Значение и функции малого бизнеса
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определюящий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абссолютное большинство развитых государств всемерно поощеряет деятельность малого бизнеса. [6, c. 113] В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест. Но дело не только в этом. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомнополизированной экономики имеет первостепенное значение. Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку. Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление пророрыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.
Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса. Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно. В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне. В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут. Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства. Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогооблажения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогооблажения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34 процента. [27] Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма «SAAB», являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали.
Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся. Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. Во основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т. п. В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поодерживает малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики. Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах Россиии предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал. К малым предприятиям, по закону «О предприятиях СССР» относятся вновь создаваемые и действующие предприятия: - в промышленности и строительстве - с численностью работающих до 200 человек - в науке и научном обслуживании - с численностью работающих до 100 человек - в других областях производственной сферы - с численностью работающих до 50 человек - в отраслях непроизводственной сферы - с численностью работающих до 25 человек
- в розничной торговле - с численностью работающих до 15 человек Других документов, определяющих категорию «малое предприятие» и регулирующих их деятельность, пока нет. По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом. Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса. Первый фундаментальный недостаток - это сверх высокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездифицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости. Второй фундаментальный недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить перевод к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения «снизу вверх» - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржы и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес. Третий недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень - 10 тыс. рублей. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства - могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.
Четвертый фундаментальный недостаток - отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес. Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма продолжительное время. Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района. Очень часто МП предприятия создаются на базе старых государственных предприятий. Например, в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления. Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения - монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственной предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам.
Эти основные недостатки, да и многие другие сдерживают развитие малого бизнеса в нашей стране. Достаточно сказать, что процесс образования малых предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 году, в 1992 году фактически прекратился. По данным Лиги кооператоров и предпринимателей РФ, «за 1992 год в России практически не возникло ни единого малого негосударственного предприятия в производственной сфере». Для сравнения, в развитой рыночной экономике процесс образования новых фирм идет нарастающим потоком. Если в США в 1970 году возникло 264 тыс. новых предприятий, то в 1980 году - 532 тыс., а в 1988 году - 682 тысячи. Всего же, по оценке, в американской экономике в 1992 году действовало около 18 млн. деловых предприятий, прежде всего в малом бизнесе. Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом. [29]
Проблемы малого бизнеса
Малый бизнес является неотъемлемой частью крупного производства. Он позволяет более эффективно использовать местные ресурсы и отходы крупных предприятий, создавать новые дополнительные рабочие места, осуществлять перераспределение затрат производства в значительно коротком инвестиционном цикле, стал надежным источником поступления денежных средств в государственные внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней. Он способствует формированию среднего класса, выступающего в современном обществе гарантом политической стабильности. Сегодня существует повсеместно целый ряд проблем в развитии малого бизнеса, который продолжает находиться в сложном положении из-за недостатка финансово–кредитных средств, отсутствия собственной современной материально-технической базы и достаточного уровня опыта у многих предпринимателей-бизнесменов, усложненности порядка получения кредитов, неразвитости региональных систем судебно-правовой защиты, отсутствия должного механизма взимания налогов и платежей, должной социальной защищенности работников малых предприятий, обеспечения безопасности и охраны труда и здоровья работников в малом бизнесе, а также криминализация этой сферы деятельности. Высокая налоговая нагрузка лишает их возможности своевременно формировать необходимые запасы оборотных средств, отвлекая значительную часть на покрытие