Сущность управленческого решения.
Решение и его роль в деятельности менеджера. Развитие любой организации основано на разработке и реализации различного рода решений. Решения разрабатываются и реализуются людьми с разной степенью профессионализма, поэтому диапазон решений велик - от недостаточно обдуманных до детально рассчитанных. Понятие «решение» трактуется трояко: 1как процесс; 2 как акт выбора; 3 как результат выбора. Лица разрабатывающие решения - специалисты (проектанты, разработчики, конструкторы, менеджеры, модельеры и т. д.). Работники, которые эти решения оценивают - эксперты. Большую роль в разработке и реализации отдельных сторон решений играют консультанты, которых приглашают на постоянной или временной основе в организацию из консультационных фирм или ведущих компаний. Они обладают более глубокими знаниями по отдельным вопросам данного решения. Субъекты решения - лица, наделенные правом инициировать решения или их реализовывать. Это могут быть физические лица (отдельные граждане) или представители юридических лиц (должностные лица: директор, главный экономист и др.). Исполнители решений - объекты решения. Решение может быть направлено на достижение разовых результатов, создание постоянно идущих процессов, поддержание идущих процессов, на прекращение какой-либо деятельности. На подготовку и реализацию решений оказывают влияние множество факторов, в том числе личностные качества человека.
2.Особенности технических, биологических и социальных систем, в которых разрабатываются и реализуются решения. Решение может приниматься человеком в 3 основных системах: технической, биологической и социальной. Техническая система включает станки, оборудование, компьютеры и др. Набор решений в технической системе ограничен, и последствия решений обычно предопределены. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения.
Биологическая система включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы (например, человеческий организм и др.)Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира.Профессионализм специалиста определяется его способностью находить надежную информацию, использовать соответствующие методы подготовки решения и выбором лучшего из альтернативных решений. Социальная (общественная) система характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов (семья, производственный коллектив, неформальная организация и т. п.).Социальные системы превосходят биологические по разнообразию возникающих проблем. Набор решений в социальной системе характеризуется большим разнообразием в средствах и методах реализации. Это объясняется тем, что главным объектом управления является человек как личность с высоким темпом изменения сознания, а также широтой нюансов в реакциях на одинаковые и однотипные ситуации. Сущность управленческого решения. Каждое УР затрагивает экономические, организационные, социальные, правовые и технологические интересы компании. Экономическая сущность УР проявляется в том, что на разработку и реализацию любого УР требуются финансовые, материальные и другие затраты. Поэтому каждое УР имеет реальную стоимость. Реализация эффективного УР должна принести компании прямой или косвенный доход, а ошибочное решение или решение, неправильно понятое подчиненными, приводит к убыткам, а иногда и к прекращению деятельности компании. Организационная сущность УР состоит в том, что к этой работе привлекается персонал компаний. Для эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции и положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в том числе информационные, обеспечить работников необходимыми техникой и технологией, постоянно координировать их работу. Это очень существенная часть всего УР.
Социальная сущность УР заложена в механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для согласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относятся потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги. Социальная сущность УР проявляется прежде всего в цели УР. Цели УР должны быть ориентированы в первую очередь на создание комфортной среды обитания человека, всестороннее развитие личности. Правовая сущность УР состоит в точном соблюдении законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой компании. Нарушение законодательства при УР может привести к отмене решения, ответственности за его реализацию или даже за разработку. Компания может понести существенные потери, если уже разработанное решение будет отменено, а за незаконно реализованное решение на компанию может быть наложен штраф или возбуждено уголовное преследование кого-либо из инициаторов УР. Технологическая сущность УР проявляется в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для разработки и реализации УР. Иногда разработчики УР не очень представляют себе объект, на который направлено УР, или используют устаревшую информацию. Бывают случаи, когда разработка УР приостанавливается из-за отсутствия необходимых финансовых или материальных ресурсов, и при этом УР может потерять свою актуальность. Содержание управленческого решения.
УР - процесс и явление. 5.Классификация управленческих решений. Классификация управленческих решений: 1.По степени влияния на будущее организации: 1)стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели; 2)тактические (конкретные методы достижения первых). 2. По масштабам: 1)глобальные - охватывают всю организацию в целом; 2)локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия. 3. По продолжительности периода реализации: 1)долгосрочные (более пяти лет); 2)среднесрочные (от одного года до пяти лет); 3)краткосрочные (менее одного года). 4. По направленности воздействия: внешние, внутренние. 5. По обязательности выполнения: 1)директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения; 2)рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения; 3)ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации. 6. По функциональному назначению: 1) регулирующие - определяют метод выполнения действий; 2)координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы; 3)контролирующие - направлены на оценку результатов. 7. По широте охвата: 1)общие - распространяются на всю компанию в целом; 2)специальные - рассматривают отдельные вопросы. 8. По степени запрограммированности: 1)запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения; 2)незапрограммированные - при нимаются в новых необычных условиях. 9. По сфере реализаци и: научные и маркетинговые исследования, производство, реализация товаров (услуг), работа по кадрам и т. д. 10. По способам принятия: 1)интуитивные - принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты; 2)адаптивные - принимаются руководителем в соответствии с его профессиональными и личными знаниям, жизненным опытом; 3)рациональные - опираются на научный анализ проблемы.
