Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние используемых копинг-стратегий и психологических защит на состояние психологического здоровья дошкольников

Лебедев А.П., Реунова А.А.(Кострома)

[email protected]

Психологическое здоровья является относительно новым понятием в психологической науке, однако оно уже успело стать важной составляющей в осознании проблемы личностного потенциала и улучшения всех аспектов здоровья человека. Обобщая взгляды исследователей (И.В. Дубровина, О.В. Хухлаева, В.Э. Пахальян и др.) следует отметить, что психологическое здоровье это интегративное понятие, заключающее в себе три основных компонента – социальная адаптация, эмоциональное благополучие и адаптивное поведение. В настоящем исследовании психологического здоровья дошкольников мы опирались на изучение этих трёх параметров.

Изучение совладающего поведения и механизмов психологической защиты (МПЗ) является одним из самых перспективных направлений современной психологии. В настоящее время, большинство российских исследователей связывают психологическую защиту и совладающее поведение в единую систему адаптационных механизмов личности, направленных на преодоление стрессовых ситуаций. Данное положение проверяется рядом эмпирических исследований различных психологических направлений России и зарубежья. Механизмы психологической защиты и совладающее поведение включены в процесс, который приводит к адаптивным реакциям индивида. Психологическая защита и совладающее поведение составляют единую систему адаптационных реакций, включающую осознаваемые и неосознаваемые компоненты, различающиеся особенностями динамики и закономерностями протекания. В своём исследовании совладающего поведения и МПЗ мы опирались на работы И.М. Никольской, Р.М. Грановской, Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, Б.Д. Карвасарского, А.В. Либина, Е.В. Либиной и др.

В настоящем исследовании мы решили рассмотреть взаимосвязь психологического здоровья и используемых стратегий совладания и МПЗ, предполагая, что основой хорошего психологического здоровья может служить использование определённых стратегий совладания и психологических защит. Также, в ходе исследования были рассмотрены особенности психологического здоровья дошкольников с нарушением зрения.

Цель: Установить соотношение состояния психологического здоровья дошкольников и выбора определённых копинг-стратегий и механизмов психологической защиты. Выяснить, является ли нарушение зрения фактором риска для нарушений психологического здоровья.

Гипотеза: Выбор стратегий совладающего поведения и механизмов психологической защиты связан с уровнем психологического здоровья. Дети «благополучной» группы и группы риска будут использовать различные стратегии совладающего поведения и механизмы психологической защиты.

Организация исследования: Исследование проводилось на базе детских садов №35, №36 и №44 г. Кострома. В исследовании принимали участие 33 ребёнка подготовительной группы, из них 22 ребёнка из общеобразовательной группы и 11 детей из группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения (детский сад №44). В общей выборке участвовали 13 мальчиков и 20 девочек. В ходе исследования использовались: для изучения социальной адаптации - модифицированная карта наблюдений Д. Стотта (Т.В. Дорожевец), методика «Дерево» (автор Д. Лампен, в адаптации Л.Д. Пономаренко); для изучения эмоционального благополучия - методика «Домики» (автор О.А. Орехова); Для исследования адаптивного поведения - методика "Шкала рейтинга Стреляу". Для оценки состояния психологического здоровья также использовались методика «Лист оценивания психологического здоровья ребёнка педагогом», наблюдение и беседы с детьми. Для изучения стратегий совладающего поведения и механизмов психологической защиты использовались такие методики как: Карта оценки детских защитных механизмов Р. Плутчика и К. Перри (модификация Е.В. Чумаковой), «Опросник копинг стратегий» И.М. Никольской и Р.М. Грановской (интерпретация Е.В. Куфтяк).

Результаты исследования. На основе результатов методики «Лист оценивания психологического здоровья ребёнка педагогом» и карты наблюдений Д. Стотта общая выборка была разделена на две группы: группа риска (низкие показатели психологического здоровья) и «благополучная» группа (высокие и приемлемые показатели психологического здоровья). Большинство детей группы риска составляли дети с нарушением зрения (в эту группу попала почти половина всех детей с нарушением зрения).

Результаты по листу оценивания психологического здоровья в группе риска у детей с нарушением зрения были в целом ниже, чем у их сверстников, не имеющих нарушение зрения. У них были замечены проблемы с осознанием причин и последствий своего поведения, умением ставить цели и добиваться их, умением преодолевать трудности, используя весь свой внутренний потенциал и стремлением к тому, чтобы становиться умнее и лучше.