налоговых обязательств. Поэтому снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения являются приоритетными направлениями налоговой политики в части улучшения деятельности малых предприятий, а это в свою очередь, будет способствовать тому, что они в большинстве своем не будут уходить в «теневой» бизнес или к закрытию собственного дела, а станут работать легально. Многие малые предприятия вынуждены становится многопрофильными в силу неустойчивости рынка, недобросовестности конкуренции на локальных рынках и, как следствие, - незащищенность субъектов малого предпринимательства. Крайне низок показатель инновационной активности малых предприятий. Это во многом связано с инертностью ряда крупных и средних предприятий в реализации инноваций, которая накладывает отпечаток и на инновационную деятельность самих малых предприятий. Государственные дотации крупным, особенно убыточным предприятиям, не только не улучшают их финансовое состояние, но и являются предпосылкой проявления иждивенчества, свертывания инициативы, отражают непрофессионализм руководителей. В итоге при увеличении государственных вложений в крупные предприятия объем реального валового продукта падает, что свидетельствует о неэффективности подхода к управлению экономикой, а доля продукции малых предприятий в объеме внутреннего валового продукта увеличивается в основном за счет собственных вложений. Поэтому инновационная помощь малым предприятиям будет способствовать добиваться конкурентных преимуществ на рынке в решении их основной задачи – обеспечению потребителей товарами более высокого качества по приемлемой цене при минимальных издержках производства. А пока российский рынок товаров массового спроса удовлетворяет потребности покупателей в значительной степени за счет импорта. Поэтому ключевая проблема импортозамещения заключается в обновлении технологических процессов, т.е. в осуществлении инноваций, способствующих повышению качества изделий при обеспечении ресурсосбережения. Малый бизнес чрезвычайно мобилен, а потому постоянно заинтересован в аккумулировании прогрессивных технологий, но, к сожалению, он не располагает для этого солидной лабораторно-исследовательской базой и научным персоналом, а расходы на закупку новых технологий часто оказываются непосильными. В этом случае посредниками в их передаче могли бы стать инновационные фирмы или ассоциации, объединяющие малое предпринимательство. В известной мере малые предприятия могут оказывать инвестиционную поддержку исследованиям и разработкам, направленных на создание новых технологий, способствующих наращиванию производства импортозамещающей продукции. Коммерциализация НИОКР в малом предпринимательстве могла бы способствовать быстрой окупаемости вложений при ограниченных объемах финансирования. Большие возможности открывает сотрудничество Вузов с малыми предприятиями, занимающимися технологическими инновациями, улучшающим потребительские свойства товаров при освоении новых технологий и технологического оборудования, а сами эти предприятия смогли бы стать опытно-производственной базой и поддерживать Вузы финансовыми средствами. При всех трудностях развития малого предпринимательства в России, масштабы его расширяются, поскольку в результате реструктуризации экономики высвобождается значительная часть работников, и они вынуждены искать самостоятельные пути в сфере трудовой деятельности. Именно такой сферой и является малый бизнес как инициативная форма ведения хозяйства. Он как один из элементов экономической системы страны должен быть защищен как административными, так и экономическими методами. Как показывает мировой опыт, формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса могут быть различными: это и благоприятное законодательство, и специальные налоговые режимы, и кредитно-финансовые рычаги, и система государственных фондов, и снижение административных барьеров, стоящих перед бизнесом, особенно в таможенной сфере, и расширение банковского кредитования, развитие микро финансирования и лизинга и пр. Благодаря государственной поддержке в странах с развитой экономикой оптимально сочетаются различные секторы экономики и типы предприятий. Решение этих и других проблем позволит сделать государственную политику в отношении малого бизнеса последовательной и прозрачной. [12, c.40]
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭЛЕКТРОМАШИНА»
3.1 Характеристика ОАО «Электромашина»
Предприятие ОАО "Электромашина" является основным производителем электрооборудования, систем и комплексов управления для бронетанковой техники. Предприятие предлагает полный комплекс услуг - поставку запчастей, ремонт и техническое обслуживание изделий электрооборудования, устанавливаемого на объекты: Т-55, Т-62, Т-72, Т-80, Т-90, БМП-1, БМП-2, БМП-3 и их модификации. "Электромашина" специализируется на выпуске: - высокомоментных малоинерционных управляемых электроприводов мощностью о 90 Вт до 1500 Вт с напряжением питания 27 В постоянного тока; - электронных систем поддержания и контроля заданных параметров, исполнительных механизмов; - полупроводниковых приборов, блоков, систем электроавтоматики; - элементов энергообеспечения, систем электроснабжения; - аппаратуры управления основными и вспомогательными двигателями и шасси; - систем управления вооружением и механизмами заряжания; - систем управления противопожарным оборудованием; - пускорегулирующей аппаратуры (стартеров, регуляторов напряжения); Основной продукцией общепромышленного и бытового назначения, производимой на ОАО "Электромашина" являются: - электростартеры для запуска мощных дизелей наземного, водного и железнодорожного транспорта; - электродвигатели с напряжением питания 27 В постоянного тока для: привода водяной помпы и маслозакачивающего насоса, приводов вентиляторов, приводов автоматики и др.; - асинхронные трехфазные и однофазные