Шкала толерантности к неопределенности Баднера (ТА S )
Впервые в России была апробирована методика измерения толерантности к неопределенности в 1998 году Е.Г. Луковицкой. Шкала включает в себя 16 утверждений, которые оцениваются по 7 бальной шкале. Методика содержит шкалу новизны, то есть, толерантность к новым, незнакомым ситуациям и информации, шкалу сложности, которая показывает толерантность к сложной, противоречивой информации, шкалу неразрешимости - отражает толерантность к проблемам, которые трудно разрешимы, например, из-за того, что недостаточно информации. Не очевидны альтернативные решения и т. д. Луковицкая дает достаточную информацию о валидности методики.
Проверка надежность и валидности шкалы Кроуна-Марлоу Для оценки надежности переведённого нами варианта, из 10 утверждений и варианта из 20 утверждений, мы использовали параметрический коэффициент α Кромбаха В результате получили следующие данные для 10-пунктовой шкалы: a =0,630, которая попадает в диапазон хорошей надежности теста. Так же ниже приведена таблица № 1, которая отражает значимость каждого утверждения по отношению к общей надежности опросника. a всех утверждений достаточно высока, что доказывает то, что переведенный нами вариант можно использовать в исследованиях. Таблица №1
И для варианта из 20 утверждений: a= 0,550 – является менее значимым, чем коэффициент a для 10 утверждений. Для этого варианта также представлена ниже таблица № 2, отражающая значимость каждого утверждения в опроснике. Таблица №2
Для большой надежности мы использовали второй непараметрический коэффициент корреляции Спирмена, вычисляемого по формуле: , где d – разница между рангами n – количество испытуемых В итоге корреляция между 10 и 20 – компонентными вариантами r = 0.425, что является значимой связью и может свидетельствовать о том, что вариант из 10 утверждений, который переведен нами, является достаточно надежным инструментом. Таким образом, в результате можно утверждать, что применение 10 – компонентного варианта, переведенного нами, является более рациональным, так как: · При вычислении коэффициента корреляции Спирмена обнаружилась значимая связь между различными вариантами. · А при вычислении a Кромбоха он имеет большую надежность (a =0.630), чем из 20 (a =0.550), а Л.Ф. Бурлачук утверждает, что тест можно применять при надежности a = 0.6. · Является менее объемным, но и информативным.
2.2 Результаты и интерпретация исследования Наличие или отсутствие связи между социальной желательностью (20 – пунктовой методики) и личностными характеристиками выявлялось при помощи непараметрического коэффициента корреляция Спирмена, вычисляемого по формуле: , где d – разница между рангами n – количество испытуемых В результате проведения исследования мы получили следующие данные, представленные в таблице № 3, где СЖ – социальная желательность, СТ- ситуативная тревожность, ЛТ – личностная тревожность. Таблица №3
Как видно из приведённой таблицы, прослеживаются отрицательные корреляции социальной желательности с:
Личностной тревожностью. Чем больше человек тревожится по поводу своей личности, тем меньше уровень социальной желательности. В интерпретации мы можем предположить, что данный результат, на наше мнение являетсянетривиальным, так как изначально на уровне здравого смысла, мы предполагали, что социальная желательность определяет уровень тревожности, т.е. человек, который хочет понравиться другим, должен испытывать некое беспокойство, но это оказалось неверным. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях. Человек, испытывающий опасность или угрозу по отношению к своей личности скорее будет выстраивать свое поведение в первую очередь, таким образом, чтоб обезопасить себя, а не быть таким, как хотят окружающие. (Здесь не могу проинтерпретировать) Спонтанной агрессивностью, – чем выше уровень, тем менее проявлена тенденция к одобрению окружающими. Спонтанная агрессивность предполагает импульсивность поведения, необдуманные реакции. И вряд ли человек, который стремится быть «хорошим» будет совершать необдуманные, импульсивные поступки, а тем более проявлять агрессивность. И также отрицательная корреляция с открытостью. Шкала открытости в опроснике FPI носит двойной смысл: высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно – откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. А также оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.
