Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги (ст. 185.2 УК РФ). 14 глава
-------------------------------- <1> Данное положение было внесено в ст. 17 (п. 7.1) Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в июле 2005 г. (Российская газета. 2005. 26 июля).
В случае представления сведений, не соответствующих действительности, избиратель лишается возможности реализовать свое активное избирательное право. Однако для вменения этого деяния необходимо установить, что перечисленные выше лица намеренно представляют искаженные, неверные сведения. Заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума может выражаться во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц. В целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума (п. 1 ст. 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. Граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, имеют право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, могут быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления <1>.
-------------------------------- <1> См. ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно п. п. 4 - 5 ст. 5 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Гражданин РФ, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока. Включение в списки избирателей вымышленных лиц означает, что туда вносятся выдуманные, ложные, созданные воображением, фантазией данные об избирателях, которые не существуют <1>. Так, в списки могут быть включены не существующие на данном избирательном участке фамилии, имена, отчества, годы рождения, адреса, места жительства избирателя, участника референдума. -------------------------------- <1> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М., 1989. С. 95.
От точности составления списков избирателей во многом зависит реализуемость активного избирательного права. Во время составления и уточнения имеющихся списков избирателей (а эта процедура происходит на всех выборах любого уровня) избирательная комиссия должна отсеять выбывших избирателей, т.е. избирателей, которые уже умерли, изменили место жительства или вообще пропали, и, соответственно, включить в избирательный список граждан, достигших 18-летнего возраста и проживающих на данном избирательном участке (если они не были включены ранее).
3. Фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума. Фальсификация (позднелат. falsification, от falsifico - подделываю) означает злостное, преднамеренное искажение данных; заведомо неверное истолкование чего-либо; изменение с корыстной целью вида или свойства предметов; подделку <1>. -------------------------------- <1> См.: Большая советская энциклопедия. М., 1989. С. 95.
В соответствии с ч. 6 ст. 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при получении бюллетеня избиратель, участник референдума проставляет в списке избирателей, участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе такую запись вносит член избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель, участник референдума расписывается за каждый бюллетень. Член участковой комиссии, выдавший избирателю, участнику референдума бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума. 4. Замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума. Такие действия возможны, как правило, на стадии подсчета голосов. Исходя из смысла Федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", действительными бюллетенями следует считать такие бюллетени, которые изготовлены по решению (заказу) соответствующей избирательной комиссии (ЦИК РФ, избирательной комиссии субъекта РФ и т.д.) полиграфической организацией в установленной форме с использованием методов защиты от подделки и заполнены избирателем в порядке, закрепленном действующим законодательством.
5. Порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума. При голосовании на референдуме в бюллетене воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "Да" или "Нет" либо "За" или "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты (п. 9 ст. 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Если на референдум вынесен проект нормативного акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается его наименование. При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень должен содержать о каждом из зарегистрированных кандидатов сведения, которые указаны в ст. 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Голосование проводится путем внесения избирателем, участником референдума в избирательный бюллетень любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), а в бюллетене для голосования на референдуме - любого знака в квадрате, относящемся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор (п. 7 ст. 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). При совершении описанного в законе деяния виновное лицо делает лишнюю пометку в бюллетене, в котором избиратель, участник референдума уже сделал свой выбор, что приводит к невозможности определения действительного волеизъявления.
6. Незаконное уничтожение бюллетеней. Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" уничтожение бюллетеней предусматривается в следующих случаях: 1) после передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Комиссия, разместившая заказ на изготовление бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней (п. 11 ст. 63); 2) при передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами комиссии, осуществляющей передачу бюллетеней, о чем составляется акт (п. 13 ст. 63); 3) в день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются, о чем также составляется акт (п. 20 ст. 63); 4) если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списках избирателей, участников референдума против фамилии данного избирателя, участника референдума. Испорченный бюллетень, на котором член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается (п. 9 ст. 64). Иные случаи уничтожения бюллетеней следует считать незаконными. 7. Заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума. Статья 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепляет, что подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в установленной форме протокола. Заведомо неправильный подсчет голосов - это умышленное искажение результатов выборов или референдума, которое выражается в сознательном завышении или занижении избирательной комиссией или комиссией по проведению референдума количества голосов, поданных за одного или нескольких кандидатов либо в пользу того или иного решения вопроса, вынесенного на референдум <1>.
