Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

29. Система права и система законодательства: понятие, соотношение, взаимосвязь




1. Право - это определенная система правовых норм, оно имеет сложную, внутренне согласованную структуру. Структурными элементами системы права являются: нормы права; правовые институты; отрасли права.

Первичным элементомэтой структуры являются нормы права. Общественные отношения, которые регулируются этими нормами, весьма многообразны. Многие стороны этих отношений урегулированы не одной, а группой правовых норм, объединенных предметом регулирования. Это является основанием для выделения частей структуры права в отдельные правовые институты - следующий элемент структуры права.

Правовой институт (институт права) - это обособленный круг взаимосвязанных норм права, регулирующих определенную разновидность общественных отношений, их часть, фрагмент.

В основе разграничения правовых норм, составляющих институт права, лежит специфика определенного вида регулируемых отношений, как в рамках отрасли права, так и отношений, урегулированных нормами нескольких отраслей права.

Например, правовыми институтами являются: в конституционном праве - избирательное право, гражданство; в гражданском праве - купля-продажа, наем, наследование, дарение; в административном праве - должностное лицо, административно-правовой режим, административные взыскания; в трудовом праве - трудовой договор (контракт), заработная плата, трудовая дисциплина; в уголовном праве - соучастие, должностные преступления, преступления против личности, преступления в сфере экономики.

Правовые институты могут охватывать нормы разных отраслей права, в этом случае они называются межотраслевыми. К таким относятся институт государственной собственности, частной собственности, доказательств, давности.

Основное деление институтов права связано с отраслями права. В каждой отрасли права есть группы правовых институтов. Внутри отраслевой институт состоит из правовых норм одной отрасли права, тогда как межотраслевой - из норм нескольких таких отраслей.

Правовые институты весьма разнообразны по характеру, сфере распространения, функциональной роли, но все они являются важной составной частью системы права, вторым после юридических норм компонентом этой системы.

Следующим структурным элементом системы права является отрасль права.

Отрасль права - основная крупная часть системы права в целом, это совокупность норм, отражающих обособленную, самостоятельную часть системы права, регулирующую качественно однородную, относительно широкую сферу общественных отношений. Образование отрасли права обусловлено своеобразием регулируемых отношений, их местом и значимостью в структуре общественной жизни, невозможностью урегулирования нормами других отраслей, своеобразием методов правового урегулирования. Отрасли права обусловлены потребностью урегулирования соответствующих областей общественных отношений, они порождены социальными потребностями в упорядочении отношений.

Отрасли права динамичны, отражают особенности условий, социальных процессов. Например, коллективизация, проведенная в Советском государстве, обусловила формирование колхозного права. Изменения, происходящие в современной России, подготавливают почву для формирования новых отраслей права, в частности предпринимательского, уголовно-исполнительного, природоохранительного, экологического права.

Количество отраслей права, их наименование и характеристика неоднозначно рассматриваются в отечественной юридической литературе.

Некоторые выделяют подотрасли права, комплексные отрасли права. Подотраслями права часто называют крупные отраслевые институты права, такие, как авторское, жилищное, наследственное, арбитражное право в гражданско-правовой отрасли; пенсионное право в трудовом; горное, водное, лесное в земельном праве.

2. Система законодательства. Нормативные правовые акты многочисленны и разнообразны, они принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут находиться между собой в противоречии. Поэтому, прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Система законодательства и система права взаимосвязаны, но не тождественны. Правотворческий орган, принимая нормативный правовой акт, должен учитывать структуру права, место занимаемого акта в системе права и законодательства. Знание системы права дает ориентиры в системе законодательства, помогает при решении конкретных правовых вопросов, поиску требуемого нормативного акта, который зависит от состояния законодательства, его систематизации.

Структура законодательства отражает не только систему права, но и ступенчатую систему нормативных правовых актов, имеющих разную юридическую силу. В нормативных правовых актах отражается состояние общества, особенности его развития, быстрый темп которого с особой остротой ставит задачу упорядочения законодательства, приводя его в соответствие с новыми условиями, потребностями.

Главная причина, требующая систематизации нормативных актов, в их количестве, несогласованности, затрудняющих и правотворчество, и реализацию норм права. Систематизация необходима и для устранения пробелов вправе.

Систематизация нужна не только для удобства обозрения источников права, ориентации в системе законодательства, она нужна правотворческим органам при принятии новых нормативных актов, для согласованности между всеми нормативными правовыми актами, Ликвидации повторений, решения вопросов об устаревших актах, поиска наиболее эффективных средств нормативного правового регулирования.

Систематизацию законодательства можно определить как деятельность компетентных государственных органов по упорядочению и совершенствованию нормативных правовых актов с целью приведения их в единую систему и более удобного практического их использования и развития права.

В зависимости от степени охвата материала (нормативных правовых актов) систематизация может быть общей, отраслевой и специальной. Примером общей систематизации являются Своды законов, Своды законодательства, Собрание законодательства. Примером отраслевой систематизации являются различные сборники нормативных актов, относящихся к одной отрасли права, например сборник законов о труде. Специальная систематизация может быть ориентирована на изучение, обобщение норм какого-то конкретного института права, комплексных межотраслевых правовых норм.

Самостоятельными формами систематизации являются: учет и кодификация.

Учетом нормативно-правовых актов называется сбор действующихнормативных актов, их обработка, расположение по определенной системе. В России учету подлежат: 1) федеральные конституционные законы; 2) федеральные законы; 3) нормативные указы Президента РФ; 4) акты федеральных органов исполнительной власти; 5) законы субъектов РФ; 6) акты соответствующих органов местного самоуправления; 7) нормативные разъяснения пленума Верховного Суда РФ; 8) постановления Конституционного Суда РФ.

Кодификация - сложная форма систематизации, которая направлена на создание нового сводного нормативного акта. Кодификация представляет собой не только систематизацию, но и разновидность правотворческой деятельности, обеспечивающей упорядочение правового регулирования определенных общественных отношений путем издания единого внутренне согласованного нормативного правового акта. Предметом упорядочения являются не просто нормативные акты, а правовые нормы, поэтому кодификация создает новый нормативный правовой акт.

Результатом кодификации может быть сводный нормативный акт, в котором впервые регулируются новые области общественных отношений.

В процесс е кодификации нормы права подвергаются не просто внешней обработке, а переработке их содержания, устранению устаревших норм, излишней их множественности, фрагментарности, противоречий. При кодификации закрываются пробелы в праве, изменяется редакция норм, структура и тексты нормативных правовых актов. Кодифицированные нормативные акты более доступны для широкого круга субъектов, облегчают толкование, другие проблемы правореализации.

Кодификация существенно способствует совершенствованию законодательства, повышению его эффективности, развитию правовой культуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...