Принципы переписи населения
По определению Статистической комиссии ООН перепись населения – это единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам в стране или четко ограниченной части страны. Перепись населения это специальное научно-организованное обследование с целью получения информации о численности и составе населения. Это важнейшее государственное дело в плане познания закономерностей демографического развития. Основными принципами переписи населения являются: 1. Всеобщность. Всеобщность переписи означает, что сведения, включенные в программу переписи, собираются ото всех и обо всех жителях данной страны или территории, а не только о какой-либо специфической их части. Именно поэтому современные переписи населения и называются всеобщими. Во всеобщности заключается главное отличие современных переписей населения, от его учетов, проводившихся в прошлом. В прежние времена учеты населения, как бы они ни назывались (переписи, ревизии, цензы и т.п.), проводились в основном в фискальных и военно-учетных целях. Государства всегда были, прежде всего, заинтересованы в том, чтобы знать, сколько людей они могут, в случае необходимости, поставить «под ружье» и сколько налогов, податей и т.п. они могут собрать со своих подданных. Поэтому учитывались и переписывались не все жители данной страны, а лишь те, кто был обязан служить в армии, и те, кто был обязан платить подати и налоги. Отсюда – неполнота информации о населении, отсутствие данных о значительной его части. Считается, например, что в России во время ревизий первоначально учитывалось лишь мужское податное население, к которому относились только крестьяне и лица некоторых других сословий, обязанных платить подати. На самом деле во время ревизий, начиная со второй, и исключая шестую учитывалось и женское население. Существуют как объективные, так и субъективные факторы, влияющие на полноту учета при переписях населения.
Прежде всего, это – подвижность населения. Люди постоянно переезжают с места на место, и существует вероятность того, что кто-то или вообще «разминется» с переписчиком, как в месте постоянного проживания, так и в каком-то другом месте проживания или окажется переписанным дважды. Чтобы свести к минимуму возможность и недоучета, и двойного счета, разработаны специальные приемы переписи тех, кто не находится в момент переписи в месте постоянного (или какого-либо другого) проживания. Что касается субъективных факторов недоучета, то, как показывает практика, некоторые люди считают, что кое-кого вообще не надо переписывать. Например, младенцев или стариков, поскольку первые еще маленькие, а вторые – уже совсем старые, и от тех и от других «нет никакой пользы». Несмотря на все заверения статистиков, в сознании многих граждан твердо засело неизвестно кем внушенное убеждение, что перепись будто бы проводится именно со специальной целью установить число людей определенных категорий. Поэтому часто бывает так, что на вопрос регистратора переписи о пропущенном младенце его родные отвечают: «Да ведь он еще маленький!» Почти то же самое говорят в подобной ситуации и родственники стариков: «Он ведь уже старый, работать не может. Зачем его переписывать?» Этот принцип охватывает всю территорию и всё население, надо учесть каждого жителя без исключения (но и без двойного счета), независимо от пола, возраста, наличия права на проживание в данной местности и в данном жилище. 2. Одномоментность.
Одномоментность проведения переписи означает, что все собранные в ее ходе данные относятся к одному определенному и заранее установленному моменту, который называется критическим моментом переписи, или моментом счета. При этом любые изменения, произошедшие в период времени между критическим моментом и временем, когда непосредственно проводится опрос, не учитываются. Необходимость установления критического момента переписи определяется тем, что население, его численность и состав непрерывно меняются. Например, в 2000 г. только за один час в России появлялись на свет 144 младенца, 253 человека умирало, заключалось 102 брака, совершался 71 развод, 40 человек прибывало в Россию на жительство и 18 человек покидало нашу страну. Установление критического момента является также одним из способов избежать повторного счета, т.е. переписывания человека одновременно в двух местах, если даже в момент проведения переписи он находился вне места своего обычного проживания. Критический момент переписи подбирается таким образом, чтобы минимизировать территориальную мобильность населения, т.е. чтобы вероятность застать переписываемых людей в месте постоянного проживания была максимальной. Соответственно, выбирается месяц года, когда эта мобильность минимальна. Затем учитывается наличие выходных и праздничных дней, школьных и студенческих каникул и т.п. При этом необходимо, чтобы критический момент переписи был как можно ближе к началу года, чтобы обеспечить большую сопоставимость результатов переписи и ежегодных меж переписных расчетов численности населения. В итоге, скажем, в нашей стране перепись обычно назначалась на один из будних дней во второй декаде января. Например, в 1959 и 1970 гг. перепись населения проводилась 15 января, в 1979 г. – 17 января и в 1989 г. – 12 января. Непонятным исключением становится многострадальная новая перепись населения России, которая должна была состояться еще в 1999 г., но которая несколько раз переносилась, и теперь уже, кажется, окончательно назначена на 9–16 октября 2002 г. В качестве критического момента при этом обычно выбирается полночь, т.е. 0 часов 00 минут, первого дня проведения переписи. Так, перепись 2002 г. будет проводиться по состоянию на 0 часов 9 октября. Несомненно, это создаст определенные трудности из-за большого удаления этой даты от начала следующего года.
