Перспективы развития туристского потенциала города Минска на современном этапе. Строительство новых объектов, которые смогут привлечь туристов в городе Минске
Важнейшим ресурсом белорусской столицы в сфере развития въездного туризма является ее экономико-географическое положение, столичный статус, доминирование в политической и экономической жизни республики, расположение в пределах трансъевропейского коридора Париж-Берлин-Варшава-Брест-Минск-Москва. Это обуславливает относительно благоприятные перспективы развития делового и транзитного туризма. Развитию туризма будет также способствовать модернизация и доведение до европейских стандартов проходящих через Минск транспортных путей: автомобильных, железнодорожных, воздушных. Богатейший историко-культурный потенциал столицы позволяет развивать в ней такие виды туризма, как культурно-познавательный, религиозный, этнографический и этнический (ностальгический) туризм. Хорошо развитые транспортные коммуникации, возможности их модернизации и улучшения позволяют вовлечь в процесс формирования городского туристского продукта комплекс исторических и культурных достопримечательностей, находящихся в окрестностях Минска (города Заславль и Несвиж, музеи «Менка», «Дудутки» и др.). Как показывает практика, большой интерес у определенной части иностранных туристов вызывают объекты советской истории, в частности те, которые связаны с ее военными периодами, в первую очередь - с Великой Отечественной войной. Необходимо более активное вовлечение в процесс формирования городского туристского продукта элементов местной культуры, включая ремесла, национальную кухню, народное творчество и обычаи, которые вызывают повышенный интерес у западных туристов. В значительной мере рост интереса к Минску может быть связан с увеличением числа проводимых в городе международных спортивных соревнований и развитием спортивного туризма. Важной задачей представляется совершенствование различных элементов туристской инфраструктуры (гостиничного и ресторанного хозяйства, индустрии развлечений, транспортного обслуживания, рекламно-информационного обеспечения и др.), уровень развития которых гораздо ниже стандартов экономически развитых стран. Существуют возможности сотрудничества в сфере туризма с соседними странами, имеющими хорошо отработанные механизмы привлечения туристов и лучший доступ на международный туристский рынок.
Важным условием развития туризма в городе является разработка системы маркетинга городского туристского продукта, его продвижения на мировой и внутренний рынок. В крупнейших мировых столицах функцию продвижения туристского продукта на внешний и внутренний рынок выполняют учреждения туризма (информационно-туристские центры), которые являются организациями со значительным числом сотрудников и бюджетами в несколько миллионов долларов. Поэтому особое значение для привлечения иностранных туристов в Минск имеет активная информационно-рекламная, маркетинговая работа, которую должны проводить в первую очередь органы управления туризмом г. Минска и заинтересованные туристические организации. Прогнозируя развитие Минска как туристского центра, можно с большой долей вероятности предсказать, что реализация мероприятий Программы и проведение активной рекламно-маркетинговой политики по продвижению городского туристского продукта приведут к определенному всплеску интереса к белорусской столице. Основным направлением развития въездного и внутреннего туризма в Минске является разработка конкурентоспособного городского туристского продукта. Туристское предложение г. Минска должно быть уникальным и ориентировано как на развитие массовых видов туризма, так и на рост индивидуальных услуг, предоставляемых отдельным туристам или небольшим группам.
