Экспериментальное исследование памяти в младшем школьном возрасте
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Организация и методики исследования
Опытно-экспериментальной базой стала СОШ № 57 города Москвы. В исследовании приняли участие 10 младших школьников из класса с углубленным изучением русского языка и литературы (первая группа) и 10 младших школьников обучающихся по традиционной форме обучения (вторая группа). Цель и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в несколько этапов: Первый этап - теоретический анализ литературы по исследуемой теме. Второй этап - подготовительный этап. На данном этапе осуществлялось формирование выборки и подбор диагностического инструментария с целью изучения памяти у младших школьников. Третий этап - экспериментальный. Данный этап предусматривал экспериментальное исследование учащихся первой и второй групп с помощью методик 10 слов, "Память на образы", "Смысловая память". Четвертый этап - аналитический. Он связан с анализом и обработкой полученных результатов. Для исследования памяти использовалась методика "Память на образы", предназначенная для изучения образной памяти (Приложение). Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке. Ребенку необходимо нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили. Оценка результатов тестирования производится по количеству правильного воспроизведения образов. Методика используется в группе и индивидуально. Норма - 6 правильных ответов и больше. Также для диагностики памяти была использована методика "10 слов". Она применяется для диагностики вербальной кратковременной памяти. Детям было зачитано 10 слов с интервалом 4-5 секунд между словами. После десятисекундного перерыва ученики записывает те слова, которые запомнил. Оценка результатов проводилась по формуле: С=а/10, где С - память, а - количество правильно воспроизведенных слов. Для детей 8 - 9 лет нормативным показателем служит 6 слов.
А также для диагностики памяти использовалась методика "Смысловая память", основанная на понимании (Приложение). В процессе смыслового запоминания создаются мнемические опоры. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, а вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо запомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Диагностика проходит в 2 этапа. На 1 этапе зачитываются пары слов, имеющие смысловую связь. Затем экспериментатор прочитывает только первое слово каждой пары, а испытуемые записывают второе. Если второе слово записано правильно, то ставят "+", а неправильно "-". На 2 этапе зачитываются пары слов, не имеющие смысловой связи. Обработка результатов производится следующим образом:
Таким образом, нормой логической памяти для детей 8 - 9 лет является 10 слов из 15, а механической - 7 слов из 15. Результаты исследования и их анализ
Результаты исследования памяти у младших школьников представлены в таблицах. Таблица 1 Показатели вербальной кратковременной памяти по методике "10 слов" у младших школьников первой и второй групп.
Примечание: * отмечены достоверные различия при p<0,01 ** отмечены достоверные различия при p<0,05
Рис. 1. Средние показатели вербальной кратковременной памяти по методике "10 слов" у младших школьников первой и второй групп.
Согласно данным, приведенным в таблице 1, средние показатели вербальной кратковременной памяти по методике "10 слов" у школьников второй группы ниже показателей школьников первой группы. Таблица 2 Средние показатели образной памяти по методике "Память на образы" у школьников экспериментальной и контрольной групп.
Примечание: * отмечены достоверные различия при p<0,01 ** отмечены достоверные различия при p<0,05
Рис. 2. Средние показатели образной памяти по методике "Память на образы" у школьников первой и второй групп.
Согласно данным, приведенным в таблице 2, средние показатели образной памяти по методике "Память на образы" у школьников второй группы ниже показателей школьников первой группы. Таблица 3 Средние показатели смысловой памяти по методике "Смысловая память" у школьников первой и второй групп (1 этап).
Примечание: * отмечены достоверные различия при p<0,01 ** отмечены достоверные различия при p<0,05
Рис. 3. Средние показатели смысловой памяти по методике "Смысловая память" у школьников первой и второй групп.
Согласно данным, приведенным в таблице 3, средние показатели логической памяти по методике "Смысловая память" у школьников второй группы ниже показателей школьников первой группы. Таблица 4 Средние показатели смысловой памяти по методике "Смысловая память" у школьников экспериментальной и контрольной групп (2 этап).
Примечание: * отмечены достоверные различия при p<0,01 ** отмечены достоверные различия при p<0,05
Рис. 4. Средние показатели смысловой памяти по методике "Смысловая память" у школьников первой и второй групп.
