
|
| ____
|
|
| итальянские..........
| —
|
|
| .__
|
| 4 176
|
| германские..........
| ______
|
|
|
|
| С. Штаты..............
| ______
|
|
|
|
|
|
|
|
| 210 398
|
Все колони
| и 58 636
| 160 382
|
|
|
|
| , Япония........
| .... 2 333
| 10 986
|
|
|
|
|
|
|
|
| Малая Азия, Персия, Сиам 1030 Полуколонии: и Китай
| 16 506
|
|
|
|
| Всего
|
| 187 874
|
|
| Европа......................
|
| 223 869
| 346 235
|
|
| Соединенные Штаты...........................
| .. 268 409
| 410 918
|
|
| все колонии...........................................
| 81875... 1030
| 210 398
|
| полуколонии: Азия...................................
|
16 506
|
|
| > Америка................
| .... 12 646
| 33 340
| #
| (Мексика, Средняя Америка + Антильские)
Япония..............................
| 2 333
| 10 986
|
| Южная Америка (без колоний)...
| 27 123
| 75 834
|
|
|
|
|
| Всего
| 617 285
| 1 104 217
|
|
+
| 43 132
| 136 666
|
|
125.0
| 347.1
| | | | | | | | |
Основной источник «Archiv fur Eisenbahnwesen». Год издания 1892 (год издания 15) мной просмотрен. Дополнения внесены в предыдущих страницах. «Малайские государства» за 1890 г. показаны только вместе и в скобках не стоит ничего (нет слов: «Борнео, Целебес и т. д.», стоящих в издании 1915 «Statistisches Jahrbuch fur das Deutsche Reich»). Есть данные по десятилетиям: 1840 и следующие годы (до 1890) — воспроизведенные и в Энциклопедическом словаре Брокгауза. Есть расчет стоимости сооружения (большей частью 1888-1891 гг.) Европа в среднем по 302.5 тыс. марок 1 км. Внеевропейские ж. д.»» 160.6»»»» 212. t в среднем для всего мира, т. е. около 131 млрд. марок (212. 1 X 617.3 тыс.) 212.1 X 200 тыс. =40 000 миллионов *. Поучительно сопоставить эти данные о железных дорогах с следующими цифрами («Statistisches Jahrbuch fur das Deutsche Reich». 1915) Добыча угля (млн. тонн) Германия Франция РоссияВеликобритания С. Штаты 1892 92.5 26.1 6.9 184.7 162.7 1912 255.7 39.2 (1911) 31.6 264.6 450.2 (1911) Выплавка чугуна (млн. тонн) ** 1892 4.9 2.0 1.1 6.8 9.3 1912 17.6 4.9 4.2 9.0 30.2 Непропорциональность между развитием произ
К вопросу о монополиях и финансовом капитале..
• См. В. И. Ленин. Сочинения, 4 изд., том 22, стр. 26i. Ред. *♦ Там же, стр. 262. Ред. ЖУРНАЛ «БАНК» Журнал «Die Bank», 1910, с. 222 Биржевой курс и конъюнктурная кривая 1898—1909. Биржевой курс (курс акций «Дисконте Коммандит», Гарпенер, Бохумер и Аль-гемейне электрицитетс в среднем на конец месяца). Цена на чугун (гамбургские котировки для английского чугуна (Глазго), в среднем за квартал). Рынок труда (приток рабочих на немецкие биржи труда в среднем за квартал. Для облегчения сравнения кривая рынка труда нанесена в опрокинутом виде, с максимумом, обращенным вниз).
Эта диаграмма взята из статьи Альфреда Лансбурга. Двойственный бирже дар предвидения» («Die Bank», 1910, I, с. 222). Годится для иллюстрации конкретных колебаний и общих тенденций в течение полного цикла современности (кризис 1900 г., депрессия 1907 г., подъем 1898—99 гг. и т. п.), К РАСЧЕТУ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ «The Statesman's Year-Book» на 1915 (Лондон, 1915) (52-ой год). Издание Дж. Скотта Кельти. «Британская империя», 19 1 3 — 4 Действующие железные дороги (Railways open)
= 134 131* 1 миля = 1.6 км.; 134х1.6 = 214.4 тыс. км.; 130 X 1.6 = 208.0 771 х 1.6 = 1 233.6 + 208 = 1441 километр Железные дороги в голландских колониях (конец 1913) 1 512 миль — Ява 209» Суматра «Голландская Ост-Индия», вклю- ■---- ■ чая Борнео и Целебес и пр, = 1 721» 1721 х 1.6 = 2 753.6 км. Голландская Вест-Индия (Суринам = Голландская Гвиана, Кюрасао) — нет железных дорог.
# Нейман-Спалларт. «Obersichten der Weltwirtschaft». Год издания 1883—4.
с. 508. «На о. Маврикия с 1882 г. на обеих железных дорогах протяжением в 92 мили не было дальнейшего строительства». Ibidem, с. 512. 1885 Ангола = 350 + Мозамбик = 90 440 км. 92 мили X 1.6 = 147.2 км.+440 = 587 147.2:587 = 25.1% 1890 1890 = 910 около 98 км. английские (о. Маврикия) ■— 520 292» португальские (Ангола и —------- ------------------------------------------------------- Мозамбик) 390 км. +390 390 Х25.1=97.89 520 французские =910 # Ibidem, с. 504. Ямайка (1885) — 107 км, Мартиника («короткие» линии ж. д.)? нет сведений.
положим 40 км. в 1890 на Мартинику (поменьше Барбадоса)
98 080
1. Соединенные Штаты 2. Британская империя 3. Россия 4. Германия 5. Франция
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|