С одной стороны, мы можем интерпретировать связь открытости с социальной желательностью, как связь между личностными свойствами индивида, т.е. если рассматривать социальную желательность как презентация себя другим, при этом, скрывая одни черты и, акцентируя внимание на других своих особенностях, а открытость предполагает к откровенному взаимодействию, то можно утверждать, что индивиды с высокими показателями по мотивации одобрения будут менее открытыми. С другой стороны, рассмотрение этой связи доказывает, что шкала откровенности в опроснике FPI носит функцию шкалы лжи. По таблице мы видим, что есть и положительная корреляция с общительностью. Говоря простым языком, это означает, что общительные люди больше ориентируются на социальную желательность в своем поведении. Возможно, что социальная активность или выраженная потребность в общении и постоянная готовность к удовлетворению обусловлено именно желанием «нравится» и получать одобрение со стороны окружающих. Для большей надежности мы рассмотрели связи между вариантом из 10 пунктов и теми же личностными чертами, которые измерялись при 20 – пунктовом варианте. Результаты представлены в таблице № 4. Таблица № 4
Анализирую таблицу, мы можем сказать, что наблюдается совпадения с уже данными результатами, которые рассмотрены немного выше: отрицательные корреляции со спонтанной агрессивностью при этом значимость резко возрастает и с открытостью, что очередной раз доказывает, что шкала открытости в опроснике FPI имеет характер шкалы лжи. При этом уже не наблюдается связь между личностной тревожностью и социальной желательностью, хотя тенденция есть, вероятно, это обусловлено малым количеством выборки. Но к нашему удивлению появляются новые связи: отрицательная корреляция с толерантностью к сложным ситуациям, то есть если человек руководствуется мотивом одобрения в своем поведении, тем нетолерантен он к сложной информации и ситуациям, Основываясь на общее определение толерантности к неопределенности Баднера - толерантность к неопределенности – это тенденция восприятия неопределенных ситуаций как желаемых, а противоположную ей характеристику - как источников угрозы. Таким образом, толерантность к сложным ситуациям – это восприятия сложной (противоречивой) информаций и ситуаций, как желаемых, то есть желание прибывать в данных условиях, а так как индивид с большей тенденцией к социальной желательности имеет предварительное знание возможных результатов своих действий и сознательно выбирает наиболее полезное для себя, встреча со сложной и противоречивой информацией для него будет нежелательной. Также наблюдаются отрицательные корреляции с: Депрессивностью. Индивиды склонные к депрессивностихарактеризуется пониженным фоном настроения, раздражительностью, чувством внутренней напряженности, наличием тревоги. Они могут выглядеть как люди, ушедшие в себя и избегающие контактов, хотя в действительности характеризуются постоянной потребностью в глубоких и прочных контактах. Людьми обычно воспринимаются как пессимистичные, замкнутые, молчаливые, застенчивые или чрезмерно серьезные. Перечисленные все характеристики носят отрицательный характер относительно взаимодействия человека с окружающими, и нам становится понятным, почему у людей с повышенной депрессивностью менее выражен мотив одобрения окружающими. Эмоциональной лабильностью. Индивиды с повышенной эмоциональной лабильность характеризуются неустойчивым эмоциональным состоянием, проявляющаяся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции, то есть импульсивность и непредсказуемость поведения. А в общении желательны осознанность и предсказуемость поведения, и вряд ли человек с эмоциональной лабильностью будет желателен во взаимодействии.
Таким образом, гипотеза нашего исследования доказана, что, впрочем, было нами уже предсказано на уровне здравого смысла. Социальная желательность связана с такими личностными качествами: · Личностная тревожность · Депрессивность · Общительность · Открытость · Спонтанная агрессивность · Толерантность к сложным ситуациям · Эмоциональная лабильность ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная курсовая работа была предпринята с целью выявления психологических факторов социальной желательности. Связав социальную желательность и большим «веером» личностных черт, мы выдвинули гипотезу, что люди с высоким мотивом одобрения предположительно будут иметь те или иные личностные характеристики, которая и была доказана в ходе проведения экспериментального корреляционного исследования. Основные итоги данной работы можно кратко изложить так: шкала мотивации одобрения Кроуна-Марлоу, состоящая из 10 утверждений является хорошим инструментом для использования в качестве шкалы лжи к другим личностным методикам и для диагностики социальной желательности, как некоторого свойства личности. Такая характеристика, как социальная желательность обуславливает некоторые свойства человека, а значит, является немаловажным компонентом в структуре личности. Конечно, на основе нашей работы можно лишь постулировать наличие взаимосвязи и личностных качеств. Поэтому мы надеемся, что данная тема может органически перейти в дипломную работу, естественно, на более высоком качественном уровне. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. – М., 1982. 2. Бурлачук Л.Ф. и Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике–СПб.: Питер, 2001. – 528. 3. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994. 4. Луковицкая Е.Г. Социально психологическое значение толерантности к неопределенности: Автореферат дис… канд. психол. наук: 19.00.05. С. – Петербург. гос. ун-т. – СПб., 1998 – 18 с. 5. Майерс Д. Социальная психология: Учебник, СПб.: Питер, 2002. 6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии\ В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2005. – 560 с. 7. Трусов В. П. Теории атрибуции в зарубежной социальной психологии // Психология межличностного познания. – М.: Педагогика, 1981. – С.139 –157. 8. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб: Речь, 2002. – 480 с. 9. Шмелев А. Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учеьное пособие для студентов пед. Вузов. – Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 544 с. 10. Evaluating shorter versions of the Marlowe-Crowne Social Desirability Scale. Приложение №1 Evaluating shorter versions of the Marlowe-Crowne Social Desirability Scale
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|