Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I . I Понятие леворукости и причины ее возникновения

Содержание

Введение

Глава I. Психологические особенности леворуких детей

I.I Понятие леворукости и причины ее возникновения

I.II Психологические особенности леворуких детей

Глава II. Леворукость как психолого-педагогическая проблема

Глава III. Психологическая помощь педагога леворукому ребенку в школе

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Школа - это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности. В этом качестве младший школьник характеризуется, прежде всего, готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, прежде всего, интеллектуального развития, обеспечивающего возможность учиться. Основные показатели готовности ребенка к школе: сформированность его внутренней позиции, семиотической функции, произвольности, умение ориентироваться на систему правил и др. Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, учению, познанию как к радости открытия, вхождения в новый мир, мир взрослых. Это означает готовность к новым обязанностям, ответственности перед школой, учителем, классом. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения.

Система ожиданий, как и сформированность предпосылок понятийного, научного мышления, лежит в основе готовности, которая понимается как итог всего предшествующего психического развития ребенка, результат всей системы воспитания и обучения в семье и в детском саду. Готовность ребенка к школе определяется удовлетворением целого ряда требований. К ним относятся: общее физическое развитие ребенка, владение достаточным объемом знаний, владение «бытовыми» навыками самообслуживания, культуры поведения, общения, элементарного труда; владение речью; предпосылки овладения письмом (развитие мелкой мускулатуры кисти руки); умение сотрудничества; желание учиться. Необходимые для школьника как субъекта учебной деятельности интеллектуальные, личностные, деятельностные качества формируются буквально с момента рождения. От уровня их сформированности в значительной мере зависит вхождение ребенка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения, включаемость в учебную деятельность.

Проблема леворукости воспринимается многими исследователями как бы вершиной айсберга, в виде которого можно представить огромную область морфологии и физиологии билатеральных различий организма (в том числе и межполушарной асимметрии головного мозга).

Действительно, большая часть человечества - праворукие и только 5-12% - леворукие. Но следует понимать, что и праворукие, и леворукие - это не однородные группы. Среди них есть сильно леворукие и сильно праворукие, но есть и те, кто выполняют одной или другой рукой только некоторые действия, среди них и люди, одинаково хорошо владеющие и правой, и левой рукой. Зарубежные ученые отмечают, что количество леворуких возрастает: в 1928 г. среди взрослых было выявлено 3,3% леворуких женщин и 4,7% леворуких мужчин. В 1973 г. число леворуких женщин увеличилось до 8,8%, а мужчин до 10,4%, а в 1979-1988 гг. достигло 12,4% среди женщин и 13,9% среди мужчин. Цифры по количеству леворуких, которые представляют исследователи из разных стран, сильно различаются и варьируют от 5 до 30%. Конечно, леворуких меньшинство и еще меньше их становится по мере взросления. Леворукость не исчезает, просто агрессивность праворукой среды заставляет леворуких - порой с огромным трудом - приспосабливаться, переучиваться, становиться как все.

По данным отечественных авторов, количество леворуких людей среди здоровых взрослых не превышает 5,5%, и это неудивительно, так как в течение многих десятилетий леворуких детей в нашей стране переучивали, не очень заботясь о том, полезно ли это. По данным нейрофизиолога А.А. Айрапетянц, в 1987 г. выявлено 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек среди школьников 7-9 лет, в 14 лет их уже было 4,4% среди мальчиков и 4,1% - среди девочек, т.е. в средней школе остается ничтожно малое количество детей, отстоявших свое право на леворукость. В последние годы число леворуких детей в начальной школе составляет 15-23%.

Леворукость особо четко проявляется и младшем школьном возрасте.