электродвигатели; - воздуховсасывающие агрегаты для пылесосов; - электромагниты и трансформаторы. Завод электромашин образован 9 августа 1934 года приказом № 05/249 по московскому электрозаводу Всесоюзного электротехнического треста как завод специальных машин по производству автотракторного и специального оборудования. В 1936 году завод, отказавшись от копирования иностранных образцов, встает на путь собственных конструкторских разработок. Осваивается производство стартеров мощностью 1,4 и 2,5 лошадиных сил для запуска двигателей гусеничных машин. В 1939 году начат выпуск первых в мире 15-сильных стартеров (СТ-700) для запуска мощных дизельных двигателей, которые устанавливались на машины КВ, Т-34 и другие. К началу Великой Отечественной войны Московский завод электромашин сформировался как квалифицированное предприятие (единственное в СССР) по разработке и производству специального электрооборудования для бронетехники и частично для авиационной промышленности. Всего на заводе выпускалось 33 наименования изделий. В становлении и формировании коллектива в довоенное время и начало войны большая заслуга принадлежит его руководителям во главе с директором завода Морозом Максом Ароновичем, которому в короткое время удалось сформировать коллектив из молодых, талантливых инженеров, в основном выпускников МВТК им. Баумана и МАИ. Впоследствии из них выросли замечательные специалисты, знания и опыт которых бережно хранятся и используются последующими поколениями заводчан. В соответствии с Постановлением Государственного комитета Обороны Московский завод электромашин в октябре 1941 года эвакуируется в г.Челябинск. Уже 16 ноября прибыл первый эшелон с оборудованием и людьми. С этой даты началась история завода на Уральской земле. Место размещения было определено в гараже строительного треста № 22 в Ленинском районе. Всего было перевезено 97% оборудования и около 90% трудящихся - рабочие высокой квалификации, инженерно-технические работники и руководящий состав. Преодолевая невероятные трудности военного лихолетья, коллектив завода уже в декабре начал поставлять электрооборудование для танков, выпускаемых Кировским заводом. Тем самым завод электромашин стал составной частью легендарного Танкограда. В январе 1943 года за образцовое выполнение заданий Правительства по обеспечению танковых заводов электрооборудованием завод награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Одновременно награждена группа работников завода за высокие производственные успехи. В 1944 году освоен и начат выпуск генераторов и релегуляторов для новых типов танков и артиллерийских самоходных установок. К концу 1944 года на заводе 720 передовых рабочих являлись стахановцами и ударниками, была создана 41 комсомольско-молодежная бригада, получило широкое распространение Агарковское движение. По итогам IV квартала коллективу присуждено I место и I премия по Наркомату и переходящее Красное Знамя НКТПиВЦСПС. После окончания Великой Отечественной войны на заводе продолжается выпуск основной продукции. С 50-х годов началось производство электрических систем и отдельных блоков специальных машин. Завод стал современным предприятием, единственным в отрасли по видам и назначению выпускаемой продукции. В эти годы начат выпуск товаров народного потребления. На заводе организовано строительство объектов промышленности, жилья и соцкультбыта. В 1964 году Правительством принимается Постановление о реконструкции и техническом перевооружении завода электромашин. С 1966 года быстрыми темпами динамично ведется модернизация и реконструкция предприятия. Возводятся современные корпуса, ежегодно осваиваются новые изделия. Начав производство с 33 наименований выпускаемых изделий завод стал изготавливать более 300 наименований. Более 70% - это сложнейшие системы электроавтоматики с использованием новейшей элементной базы на основе передовых разработок электроники. Большое внимание уделяется освоению новых сложных изделий ТНП. Свою продукцию предприятие поставляло почти 1000 потребителям, экспортировало в 20 стран. В 1983 году по сравнению с 1945 годом объем производства вырос в 38,8 раза при росте численности работающих в 4 раза, производительность труда повысилась в 9,4 раза. Все осваиваемые изделия и технологические процессы внедрены коллективами ученых, конструкторов и технологов завода под руководством главных конструкторов инженеров-полковников ВС Биркина П.Р. и Борисюка М.Д., инженера Гомберга Б.Н., А также руководителей и главных специалистов технологических служб Санина Г.А., Левченко В.Н., Передкова В.И., Штребеля Б.А., Жданова А.К. Главным итогом за истекшие годы явилось создание коллектива, способного обеспечить выполнение самых сложных и ответственных задач. Трудовые успехи коллектива неоднократно отмечались присуждением классных мест. Почетными грамотами Министерства, ЦК профсоюза, переходящими Красными Знаменами. За успешное выполнение заданий по созданию и освоению специальной техники в марте 1986 года завод награжден вторым орденом - Орденом Октябрьской революции. Одновременно вручены высокие награды 48 работникам предприятия. Во времена реформы, при отсутствии заказов и средств, руководству предприятия удалось сохранить костяк рабочего и технического потенциала завода. После резкого спада в 1991-1995 годах завод стал постепенно увеличивать объем производства и численность персонала. Модернизация производственного оборудования стала диктоваться рыночной необходимостью: завод осваивает новые процессы и производства на уровне современных технологий. 21 ноября 1991 года завод становится Государственным предприятием "Электромашина", а в связи с акционированием предприятие 26 декабря 1996 года переименовано в ОАО "Электромашина". Сегодня ОАО "Электромашина" - современное предприятие, единственное в отрасли по видам и назначению выпускаемой продукции.
