Гласные А, О, И, Ы, У. Упражнение 1. 1. Прочитай последовательно каждый столбик таблицы. . 2. Прочитай последовательно каждую строку таблицы.
Гласные А, О, И, Ы, У
Артикуляционная гимнастика
Задания: 1. Прочитай последовательно каждый столбик таблицы. 2. Прочитай последовательно каждую строку таблицы. 3. Прочитай выборочно столбики таблицы. Перед произнесением сочетаний звуков делайте спокойный вдох, стараясь произнести на одном выдохе несколько звуков. 4. Прочитай выборочно столбики и строчки, постепенно повышая голос. 5. Прочитай выборочно столбики и строчки, постепенно понижая голос до шепота. 6. Прочитай заданное сочетание. Например: прочитай третью строку четвертого столбика, пятую строку второго столбика.
Буква Ё Упражнение 1
Задание: Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.
Упражнение 2
Задание: 1. Прочитай последовательно строки таблицы. 2. Прочитай выборочно столбики таблицы. 3. Составь из элементов таблицы слова. Поясни их значение.
Ответ: утёнок, лисёнок, львёнок, слонёнок, гусёнок, лосёнок, тигрёнок, ёлка, понёс, блёстки, звёздочка.
Упражнение 3
Задание: 1. Прочитай вначале строки. Затем столбики таблицы. 2. Объедини слова в группы. 3. Подбери слово к схеме:
Ответ: группы слов: · слова, образующие пары (например: СЛОН – СЛОНЁНОК) · слова с общей частью ЁЖ (однокоренные слова) Данной схеме соответствует слово ЛЕВ.
Упражнение 4
Задание: Найди заданное слово.
Упражнение 5
Задание: Собери слова и запиши их.
Упражнение 6
Задание: Найди границы слов и обозначь их.
Упражнение 7
Задание: Найди лишнее слово.
Буква Ь Упражнение 1 Задание: 1. Прочитай последовательно столбики таблицы. 2. Прочитай выборочно строки таблицы. 3. Что общего у всех элементов таблицы? Чем похожи элементы 2, 3, 4 и 5 столбиков?
Ответ: все элементы таблицы содержат Ь. Элементы 2, 3, 4 и 5 столбиков содержат только одну гласную, состоят из одного слога. Упражнение 2
Задание: 1. Прочитай последовательно столбики, затем строки таблицы. 2. Составь слова из элементов таблицы. Поясни их значение. Составь словосочетания, предложения с некоторыми из них.
Ответ: октябрь, сентябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, апрель, мальчики, коньки, письмо, заливать, снегирь, поливать.
Упражнение 3
Задание: 1. Прочитай последовательно столбики, затем строки таблицы. 2. Объедини слова в группы. 3. Подбери слова к схемам:
Ответ: группы слов: Вариант 1 · слова, обозначающие один предмет · слова, обозначающие множество Вариант 2 · животные · названия месяцев Первой схеме соответствует слово ОКУНИ, второй – КАРАСЬ.
Упражнение 4
Задание: Найди границы слов. Отметь их.
Упражнение 5
Задание: Найди заданное слово.
Упражнение 6
Задание: Составь из слогов левого столбика слова и запиши их в правом столбике.
Упражнение 7
Задание: Найди лишние слова.
Упражнение 8
Задание: Подбери недостающие слова там, где это необходимо.
Буква Ш Упражнение 1
Задание: 1. Прочитай первую строку на одном выдохе. 2. Прочитай первую и вторую строку, выделяя ударный гласный. Отхлопай получившийся ритм. 3. Прочитай оставшиеся строки с ударением на выделенных гласных.
Упражнение 2
Задание: 1. Прочитай последовательно столбики таблицы. 2. Составь слова из элементов таблицы. Поясни их значение, составив с каждым словосочетание.