Глава I. Психологические особенности леворуких детей

I. I Понятие леворукости и причины ее возникновения

 

В чем причина феномена леворукости - достоверно неизвестно и по сей день. На этот счет существует множество любопытных мнений. К примеру, в 1980 году Майк Корбаллис выдвинул теорию «Щита и меча», согласно которой в древние времена соотношение правшей и левшей было примерно одинаковым. По мнению ученого, бесконечные войны тех времен привели к преимущественной гибели леворуких, и генетический признак праворукости надежно укоренился в популяции. Что же стало причиной печального преобладания леворуких в числе погибших? Теория Корбаллиса объясняет: левши держали меч в левой руке, а щит - в правой. При этом область сердца у леворуких оказывалась менее защищенной, и они чаще получали смертельные раны, нежели те воины, кто закрывал сердце, удерживая щит в левой руке, а меч - в правой. Существует еще множество теорий, выдвигающих версии возникновения леворукости[1]. В частности, доминирование правого полушария у женщин в какой-то мере зависит от особенностей гормонального фона в организме внутриутробного плода. Не самая «мощная» по своей теоретической значимости теория, конечно, - но зато чрезвычайно важная для здоровья женщин-левшей. Дело в том, что недавно американские ученые выявили неприятную закономерность: у дам, предпочитающих действовать преимущественно левой рукой, существенно повышается риск развития рака молочной железы.

Проблемы левшества и леворукости интересуют науку (психологию, нейропсихологию, физиологию) в течение уже почти ста лет. И непонятного здесь гораздо больше, чем понятного.

Левшество связано с асимметрией парных органов человека. Благодаря принципу биологической надежности человек наделен многими органами, дублирующими самих себя. У него пара легких, пара почек, пара глаз, пара рук, пара ног и т.д. Если один из парных органов отказывает, другой может частично принимать на себя его функции. Но полное дублирование природа, видимо, сочла роскошью. Как показывают наблюдения и эксперименты, парные органы у людей развиты неодинаково. Один из двух парных органов всегда является доминирующим. Преобладание левой части над правой и называется левшеством.

Левшество может быть сенсорным, касающимся органов восприятия. А может быть моторным. Тогда оно касается преобладания левой ноги или руки. Причем возможны самые различные сочетания сенсорного и моторного левшества: у человека может доминировать правый глаз и правое ухо, но быть толчковой левая нога.

Приучить левшу пользоваться правой рукой можно: это доказано на практике. Но ребенку можно сильно навредить. По мнению ученых, переучивание леворукого ребенка «на правую руку» может затормозить его развитие и привести к неврозу.

Объясняется это тем, что рука и ее развитие связаны с одним из больших полушарий мозга. Одно полушарие отвечает за работу правой руки, другое полушарие - за работу левой руки. «Ответственность» полушарий распределяется по зеркальному принципу. Правое отвечает за левое, и наоборот. Возможности правой руки определяются левым полушарием. У подавляющего числа людей левое полушарие является доминирующим. Именно в нем находятся главные центры речи - зона Брока и зона Вернике. Развитие правой руки взаимосвязано с развитием речевых центров. Особенно чувствительна эта связь в раннем возрасте, в период становления речи.

В качестве весьма поучительного и одного из наиболее ярких разочарований при изучении проблемы леворукости являются исследования, в результате которых оказалось, что, против всяких ожиданий, моторный центр речи Брока у левшей в 70% случаев расположен так же, как и у правшей, в левом полушарии. Еще раньше выяснилось, что тотальная транспозиция внутренних органов (когда сердце располагается справа, печень слева и т.д.) и даже локальная декстрокардия (правосердие), с которыми первоначально пытались увязать проявления леворукости, являются чрезвычайно редкими явлениями, гораздо более редкими, чем самая леворукость[2]. Более того, связь между этими состояниями не ясна. Так, например, среди 12 обследованных людей с тотальной транспозицией внутренних органов не было ни одного левши.

Лишь у части леворуких детей картина оказывается перевернутой: речевые центры у них перенесены в правое полушарие (и оно, соответственно, будет доминирующим.) Согласно зеркальному принципу, доминантное правое полушарие будет стимулировать доминантное развитие левой руки. В результате левая рука оказывается ведущей. Если препятствовать ее использованию в этом качестве, это может самым неблагоприятным образом отразиться на развитии речи и на общем развитии ребенка.

