Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационные транспортные договоры (логистические услуги. сюрвейерские и тальманские услуги).




Организационные транспортные договоры

В оптовом обороте хозяйствующим субъектам часто приходится совершать систематические перевозки товаров, осуществляя которые перевозчик и товаровладелец при необходимости могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки (ст. 798 ГК РФ). Этот вид организационных договоров является оптимальной формой регулирования взаимоотношений между перевозчиком и товаровладельцем (грузоотправителем или грузополучателем), осуществляемых на долгосрочной основе. Основная цель подобных договоров состоит в урегулировании взаимоотношений сторон, которые не получили нормативного регламентирования, и способствовании исполнения перевозочного процесса. Заключение долгосрочного договора об организации перевозок обеспечивает координацию деятельности всех участников транспортного процесса: грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя. Долгосрочный договор способствует достижению устойчивости в отношениях между перевозчиками и товаровладельцами, сглаживает конфликтные ситуации между ними при заключении и исполнении основных договоров перевозки.

Основными условиями перевозок грузов, составляющими предмет договора об организации перевозок, являются: минимальные и максимальные объемы грузов, предъявляемых к перевозке с определенной периодичностью, количество подаваемых транспортных средств, графики подачи транспортных средств, их типы и грузоподъемность, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, порядок погрузки (выгрузки); требования в отношении тары и упаковки предъявляемых грузов; сроки уведомления грузовладельца о прибытии или о подходе грузов, прибывающих в его адрес, а также иные условия организации перевозок грузов.

Договор об организации перевозок в коммерческом обороте имеет ряд характерных особенностей:

1) в качестве перевозчика в нем выступают профессиональные перевозчики, как юридические лица — транспортные организации, так и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере транспортных услуг. Если в рамках договора об организации перевозок предполагается осуществление перевозок по прямому смешанному сообщению, а также транспортом общего пользования, то перевозчиком по общему правилу являются только юридические лица;

2) в качестве отправителей грузов выступают субъекты коммерческой деятельности — товаровладельцы или покупатели. Материальным условием о предмете договора об организации перевозки является непосредственно товар как объект торговли;

3) договор об организации перевозки обычно заключается при наличии необходимости систематических перевозок товаров и необходимости заключения длительных (долгосрочных) отношений. Обычно такие договоры заключаются не менее чем на один год, хотя возможны и более длительные периоды действия договорного обязательства.

Особым видом организационных договорных коммерческих обязательств являются взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение). В соответствии со ст. 788 ГК РФ порядок организации этих перевозок определяется соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. Подобного рода отношения предусмотрены некоторыми специальными транспортными кодексами и уставами (гл. XIV КВВТ РФ, гл. V УЖТ РФ, гл. XIV КТМ РФ). Прямое смешанное сообщение предполагает:

— необходимость перевозки грузов, пассажиров, багажа разными видами транспорта;

— наличие единого транспортного документа (проездного билета, комбинированной накладной, коносамента и т.п.);

— заключение специального письменного соглашения между транспортными организациями.

Существенным условием такого соглашения является порядок организации перевозок и взаимодействия сторон.

Договор прямой смешанной перевозки, как правило, заключает транспортная организация, которая начинает перевозку. Транспортные организации иных видов транспорта участвуют в прямом смешанном сообщении в качестве соперевозчиков. В отношениях с грузоотправителями и грузополучателями участники прямой смешанной перевозки выступают как единый перевозчик. Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их транспортными организациями всех видов транспорта, принимавшими участие в перевозке груза, и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на соответствующих видах транспорта. Имущественная ответственность за утрату, недостачу, повреждение груза до передачи их в пунктах перевалки лежит на сдающей стороне, а после перевалки — на стороне, которой переданы грузы.

