Инвентаризация и порядок отражения ее в бухгалтерском учете.
Понятие инвентаризации. Документация и первичный учет хозяйственных операций, система двойной записи на счетах бухгалтерского учета не могут абсолютно полно и точно обеспечить отражение в учете состояния и изменения стоимости хозяйственных средств. Существуют хозяйственные процессы, которые не поддаются повседневной регистрации и документированию в момент их совершения, в частности: 1) естественные причины (потери при транспортировке, хранении, реализации, отпуске на производстве); 2) злоупотребления (хищения, обвесы, обмеры, обсчеты); 3) неточности при приемке и отпуске материальных ценностей; ошибки в учете; 4) стихийные бедствия (пожары, наводнения и др.). Такие расхождения с данными документированного учета можно установить с помощью инвентаризации. Инвентаризация - это способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация является важнейшим приемом бухгалтерского учета и контроля за сохранностью хозяйственных средств. В зависимости от полноты охвата проверяемых хозяйственных средств инвентаризация может быть полной или частичной. Полная инвентаризация охватывает все виды хозяйственных средств и их источников и проводится в обязательном порядке один раз в год с тем, чтобы обеспечить полноту отражения всех хозяйственных фактов в годовом отчете. Частичные инвентаризации охватывают один или несколько видов средств, один или несколько мест (складов) хранения средств. По своему характеру инвентаризации могут быть плановые {перед составлением годового отчета) и внеплановые, проводимые по распоряжению руководителя организации, вышестоящих органов государственного контроля (при смене материально-ответственных лиц, собственника предприятия, в случае стихийных бедствий).
Вопросы инвентаризации имущества и обязательств регулируются Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Рисунок 9. Инвентаризационная опись. Установлен определенный порядок проведения и оформления инвентаризации. Приказом руководителя предприятия создается инвентаризационная комиссия (не менее 3 человек с обязательным участием бухгалтера), определяется место инвентаризации и сроки ее проведения. Инвентаризация проводится по каждому месту хранения в присутствии материально ответственного лица. Все материальные ценности пересчитываются, перемериваются, взвешиваются (в зависимости от физического состояния средств) и записываются в инвентаризационную опись по наименованиям, видам, сортам, номенклатурным номерам: количество, цена и сумма. Хотя материально ответственное лицо является членом комиссии, но заполнять инвентаризационную опись ему запрещено. Материально ответственное лицо дает первоначальную расписку о том, что все документы им сданы в бухгалтерию, и расписку после инвентаризации о том, что все ценности комиссией проверены в его присутствии, внесены в опись и претензий к инвентаризационной комиссии нет. Эти расписки напечатаны типографским способом на самих бланках инвентаризационной описи. Затем бухгалтер сравнивает фактические остатки средств с учетными остатками, числящимися в бухгалтерии. По тем видам средств, по которым есть расхождения {недостача, излишки), составляется сличительная ведомость. Инвентаризационная опись, сличительная ведомость, объяснительная записка материально ответственного лица, выводы и предложения инвентаризационной комиссии о причинах недостач и излишков предъявляются руководителю организации для принятия окончательного решения об отражении в бухгалтерском учете недостач в пределах норм естественной убыли, сверх норм естественной убыли, излишков.
Только после письменного решения руководителя бухгалтер имеет право составить необходимые бухгалтерские проводки. Учитывая важность инвентаризации и для учета, и для управления предприятием по отдельным группам средств (основные средства, сырье и материалы, товары и др.). Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» № 42-3 регулирует порядок отражения в бухгалтерском учете по выявленным расхождениям фактического наличия средств с данными бухгалтерского учета. Одной из форм контроля обеспечения сохранности основных средств являются периодически проводимые их инвентаризации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|