Основными составляющими городского туристского продукта являются: культурно-познавательный туризм, деловой туризм, транзитный туризм, спортивный туризм, этнографический туризм, событийный туризм, этнический (ностальгический) туризм, религиозный туризм, рекреационный туризм, специализированный туризм, альтернативный туризм, экотуризм. 1. Культурно-познавательный туризм является наиболее приоритетным для г. Минска. Экскурсионно-познавательные маршруты позволяют широкому кругу населения (иностранным туристам, учащимся средних, средних специальных учебных заведений, учащимся детско-юношеских спортивных школ, студентам, молодежи, среднему и старшему поколению и др.) познакомиться с прошлым республики, ее национальными особенностями, памятниками истории и культуры столицы Беларуси. Программой определено, что предложения по этому виду туризма должны включать в себя обзорные экскурсии широкого профиля по столице, а также походы и экскурсии по ближайшим окрестностям. Маршруты экскурсий должны включать в себя знакомство с основными памятниками истории и культуры, посещение музеев (Национальный музей истории и культуры Беларуси, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Национальный художественный музей Республики Беларусь и др.), выставок, а также туристскихобъектов, расположенных в окрестностях Минска (музейно-производственный комплекс «Дудутки», музей древнебелорусской архитектуры и быта в д. Строчица Минского района, историко-культурный музей-заповедник «Заславль», музей белорусского народного искусства в СОК «Раубичи» и т.д.). Интерес у населения Польши, Литвы, Латвии, России, Украины должны вызывать тематические туры, ориентированные на показ общности исторического прошлого и взаимовлияния культур соседних стран. В качестве важнейших задач развития данного направления Программой определены: развитие туристских зон г. Минска (1-я - «Исторический центр Минска: Верхний город, Минское Замчище, Троицкое предместье, Раковское предместье»; 2-я - «Лошицкий усадебно-парковый комплекс»);
разработка экскурсий, использующих максимальное количество туристских объектов г. Минска. Экскурсии должны быть ориентированы на различные целевые группы туристов, предлагать оригинальную и легко воспринимаемую информацию; взаимодействие с государственными органами управления туризмом Минской области с целью более эффективного использования туристских ресурсов Минского региона (музей древнебелорусской архитектуры и быта в д. Строчица Минского района, историко-культурный музей-заповедник «Заславль», музей белорусского народного искусства в СОК «Раубичи» и т.д.); сотрудничество заинтересованных государственных структур с туристическими организациями г. Минска с целью увеличения объемов и повышения качества предлагаемых туристско-экскурсионных услуг; повышение эффективности работы музеев г. Минска, поиск и внедрение новых форм музейной работы, применение передового опыта работы музеев мира, расширение сотрудничества музеев г. Минска с международными музейными организациями и музеями соседних государств; поиск и внедрение новых форм сотрудничества между туристическими организациями и музеями, другими учреждениями культуры, применение международного опыта в данных сферах деятельности. 2. Деловой туризм, охватывающий поездки со служебными, профессиональными целями, в настоящее время лидирует на столичном туристском рынке. Основные направления развития делового туризма связаны с организацией деловых поездок для участия в конгрессах, конференциях, выставках, ярмарках, салонах, семинарах, а также для осуществления деловых и коммерческих контактов, проведения переговоров и заключения контрактов. Важен комплексный подход в предоставлении туристских услуг по данному виду туризма. Использование познавательно-делового туризма, который наряду с составлением деловой программы включает в себя ряд мероприятий культурно-познавательного характера, позволяет туристам поближе познакомиться с городом Минском, его достопримечательностями. Для развития делового туризма в городе Минске Программой предусматривается:
создание благоприятных условий для организации и проведения конгрессов, выставок, салонов, конференций; определение знаковых событий в деловой жизни города; увеличение количества гостиничных комплексов туристского класса (двух-, трех-, четырех-, пятизвездочных) с современным уровнем комфорта и сервиса; улучшение качества обслуживания туристов в соответствии с требованиями стандартизации на всех объектах туристской инфраструктуры (гостиницы, рестораны, развлекательные комплексы, предприятия торговли и др.). 3. Еще одним видом туризма является транзитный туризм. Основные железнодорожные и автодорожные магистрали, проходящие через столицу Беларуси, соединяют западные страны с Россией. Потоки туристов, следующих в этом направлении, проходят через Минск, что является благоприятным для развития транзитного туризма. В качестве основных задач развития транзитного туризма Программой определены: организация активного рекламно-информационного обеспечения объектов придорожной инфраструктуры в окрестностях Минска; организация взаимодействия с государственной туристской администрацией Минской области с целью более эффективного использования объектов придорожной инфраструктуры и достопримечательностей, находящихся вблизи основных транспортных магистралей; создание сети туристско-информационных бюро на центральных транспортных узлах города. 