Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2 Методическая разработка семинарского/практического занятия

 

Организационно-методическая часть

 

1. Тема занятия

Выбор темы осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Составлено в соответствии с учебным планом и требованиями уровня подготовки выпускника по специальности, в заключение темы «виды воображения» следует семинарское занятие.

2. Цель занятия

- расширить знания студентов о видах воображения.

- прослушать доклады студентов по выше изложенным вопросам.

3.Задачи семинара:

Познавательные:

- организовать получение информации о психологических теориях сна и сновидений.

- расширить знание о понятиях творческого воображения, мечты и фантазии.

Воспитательные:

- научить проявлять уважение к докладчику;

- стимулировать активное обсуждение доклада;

- повысить мотивацию изучения психологии.

Методические:

- развить умение самостоятельной работы, поиска, отбора и переработки информации;

4. Литература для студентов при подготовке к семинарскому занятию.

При подготовке студентов к семинарскому занятию чтение литературы начинается с основных источников (учебник, лекция) и заканчивается работой над дополнительной литературой.

Учебная литература отбирается с учётом темы семинарского занятия и вопросов вынесенных на него.

5. Организация семинарского занятия

5.1. Итоговый семинар. Проводится в заключение изученной темы. Студенты имеют возможность продемонстрировать не только теоретические знания, но и навыки самостоятельной работы и самостоятельного анализа. А так же студенты принимают активное участие в коллективном объяснении вынесенных для обсуждения вопросов.

5.2. Форма семинара доклады с обсуждением. Это активная форма учебного занятия, все студенты могут дополнять докладчиков, выступать с дополнениями и замечаниями, после прочтения доклада. В семинар входит теоретический материал, который оставлен студентам для самостоятельного изучения. Написание и прочтение докладов способствует развитию таких качеств, как логичность, последовательность и адекватность выражения мысли.

5.3. Формы педагогического контроля, соответственно, групповая и индивидуальная. Семинар заключается в проверке усвоения программного материала по теме курса. При прочтении доклада оценивается правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения излагаемых знаний; полнота ответа; понимание знаний; самостоятельность суждений и выводов; логическая последовательность, завершенность ответа и культура речи.

5.4. В процессе семинара мы рассматриваем три учебных вопроса, перед каждым вопросом студенты, читают доклады по каждому вопросу, а затем следует обсуждение, дополнения студентов и преподавателя.

5.5. Требования к оформлению докладов

Размер бумаги – А 4

Поля: верхнее, нижнее - 2,5см; левое, - 3,5 см; правое- 1,5см.

Шрифт - Times New Roman 14

Межстрочное расстояние – 1,5

Выравнивание - по ширине.

Оформляется титульный лист с инициалами студента, названием учебного заведения, предмет, преподаватель, год. В верхней части первой страницы текста заглавными буквами печатается название доклада, размещенное в центре. Далее, через одну строку печатается текст доклада. Весь текст с рисунками, таблицами или без них должен размещаться и выполняться согласно перечисленным выше требованиям. Объем текста не должен превышать 5 страниц, и по времени не должен превышать 12 минут.

5.6. При подготовке к докладам используем материал, изученный на лекциях, а так же пользуемся литературой:

Библиография

1. Власов Н.А., Вейн А.М., Александровский Ю.А. Регуляция сна. М.: Наука, 1983.

2. Вольперт И.Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. - Л.: Медицина, 1966.

3. Джонсон. Фантизии и сновидения. М.,1997.

4. Ковальзон В.М. Необычайные приключения в мире сна и сновидений // Природа. - М., 2000. - № 1.

5. Современная теория сновидений. - М. "ACT", Рефл-Бук. 1998.

6.Фрейд З. Толкование сновидений" Санкт-Петербург изд. "Алетейя" 1998г.

7. Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. — Минск, 1977. (Понятие фантазии: 13 — 24. Теоретические концепции фантазии: 25—78. Психологические механизмы фантазии: 169—228. Условия протекания процесса фантазии: 229—270.)


Содержание семинарского занятия

 

Расчет времени семинарского занятия

Семинар продолжительностью 90 мин.

Вступительное слово 5 мин.

Вопрос 1. Теории сна и сновидений.

Чтение доклада 12 мин.

Дополнение, обсуждение 21 мин.

Вопрос 2. Творческое воображение.

Чтение доклада 12 мин.

Дополнение, обсуждение 12 мин.

Вопрос 3. Мечты и фантазии.