Ответ: школа, кошка, мышка, карандаши, шишки, сушки, шутки, шина, машина, малыши, тишина, ширина, рубашка, шапка, шурупы, кошка, крышка, малышка. Упражнение 3
Задание: 1. Прочитай последовательно столбики таблицы. 2. Объедини слова в группы. 3. Подбери слова к схемам:
Ответ: группы слов: · слова, близкие по значению, имеющие общую часть ШИЛ (однокоренные слова) · слова-сравнения (МЕНЬШЕ, БОЛЬШЕ, ТОНЬШЕ, ЛУЧШЕ) · названия животных · предметы одежды · времена года Первой схеме соответствует слово МЕНЬШЕ, второй – СШИЛИ, ВШИЛИ.
Упражнение 4
Задание: Найди заданное слово.
Упражнение 5
Задание: Найди границы слов, обозначь их.
Упражнение 6
Задание: Составь слова, запиши их в правом столбике.
Упражнение 7
Задание: Найди лишние слова.
Упражнение 8
Задание: Добавь недостающие слова.
Буквы Ь, Ъ
Упражнение 1
Задание: 1. Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы. 2. Между какими буквами употребляется Ь в третьем столбике? 3. Перед какими гласными употребляется Ъ? 4. Прочитай повторно третий и четвертый столбики.
Упражнение 2
Задание: 1. Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы. 2. Объедини слова в группы.
Ответ: группы слов: · слова с Ъ · слова с Ь
Упражнение 3
Задание: Составь предложения со словосочетаниями каждой строки таблицы.
Упражнение 4
Задание: Исправь ошибки, исключив или дополнив слова, чтобы получились предложения.
Упражнение 5
Задание: Найди границы предложений. Поставь недостающие точки.
К подъезду школы подъехал автобус Мы въехали в город Поезд остановился на разъезде Щенок съёжился от холода На слона напал разъяренный тигр Козы объедают листья у кустов и цветов Ребята съездили на экскурсию Подъём в гору был крутой Объявили посадку на самолёт
Буква Ч Упражнение 1
Задание: 1. Прочитай последовательно столбики, затем строки таблицы. 2. Подумай и объясни, почему в таблице остались пустые ячейки? 3. Прочитай вторую строку таблицы на одном выдохе. 4. Прочитай четвертую и седьмую строки таблицы, выделяя ударные гласные.
Ответ: в русском языке после согласной Ч не употребляются буквы Ы, Я, Ю. Буква Ч обозначает мягкий согласный звук, поэтому такие сочетания невозможны.
Упражнение 2
Задание: 1. Прочитай последовательно строки таблицы. 2. Составь слова из элементов таблицы. Поясни их значение. Составь словосочетания, предложения с использованием этих слов.
Ответ: ночи, часы, часики, стучат, чудо, чадо, ручка, туча, тучка, лисички, удача, мячик, скачу, лечу, черника, пчела.
Упражнение 3
Задание: 1. Прочитай последовательно строки таблицы. 2. Найди в каждой строке таблицы лишнее слово. 3. Подбери слова к схемам:
Ответ: лишними являются слова ЛИСИЧКА, ТУЧА, Оленька, СКАЧЕТ. Первой схеме соответствует слово ЧЕРНИКА, второй – ДЕВОЧКА. Упражнение 4
Задание: Найди заданное слово.
Упражнение 5
Задание: Найди границы слов. Отметь их.
Упражнение 6
Задание: Составь слова и запиши их.
Упражнение 7
Задание: Найди лишние слова.
Упражнение 8
Задание: Подбери, где это необходимо, слова, чтобы получились предложения.
Буква Й Упражнение 1
Задание: 1. Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы. 2. Прочитай вторую строку таблицы с ударением на выделенных гласных.
Упражнение 2
Задание: 1. Прочитай последовательно столбики таблицы. 2. Составь слова из элементов таблицы. Поясни их значение, составив предложения.
Ответ: желтый, красный, голубой, зеленый, синий, оранжевый, белый. Упражнение 3
Задание: 1. Прочитай вначале строки, затем столбики таблицы. 2. Объедини слова в группы. 3. Подбери слова к схемам:
Ответ: группы слов: · цвета · средства передвижения. Первой схеме соответствует слово СИНИЙ, второй – ТАКСИ.