4. Спортивный туризм направлен на поддержку устойчивого интереса населения к физической культуре и спорту, формирование потребности в здоровом образе жизни. В Минске проводятся спортивно-массовые и культурно-оздоровительные мероприятия («Минская лыжня», «Кожаный мяч», «Золотая шайба» и др.), функционирует около 3,5 тыс. спортивных сооружений (стадионов, манежей, спортивных залов, площадок, бассейнов, спортивных сооружений с искусственным льдом). Важной составляющей частью спортивного туризма являются туристские соревнования и слеты, соревнования по спортивному ориентированию, организация и проведение спортивных туристских походов, проведение международных соревнований и турниров. Основными задачами развития данного вида туризма являются: проведение в Минске международных спортивных мероприятий европейского и мирового масштаба; создание и распространение единого календаря спортивных событий в г. Минске; активная пропаганда здорового образа жизни через все источники массовой информации. 5. Этнографический туризм позволяет удовлетворить интерес потребителей к самобытной народной культуре. Туристы во время экскурсии должны познакомиться с архитектурой, фольклором, обрядами, народными традициями, ремеслами, продегустировать блюда белорусской кухни. В качестве основных задач развития этнографического туризма Программой определены:
разработка специализированных экскурсионных маршрутов для разных категорий туристов; организация взаимодействия с органами управления туризмом Минской области с целью более эффективного использования музеев народного быта и центров народного промысла в окрестностях Минска (музей народной архитектуры и быта в д. Строчица Минского района, историко-культурный музей-заповедник «Заславль», музей и центр ремесел в д. Ивенец Воложинского района, музейно-производственный комплекс «Дудутки».); развитие туристских зон г. Минска (исторический центр и Лошицкий усадебно-парковый комплекс). Создание в Троицком предместье центра народных ремесел. Создание в Лошицком усадебно-парковом комплексе музейно-развлекательных объектов (музей дворянского быта, пекарня с рестораном, ресторан-бровар и т.д.); расширение в г. Минске количества предприятий питания, предлагающих блюда белорусской национальной кухни; организация традиционных народных праздников в Минске (Купалье, Коляды и т.д.) с реставрацией исторических событий, происходивших на территории Беларуси в различные годы; проведение в предприятиях питания фестивалей национальной кухни. 6. Основой событийного туризма является привлечение туристов к участию в культурной, деловой и спортивной жизни Минска. Для развития событийного туризма в г. Минске Программой предусмотрено: выделение ряда наиболее значимых городских событий, которые должны стать дополнительным фактором привлечения туристов в город (День города, ежегодные фестивали, праздники, выставки); составление и распространение календаря значимых мероприятий, проходящих в городе и окрестностях; проведение широкомасштабной рекламной деятельности, информирующей о событиях, происходящих в культурной, деловой и спортивной жизни Минска. 7. Еще одной разновидностью туризма является этнический (ностальгический туризм). В странах Западной Европы, США, Израиле, Канаде и других проживает большое количество выходцев из Беларуси и их потомков. Многие из них часто посещают свою историческую родину. Важной частью мероприятий по развитию туризма в г. Минске должна стать разработка специальных предложений для данной категории туристов. Для развития этнического туризма необходимо: организовать ностальгические туры для выходцев из Беларуси, их родственников и потомков. Экскурсии по этой тематике позволят иностранным туристам познакомиться с прошлым своих предков, их культурой, узнать о знаменитых выходцах из Беларуси, посетить места, связанные с культурой разных народов, мемориальные комплексы, культовые объекты и т.д.; взаимодействовать с представителями белорусской диаспоры за рубежом и национальными общинами (еврейской, литовской, русской, польской и т.д.) на территории Беларуси. 8. Религиозный туризм перспективен для Минска, так как здесь находятся храмы различных конфессий (Свято-Духов кафедральный собор, Свято-Петро-Павловский собор, костел Святого Симеона и Святой Елены, архикафедральный костел Пресвятой Девы Марии и др.), чудотворные иконы и мощи святых. С Минском связана жизнь многих известных православных, католических, униатских и иудейских деятелей. Это позволяет организовывать паломнические туры для верующих, исповедующих различные религии. Для развития данного направления Программой предусматривается: разработка специализированных экскурсионных маршрутов для паломников; взаимодействие с представителями церковной иерархии с целью эффективного использования культовых объектов г. Минска и окрестностей в туристских целях; взаимодействие с туристскими администрациями областей с целью включения белорусских религиозных святынь (Жировичи, Будслав и т.д.) в специализированные маршруты. 9. Рекреационный туризм основывается на эффективном и рациональном использовании природных и оздоровительных ресурсов и имеющейся инфраструктуры. Программой определены следующие задачи по развитию рекреационного туризма: более широкое использование в туристских целях имеющейся санаторно-курортной базы предприятий и организаций города; обновление имеющейся и создание новой инфраструктуры, расширение спектра предлагаемых туристских услуг в местах отдыха и оздоровления; создание летних туристско-оздоровительных (в том числе передвижных палаточных) лагерей, кемпингов, оборудованных стоянок для отдыха. 