Также в этой группе отмечен высокий уровень ассоциальности, активности и инфантильности (шкалы карты Д. Стотта); преобладает установка на преодоление препятствий, отстранённость и уход в себя, что может говорить о наличии препятствий и трудностей в социальной адаптации детей, и о том, что дети склонны избегать трудности, нежели стараться их разрешать. В эмоциональной сфере для детей из группы риска характерно преобладание отрицательных эмоций (иногда наоборот подчёркнуто положительные эмоции, что, скорее всего, является проявлением защиты у эмоционально чувствительных детей). Взаимосвязи между преобладанием отрицательных эмоций и работоспосбностью не выявлено (у всех детей она оптимальная). Низкая дифференциация социальных эмоций характерна лишь для половины детей группы риска. Также для детей данной группы характерно не сильно выраженное отрицательное отношение к себе (особенно у детей с нарушением зрения); положительное отношение к семье практически у всех детей; противоречивая оценка отношений с друзьями (дети из общеобразовательной группы оценивали положительно, дети с нарушением зрения отрицательно); положительное отношение к болезни детей с нарушением зрения, что можно интерпретировать как ассоциацию болезни с уходом от проблем и трудностей и с увеличением внимания и заботы в свой адрес.

Исследование показало, что у детей из группы риска, имеющих нарушение зрения значительно больше проблем с адаптивным поведением, чем у детей из группы риска не имеющих нарушение зрения.

Результаты исследования «благополучной» группы оказались следующими: у детей данной группы развито умение принимать окружающих людей, т.е. видеть в каждом человеке что-то хорошее. Также дети «благополучной» группы стремятся к тому, чтобы становиться умнее и лучше. При этом зафиксированы незначительные проблемы с инициативностью и уверенностью в себе у части детей.

У детей из благополучной группы зафиксирован достаточно высокий уровень подчиняемости, при благоприятных показателях по остальным шкалам карты наблюдений Д. Стотта; зафиксировано преобладание установки на преодоление препятствий. Для детей данной группы характерно нормальное эмоциональное состояние, оптимальная работоспособность и высокие показатели базового комфорта. Также зафиксированы высокие показатели в блоке межличностного взаимодействия («Домики»). Это говорит о том, что дети испытывают положительные эмоции в результате межличностного взаимодействия, общения с людьми. При этом зафиксированы высокие показатели потенциальной агрессии. Также для данной группы характерно положительное отношение к себе и к своей семье. Оценка отношений с друзьями несколько ниже. У детей данной группы в целом положительное отношение к детскому саду, к труду и к игре, что говорит об успешной адаптации в дошкольном учреждении, и о нормальном протекании продуктивной и игровой деятельности дошкольников.

Исследование совладающего поведения дало следующие результаты. «Опросник копинг стратегий» авторов И.М. Никольской и Р.М. Грановской (интерпретация Е.В. Куфтяк) показал, что испытуемые из «благополучной» группы в трудных и стрессовых ситуациях прибегают к стратегиям категории «Активно-деятельностное отвлечение» и «Социальные контакты (общение) с целью получения поддержки». Это может говорить о том, что детям важно получить поддержку от значимых взрослых. Для детей важно не оставаться одним в трудных ситуациях. Наряду с этим для детей характерно использование стратегии «Интеллектуализация».

Дети из группы риска прибегают к использованию копинг-стратегий категории «Рефлексивный уход», так же используют некоторые стратегии категории «Деструктивная эмоциональная экспрессия», что говорит о том, что для них свойственно прибегание к эмоционально-поведенческим способам совладания с трудностями.

Среди механизмов психологической защиты дети «благополучной» группы наиболее часто используют «замещение», «проекцию», «формирование реакции». Дети из группы риска наиболее часто используют механизмы «регрессия», «отрицание», «вытеснение».

Выводы: Дошкольники с нарушением зрения более подвержены риску нарушения психологического здоровья. Установлена зависимость между состоянием психологического здоровья дошкольников и использованием копинг-стратегий и механизмов психологической защиты. Объясняя связь психологического здоровья и используемых копинг-стратегий и МПЗ, можно предположить, что дети с высокими и приемлемыми показателями психологического здоровья используют механизмы психологической защиты и копинг-стратегии, которые могут позитивно сказываться на их состоянии психологического здоровья, в то время, как дети с низкими показателями психологического здоровья, в стрессовых ситуациях менее уверенно себя чувствуют, используют другие проявления совладающего поведения, которые могут поддерживать негативного состояния психологического здоровья, либо вести к его ухудшению.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...