Ситуация с передачей функций доминирования правому полушарию рождает массу вопросов. Перенос центров речи в правое полушарие вовсе не означает, что полушария автоматически меняются своими функциями. Правое полушарие отвечает за целостное восприятие, за образное и пространственное мышление. Эти функции за ним сохраняются. Но оно еще и нагружается «ответственностью» за речь. Может, это действительно ценное сочетание, благоприятствующее развитию способностей у детей. Однако это только предположение, не имеющее под собой научного обоснования. И пока нет серьезных оснований считать, что любой леворукий ребенок - потенциальный гений.

В многочисленных исследованиях так или иначе вычисляется «коэффициент леворукости». Однако, с одной стороны, не ясно, каким из критериев определения левшества надо придавать большее, а каким - меньшее значение. Имеются различные точки зрения по этому вопросу. С другой стороны, указанные признаки не коррелируют между собой, в различной степени ограничиваются культурологическим давлением и даже могут изменяться в течение жизни с одного типа на противоположный. Мы не знаем, какой вклад в них вносит переучивание с одной руки на другую.

Наконец, весьма болезненным представляется вопрос о том, где же проводить разграничительную черту между левшами и правшами при статистическом анализе отдельных признаков. Несмотря на указанные трудности при определении ведущей руки, уже давно имеет место тенденция к расширению толкования понятия «левшества», с включением в орбиту рассмотрения ведущего глаза, ведущего уха, ведущей ноги и т.д., что, конечно, еще больше запутывает проблему. Не имея надежных данных о морфофизиологических особенностях левшей, мы не можем судить об их происхождении, а, следовательно, и о природе самих билатеральных различий. В чисто практическом плане достаточно знать, что леворукость бывает генетически обусловленной, компенсаторной и вынужденной.

Генетически обусловленная леворукость передается по наследству по законам, описанным Грегором Менделем в прошлом веке[3]. Точно так же передаются по наследству такие признаки, как цвет глаз, волос, форма носа и многое другое. В специальной литературе леворукость, которая не имеет генетического фона и не передается по наследству, называется патологической. Такое название эта разновидность леворукости получила потому, что в ее основе лежит какое- то нарушение в деятельности левого полушария, т.к. действия каждой руки регулирует главным образом противоположное полушарие: у праворуких людей - левое, а у леворуких - правое. Так вот, если левое полушарие по каким-то причинам не может взять на себя управление правой рукой, то правое может компенсировать это нарушение, взяв на себя функции левого полушария. Но в этом случае ведущей рукой станет левая. Такую леворукость еще называют компенсаторной. Специалисты говорят еще о вынужденной леворукости, которая возникает в результате серьезной травмы правой руки, произошедшей в период активного освоения работы руками. Вследствие этого ребенок начинает беречь травмированную правую руку и активно использовать левую.

По организации работы головного мозга такие дети не являются леворукими, но наиболее активной у них будет левая рука. Исходя из этих трех форм леворукости, интересно поразмыслить, кого же пытаются переучивать "слева направо" некоторые излишне ретивые родители и педагоги.

Может быть, они мечтают добиться успеха, сломав всю биологическую иерархию деятельности головного мозга у ребенка с генетически обусловленной леворукостью?

Или, в случаях компенсаторной леворукости, у них есть желание сделать из ребенка-левши образец "праворукости", переложив функции управления ведущей рукой на пострадавшее в результате какой-то причины левое полушарие?

А может, кто-то решит, что нужно сломать с трудом возникшие связи в головном мозге, переключившие функции ведущей руки с травмированной правой на здоровую левую?

Следует помнить, что преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или капризом ребенка, а особой организацией работы его центральной нервной системы. Большими усилиями родители и педагоги могут, конечно, заставить ребенка- левшу действовать правой рукой. При этом они рискуют создать клубок медицинских и психологических проблем, в сравнении с которым "исправленная" леворукость малыша покажется лишь забавной невинностью. Прежде чем попытаться сделать из ребенка-левши правшу, не помешает проконсультироваться с психологом медицинского и педагогического профиля. Взвесить все "за" и "против" самым тщательным образом - ведь левшой, между прочим, является каждый пятый всемирно прославившийся человек.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...