10. Научный и учебный туризм основывается на участии иностранных туристов в научных, научно-практических конференциях, молодежных слетах, фестивалях искусств, археологических раскопках, исследовательских работах на территории г. Минска и окрестностях. Учебный туризм включает в себя обучение иностранных студентов белорусскому и русскому языкам, изучение этнографии, истории Беларуси, проведение археологических экспедиций и т.д. В качестве основных задач развития данного направления туризма Программа определяет: взаимодействие со всеми заинтересованными органами государственного управления с целью увеличения количества туристов, приезжающих в Беларусь по программам учебного обмена и в рамках научного сотрудничества; координация действий с высшими учебными заведениями, научными и культурными учреждениями г. Минска; разработка специализированных экскурсионных маршрутов для учащихся и студентов; строительство, обустройство социально-ориентированных гостиниц для молодежи и студентов, общежитий, способных принимать иностранных туристов; создание условий для широкого применения в Минске международных студенческих дисконтных карт (ISIC и т.д.). 11. Альтернативный туризм ориентирован на индивидуальный подход к потребителю, основывается на собственных предложениях населения. Главными условиями развития данного вида туризма являются: поощрение альтернативного туризма среди населения; обеспечение высокого уровня обслуживания на предприятиях сервиса и торговли; воспитание минчан в духе гостеприимства и доброжелательного отношения к приезжим туристам. 12. Экотуризм является одним из самых перспективных и динамично развивающихся направлений туризма в республике. Экотуризм включает в себя туристские походы, отдых на природе, охоту, рыбную ловлю, водный туризм. Данный вид туризма является важным фактором привлечения иностранных туристов в Республику Беларусь и должен активно использоваться в проведении туристской политики в г. Минске, в окрестностях которого сосредоточено большое количество природных ресурсов. Программа предусматривает: организацию взаимодействия с областными органами управления туризмом с целью наибольшего использования потенциала этого вида туризма в интересах иностранных туристов, посещающих г. Минск; координацию действий туристических организаций г. Минска, предлагающих услуги по данному виду туризма; рекламу данных видов туризма в г. Минске. В целях развития системы государственного регулирования и поддержки туристской деятельности в г. Минске Программой предусматривается реализация следующих мер: обеспечение достаточного уровня финансирования туристской отрасли в г. Минске из всех возможных источников: городской бюджет, собственные средства организаций, привлеченные инвестиции и т.д.; совершенствование нормативных правовых актов и основ системы регулирования туристской деятельности (разработка правил оказания туристских услуг в Минске); разработка городской политики регулирования в вопросах ценообразования для определения оптимального порога рентабельности туристского бизнеса в целях обеспечения конкурентоспособности и стабильной доходности всех производителей на рынке туристских услуг; обеспечение безопасности туризма в г. Минске и организация медицинского обслуживания туристов; организация сертификации деятельности туристических организаций в г. Минске; организация работы межведомственного совета по туризму при Минском городском исполнительном комитете (далее - Мингорисполком); создание в администрациях районов города структур, занимающихся вопросами регулирования туризма; организация взаимодействия с областными органами управления туризмом с целью более эффективного использования туристских ресурсов Минска и Республики Беларусь. Необходимо заключение договоров о сотрудничестве между органами управления туризмом в г. Минске и областях республики; обеспечение максимального уровня координации деятельности в сфере туризма между всеми заинтересованными органами государственного управления, исполнительными и распорядительными органами; стимулирование инвестиционной активности в сфере туризма; развитие сотрудничества с минскими туристическими организациями с целью повышения качества предоставляемых туристских услуг; внедрение мировых стандартов обслуживания в гостиничном хозяйстве и на предприятиях питания; подготовка проекта введения дисконтной карты гостя Минска; организация сотрудничества с органами управления туризмом и туристическими организациями соседних государств. Для развития туристской инфраструктуры в г. Минске Программой предусматривается: 1. развитие материально-технической базы туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и строительства туристских объектов; 2. повышение конкурентоспособности на рынке услуг авиаперевозок, развитие пассажирских перевозок на автомобильном и железнодорожном транспорте; 3. внедрение доступной и понятной иностранным туристам информации на маршрутах движения общественного транспорта и в соответствующих транспортных средствах (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси); 4. организация сети стоянок для туристского транспорта по периметру исторического центра г. Минска, Лошицкого усадебно-паркового комплекса и возле других туристских объектов; 5. создание комфортной туристской информационной среды: создание сети туристских информационных бюро в местах, наиболее посещаемых туристами; установка справочно-информационных терминалов с информацией о Минске на вокзалах, автовокзалах, аэропортах и т.