Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуль 1. Общие проблемы развития естествознания

Организация работы с молодёжью

Год

Вопросы к зачёту по курсу «Концепции современного естествознания»

1. Предмет дисциплины «Концепции современного естествознания».

2. Понятие науки. Наука как социокультурный феномен. Функции науки в жизни общества.

3. Критерии научности.

4. Две культуры: естественнонаучная и гуманитарная. Специфика естественнонаучного познания.

5. Сциентизм и антисциентизм.

6. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

7. Формы научного знания (научный факт, проблема, гипотеза, принцип, закон, теория, парадигма).

8. Научная картина мира.

9. Классификация методов естествознания.

10. Научные методы эмпирического исследования.

11. Научные методы теоретического исследования.

12. Общелогические методы в научном исследовании. Общенаучные подходы.

13. Проблема исторического возраста науки.

14. Наука Древнего Востока.

15. Наука в Античности.

16. Наука в Средние века.

17. Новое время как эпоха зарождения науки в собственном смысле слова.

18. Классическое естествознание: проблемы, методологические и теоретические основания, научная картина мира.

19. Неклассическое естествознание: проблемы, методологические и теоретические основания, научная картина мира.

20. Постнеклассическое естествознание: проблемы, методологические и теоретические основания, научная картина мира.

21. Механическая картина мира.

22. Электромагнитная картина мира.

23. Квантово-полевая картина мира.

24. Принципы современной физики.

25. Структурные уровни организации материи.

26. Физика микромира: элементарные частицы и их свойства.

27. Физическое взаимодействие и его типы.

28. Концепции пространства и времени в современном естествознании.

29. Синергетика как основа новой научной парадигмы.

30. История развития взглядов на Вселенную и космос.

31. Современные концепции и модели Вселенной.

32. Происхождение Вселенной: концепция Большого взрыва.

33. Структура метагалактики и эволюция звезд.

34. Антропный космологический принцип.

35. Концепции происхождения и эволюции Солнечной системы и Земли.

36. Состав и планеты Солнечной системы.

37. Специфика химии как науки.

38. Учение о химическом составе вещества.

39. Структурная химия.

40. Учение о химическом процессе.

41. Эволюционная химия.

42. Биология как наука. Структура биологического знания.

43. Структурные уровни организации жизни.

44. Понятие преджизни и жизни.

45. Теории происхождения жизни.

46. Эволюционная теория Ч. Дарвина.

47. Дальнейшее развитие эволюционной теории. Антидарвинизм.

48. Основы генетики.

49. Синтетическая теория эволюции.

50. Человек как предмет естественнонаучного познания.

51. Концепции происхождения человека.

52. Сходство и отличия человека и животных.

53. Биологическое и социальное в человеке.

54. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность.

55. На пути к единой культуре. Универсальный эволюционизм.

56. Биоэтика и биомедицинские проблемы.

57. Перспективы развития информационных технологий.

58. Личность современного ученого и научная этика.

 

Литература.

1. Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Издательство иностранной литературы, 1956. – 734 с.

2. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 319 с.

3. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 456 с.

4. Горбачев В.В., Безденежный В.М. Концепции современного естествознания. М.: Экономист, 2004. – 446 с.

5. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М.: Центр, 2001. – 208 с.

6. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. М.: Дашков и К, 2004. – 692 с.

7. Злобин Н. Культурные смыслы науки. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997. – 288 с.

8. Ильин В.В. Философия науки: учебник. М.: Изд-во МГУ, 2003. – 360 с.

9. Канке В.А. Концепции современного естествознания. М.: Логос, 2003. – 368 с.

10. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. М.: Академический Проект, 2002. – 640 с.

11. Концепции современного естествознания. / Под редакцией С.И. Самыгина. М.: Феникс, 2005. – 448 с.

12. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – 576 с.

13. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 608 с.

14. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. Учебное пособие для вузов. М.: Издательство ПРИОР, 2001.- 428 с.

15. Липовко П.О. Концепции современного естествознания. Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 512с.

16. Мамчур Е.Л. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М.: Наука, 1987. – 127 с.

17. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб.пособие / Л.А. Микешина. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. – 464 с.

18. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М.: Гардарика, 2003. – 476 с.

19. Наука в культуре. М.: «Эдиториал УРСС», 1998. – 384 с.

20. Никифоров А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие). М.: Идея-Пресс, 2006. – 264 с.

21. Розен В.В. Концепции современного естествознания: конспект лекций. М.: Айрис - Пресс, 2004, - 240 с.

22. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Проект, 2002. – 336 с.

23. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 447 с.

24. Свиридов В.В. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005, - 349 с.

25. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Гардарики, 2006. – 384 с.

26. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: Учеб.пособие. М.: Гардарика, 1996. – 400 с.

27. Тимофеева С.С., Медведева С.А., Ларионова Е.Ю. Основы современного естествознания и экологии. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 384 с.

28. Ученые о науке и ее развитии. М.: Наука, 1971. – 259 с.

29. Философия естественных наук / Под общ.ред. проф. С.А. Лебедева. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. – 560 с.

30. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – 736 с.

31. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия. Отв.-сост. Л.А. Микешина. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.

Семинары

Модуль 1. Общие проблемы развития естествознания

Семинар 1. Наука как социокультурный феномен. Методология науки

1. Две культуры: естественнонаучная и гуманитарная. Специфика естественнонаучного познания.

2. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

3. Формы научного знания (научный факт, проблема, гипотеза, принцип, закон, теория, парадигма).

4. Научная картина мира.

5. Классификация методов естествознания.

6. Научные методы эмпирического исследования.

7. Научные методы теоретического исследования.

8. Общелогические методы в научном исследовании.

9. Общенаучные подходы.

Основные понятия

Естествознание. Критерии научности. Культура. Наука. Религия. Философия.

Гипотеза. Закон. Научная картина мира. Научный факт. Парадигма. Принцип. Проблема. Теоретический уровень научного исследования. Теория. Эмпирический уровень научного исследования.

Классификация. Метод. Методология. Наблюдение. Подход.

Доклады

1. Особенности развития современной науки.

2. Социальные функции дисциплины «Концепции современного естествознания».

3. Естествознание и научно-технический прогресс.

4. Вненаучные формы знания.

5. Наука как часть культуры. Сциентизм и антисциентизм.

  1. Соотношение естественнонаучной и философской методологии.
  2. Специфика естественнонаучного факта.
  3. Соотношение понятий закон, принцип, метод, парадигма.
  4. «Теоретическая нагруженность» факта в науке.
  5. Роль парадигмы в науке.

11. Ограниченность традиционной модели развития научного знания по схеме: факт - проблема - идея - гипотеза - теория.

  1. Проблема поиска логики открытия.
  2. Эвристические методы в научном познании.
  3. Методы предвидения, прогнозирования и предсказания.
  4. «Мозговой штурм» как эвристический метод познания.
  5. Системный метод познания в науке.
  6. Генезис научного эксперимента.

Литература

1. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания. М., 2003.

2. Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. М., 2007. Часть 1, п. 1.

3. Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.

4. Концепции современного естествознания / Под редакцией С.И. Самыгина. М., 2005.

5.Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – 576 с.

6. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов н/Д.., 2005.

7. Мамчур Е.Л. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М.: Наука, 1987. – 127 с.

8. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М.: Гардарика, 2003. – 476 с.

9. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2002.

10. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 447 с.

11. Соломатин В.А. История науки. Учебное пособие. М., 2003.

12. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Гардарики, 2006. – 384 с.

13. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1996.

14. Структура и развитие науки. М., 1978.

15. Философия современного естествознания / Под ред. Лебедева С.А. М., 2004.

Семинар 2. История естествознания

1. Основные этапы в развитии науки.

2. Классическое естествознание: проблемы, методологические и теоретические основания, научная картина мира.

3. Неклассическое естествознание: проблемы, методологические и теоретические основания, научная картина мира.

4. Постнеклассическое естествознание: проблемы, методологические и теоретические основания, научная картина мира.

Основные понятия

Абсолютное время. Абсолютное пространство. Детерминизм (лапласовский). Динамическая закономерность. Механицизм. Механическая картина мира. Принцип близкодействия. Принцип дальнодействия. Редукционизм. Статистическая закономерность.

Доклады

1. От преднауки в науке.

2. Антикумулятивистские концепции развития науки.

  1. Гносеологические и социальные корни кризиса в физике и пути выхода из него.
  2. Суть революции в естествознании на рубеже XIX – XX вв.

5. Постнеклассическая наука: основные методологические идеи и принципы.

Литература

1. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания. М., 2003.

2. Концепции современного естествознания / Под редакцией С.И. Самыгина. М., 2005.

3.Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – 576 с.

4. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов н/Д.., 2005.

5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М.: Гардарика, 2003. – 476 с.

6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2002.

7. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 447 с.

8. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Гардарики, 2006. – 384 с.

9. Философия современного естествознания / Под ред. Лебедева С.А. М., 2004.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...