Условия работы железнодорожных станций, портов, иных участвующих в прямом смешанном сообщении организаций определяются соответствующими узловыми соглашениями, заключаемыми на пятилетний срок. Узловое соглашение отличается от договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении составом его участников. Субъектами узловых соглашений являются только перевозчики, представляющие различные виды транспорта, посредством которых происходит движение товаров. Таким образом, товары передаются с одного вида транспорта на другой при прямом смешанном сообщении не только на основании единого транспортного документа, но также и на основании узлового соглашения между перевозчиками различных видов транспорта. Узловые соглашения направлены на установление порядка перевалки груза с одного вида транспорта на другой. Действующие до сих пор Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении <1> предусматривают установление в узловых сообщениях нескольких видов условий:

— порядок совместного сменного и суточного планирования работы пункта перевалки;

— места передачи грузов;

— сроки загрузки и разгрузки отдельных вагонов, групп вагонов и маршрутов;

— порядок подачи, расстановки и уборки железными дорогами груженых и порожних вагонов;

— фронты загрузки и разгрузки вагонов;

— в необходимых случаях — расписание подачи железной дорогой в порты (пристани) вагонов под загрузку и под разгрузку;

— порядок приема, сдачи и взвешивания грузов, а также порядок и сроки взаимной информации о подходе грузов к пункту перевалки и о прибытии груженых вагонов и судов, о подаче вагонов, их готовности к уборке и т.п.;

— порядок подачи и уборки вагонов с хозяйственными грузами, прибывающими в адрес порта (пристани);

— место оформления документов;

— иные вопросы, вытекающие из местных условий работы портов (пристаней) и станций.

Обязательства, вытекающие из узловых соглашений, имеют целью организацию работы транспортных организаций различных видов транспорта по подаче транспортных средств под погрузку (если груз доставлен в пункт перевалки контрагентом) или выгрузке, принятию грузов, их перевалке на другой вид транспорта для доставки получателю, указанному в транспортной накладной на перевозку груза в прямом смешанном сообщении. Узловые соглашения содержат три основных направления правового регулирования данной группы отношений:

1) обязательства по объему перевалки грузов, которые определяются в узловых соглашениях в виде среднесуточной или сгущенной на данные конкретные сутки нормы перевалки. Учет выполнения установленной в соответствии с узловым соглашением нормы перевалки грузов ведется в учетных карточках, формы и порядок согласования которых устанавливаются правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении (ст. 77 УЖТ РФ, п. п. 5 и 6 ст. 112 КВВТ). Количество и время подачи вагонов также устанавливаются узловым соглашением;

2) обязательства по передаче грузов с одного вида транспорта на другой. Исполнение обязательств, вытекающих из узловых соглашений, по передаче грузов с одного вида транспорта на другой удостоверяются в специальных документах — передаточных ведомостях. В соответствии со ст. 69 УЖТ РФ и ст. 107 КВВТ передача грузов в опломбированных вагонах в пунктах перевалки осуществляется с одновременной проверкой исправности установленных запорно-пломбировочных устройств и соответствия сведений на них данным, указанным в перевозочных документах. При наличии признаков утраты, недостачи или повреждения (порчи) грузов они передаются в соответствии с их массой и фактическим состоянием. В случае обнаружения при передаче груза недостачи веса или грузовых мест против транспортной накладной, повреждения (порчи) груза, неверного наименования груза сдающая сторона с участием принимающей стороны составляет коммерческий акт (ст. 52 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении). Коммерческие акты, составленные в перевалочных пунктах в связи с недостачами или излишками грузов, подлежат выдаче грузополучателям только в том случае, если эти недостачи или излишки подтверждаются при выдаче груза получателю и если недостача превышает норму расхождения в показаниях весов и норму естественной убыли для данной партии груза по совокупности перевозки всеми видами транспорта на всем протяжении пути, включая нормы убыли, установленные для перевалки;