д.; разработка схемы прохождения туристских маршрутов по территории исторического центра г. Минска; установка информационных щитов, указателей и вывесок на иностранных языках в местах прохождения туристских маршрутов; организация городской справочно-информационной службы, предоставляющей информацию на английском языке; 6. развитие гостиничного комплекса, а именно: создание соответствующего мировым стандартам гостинично-сервисного комплекса, а также сети туристических комплексов и зон отдыха; 7. реконструкция гостиниц и других средств размещения туристов, внедрение мировых стандартов гостиничного обслуживания; 8. разработка паспортов туристских объектов и планов их развития; 9. развитие в имеющихся и потенциальных туристских зонах сопутствующей инфраструктуры: телекоммуникаций, водоэлектроснабжения, канализации и системы удаления твердых отходов; 10. внедрение мировых стандартов обслуживания клиентов на предприятиях питания, увеличение перечня ресторанов, кафе и баров, предлагающих блюда белорусской национальной кухни; 11. развитие сети ресторанов, кафе и малых предприятий общественного питания в культурно-исторических и рекреационно-туристских зонах и на туристских маршрутах; 12. приспособление мест, наиболее часто посещаемых туристами к потребностям инвалидов и пожилых людей; 13. развитие системообразующих туристских объектов (туристские комплексы международного уровня) путем привлечения иностранных инвестиций; 14. разработка проектов и строительство туристских объектов, в том числе средних и малых средств размещения, гостиниц для молодежи с учетом обеспечения их круглогодичного использования; 15. обеспечение приема международных банковских карт в местах, наиболее часто посещаемых туристами, в гостиницах, на предприятиях торговли и питания. С целью эффективного развития въездного и внутреннего туризма, максимального использования туристского потенциала г. Минска необходимо активное взаимодействие всех органов государственного управления и в том числе администраций районов города по вопросам регулирования туристской отрасли, работы с туристическими организациями, развития туристских объектов и улучшения туристской инфраструктуры. Важной целью проведения единой туристской политики на территории города является повышение эффективности использования имеющихся на территории каждого из районов туристских ресурсов и материальной базы. Программой предусматривается: создание при администрациях районов советов по туризму с включением в их состав представителей органов государственной власти, субъектов хозяйствования, имеющих лицензии на осуществление туристической деятельности, других заинтересованных в развитии сферы туризма; разработка паспортов туристских объектов в каждом из районов; развитие существующих туристских зон и благоустройство туристских объектов, разработка предложений по созданию новых туристских зон на территории города; развитие туристской инфраструктуры в каждом из районов города по мировым стандартам, строительство новых объектов; развитие индустрии развлечений и организация досуга, используя объекты культуры и спорта, театры, кинотеатры, концертные залы, спортивные сооружения, обеспечив создание новых комплексов, аквапарков, боулингов и т.д., проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий, выставок, фестивалей на территории всех районов города; формирование единой информационно-рекламной инфраструктуры (указатели, информационные щиты, сеть туристских информационных бюро и т.д.); разработка новых туристско-экскурсионных маршрутов. В соответствии с Национальной программой развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы приоритетными направлениями повышения уровня безопасности в области туризма являются: безопасность жизни и здоровья туристов; развитие рынка страхования в туризме; защита прав потребителей; противопожарная безопасность; безопасность в местах размещения и питания; безопасность на транспорте; осуществление специальной подготовки туристских кадров и контроля за соблюдением норм, правил по технике безопасности в деятельности туроператоров и турагентов по обслуживанию туристов; защита и охрана туристической среды; информирование по вопросам защиты и безопасности; борьба с организованной преступностью и терроризмом; создание местных систем обеспечения защиты и безопасности туристов и местного населения. Согласно прогнозным показателям Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы объем платных туристско-экскурсионных услуг, выручка и прибыль от организации туризма к 2010 году возрастут в 14 раз по сравнению с 2005 годом, количество иностранных туристов, посетивших Минск к 2010 году, должно составить более 150 тыс. человек. К 2010 году доля платных туристских услуг в общем объеме платных услуг в городе должна возрасти до размера не менее 5 процентов. Выполнение намеченных Программой мероприятий внесет значительный вклад в социально-экономическое развитие г. Минска. Это должно быть достигнуто за счет увеличения поступлений в доходную часть бюджета, укрепления материальной базы туризма, привлечения инвестиций, увеличения числа рабочих мест, профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов для работы в индустрии туризма. Реализация Программы также будет стимулировать развитие таких отраслей экономики города, как сфера