Чтение доклада 12 мин.

Дополнение, обсуждение 12 мин.

Заключение 4 минуты

План проведения семинарского занятия.

Темы докладов и выступлений

1. Теории сна и сновидений.

2. Творческое воображение.

3. Мечты и фантазии.

Вопросы для размышления и дискуссии:

1.Разница в толковании сновидений З. Фрейда и К. Юнга.

2. Можно ли развить творческое воображение?

3. Роль мечты в жизни человека.

Вводная часть

На предыдущей лекции мы рассматривали различные виды воображения. На данном семинаре, мы рассмотрим этот вопрос подробнее.

В ходе семинара, докладчик выступает на заданную тему. После выступления происходит обсуждение: остальные участники задают вопросы, делают дополнения.

Основные моменты для преподавателя которые должны отразится в докладе.

1. Теории сна и сновидений.

- Толкование сновидений Зигмунда Фрейда

- Теория сновидений Карла Юнга

- Теория сновидений Альфреда Адлера

2.Творческое воображение

- В искусстве

- В науке

3. Мечты и фантазии.

- Роль мечты в жизни человека.

- Отличие мечты от фантазии.

Заключительная часть.

1.Таким образом, по мнению Альфреда Адлера, сновидение — это попытка человека предугадать заранее ситуацию: "...я хотел бы сказать, что сновидение представляет собой немаловажное для поведения душевное явление, что оно, словно в зеркале, способно отразить процессы и установки, которые нацелены на осуществление в дальнейшем определенных поступков".

Сновидение, по мнению Фрейда, - это первичные процессы, детерминированные принципом удовольствия и направленные на снижение либидонозных напряжений путем иллюзорного исполнения желаний.

Для З.Фрейда сновидение устремлено в прошлое. Он называл сновидение царской дорогой бессознательного. Для Юнга сновидение устремлено не в прошлое. Наоборот, оно теологично, то есть, нацелено на будущее. По убеждению Юнга, сексуальность в сновидении является лишь средством выражения, но не смыслом и целью его.

Именно Фрейд впервые предпринял систематические исследования роли сновидений. Его взгляды оказали значительное влияние на Юнга. Но Юнг разработал свою концепцию и у него был свой взгляд на толкование сновидений.

3.Мечта – необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным; особая форма воображения, локализованная в достаточно отдалённом будущем и объединяющая представления о жизни высокого качества. Планы на будущее, явленные в воображении субъекта и исполняющие важные для него потребности и интересы. Мечты часто выступают сильным фактором творческого поиска. При отрыве от действительных возможностей тяготеют к грёзам.

В психологии обычно разделяются мечты и грезы (фантазии). Разница состоит не только в том, что мечта осуществима, а грёза нет. Мечты и бессознательные фантазии находятся на противоположных полюсах активности: первые – сопоставлены с другими стремлениями личности, тогда как вторые – являются скорее «несанкционированными», «нежелательными», «нелегальными» для личности в целом, не сопоставленными с другими ее устремлениями. Также различают мечты и желания. Подчёркивается, что сильное, страстное желание нередко рождает мечту, но не всегда в нее может перерасти.

 


 

Заключение

 

Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.

Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел.

Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений, предвидеть события; учителя не смогли бы готовиться к уроку, так как невозможно представить его ход, предугадать реакции учеников и т. д. Да и процесс учения вообще стал бы очень ограниченным, так как, не опираясь на воображение, невозможно изучать история, географию, астрономию и другие предметы.

Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практической производственной деятельности людей. В любом, даже самом обычном предмете (электрической лампе, авторучке, бутылочке клея, лезвии бритвы…) можно увидеть опредмеченную воплощённую мечту многих поколений людей, испытавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем больше число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое движение производственной деятельности, новая вещь кажется совершенной, но по мере её освоения, обнаруживаются недостатки, и люди начинают мечтать о лучших вещах, стимулируя тем самым процесс их предметного воплощения.

 


 

Список литературы

 

1. Бадмаев Б.У. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 2004. -304 с.

2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 250 с.

3. Ляудис В.Я.методика преподавания психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.

4. Немов Р.С. Психодиагностика. Введение в научно-психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: Владос, 2001. – 640 с.

5. Эхо Ю. Практическое руководство для всех,кто пишет дипломные, курсовые, рефераты, диссертации: Успех без лишних проблем. – М.: Металлургия, 1996. -112 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...