Глава 3. Процессуальные теории мотивации
Очевидно, что поведение человека зависит от того, какие потребности заставляют его действовать, к чему он стремится, что хочет получить и какие у него для этого есть возможности. Однако даже если предположить, что все это хорошо известно (хотя это явно утопическое предположение), все равно нет гарантии того, что удастся совершенно точно понять мотивацию человека. И, очевидно, это тем более трудно сделать в ситуации, когда всего узнать о потребностях и устремлениях человека невозможно. Тем не менее, из этого никак не следует, что мотивационный процесс не может быть осознан и управляем. Существует целый ряд теорий, которые говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов. Теории данного типа составляют группу теорий процесса мотивации. Самая общая концепция мотивации сводится к следующим положениям. Человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивационной структурой и возможностями, настраивает себя на определенное поведение, вырабатывает определенное расположение и осуществляет действия, приводящие к конкретному результату, характеризующемуся определенными качественными и количественными характеристиками.
Теория ожидания
Теория ожиданий пытается сосредоточить внимание на том, почему люди выбирают определенную линию поведения, и объяснить такой выбор. Эта теория ассоциируется с работами Виктора Врума. Теория ожиданий основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения цели.
Согласно теории, для определения мотивации важно учесть три практически важных фактора: 1) ожидания работника в отношении «затрат труда — результатов». Это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами; 2) ожидания в отношении «результатов — вознаграждений». Это ожидание определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов; 3) валентность — степень удовлетворенности вознаграждением. Это ценность вознаграждения в глазах конкретного работника. Получаемые результаты, вознаграждения носят вероятностный характер и варьируют от 0 до 1. Это же касается валентности. Мотивация «Ожидание того, что усилия дадут желаемые результаты х Ожидание того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение х Ожидаемая ценность вознаграждения (валентность). Если значение любого из этих факторов будет мало, то будет слабой и мотивация и низки результаты труда. Следует иметь в виду, что люди имеют различные потребности и конкретное вознаграждение оценивают по-разному. Поэтому менеджер должен сопоставлять предполагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и приводить их в соответствие. Следует установить твердое соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением.
Теория справедливости
В рамках теории справедливости предполагается, что люди субъективно оценивают и сравнивают свое вознаграждение с тем, что получили другие сотрудники за аналогичную работу. Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к психологическому напряжению. В целом, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затраченные усилия. Поскольку восприятие и оценка справедливости носят относительный, а не абсолютный характер, то на практике менеджер должен объяснять, почему существует разница в вознаграждениях.
Некоторые организации держат сумму выплат в тайне. Но это проблему не решает, ибо люди начинают подозревать несправедливость даже там, где ее нет на самом деле.
Модель Портера – Лоулера
Модель Портера — Лоулера является комплексной процессуальной теорией мотивации, включающей элементы теории ожиданий и теории справедливости. Лайман Портер и Эдвард Лоулер исследовали, от чего зависит достигнутый сотрудниками результат. В их модели фигурируют следующие переменные, между которыми отслеживается взаимосвязь: • затраченные работником усилия; • ценность вознаграждения; • оценка вероятности связи «усилия—вознаграждения»; • способности и характер работника; • полученные результаты работы; • вознаграждение, воспринимаемое как справедливость; • степень удовлетворения. Приведем здесь вывод, который делают Л. Портер и Э. Лоулер: результативный труд ведет к удовлетворению. Этот вывод противоположен концепции «человеческих отношений», согласно которой удовлетворенность ведет к высоким результатам. Портер и Лоулер утверждают, что чувство выполненной работы (результат) ведет к удовлетворению. Различные теории мотивации содействуют значительному усовершенствованию конкретных управленческих подходов. В последнее время находит воплощение концепция партисипативного управления. Это система взглядов и практического опыта на заинтересованность работника не только непосредственно в своей работе, но ив том, как его работа сказывается на деятельности всей организации. Направления партисипативного управления таковы: • Работники получают право самостоятельно решать, каким способом лучше всего выполнить свою работу. • Работникам предоставляется возможность широкого участия в рационализаторской деятельности. •Работники привлекаются к принятию решения по поводу выполняемой ими работы. • Работникам предоставляется право формировать рабочие группы по собственному усмотрению. • Работникам дается право контроля за количеством и качеством труда. Партисипативное управление можно использовать в следующих случаях: 1) когда возрастает зрелость работников, что делает целесообразным прибегать к децентрализации ответственности при принятии решений; 2) для того, чтобы обеспечить лучшее понимание решений, повысить их действенность и реализацию; 3) при создании механизма профессионального роста работников и руководителей низшего звена; 4) чтобы повысить активность предложений по «нововведениям».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|