-------------------------------- <1> См.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ с постатейными материалами и судебной практикой / Под общ. ред. С.И. Никулина. М., 2001. С. 413.
Данное деяние может также выражаться в преднамеренном искажении результатов голосования (его уменьшении или увеличении), искажении числа избирателей (участников референдума), внесенных в списки избирателей и принявших участие в голосовании, количества бюллетеней, признанных недействительными <1>. -------------------------------- <1> См.: Князев С.Д. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме // Журнал российского права. 2001. N 2. С. 33.
8. Подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования. Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в протокол об итогах голосования. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в протокол об итогах голосования число бюллетеней, полученных участковой комиссией. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования. Затем подсчет голосов осуществляется по бюллетеням, находящимся в стационарных ящиках. При сортировке бюллетеней (по голосам, поданным за каждого из кандидатов, за политическую партию, по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет", "За" и "Против", бюллетени неустановленной формы, недействительные бюллетени) члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Общее число недействительных бюллетеней заносится в протокол об итогах голосования. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов, по позициям "Да", "Нет", "За" и "Против". После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования. 9. Заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования - основной документ, который комиссия заполняет незамедлительно после подведения итогов голосования на избирательном участке. На основании подлинных первых экземпляров протокола вышестоящие избирательные комиссии устанавливают итоги голосования и определяют результаты выборов, референдума <1>. -------------------------------- <1> См.: Терещенко Н.В. Уголовно-правовая охрана избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Дис.... к.ю.н. Ставрополь, 2002. С. 143.
Учитывая особую значимость этого документа, законодатель установил подробный перечень данных, которые должны быть в нем отражены <1>. Универсальные требования к протоколу об итогах голосования позволяют участковым избирательным комиссиям применять единые подходы к его заполнению, что особенно важно в случаях проведения голосования на различных выборах в один день, а также для обработки результатов с использованием ГАС "Выборы". -------------------------------- <1> См. ст. 67 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ. 2002. N 24. Ст. 2253).
10. Незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" протокол об итогах голосования заполняется постепенно в ходе подсчета голосов (п. 1 ст. 68). После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия подписывает протокол об итогах голосования и выдает копии протокола: - членам вышестоящих избирательных комиссий; - кандидатам, зарегистрированным данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или их доверенным лицам; - уполномоченному представителю или доверенному лицу избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидату из указанного списка; - члену или уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума; - наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Именно в этом Законе первоначально было закреплено, что не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений после его заполнения и подписания. 11. Заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума. Это деяние может быть выражено в том, что вопреки закону и фактическому волеизъявлению избирателей, участников референдума выборы объявляются недействительными либо, наоборот, действительными; в том, что вопреки закону и порядку проведения выборов, референдума тот или иной кандидат объявляется избранным либо, наоборот, неизбранным и т.п. Субъективная сторона преступления характеризуется наличием прямого умысла. Виновное лицо сознательно фальсифицирует итоги голосования, итоги выборов или итоги референдума и желает этого. Субъект преступления - специальный, т.е. это вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, которое официально уполномочено совершать действия в отношении перечисленных в законе документов, а также передавать информацию о ходе и результатах голосования. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ). Непосредственным объектом состава ст. 149 являются общественные отношения, охраняющие право граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. Данное право закреплено в ст. 31 Конституции РФ. Дополнительным (факультативным) объектом может выступать здоровье человека. В качестве потерпевших могут выступать лица, которые реализуют свое законное право на проведение массовых мероприятий. Объективная сторона преступления выражается в совершении следующих действий: 1) незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования; 2) незаконное воспрепятствование участию в них; 3) незаконное принуждение к участию в них. Под воспрепятствованием проведению массовых мероприятий следует понимать создание препятствий, искусственных, организационных и юридических, направленных на их срыв. Среди видов массовых мероприятий закон перечисляет: 1) собрание - это совместное присутствие граждан в определенном месте для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов; 2) митинг - это массовое мероприятие граждан в определенном месте для публичного выражения своего мнения по поводу актуальных проблем общества; 3) демонстрация - это организованное публичное выражение своего мнения определенной группы людей с использованием во время движения средств массовой агитации; 4) шествие - это массовое прохождение людей по определенному маршруту с целью привлечения внимания к определенным проблемам; 5) пикетирование - это форма выражения мнения определенной группы людей без их передвижения с использованием различных средств агитации и пропаганды. Под воспрепятствованием участию в массовых мероприятиях следует понимать незаконное воздействие на конкретных лиц, желающих участвовать в их проведении. Под принуждением к участию в массовых мероприятиях следует понимать незаконное физическое или психическое воздействие на волю граждан с целью заставить их участвовать в массовых мероприятиях. Порядок проведения массовых мероприятий регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" <1> и законодательством РФ о выборах и демонстрациях. -------------------------------- <1> Собрание законодательства РФ. 2004. N 25. Ст. 2485.