6.Требование к управленческим решениям и условия их достижения. На этапе выбора лучшей альтернативы определяется эффективность управленческого решения. Применяются различные подходы к оценке эффективности управленческих решений. Так, есть мнение считать эффективность разработки и эффективность реализации решения; рассчитывать раздельно экономическую и социальную эффективность; эффективность управленческих решений считать как ресурсную результативность; рассчитывать по каждому решению организационную, экономическую, социальную, технологическую, психологическую, правовую, экономическую, этическую, политическую эффективность как факт достижения соответствующих целей. Решение может быть эффективным, если выполняются два обязательных условия: 1достигается максимальный эффект; 2 затрачивается минимум ресурсов.Результативность управленческого решения может определяться следующими ресурсами: своевременность представления проекта решения, степень научной обоснованности решения, многовариантность расчетов, ориентация на передовой опыт, численность занятых в разработке решения, стоимость и сроки реализации проекта, количество соисполнителей и другие.
7.Формы подготовки управленческих решений. При подготовке управленческого решения перед руководителем стоит задача выбора форм его представления. Каждая форма имеет определенные особенности и юридический статус. В зависимости от условий разработки и реализации УР могут использоваться различные формы представления решения: акт, акцепт, бюллетень, декларация, договор, закон, заявление, изменение, инструкция, кодекс, контракт, концепция, модель, норма, норматив, обзор, оферта, перечень, план, положение, порядок (распорядок), постановление, правила, прейскурант, пресс-релиз, приказ, протокол, распоряжение, соглашение, указ, указание, устав.
8.Формы реализации управленческих решений. К формам реализации управленческих решений относятся: распоряжение, деловая беседа, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, личный пример, обучение, совет, деловая игра, совещание, с заседания, отчет, деловое слово Распоряжение - официальное извещение любого лица об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок Деловая беседа - специально организованная руководителем встреча с подчиненными, группой подчиненных или приглашенными специалистами для обмена мнениями о заранее оговоренную тему, актуальную для компании Убеждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться от подчиненных необходимых твердых взглядов или понятий по содержанию управленческого решения для его Принуждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью заставить работника сознательно выполнить управленческое решение путем угроз о санкциях или обещанием повышенной вознаграждения Поучение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт, сформировать навыки для дальнейшего выполнения управленческого решения Личный пример - действия руководителя в среде подчиненных по заранее подготовленному сценарию для развития у них эффекта подражания авторитета в технике исполнения управленческого решения Обучение - деловая беседа, проводимая руководителем или специалистом с целью предоставления новых знаний или информации для выполнения управленческого решения Совет - деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами по выполнению управленческого решения Совет не является обязательным для исполнения подчиненными Деловая игра (тренинг ) - специально организованная интенсивная деятельность работников по разработке и реализации управленческих решений на основе имитационных моделей реальных Совещание - деловые коллективные беседы, проводимые руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач, использования коллективного разума, обмена информацией и накопленным опытом м для выполнения важных управленческих реше. Заседание - узкопрофессиональные совещания для решения преимущественно организационных вопросов (например, заседания профкома, заседание президиума и т др. Отчет - решение специалиста о результатах индивидуальной или коллективной работы по выполнению управленческого решения Он может быть письменным и устным 9.Соответствие форм подготовки и форм реализации УР Формы разработки УР: закон, указ, протокол, инструкция, оферта, акцепт, договор, распоряжение, акт, модель, положение, указание, приказ, правила, план, соглашение. Формы реализации УР: предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, личный пример, обучение, совет, деловые игры, совещание, заседания, отчет, деловая беседа. В процессе деятельности предприятия любому руководителю любого уровня управления приходится решать множество задач для реализации поставленных Эти задачи группируются в условно обособленные сферы деятельности Эти сферы деятельности и называются объектами управления.. Модель используется для разделения управленческого труда при РУР. Она включает в себя следующие основные объекты: 1) Рыно к – основная его характеристика – уровень эластичности спроса: на сколько процентов м. измениться спрос на данную продукцию при изменении его цены на 1%. Сильно эластичная продукция (верт) – удовлетворяет интересы клиентов, слабо эластичная (горизонт) – их потребности. 2 ) Производство нового изделия – основой моделирования процесса производства нового изделия является бизнес-план, который должен учитывать ЖЦ изделия (по которому м. сформировать устойчивую область сбыта нового изделия), а также стратегию новизны (товара, п/п, проекта): 3) Капиталвложени я – варианты решений для получения инвестиций м.б. различными, в зависимости от уровня технологического обеспечения, финансовых возможностей, общей стратегии предприятия (ув-ие числа учредителей, эмиссия акций, кредиты, лизинг, иностранные инвестиции, и т.д.). 4) Конкуренты – профессиональные отношения с конкурентами м. принести пользу предприятию, непрофессиональные – м. привести к криминализации отношений. 5) Затраты: - на маркетинг (система организации и управления деятельностью предприятия, направленная на обеспечение максимального сбыта продукции) – основные статьи: учет сложившегося и потенциального спроса, поиск технологического обеспечения, на рекламу. 6) Персонал – набор, обучение, повышение квалификации и т.д. оценка деловых и личностных качеств. 7) Реализация – (сбыт) хар-ся набором потребительских свойств продукции в зависимости от типа рынка. 10.Целевая ориентация управленческих решений Выбор цели является одним из наиболее ответственных моментов в процессе выработки и принятия управленческих решений. В соответствии с выбранной целью формируется стратегия и тактика развития организации, разрабатываются прогнозы и планы действий, оцениваются результаты принятых решений и предпринятых действий.Цель является тем стержнем, вкруг которого формируется управленческая деятельность..Цели бывают траекторными и точечными. Траекторные или направляющие, определяют общее направление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта. Точечные цели формулируются как стремление достичь вполне конкретного результата Цели бывают:· 1.стратегические, формируются при определении долговременной политики развития организации;2.тактические, формируются при решении оперативных задач управления. При формировании тактических целей учитываются стратегические цели организации. Более того, тактические цели ставятся организацией для обеспечения достижения её стратегических целей. В то же время совокупность тактических целей при их анализе может оказывать влияние на
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|