3) обязательства по расчетам за выполненные работы по перевалке грузов. Оплата провозных платежей и сборов за перевозку и перевалку грузов в прямом смешанном сообщении производится грузоотправителями и грузополучателями. Кроме оплаты стоимости провоза, сборов и расходов по взвешиванию, погрузке и выгрузке груза при перевалках и других установленных тарифами сборов, грузополучатель обязан возмещать перевалочным пунктам (станциям, портам и пристаням) их расходы по исправлению тары и переупаковке грузов, а также стоимость крепительных, сепарационных и других материалов, если они предоставлены портом (пристанью) перевалки. Сборы за перевалку грузов могут быть взысканы в пункте отправления. Провозные платежи и сборы, не взысканные пароходствами или железными дорогами в пунктах отправления, взыскиваются с грузополучателя в пункте назначения груза.

Сюрвейерские услуги

Сюрвейер – слово, которое знает не каждый российский предприниматель. Можно сказать, что в русском языке оно синонимично слову «эксперт». Институт сюрвейеров уже давно функционирует в системе торговли, товаропроизводства и транспортировки грузов от отправителя до адресата. Причём данный процесс проходит через все звенья транспортной цепочки. Сюрвейерские услуги – это установление факта, характера и размера повреждения груза, а также определение количества и качества товаров, их соответствия перевозочным или контрактным условиям. В некоторых случаях от эксперта требуется установить обстоятельства происшествия и восстановить полную картину событий. Специфика работы Транспортный процесс представляет собой цепь, состоящую из многочисленных звеньев. Помимо основных трёх – получателя, перевозчика и отправителя, она включает и ряд дополнительных – хранилища, экспедиторов, фрахтователя, страховщика, товаропроизводителя, гидротехнические сооружения. Потребность в оценке транспортировки товара может возникнуть на любом из этапов перевозки. И очень часто случается, что наказание за убытки несёт вовсе не виноватый участник процесса. Для выявления ответственного за убытки и существуют сюрвейерские услуги. Это ряд действий проводимых независимым экспертом с целью установки, как источника денежных потерь, так и причин возникновения этого события. История появления За рубежом страховые компании, а также арбитражная и судебная практика уже давно пользуются услугами сюрвейеров. Причём обязательно, чтобы они были независимыми и не могли преуменьшить или преувеличить возможные потери. Скорее всего, в нашей стране так никогда бы и не появились сюрвейерские услуги. Это была инициатива иностранных партнёров, интересы которых столкнулись с российскими на морских границах. Первая отечественная сюрвейерская компания несколько лет доказывала своё право на существование. Российские производители и торговцы очень долго не могли осознать значимость подобных услуг. Понимание их важности пришло с разбором первых прецедентов в зарубежных судах. Тогда стало понятно, что для победы в деле необходимо подкреплять собственные доводы какими-либо доказательствами. Драфт сюрвей Все участники транспортного процесса особо подчёркивают важность определения количества грузов. Тарно-штучные грузы легко пересчитать, а вот с массовыми возникает проблема. Взвешивание на специальных весах контейнеров, автомашин, вагонов и т. п., требует много времени и значительных трудозатрат. В каждом взвешивании велика вероятность ошибки, которые со временем накапливаются, предоставляя недобросовестным участникам сделки возможность для обмана. Для обеспечения добросовестности подобных операций и требуется оказание сюрвейерских услуг. Существует технология, позволяющая исключить обман при взвешивании. Называется она «драфт сюрвей». Её смысл в том, что взвешивается само судно до погрузки и после. При этом вес груза определяется с точностью до 0,1 процента. Сохранность груза Это одна из самых распространённых причин того, почему участники транспортного процесса заключают договор сюрвейерских услуг. Чтобы избежать несанкционированного доступа к грузу, нужно установить пломбы на трейлеры, контейнеры, трюмы и т.д. Но важно не столько наличие пломб, сколько правильность их постановки. А профессионально выполнить эту процедуру может только независимый сюрвейер. На конечной стадии доставки груза он лично удостоверится в сохранности пломб.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...