Уголовная ответственность предусмотрена лишь за незаконное воспрепятствование проведению массовых мероприятий. Проведение массовых мероприятий с нарушением законодательства дает основание считать действия правоохранительных органов правомерными. Уголовная ответственность за описанные в законе деяния наступает при условии, что они совершаются должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или угрозы его применения. Если применение насилия повлекло причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, то содеянное следует квалифицировать дополнительно по п. "е" ч. 2 ст. 112 или п. "е" ч. 2 ст. 111 УК РФ. В случае угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью содеянное также следует квалифицировать по совокупности преступлений (ст. 149 и ч. 2 ст. 119 УК РФ). По совокупности преступлений следует квалифицировать и случаи, если насилие или угроза применены должностным лицом (ст. 149 и п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ). Преступление считается оконченным с момента использования лицом своих дополнительных полномочий в целях незаконного воспрепятствования массовому мероприятию или принуждения к участию в нем независимо от достигнутого результата либо с момента физического насилия или угрозы его применения. С субъективной стороны преступление характеризуется наличием прямого умысла. Виновное лицо осознает, что незаконно воспрепятствует проведению массового мероприятия или участию в нем, и желает этого. Субъектом преступления могут быть: 1) вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста; 2) должностное лицо, признаки которого изложены в примечании к ст. 285 УК РФ.
Глава 6. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СЕМЬИ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Литература
Ильященко А.Н. Противодействие насильственной преступности в семье: уголовно-правовые и криминологические аспекты. М., 2003. Пудовочкин Ю.Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних по российскому уголовному праву. СПб., 2002. Шестаков Д.А. Семейная криминология (криминофамилистика). СПб., 2003.
§ 1. Понятие и виды преступлений против семьи и несовершеннолетних
Общеизвестно, что семья - это естественная и основная ячейка общества и что дети - это наше будущее. Конституция РФ в ч. 1 ст. 38 устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <1> в развитие этого конституционного положения заявлено о всемерной государственной поддержке семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (ст. 4). -------------------------------- <1> Российская газета. 1998. 5 августа.
