III. Истерические психопаты
ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ
Психопатия – частичный (парциальный) инфантилизм (недоразвитие), незрелость характера, преимущественно воли и чувства (Крепелин). Для сравнения: при олигофрении наблюдается тотальный психический инфантилизм (Ганнушкин). Психопатия – дисгармония характера, при общей сохранности интеллекта, приводящая к нарушениям межличностных отношений и социальной дезадаптации. “Нравственное помешательство” (Причард, 1835), “тяжелый характер”. Критерии психопатий (Ганнушкин, Кербиков) 1) Тотальность – невозможность скрыть аномалии характера, которые проявляются в любой обстановке: возбудимый психопат одинаково грубо ведет себя в кабинете начальника, с коллегами по работе и в собственной семье. 2) Стабильность - патологические черты характера сохраняются на протяжении всей жизни, они непрогредиентны и мало обратимы. Психопат до конца жизни остается человеком незрелым, инфантильным. 3) Социальная дезадаптированность – нарушения социальной, трудовой, семейной адаптации. Психопат заставляет страдать других или страдает сам (Шнейдер). Классификация Кербикова (по этиологическому признаку и по клинической картине) - краевые: формируются под влиянием уродливых условий воспитания (безнадзорность, гиперопека, воспитание по типу “кумира семьи” и т.д.) - ядерные – генетическая предрасположенность - органические – перенесшие ранее органическое поражение головного мозга
Клиническая классификация I. Возбудимые психопаты Неустойчивые психопаты - слабость воли, неспособность к длительному волевому напряжению, нежелание учиться и работать, предпочтение жить на иждивении
- сенсорный голод: неустойчивость к соблазнам, тяга к удовольствиям, праздной жизни. Не могут себе ни в чем отказать, “жадные” до удовольствий и наслаждений; легко вовлекаются в асоциальные группы, совершают мелкие преступления, алкоголизируются, принимают наркотики, ведут беспорядочную сексуальную жизнь - не склонны к конфликтам и агрессии Неустойчивый психопат выдает себя при поступлении в школу с необходимостью сменить удовольствие игр на регулярный учебный труд, либо с пубертатного периода, когда спонтанно складывающиеся группы сверстников позволяют вырваться из-под родительской опеки. Психический инфантилизм. Эпилептоиды (напряженно-авторитарные): - склонность к дисфориям, бурным вспышкам агрессии (словесной и физической) - выраженная тенденция к конфликтному, грубому поведению - торпидность (вязкость) мышления и эмоций – педантичность, обстоятельность, злопамятность. Аффективно-аккумулятивная пропорция. Экспансивные и дефензивные. Чаще проявляется в подростковом возрасте. В детстве дисфории проявляются капризами, стремлением нарочито изводить окружающих, озлобленностью, обнаруживаются садистские склонности. Возбудимые: аффективная (эмоциональная) взрывчатость (эксплозивность). Аффекты всегда спровоцированы извне, отличаются бурной вспышкой и быстрым истощением (в отличие от эпилептоидов) (вспышка пороха, для которого бывает достаточна ничтожная искра). Склонны к алкоголизму, напиваются до отключения. Очень обидчивые, требовательные, неуживчивые, конфликтные, непоседливые, болтливые, неряшливые. Аффективные психопаты. Гипертимы: прирожденные оптимисты, жизнерадостны, деятельны, говорливы, “душа коллектива”; окружающих раздражает их фамильярность, болтливость, безответственность, отвлекаемость. Кречмер: синтонность (созвучность реальности). Становится особенно ярко выраженным с подросткового возраста.
Циклоиды. С наступлением пубертатного периода у некоторых гипертимов появляются первые субдепрессивные фазы. Эмоциональные расстройства сходны с МДП, но выраженность эмоциональной патологии существенно меньше, диатетическая пропорция – колебания настроения от радостного до тоскливого, синтонность – созвучность среде. Гипотимы (дистимический вариант): врожденные пессимисты, страдают от постоянного чувства неполноценности, пассивны, любая стрессовая ситуация вызывает чувство подавленности и безнадежности. Начало – чаще в подростковом возрасте. Эмоционально-лабильные: многократная смена настроения в течении недели или даже суток. Становятся ярко выраженным с подросткового возраста.
Паранояльные психопаты. Максимум развития в возрасте 30-40 лет. Склонны к формированию сверхценных идей (преследования, ревности, изобретательства, ипохондрических, сутяжных, фанатизма). Тенденция приписывать (проецировать) окружающим злые намерения, подозрительность.Переоценка своих способностей наряду с подозрительностью приводит к неуживчивостью в коллективе. Тенденция игнорировать факты, не совпадающие с их концепцией и фиксация на фактах, подтверждающих их мнение. Экспансивные, сенситивные.
II. Тормозимые психопаты Астеники. Склонность к: - повышенной физической и психической утомляемости - раздражительности; - ипохондрии. Робкие, застенчивые; в привычной домашней обстановке эмоциональность астеников “оттаивает”. Обычно проявляется в подростковом возрасте. У некоторых с детства обнаруживаются признаки невропатии – беспокойный сон, плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, ночные страхи, энурез.
Психастеники (ананкасты, тревожно-мнительные): склонность к сомнениям, нерешительности, тревожности (“ как бы чего не вышло”, “семь раз отмерь, один отрежь”). Эмоциональная жухлость, преобладание рационального мышления. Компенсация тревожности – формирование педантизма, жесткой структуры поведения. В отличие от эпилептоидов, педантичность вторичная – отсутствует в условиях неформальной обстановки. С детства робость, пугливость, склонность к ранним “интеллектуальным интересам”, навязчивости – особенно фобиям. Критический период – первые классы школы – первые требования к чувству ответственности. Воспитание в условиях повышенной ответственности (возлагание слишком больших надежд на успехи ребенка – боится их не оправдать чтобы не потерять родительскую любовь и внимание).
Шизоиды (углубленно-замкнутые): - чрезвычайная замкнутость, интроверсия, без стремления к общению - неспособность к сопереживанию (эмпатии), эмоциональному резонансу - психэстетическая пропорция (Кречмер): колебания аффективности от повышенной чувствительности (гиперестезия, раздражительность) до полного равнодушия (анестезия, эмоциональная тупость), одновременно “хрупки как стекло, тупы как дерево”. Стеничные, дефензивные. Проявляется с первых лет жизни (такие дети любят играть одни). III. Истерические психопаты Истероидные черты проявляются с ранних лет. Такие дети не выносят, когда при них хвалят других, когда другим уделяют больше внимания. Игрушки им быстро надоедают; желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становится насущной потребностью. С наступлением пубертата наблюдается заострение истероидных черт. - Нестабильная самооценка, яркость, театральность, демонстративность поведения, стремление быть в центре внимания, чтобы похвалили и повысили самооценку (Шнейдер: “ищущие признания”) - эмоциональная логика: “хорош тот кто хвалит, плох – кто критикует ” - повышенный интерес к сексу часто в сочетании с физиологическим инфантилизмом (задержка полового развития, бесплодие, аноргазмия, вагинизм у женщин; гомосексуальные влечения и импотенция у мужчин). Экспрессивные, импрессивные.
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА (Леонгард) Редко встречается человек без особенностей характера, скорее речь идет об удачной маскировке акцентуаций. Акцентуация – это вариант нормы. Акцентуации (особенности характера) успешно компенсируются, редко ведут к дезадаптации. При акцентуациях не выполняются критерии психопатий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|