Критический момент переписи следует отличать от периода проведения переписи. Перепись реально проводится в течение нескольких дней (обычно 7–10 дней), но вся собранная информация, как уже сказано, относится к ее критическому моменту. Изменения, произошедшие после критического момента, не учитываются. Не учитываются родившиеся после критического момента, хотя бы они и родились в первые минуты первого дня переписи. Умершие после критического момента учитываются как живые, поскольку на критический момент они были еще живы. 3. Единая программа переписи. Наличие единой программы переписи означает, что и сбор первичных данных и их последующая обработка ведутся по единым для всех участников переписи правилам процедуры, по одному и тому же общему для всех плану. Обо всех людях, проживающих на территории страны и подлежащих переписи, собираются сведения об одних и тех же признаках, или характеристиках, включенных в переписной лист. На этапе обработки переписи вся собранная в ее ходе информация разрабатывается и публикуется по единому плану, определяющему, какие именно и в каком разрезе строятся статистические таблицы. Разработка программы переписи является важнейшим ее этапом, занимающим по времени несколько месяцев или даже лет. Она включает в себя создание переписного листа – специального бланка, содержащего набор признаков, которые будут фиксироваться в ходе переписи. Одновременно формируется перечень разработочных таблиц, в которых будут обобщены и опубликованы итоги переписи. Переписной лист – основной документ переписи населения. Представляет собой бланк для записи ответов на напечатанные в нем вопросы, соответствующие программе переписи. В зависимости от метода переписи, способов опроса и последующей разработки материалов переписи применяются переписные листы различной формы. Индивидуальный переписной лист предназначен для записи сведений об одном человеке.
В переписных листах списочной формы записываются сведения обо всех членах семьи или домохозяйства. 4. Поимённость. Поимённость, как принцип проведения переписи, означает сбор персональных и легко идентифицируемых сведений о каждом отдельном человеке. В этом отношении перепись населения противоположна социологическим опросам, которые, как правило, анонимны. Сведения о каждом человеке собирает в ходе личных бесед специально обученный персонал (счетчики, или регистраторы), который фиксирует их на именных переписных листах. В некоторых развивающихся странах иногда применяют процедуру сбора сведений о населении, которая известна еще со времен Древнего Рима и которая заключается в том, что люди сами должны являться в специальные офисы, где и заполняются переписные листы. При этом на тело человека иногда даже ставят специальный долго не смываемый штамп, свидетельствующий о том, что данный человек прошел перепись населения. При проведении переписи населения в России 2002 г. также предполагается открыть специальные переписные офисы, в которых смогут пройти перепись те, кто не хотел бы, чтобы счетчики приходили к ним домой, а также те, у кого вообще нет дома. К счастью, до того, чтобы ставить на тело несмываемые штампы, у нас пока еще не дошло. Поименность дает возможность детальной комбинированной группировки собранных сведений по различным признакам. Разумеется, при обработке результатов переписи поименность сведений <гасится,> и они разрабатываются исключительно в обобщенной форме статистических таблиц, лишенных каких-либо личностных признаков. 5. Самоопределение. С поимённостью связан такой принцип проведения переписи, как самоопределение, которое означает, что все сведения фиксируются исключительно со слов опрашиваемого и что запрещено требовать документального подтверждения этих сведений. Применение принципа самоопределения обусловлено, с одной стороны, стремлением повысить степень доверия к переписи со стороны населения, а с другой, – невозможностью объективного отнесения человека к той или иной категории по большинству фиксируемых признаков. Если, скажем, возраст человека в большинстве современных стран еще может быть документально подтвержден, поскольку существует система текущей регистрации демографических событий, то такой признак, как национальность (точнее, этническая принадлежность), вообще не подлежит никакому объективному определению. Всякие правила отнесения человека к тому или иному этносу, которые существуют в некоторых странах, по существу, являются нарушением демократических принципов и свойственны тоталитарным или склонным к тоталитаризму режимам. В нашей стране по отношению к этнической принадлежности, к счастью, всегда действовал принцип самоопределения.
6. Конфиденциальность. Об этом на каждом переписном листе есть надпись: «Конфиденциально (гарантируется получателем информации)». Согласно Федеральному закону «О Всероссийской переписи населения» (статья 8) «Сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, являются конфиденциальной информацией, не подлежат разглашению (распространению) и используются в целях формирования соответствующих федеральных информационных ресурсов». Результаты переписи публикуют только в виде сводных данных (принцип конфиденциальности)! Не публикуются никакие данные об одном определенном человеке, семье, домохозяйстве. Никто из проводящих организаторов перепись – от переписчика до руководителя Росстата – не имеет права разглашать персональную информацию согласно статье 8 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения». 7. Строгая централизация управления переписи. Государство берёт на себя ответственность за проведение, контроль и финансирование переписи. В нашей стране в настоящее время проведение переписи возложено на Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат РФ). 8. Регулярность проведения переписи. Важность этого принципа очевидна. Только в случае регулярного, со строгой периодичностью проведения переписей населения возможно получение сопоставимых статистических данных о населении за длительный период времени. Согласно рекомендациям Статистической комиссии ООН перепись населения должна проводиться раз в 10 лет, в России по закону не реже раза в 10 лет. Это необходимо для обеспечения сопоставимости данных по разным странам мира и для расчета численности населения земного шара. Кроме того, это необходимо для обеспечения сопоставимости данных о возрастной структуре населения, которые чаще всего публикуются в виде пятилетних группировок. Вся эта система работает в соответствии с положениями, установленными или законодательно, или специальными правительственными решениями, которые принимаются за несколько лет до проведения переписи и в которых устанавливаются сроки ее проведения, критический момент, ее основные задачи, а также даются поручения другим органам государственной власти в части оказания содействия проведению переписи населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|