Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Современная Польша

 

3.1 Национальный план развития на 2004 - 2006 гг.

 

Вступление Польши в Европейский союз и связанные с этим новые вызовы для экономики Польши заставили правительство подготовить Национальный план развития (НПР). Этот документ, принятый Советом Министров 11 февраля 2003 г., определял социально-экономическую стратегию страны в 2004-2006 гг., т.е. в первые годы членства в ЕС.

Национальный план развития давал характеристику социально-экономической ситуации в Польше и ее регионах накануне вступления в ЕС, формулировал цели и содержал описание стратегии, нацеленной на достижение общественной, экономической и пространственной интеграции со странами и регионами Сообщества, давал приблизительную оценку результатов планируемой интервенции государства и ее влияния на ход процессов развития, указывал направления и объемы планируемого вовлечения средств из фондов ЕС (структурных и Фонда сплочения - cohesion fund), а также определял способ координации и освоения средств структурной помощи.

Стратегической целью НПР являлось развитие конкурентоспособности экономики, опирающейся на знания и предприимчивость, способной к долговременному, гармоничному развитию, обеспечивающей рост занятости населения и улучшение общественной, экономической и пространственной интеграции с Европейским союзом на региональном и национальном уровнях.

Реализация стратегической цели осуществлялась поэтапно, путем достижения промежуточных целей, которые были ответом на вызовы глобальной конкуренции, перед лицом которых Польша стояла вместе с другими странами ЕС. Промежуточные цели определялись исходя из анализа слабых и сильных сторон польской экономики, а также шансов и опасностей, стоящих перед ней. На период 2004 - 2006 гг. в НПР формулируется пять таких промежуточных целей:

1. Достижение и сохранение в долговременной перспективе высокого роста ВВП (до 6% в 2006 г). Реализация этой задачи требовала сохранения макроэкономического равновесия и финансовой стабилизации, упрочения тенденции к снижению инфляции и сокращению дефицита бюджета, продолжения процесса приватизации, ограничения административных и правовых барьеров в развитии предпринимательства и ведении хозяйственной деятельности, а также направления государственной помощи на поддержку наиболее эффективных и конкурентоспособных фирм.

2. Повышение уровня занятости и образования: уровень безработицы, по прогнозам BAEL (исследование экономической активности населения) должен был сократиться с 19,9% в 2001 г. до 15% в 2006 г. Должна повыситься степень охвата образованием на уровне средней и высшей школы - до 72% и 13% соответственно.

Реализация этой задачи требовала внедрения механизмов снижения производственных издержек, устранения административных и институциональных барьеров, увеличения гибкости, территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы (особенно сельского населения), а также концентрации социальной политики на наиболее Динамичных группах действующих и потенциальных работников.

3. Включение Польши в европейскую сеть транспортной и информационной инфраструктуры посредством динамичного расширения сети автострад и скоростных дорог, модернизации железных дорог, а также трехкратное увеличение доступа к Интернету.

Реализация этой задачи требовала осуществления мер правового и институционального характера, состоящих в упрощении правил инвестирования в инфраструктуру, в ограничении негативного влияния на окружающую среду и принятии беспрецедентной инвестиционной программы (дороги, железнодорожный транспорт, порты, информационные сети, и т.д.), нацеленной на включение Польши в систему европейской экономики.

4. Интенсификация процесса увеличения в структуре экономики доли секторов с высокой добавленной стоимостью и развитие технологий информационного общества: до 2006 г. предусматривала увеличение доли работающих в секторе услуг на 1,6 проц. пункта и рост расходов на НИОКР до 1,5% ВВП.

Реализация этой задачи требовала продолжения процессов реструктуризации и эффективной поддержки занятости. Предусматривалось, в частности, ограничение занятости в сельском хозяйстве и ее рост в сфере услуг (в т. ч. в туристических), а также увеличение доли секторов с высокой продуктивностью и производительностью труда (в частности, строительства) в создании ВВП и реструктуризация традиционных отраслей промышленности.

Для реализации этой задачи потребовалось увеличить расходы на НИОКР, особенно в тех областях, где их результаты могут быть использованы непосредственно для повышения динамики развития предприятий, а в более длительной перспективе - для создания фундамента новой экономики путем развития технологий информационного общества. Это была одна из основ интенсификации процесса структурных изменений и обеспечения конкурентоспособности польской экономики.

5. Поддержка участвующих в процессах развития и модернизации изо всех регионов и социальных групп. Она состояла в постепенном сокращении межрегиональных различий как в уровне безработицы, так и в производстве ВВП на одного жителя.

Достижение этой цели требовало противодействия растущей диспропорции между отдельными регионами и общественными группами. Это связано как с необходимостью координации мер, направленных на развитие на региональном уровне и проведением государством активной и комплексной региональной политики, так и с поощрением профессиональной и общественной интеграции групп, стоящих перед угрозой социальной деградации.

Политика преодоления слабых сторон польской экономики и достижения стратегических целей должна была опираться на эффективное использование шансов, вытекающих из членства в Европейском союзе, создание благоприятных макроэкономических условий при помощи соответствующей фискальной и денежной политики, правового регулирования, а также на правильное определение направлений вмешательства государства в ход процессов развития.

Реализацию вышеуказанных промежуточных целей следует рассматривать комплексно и взаимосвязано. Достижение каждой из них было обусловлено прогрессом в осуществлении других промежуточных целей. Финансовые средства, предназначенные для поддержки намеченных в НПР целей шли из бюджета Европейского союза (структурные фонды и Фонд сплочения), а также из отечественных источников (государственного бюджета, бюджетов органов территориального самоуправления, целевых фондов). Основой и принципом их расходования была экономическая эффективность, а также предварительный анализ, доказывающий положительное влияние проекта на достижение намеченных целей. Одновременно реализация НПР была подчинена принципам политики общественно-экономической гармонизации в рамках ЕС, т.е.:

• принципу концентрации интервенционной деятельности на ограниченном числе проектов, согласно степени важности поставленных задач;

• принципу координации политики отдельных секторов и региональной политики в целом, а также теми мерами в рамках НПР, которые не финансируются из структурных фондов;

• принципу "дополняемости", который означает, что средства ЕС будут не заменять, а дополнять государственные субсидии;

• принципу партнерства, основанному на обеспечении равных возможностей и широком участии заинтересованных институтов и организаций на всех этапах реализации НПР.

Расходы, осуществляемые в рамках НПР, касались прежде всего:

• предприятий (преимущественно малых и средних);

• инфраструктуры (прежде всего транспортной и защиты окружающей среды);

• человеческих ресурсов (в т. ч. образования и активной политики на рынке труда).

Национальный план развития на 2004-2006 гг. внедрялся в рамках семи операционных программ - пяти программ для отдельных секторов (повышение конкурентоспособности экономики, развитие человеческих ресурсов, реструктуризация и модернизация продовольственного сектора, а также развитие сельской местности, рыболовство и переработка рыбы, морское хозяйство), интегрированной операционной программы регионального развития, а также программы технической помощи. Финансовые средства, предназначенные на осуществление этих программ - с разбивкой на средства из структурных фондов ЕС и из собственных источников - были представлены в пункте Ш.4. В структуре финансирования акцент делался на развитие регионов, конкурентоспособность экономики, а также развитие человеческих ресурсов и сельской местности. [4]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...