Понятие нормы и отклонения в педагогике. Норма и отклонение в физическом, психическом и моторном, интеллектуальном развитии человека. Дефект первичный и вторичный. Комбинированные нарушения, их причины. Теории компенсации. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации.
Специальная педагогика как отрасль педагогической науки. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Систематика и статистика специальной педагогики. Предметные области специальной педагогики и её связь с другими науками. Специальная дошкольная педагогика как отрасль специальной педагогики.
История развития специальной педагогики. Научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические. История развития системы специального образования согласно социокультурной концепции Н.Н. Малофева.
Дидактические основы образования детей с проблемами в развитии. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи. Средства обеспечения коррекционно-педагогического процесса.
Современная система специальных образовательных услуг. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии. Медико-социальная профилактика. Медико-педагогический патронаж. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
6. Образование детей с нарушенным интеллектом. Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушениями интеллекта в России и других странах. Организация коррекционно-педагогического процесса в специальных ДОУ для детей с нарушениями интеллекта. Характеристика и основное содержание программы обучения детей в специальных ДОУ с нарушением интеллекта. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми.
Педагогические системы образования детей с задержкой психического развития (ЗПР). Специфика образовательных потребностей детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР. Задержка психического развития в контексте проблемы обучаемости. Причины возникновения ЗПР у детей. Организационные формы помощи детям-дошкольникам с задержкой психического развития. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с ЗПР. Типовая программа развития и коррекционного обучения детей с ЗПР дошкольного возраста.
Педагогические системы образования детей с нарушенным зрением. Дошкольная тифлопедагогика как отрасль специальной педагогики. Система дошкольного воспитания детей с нарушением зрения. Организация коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. Основные функции специалистов в ДОУ для детей с нарушением зрения. Взаимосвязь психолого-педагогической и коррекционной помощи с лечебно-воспитательной работы по лечению зрения.
Специальное образование детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА). Виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Организация коррекционно-педагогической и медицинской помощи детям с нарушениями функций ОДА. Система специализированной помощи детям, страдающим детским церебральным параличом. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП. Организация помощи детям младенческого и раннего возраста.
Педагогическая помощь детям с нарушениями речи. Дошкольная логопедия как отрасль специальной педагогики. Предмет, задачи и методы дошкольной логопедии. Система помощи детям с нарушениями речи. Планирование логопедических занятий. Взаимосвязь в работе логопеда и других специалистов в ДОУ для детей с нарушением речи.
Педагогические системы образования детей с нарушенным слухом. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики. Дошкольные учреждения для детей с нарушением слуха. Организация коррекционной помощи с нарушениями слуха. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми в условиях специальных ДОУ.
Педагогическая помощь детям с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения в образовательном пространстве. Система раннего выявления и психолого-педагогического сопровождения детей с ОДА в дошкольном возрасте. Специфические трудности обучения при РДА. Зависимость образовательных условий для детей с РДА от тяжести от тяжести состояния. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме.
13. Семейное воспитание детей проблемами в развитии. Современные подходы к проблеме семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии. Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка. Задачи и формы коррекционного воспитания детей с отклонениями в развитии в семье. Основы семейного воспитания умственно отсталых дошкольников. Семенное воспитание в системе реабилитационной работы с детьми с ЗПР. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями слуха и зрения. Восприятие в семье ребенка с детским церебральным параличом.
Игровая деятельность детей с проблемами в развитии. Организация игровой деятельности детей с проблемами в развитии. Игра как вид деятельности. Виды игры дошкольника. Специфика игровой деятельности детей с проблемами в развитии. Игра как средство коррекции отклонений в развитии ребенка. Роль игрушки в развитии игры «проблемных» детей. Организация и руководство игровой деятельностью дошкольников с проблемами в развитии.
Обучение труду и конструированию детей с отклонениями в развитии в специальном ДОУ. Методологические подходы к формированию конструирования как продуктивного вида деятельности. Методические основы организации детского конструирования. Особенности планирования и организации занятий по конструированию с детьми с нарушениями в развитии.