Упражнение 4
Задание: Найди заданное слово.
Упражнение 5
Задание: Найди границы слов.
Упражнение 6
Задание: Составь слова и запиши их.
Упражнение 7
Задание: Составь из слов предложения.
Буква Г Упражнение 1
Задание: 1. Прочитай первую, затем вторую строку, выделяя ударные гласные. Отхлопай получившийся ритм. 2. Прочитай первую строку на одном выдохе. 3. Прочитай последовательно столбики таблицы, выделяя ударные гласные. 4. Прочитай только те элементы таблицы, в которых согласный Г звучит твердо. 5. Прочитай только те столбики, в которых встречается мягкий звук [Г`].
Упражнение 2
Задание: 1. Прочитай строки таблицы. 2. Прочитай выборочно столбики таблицы. 3. Составь слова из элементов таблицы. Поясни их значение. Составь с получившимися словами словосочетания, предложения.
Ответ: грибы, поганки, поганка, гроза, говори, снеговик, снегири, горка, города, дорога, бумага, тигры, горы, грибок.
Упражнение 3
Задание: 1. Прочитай последовательно столбики таблицы. 2. Прочитай третью строку таблицы. 3. Поясни значение слов второго столбика. 4. Со словами ГОРОД, АВТОБУС, ДОРОГА, АВТОМОБИЛИ составь рассказ или отдельные предложения. 5. Объедини слова в группы. Объясни свой выбор. 6. Подбери слова к схемам:
Ответ: группы слов: Вариант 1 · слова ГОРОДА, АВТОБУС, ДОРОГА, АВТОМОБИЛИ можно объединить в одну группу под темой «транспорт в городе», · названия деревьев · слова с общей частью (ГОРА, ГОРКА, ГОРНЫЕ; ГРИБЫ, ГРИБНЫЕ, ГРИБОК, ГРИБНИК и т. д. ) Вариант 2 · слова, обозначающие предметы · слова, обозначающие признаки предметов. К первой схеме подходит слово КИПАРИС, ко второй – БАОБАБ.
Упражнение 4
Задание: Найди границы слов. Обозначь их.
Упражнение 5
Задание: Найди заданное слово.
Упражнение 6
Задание: Из слогов левого столбика таблицы составь слова и запиши их в правом столбике.
Упражнение 7
Задание: В каждой строке таблицы добавь слова, чтобы получились предложения.
Упражнение 8
Задание: Исключи, где это необходимо, лишние слова, чтобы получились предложения.
Буква Ж Упражнение 1
Задание: 1. Прочитай первую строку на одном выдохе. 2. Прочитай первые две строки с ударением на выделенных гласных. Отхлопай получившийся ритм. 3. Прочитай оставшиеся строки, затем выборочно столбики, делая ударение на выделенных гласных.
Упражнение 2
Задание: 1. Прочитай последовательно столбики таблицы. 2. Составь слова из элементов таблицы. Поясни значение слов, составив с каждым предложения.
Ответ: дружба, дружок, дружили, может, чижи, стрижи, жили, снежинки, лыжники, дорожка, бумажка.
Упражнение 3
Задание: 1. Прочитай последовательно строки таблицы. 2. Прочитай выборочно столбики таблицы. 3. Объедини слова в группы. 4. Подбери слово к схеме:
Ответ: группы слов: · слова с общей частью ЛЫЖ (однокоренные слова) · слова с общей частью ДРУГ, ДРУЖ · имена · животные Данной схеме соответствует слово ЛЫЖНЫЙ
Упражнение 4
Задание: Найди заданное слово.
Упражнение 5
Задание: Составь слова, запиши их.
Упражнение 6
Задание: Найди лишние слова.
Упражнение 7
Задание: Дополни слова, если требуется.
Буква З Упражнение 1
Задание:
Упражнение 2
Задание:
Ответ: звери, зоопарк, слоны, звонок, музыка, спина, ветер, зонтик, козлик, корзина, зима, узнали, налимы.
Упражнение 3
Задание:
|