услуг, транспорт, связь, торговля и общественное питание, строительство и реконструкция автодорог, благоустройство городских территорий, производство сувенирной продукции, подготовка и переподготовка кадров, что поможет решить проблему занятости населения, в первую очередь молодежи. Мероприятия Программы будут способствовать дальнейшему увеличению потока туристов как внутри страны, так из-за рубежа и в конечном итоге приведут к значительному повышению привлекательности Минска как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества. Реализация Программы позволит к 2010 году обеспечить: увеличение объема экспорта услуг в 1,55 раза; формирование сети опорных туристских зон и объектов национального и городского значения, обладающих высоким туристским потенциалом. Источники и объем финансирования на осуществление мероприятий Программы будут уточняться ежегодно. Объем финансовых средств, необходимых для реализации второго этапа Программы, будет определен после реализации программных мероприятий первого этапа, подготовки прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь и г. Минска на соответствующий период. Реализация Программы станет одним из факторов решения проблемы занятости населения, в туризме и сопряженных отраслях экономики будут созданы дополнительные рабочие места. В результате осуществления Программы будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия Минска и окрестностей. Развитие туристской индустрии позволит обеспечить значительные поступления в городской бюджет, прежде всего за счет увеличения доходов от реализации туристских услуг и связанных с ними видов деятельности. Осуществление намеченных в Программе мер будет способствовать притоку в столицу иностранных туристов, увеличению валютных поступлений. Развитие в г. Минске высокоэффективного туристского комплекса значительно повысит привлекательность столицы как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества, создаст стимул для притока в отечественную экономику иностранного капитала, что даст возможность реализовать в будущем ряд крупномасштабных проектов в области туризма, а также удовлетворить спрос на туристские услуги в 2010 году и вовлечь в сферу туристского обслуживания новые категории населения. Выполнение намечаемых Программой мероприятий приведет к укреплению материально-технической базы туризма, расширению многообразия и географии туристских маршрутов. Развитие туризма в г. Минске окажет стимулирующее воздействие на развитие других отраслей, внесет существенный вклад в городскую экономику. Особую специфику имеет экскурсионное обслуживание гостей столицы, приезжающих в Минск с деловыми визитами. Для привлечения этой категории гостей столицы к экскурсионным маршрутам проекта, подготовлены к изданию информационные листовки и лифлеты. Продвижение в гостиницах будет проводиться следующим образом: путем размещения полиграфических материалов на регистрационных стойках гостиниц в специально оборудованных информационных стойках,путем размещения в номерах гостиниц рекламно-информационных материалов с кратким описанием и тематикой предлагаемых экскурсионных маршрутов,путем раздачи материалов приезжающим и живущим в гостиницах туристам. Специфика листовки заключается в том. что на одной ее стороне размещается информация об экскурсионных маршрутах, а на другой - карта центра города с обозначением основных достопримечательностей и местом отправления экскурсий.
Заключение
Проведенный в курсовой работе анализ позволяет сделать следующие выводы: Минск является крупнейшим туристским центром Республики Беларусь. Выгодное географическое положение, прохождение важнейших транспортных потоков, богатый туристский потенциал и статус столицы государства обусловливают высокую посещаемость Минска иностранными туристами. Анализ состояния туристской отрасли столицы показал, что Минск является крупнейшим туристским центром Республики Беларусь. Однако, несмотря на быстрые темпы развития туризма в городе, туристский потенциал используется недостаточно эффективно. Минск обладает богатым туристским потенциалом, который используется лишь частично. Поэтому особенно актуально повышенное внимание городских властей к туризму как одному из приоритетных направлений развития города. При этом для устойчивого развития туризма необходимо достижение баланса интересов города, туристических организаций, туристов, местного населения и окружающей среды. Программа развития туризма в г. Минске должна стать основой создания и функционирования конкурентоспособной и рентабельной туристской отрасли. Сравнительный анализ состояния туризма в г. Минске и других восточноевропейских городах показал, что Минск, являющийся крупным мегаполисом с богатейшим туристским потенциалом, сильно уступает по посещаемости, уровню развития туристской инфраструктуры и объему инвестиций в данную отрасль. Программой развития туризма до 2010 г. обозначены основные направления туристской политики, которые включают в себя формирование и развитие уникального городского туристского продукта, развитие системы государственного регулирования и поддержки туристской деятельности, развитие туристской инфраструктуры, информационную и маркетинговую работу, развитие туризма во всех районах Минска, научно-методическое обеспечение и подготовку кадров, обеспечение безопасности туризма. Программы должно внести вклад в развитие города за счет увеличения доходной части бюджета, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.