Организация и обучение детей изобразительной деятельности в специальном ДОУ. Связь продуктивной деятельности с психическим развитием ребенка. Детское изобразительное творчество как вид продуктивной деятельности. Особенности изобразительного творчества детей, имеющих отклонения в развитии. Организация обучения изобразительной деятельности в специальных дошкольных учреждениях. Методы и приемы работы по обучению предметному рисунку (лепке), сюжетному рисованию (лепке), аппликации, декоративному рисованию. Оценка детских работ. Коррекционная направленность обучения изобразительному творчеству.
Формирование математических представлений у детей с проблемами в развитии. Формирование математических представлений как необходимого компонента умственного развития детей дошкольного возраста. Задачи и содержание занятий по формированию элементарных математических представлений (пространственных представлений, о величине и форме предметов, навыков ориентировки в пространстве, представлений о времени, количественных представлений, навыков счета и счетных операций, решения арифметических задач) в специальном дошкольном учреждении. Принципы, методы и формы работы. Занятие по формированию элементарных математических представлений в СДОУ. Виды занятий, их структура. Планирование и анализ занятий.
Организация музыкального воспитания в специальном дошкольном учреждении. Музыка и её коррекционно-развивающеее значение. Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию музыкального восприятия. Роль музыкального воспитания в коррекции недостатков развития. Использование коррекционной ритмики в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.
Технические средства диагностики и коррекции в работе с детьми проблемами в развитии. Технические средства коррекции слуха (звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования, кохлеарная имплантация). Использование компьютерной программы «Видимая речь» как средства коррекции и развития речи с речевой патологией. Взаимодействие анализаторов при восприятии окружающего у детей с нарушениями зрения. Тифлотехника дошкольного обучения и воспитания (особенности использования и развития остаточного зрения, осязания и мелкой моторики, слуха и ориентировки в пространстве). Использование тифлотехнических устройств в лечении зрительного анализатора.
20. Организация работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения детей с нарушенным слухом. Слуховые возможности детей с нарушенным слухом. Методы диагностики слуховой функции. Психофизиологические основы развития. Система педагогической работы по развитию слухового восприятия. Система педагогической работы по развитию слухового восприятия (формирование условно-двигательной реакции, различение, опознавание, распознавание речевого материала и неречевых звучаний). Методы формирования произношения. Сокращенная система фонем. Этапы работы по формированию произношения (работа над голосом, звуками речи, словом, фразой). Фонетическая ритмика как методический прием работы по формированию произношения. Использование звукоусиливающей аппаратуры в развитии слухового восприятия и формировании произношения.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки детей с нарушенным зрением. Восприятие ребенка с нарушением зрения. Организация психолого-педагогической коррекционной работы по развитию зрительного восприятия. Понятие об ориентировке в пространстве. Роль органов чувств и двигательной сферы в процессе ориентирования. Социально-бытовая ориентировка детей с нарушением зрения.
Подготовка детей с проблемами в развитии к школьному обучению. Проблема готовности детей с нарушениями развития к обучению в школе. Специфические трудности в освоении компонентов школьной готовности при различных вариантах дизонтогенеза. Подготовка к обучению в школе как одна из задач деятельности специального ДОУ. Направления работы по подготовке к школе. Организация работы с семьей. Роль ПМПК в определении школьной зрелости детей и типа учебного заведения для дальнейшего продолжения образования.
Организация педагогической работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха. Коммуникативно-деятельностная система обучения языку детей с нарушениями слуха. Принципы обучения языку дошкольников с нарушениями слуха. Система работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха. Условия формирования речи с нарушениями слуха в дошкольных учреждениях. Использование разных форм речи в обучении языку. Развитие речи. Развитие речи в разных возрастных группах.
Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии. Современные понятия интеграции. Концепции нормализации. Основные принципы интеграционной модели. Условия успешной интеграции. Становление интеграции на Западе. Интегрированное обучение в России. Формы и модели организации интегрированного обучения детей дошкольного возраста.
Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. Профессиональная подготовка кадров в системе специального образования. Современное педагогическое образование. Сфера деятельности педагога-дефектолога. Профессиональные и личностные качества педагога системы специального образования.