Определенную роль в этом играет уголовно-правовая защита. В гл. 20 УК РФ впервые осуществлена консолидация норм о преступлениях, основным объектом которых выступают устои семьи и интересы несовершеннолетних. В качестве дополнительного объекта могут выступать телесная и духовная неприкосновенность личности, ее честь и достоинство, здоровье, жизнь. Потерпевшими от преступления чаще всего являются несовершеннолетние лица (ст. ст. 150, 151, ч. 1 ст. 157 УК РФ). Ими могут быть также родители и иные члены семьи (ст. ст. 153 - 156, ч. 2 ст. 157 УК РФ). В ряде других глав УК РФ имеются нормы, тоже призванные содействовать уголовно-правовой охране семьи и несовершеннолетних. Таковы составы убийства матерью своего новорожденного ребенка (ст. 106), противоправных действий сексуального характера (ст. 134) и развратных действий (ст. 135) в отношении лица, не достигшего 16-летнего возраста, необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145), жестокого обращения с животными (ст. 245), посягательства на жизнь (ст. 295), угрозы или насильственных действий в отношении близких тех лиц, которые осуществляют правосудие (ст. 296), и др. В этих составах интересы семьи и несовершеннолетних выступают в качестве дополнительного, попутно охраняемого объекта. Еще чаще такой объект имеется в виду в квалифицированных видах преступлений. В них нередко предусматривается усиление ответственности за посягательства не только на лицо, выполняющее служебный или общественный долг, но и на его близких (п. "б" ч. 2 ст. 105, ст. ст. 112, 117, п. "а" ч. 2 ст. 111 и др.), а также в отношении несовершеннолетних (п. "г" ч. 2 ст. 117, ч. 3 ст. 122, п. "д" ч. 2 ст. 126 и ст. 127 и др.). Целью норм гл. 20 УК РФ является охрана именно такого объекта, как права и законные интересы семьи и несовершеннолетних. В целях расширения защиты прав ребенка впервые был криминализирован такой вид деяния, как торговля несовершеннолетними (ст. 152) <1>. -------------------------------- <1> Статья 152 отменена Федеральным законом 2003 г. N 162-ФЗ.
Объективная сторона преступлений гл. 20 по общему правилу выражается в действиях, в активном поведении - вовлечении, подмене и т.п. Совершение некоторых преступлений возможно и путем бездействия, пассивного поведения (например, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего - ст. 156, уклонение от содержания детей или родителей - ст. 157). Составы преступлений гл. 20 сконструированы по типу формальных: акцентируется поведение виновного, последствия в качестве обязательного признака основного состава не фигурируют. Определенными особенностями характеризуется субъект анализируемой группы преступлений. В ряде случаев предусматривается повышенный (18 лет) его возраст (ст. ст. 150, 151, ч. 2 ст. 157), в иных случаях он обычный - 16 лет. Применительно к отдельным составам (разглашение тайны усыновления или удочерения - ст. 155, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего - ст. 156, злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей - ст. 157) предполагается наличие специального субъекта. Это лица, обязанные хранить сведения об усыновлении (удочерении) как служебную или профессиональную тайну; родители или иные лица, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего или осуществлению контроля за ним; родители или совершеннолетние трудоспособные дети. Признаки специального субъекта в некоторых составах выступают усиливающими наказание обстоятельствами (ч. 2 ст. 150 и ч. 2 ст. 151). Субъективная сторона выражается только в прямом умысле <1>. -------------------------------- <1> Иногда утверждается, что прямой умысел присутствует в анализируемых преступлениях "как правило", т.е. допускается и косвенный умысел (см.: Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. М.П. Журавлева и С.И. Никулина. М., 1998. С. 117).
В некоторых случаях конструктивным признаком основного состава выступают корыстные или иные низменные побуждения (ст. ст. 153, 155). Глава 20 по объему невелика: она включает всего 7 статей. Родовой объект ее сложный, состоящий из двух взаимосвязанных объектов. Соответственно им все преступления данной главы могут быть разделены на две группы: 1) преступления, посягающие на нормальное физическое и нравственное развитие несовершеннолетних: вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150); вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151); розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции (ст. 151.1); 2) преступления, посягающие на интересы семьи: подмена ребенка (ст. 153), незаконное усыновление или удочерение (ст. 154); разглашение тайны усыновления или удочерения (ст. 155); неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156); злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157, содержит два самостоятельных состава преступления).
§ 2. Преступления, посягающие на нормальное физическое и нравственное развитие несовершеннолетних
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ). В соответствии с преамбулой Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" детство признается важным этапом в жизни человека. Государство исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Тлетворное влияние взрослых должно решительно пресекаться всеми доступными средствами, в том числе и уголовно-правового характера. Сказанное касается в полной мере противозаконных деяний, выражающихся в вовлечении несовершеннолетних в совершение преступления либо иные акты антиобщественного поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|