Список использованной литературы
1. Об утверждении положений о порядке создания туристских зон и ведения Государственного кадастра туристских ресурсов Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от18 июня 2004 г. № 730. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2004. - № 6. - 5/14411). 2. О туризме: Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. № 326-З. / ред. 15.12.2003. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. - №11. - 2/101). 3. Балабанов И.Т. Экономика туризма: Учеб. пособие для вузов / И.Т.Балабанов, А.И.Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 176 с. 4. Биржаков М.Б. Индустрия туризма / М.Б. Биржаков, В.И.Никифоров; Нац. Акад. туризма. - М.: "Изд. дом Герда", 2001. - 400 с. 5. Бирицкая Н.М. Подходы к формированию структуры управления туризмом // Веснік Беларускага Дзяржаўнага эканамічнага універсітэта. - 2003.- № 6. - С. 20-23. 6. Демидчик О.П. Анализ структуры въездного и выездного туризма в Республике Беларусь // Бухгалтерский учет и анализ. - 2002. - № 11. - С.40-42. 7. Енджейчик И. Современный туристский бизнес: Экостратегии в управлении фирмой / И.Енджейчик. - Пер. с польск. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 320 с. 8. Ефремова М. Экономика туризма и оценки ее динамики // Экономист.- 2004. - № 12. - С. 72-75. 9. Заккис А.А. Некоторые аспекты развития внутреннего и въездного туризма Беларуси // Проблемы управления. - 2003. - № 2.- С. 94-96. 10. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник для вузов / Н.И.Кабушкин. - 3-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2002. - 416 с. 11. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник для вузов / В.А.Квартальнов; Рос. междунар. акад. туризма. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 320 с. 12. Порадовский В.А. Совершенствование организационных и управленческих мероприятий по выходу белорусских здравниц на международный рынок услуг // Проблемы управления. - 2004. - №3. - С.57-63. 13. Программа развития туризма в г. Минске на 2006-2010 гг.. 14. Республика Беларусь. 1995-2004: Стат. сборник / Ред. коллег.: В.И.Зиновский и др.; М-во стат. и анализа Республики Беларусь. - Мн., 2004. - 272 с. 15. Решетников Д. Приоритетные направления туристской политики по оптимизации факторов конкурентоспособности туристского комплекса Беларуси // Белорусский журнал международного права и международных отношений. - 2003. - № 1. - С. 86-94. 16. Сергеева Т.М. Маркетинговые исследования туристической деятельности // Веснік Беларускага Дзяржаўнага эканамічнага універсітэта. - 2003. - № 4. - С. 56-60. 17. Тур В. Пора открывать Беларусь // Директор. - 2004. - №4. - С. 64-65. 18. Туризм в Республике Беларусь: Статистический бюллетень / под ред. В.Н. Кущиенко, составитель: С.Е. Шукаев; Министерство спорта и туризма Республики Беларусь. - Мн., 2004. 19. Харрис Г. Стимулирование международного туризма в ХХІ веке: Пер. с англ. / Г.Харрис, К.Кеннет. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 240 с. 20. Шаповал Г.Ф. История туризма: Учеб. пособие для вузов / Г.Ф.Шаповал.- 2-е изд. - Мн.: РИВШ БГУ, 2002. - 256 с. 21. http://www.minsk-old-new.com.
Приложение 1
Экскурсионный потенциал туристских центров Республики Беларусь (в часах) Приложение 2
Основные показатели деятельности туристических организаций в 2003-2004 годах
Приложение 3
Основные показатели деятельности организаций, оказывавших туристские услуги в г. Минске
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|