3.2 Анализ малого предприятия ОАО «Электромашина»
Анализ финансового состояния проводится в следующей последовательности: - Оценка имущественного положения; - Оценка источников формирования имущества; - Оценка финансовой устойчивости; - Оценка финансовой независимости и маневренности; - Оценка ликвидности баланса; - Оценка использования оборотных активов. Финансовая оценка имущественного потенциала предприятия представлена в активе баланса. Источником анализа является баланс форма №1 Как показали расчеты стоимость имущества возросла на 15520 руб. Чтобы оценить этот результат необходимо рассмотреть состав и структуру имущества предприятия. Из расчетов видно, что оборотные активы на 39392 руб. больше внеоборотных активов, они составляют на начало года 152124 руб., темпы роста составили 3,6% с начала года, темпы роста оборотных активов составили 8,9%, темпы роста по отношению к валюте баланса составили 64,6%), такое соотношение свидетельствует о том, что в своей работе предприятие ведет активную финансовую политику. Наибольший удельный вес во внеоборотных активах занимают основные средства темпы роста составили 46.5%, что составило 16691т.р., при этом наибольшую долю составляют здания, машины и оборудования 42.1%, что составило 117914т.р. на конец года. Резко снизились темпы роста незавершенного строительства на 11300т.р., при темпах роста по отношению к началу года на (-35,3%). Наименьший удельный вес занимают долгосрочные финансовые вложения, которые составляют 1.1% удельного веса и нематериальные активы 1.2%, при темпах роста 2.8%. В целом внеоборотные активы увеличились на 5497т.р., что составило 3,6%, данная тенденция говорит о том, что в будущем это даст положительный финансовый результат. Наибольший прирост оборотных активов обеспечен запасами, их значение увеличилось с начала года на 8985т.р., при темпах роста 37,13% на конец года. В основном за счет увеличения доли сырья и материалов на 9038т.р.3апасы увеличились в целом на 450 руб., что составило 3,965%.Произошло увеличение доли затрат в незавершенном производстве на 0,09%, что составило 4513т.р. на конец отчетного периода. Произошло снижение доли готовой продукции и товаров, в том числе и отгруженных на 0,19% и 0,11% соответственно, это является положительным моментом, и данная тенденция говорит о том что у предприятия продукция пользуется спросом, что в дальнейшем может положительно сказаться на финансовом состоянии предприятия. Снижение темпов роста НДС на 4,7% с начала года несомненно является положительным результатом в деятельности предприятия. Доля денежных средств и краткосрочных обязательств возросла в целом на 108 т. р., при том, что темпы роста в целом не изменились, что является отрицательным моментом с точки зрения возможности предприятия расплатится по своим наиболее срочным обязательствам. Исходя из вышеизложенного, структуру имущества предприятия можно считать не рациональной. Финансовая оценка источников формирования имущества. Наряду с анализом структуры активов для оценки финансового состояния необходим анализ структуры пассивов, то есть источников средств, вложенных в имущество (таблица 9). Источником данных для анализа является баланс форма № 1. Как показали расчёты, источники формирования имущества предприятия увеличились на 4530т.р. Чтобы оценить этот результат необходимо рассмотреть состояние и структуры источников формирования имущества. Из расчётов видно, что основной удельный вес в источниках формирования активов предприятия занимают краткосрочные обязательства 51% и меньшую долю составляет собственный капитал 48,6% и долгосрочные обязательства 0,5%> удельного веса. Такое соотношение свидетельствует о весьма неустойчивом положении предприятия на начало года. На конец года ситуация значительно ухудшилась, так как доля собственного капитала уменьшилась на 2,5%, а краткосрочные обязательства увеличились на 2,5%. Чтобы оценить данную тенденцию необходимо отдельно рассмотреть состав и структуру собственных и заёмных средств предприятия. По собственному капиталу предприятия не только снизилась его доля в целом, но и доля каждой составляющей, за исключением нераспределенной прибыли, которая увеличился на 0,9% с начала года. В целом такое соотношение может положительно сказаться на предприятии в будущем. Для оценки состава и структуры краткосрочных обязательств предприятия, также необходимо рассмотреть в разрезе его каждого вида. Наибольший прирост краткосрочных обязательств обеспечен увеличением кредиторской задолженностью. В целом стоимость кредиторской задолженности возросла на 15200т.