Согласно данным, приведенным в таблице 4, средние показатели механической памяти по методике "Смысловая память" у школьников второй группы (традиционная форма обучения) ниже показателей школьников первой группы (класс с углубленным изучением русского языка и литературы), что является доказательством выдвинутой гипотезы и подтверждает ее. Выводы по 2-ой главе
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что развитие памяти напрямую связано с условиями воспитания и обучения была подтверждена. Показатели памяти у младших школьников, обучающихся в классе с углубленным изучением русского языка и литературы выше, чем показатели памяти младших школьников, обучающихся по традиционной форме обучения. Память, являясь основой всего процесса обучения, формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. При благоприятных социальных условиях память психически здоровых детей имеет положительную динамику. В данном исследовании приняли участие дети без задержки психического развития. Но у детей второй группы (традиционная форма обучения) показатели памяти значительно ниже. Это свидетельствует о том, что развитие памяти напрямую связано с условиями воспитания и обучения. Социальные и психические условия воспитания детей связаны с развитием когнитивных функций. Для увеличения показателей памяти у детей, необходимо регулярно проводить коррекционно-развивающие занятия. Заключение
Память является основой успешной учебной и трудовой деятельности каждого человека. Чтобы активно пользоваться памятью, необходимо научить ребенка управлять механизмами и процессами памяти. В процессе обучения ребенок сам научается использовать свою память, но кoррекциoннo-развивающие занятия могут улучшить отдельные виды и механизмы памяти, неoбхoдимые в пoвседневнoй жизнедеятельности.
В процессе общего развития ребенка деятельность памяти становится все бoлее управляемей. С развитием произвольной памяти расширяются возможности самoстoятельнoй разнooбразнoй деятельности ребенка и все бoлее активным его включением в разные виды общения с взрослыми и сверстниками. Деятельность памяти и воображения изменяется в зависимости от тех мотивов, которые побуждают ребенка к усилию: запоминание и припоминание воспринятого материала, к созданию нoвoгo рисунка, сочинению или пересказу. [3] Подражательная и непроизвoльная деятельнoсть превращается в творческую, кoтoрoй ребенoк научается управлять, подчиняя ее принятой задаче. Говоря o детской памяти можно сказать, что с развитием ребенка память приобретает избирательный характер, т.е. ребенок лучше и на больший срок запоминает то, чтo ему интересно, и использует этот материал в своей деятельности. Содержанием памяти младшего школьника являются не только образы ранее воспринятых предметов, но и слова и мысли. Память характеризуется своей пластичностью и постоянным развитием. Психологи утверждают, что память ребенка лучше, чем у взрослoгo. Практика показывает, что дети, хотя, и запоминают материал легко, но воспроизводят его беспорядочно, так как еще не умеют извлекать нужную информацию в определенных условиях. Но с возрастом ребенок научается пользоваться своей памятью и даже использовать различные приемы для запоминания. [9] Список литературы
1. Асеев В.Г. Возрастная психология. - М.: Издательство Академия, 1994. - 320 с. 2. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с. . Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. - М.: Владос, 1999. - 234 с. . Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. - М.: Издательство Педагогическое общество России, 2004. - 512 с. . Детская практическая психология. /Под ред. Богдана Н.Н. - Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2003. - 116 с. . Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург: Издательство Деловая книга, 1995, - 346 с. . Крысько В.Г. Психология и педагогика. - М.: Владос, 2001. - 378 с. . Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательство Академия, 2000. - 456 с. . Никитина Т.Б. Как развить хорошую память. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2006. - 320 с. . Обухова Л. Детская психология: Теории, факты, проблемы. - М.: Издательство Академия, 1995. - 360 с. . Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Издательство Питер, 2002. - 720 с. . Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М.: АПН, 1999. - 221 с.
. Смирнова Е.О. Психология ребенка: От рождения до семи лет. - М.: Школа - пресс, 1997. - 383 с. . Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 1997. - 736 с. . Холодная М.А. Общие вопросы психологии. - СПб.: Издательство Питер, 2002. - 272 с.
Приложение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|