р., что составило 12,8% с начала года. Детальное её рассмотрение показывает, что этому способствовала возросшая задолженность с поставщиками и подрядчиками на 14,4% с начала года, и доля в валюте баланса увеличилась на 79%; значительно возросла задолженность перед внебюджетными фондами на 1635т.р. и темпы роста составили 14,4%.При этом снизились темпы роста кредитов банка на 544т,р. В 190 раз выросли темпы роста задолженности перед прочими кредиторами. По сравнению с началом года увеличились темпы роста фондов потребления на 184,6%. Для оценки этих результатов сравним показатели собственных и заемных средств предприятия и их доли в валюте баланса. Как показывают расчёты доля заёмных средств 96,7% во много раз больше доли собственных средств предприятия, которые составляют 3,4%, что говорит о том, что предприятие не может отвечать по своим долгам и ведёт нерациональную финансово-кредитную политику. Исходя из выше изложенного структуру источников формирования предприятия можно назвать нерациональной Анализ финансовой устойчивости предприятия проводится виде расчетной таблицы 3.1:
Таблица 3.1. Показатели финансовой устойчивости
Из расчётов видно, что у предприятия как на начало года, так и на конец имеется в наличие собственного капитала на сумму11З000т.р, На конец года происходит увеличение внеоборотных активов на 5497т.р. Отрицательным моментом является снижение собственных оборотных средств к концу года на 5497т.р., так как резервы нашего предприятия не могут покрыть внеоборотные активы, что негативно может сказаться на финансовом состоянии предприятия, если оно не поменяет свою финансовую политику. Оценка собственных оборотных и долгосрочных заемных средств показывает, что произошло уменьшение значения этого показателя на 5547т.р. с начала года, за счет снижения собственных оборотных средств (- 5497т.р.) и долгосрочных обязательств у предприятия (-50т.р.) О наличие общих источников средств предприятия можно сказать, что их показатель на начало года составлял (-20159т.р.). За счет снижения суммы краткосрочных кредитов и займов на 544т.р. к концу года, и собственных оборотных и долгосрочных заемных средств произошло снижение общих источников на 6091т.р., что оставляет (-26250т.р.) к концу года. Полученные данные свидетельствуют о том, что у предприятия недостаточно имеется источников формирования запасов, хотя наибольшая доля приходится на внеоборотные активы. Для того, чтобы оценить финансовую устойчивость предприятия необходимо дать оценку обеспеченности запасов источниками. Как показали расчеты обеспеченности собственными оборотными средствами, у предприятия не достаточно собственных оборотных средств, чтобы покрыть свои запасы, которые составляют 95135т.р. на начало года и возросли на 8985т.р. к концу. Если посмотреть соотношение собственных оборотных средств и запасов то видно, что запасов почти в 3 раза больше чем собственных оборотных средств, что крайне негативно сказывается на финансовом состоянии предприятия. Такое же положение при расчетах обеспеченности собственными оборотными и долгосрочных заемных средств. Совокупное их снижение с начала года на 5547т.р. дало отрицательный показатель на конец года, который составил (-145491т.р.) Все показатели повлияли на значение показателя обеспеченности общими источниками, который на начало года составлял (-115294т.р.), к концу года произошло его уменьшение до (-130370т.р.) При определении типа финансовой устойчивости было установлено, что предприятие находится в кризисном состоянии так как запасы не покрываются собственными оборотными средствами как на начало, так и на конец года. Это обусловлено прежде всего увеличением недостатка собственных оборотных средств, неэффективной сбытовой политикой, несбалансированностью величины запасов и реальной потребностью производства. Анализ финансовой независимости и маневренности проводится виде расчетной таблицы 3.2:
Таблица 3.2 Показатели финансовой независимости и маневренности
|