Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

The Influence of the Russian Constitutions on the Processes Taking Place in the Country

УДК 342.4

ББК 67.400.1

ГРНТИ 10.15.23

Влияние Конституций России на процессы, происходящие в стране

The Influence of the Russian Constitutions on the Processes Taking Place in the Country

Доровская Юлия Владимировна

Старший преподаватель

Кафедра юриспруденции и судебно-технической экспертизы

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

[email protected]

8-921-9498664

Dorovskaya Yulia Vladimirovna

Senior Lecturer at the Jurisprudence and

Forensic Engineering Evaluation Department

of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

[email protected]


В статье анализируются проблемные аспекты Конституций России, оказавших как позитивное, так и негативное влияние на процессы, происходящие в стране. Делается вывод о необходимости разумных конституционных реформ, чтобы расхождение текста «малой Конституции» и реальных общественных отношений, которые она призвана регулировать, не привели к новым революционным потрясениям.

The article analyzes the problematic aspects of the Constitutions of Russia, which have had both a positive and negative impact on the processes taking place in the country. A conclusion is drawn on the need for reasonable constitutional reforms so that the discrepancy between the text of the "small Constitution" and de-facto social relations it is designed to regulate, would not lead to new revolutionary upheavals.

Ключевые слова: Конституция, Россия, революция, власть, гражданское общество

Keywords: Constitution, Russia, revolution, power, civil society

 

Октябрьская революция крупнейшее событие в истории не только нашей страны, но и  современного человечества. Существует широкий спектр оценок Октябрьской революции и ее последствий для страны и всего человечества в целом. Бесконечно критиковать то, что нельзя изменить – это удел либеральных историков. Средне-либеральная идеология, пришедшая в Российскую Империю с запада и осуществившая февральскую революцию, могла привести к распаду Империи, если бы не было октября 2017 года.  В России марксистское (социал-демократическое) движение организационно оформилось в группу «Освобождение труда», которая быстро разрослась, и к началу 90-х годов XIX  столетия уже представляла собой многочисленное течение. Вождями социал-демократов были Мартов (Цедербаум), Аксельрод, Дан (Гуревич), Либер (Гольдман), Мартынов (Пиккер), Розанов (Гольдендах), Троцкий (Бронштейн), Зиновьев (Апфельбаум-Радомысльский), Каменев (Розенфельд) и т.д. Нерусская революция 1917 года, так назвали в программе РЕН ТВ «Засекреченные списки» от 22.04.2017 авторы революционные события в России.

Революции происходят, как показывает современная история, из-за предательства элит, ошибок и слабости власти. Ошибки царя Николая II сразу после коронации, перед ним открывалась огромная возможность для преобразований - реформ, которые были проведены его предшественниками – до 1905 года и Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка (Октябрьский манифест) 1905 года, который фактически должен был стать Конституцией страны, но исполнять его не стали. Страна была втянута в жестокую, бессмысленную и кровопролитную войну.  У Николая II было десять лет, но он их потерял. Это была трагедия и для него, и для России. Россия не стала развиваться эволюционным путем, а прошла через ужас революции и гражданской войны.

Последствия 1905 года привели к катастрофе, распаду страны, которая, в конечном итоге, дала невероятные результаты для всего человечества, через трагедии нашей страны. Произошел цивилизационный скачок мирового значения. Невероятными усилиями и с большими жертвами гражданской войны страна сумела организоваться и постепенно пошла путем развития государственности.

В 1918 году была принята первая Конституция РСФСР. Высшим органом Государственной власти стал съезд. При этом Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов провозглашался полновластным органом — он мог принимать законы, бюджет, устанавливать налоги, ратифицировать международные договоры. Эта Конституция ограничивала права на всеобщее народное голосование.[1] Возникали политические изменения, которые были устранены в Конституции 1924 года. Ее принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному. Конституция отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Были несколько изменены и задачи — в отличие от Конституции РСФСР 1918 года, где ставилась задача «установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах», в Конституции 1924 года конечной целью было «осуществление коммунизма»[1], и ничего не говорилось о других странах. Европа же пыталась импортировать мощный, агрессивный национал-социализм с гитлеровским проектом.  Гитлер обязательно пошел бы на Восток, так как это тенденция и германской, и европейской политики. И эти осколки России были бы покорены и разбиты, а Европа была бы объединена под знаком Третьего рейха. Это было бы очень плохо для всех, но это была бы могучая фашистская Европа. Демократический характер этой конституции (в сравнении с конституцией 1924 г.) был вызван желанием привлечь к Советскому Союзу симпатии международной общественности для совместного противостояния набиравшему силу фашизму.

Съезд 1934 г. провозгласил, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы (и, следовательно, диктатура пролетариата — пройденный этап), победили социалистические производственные отношения. В новой Конституции экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, которая имела «либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)».

Впервые в истории Советского государства Конституция 1937 года всем гражданам предоставляла равные права:

· всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;

· право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное).

Провозглашалась свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, а также неприкосновенность личности и тайна переписки.

Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный, наземный и воздушный транспорт, банки, средства связи объявлялись всенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование.

В Конституции статье 126 раздела «Основные права и обязанности граждан» Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) провозглашалась представителем «руководящего ядра» всех общественных и государственных организаций трудящихся (в Конституции 1924 года партия не упоминалась)[1].

Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями —Президиум Верховного Совета СССР. Предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу; закреплялась ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывал оказанное им доверие.

Правительство страны сохраняло свое название — Совет Народных Комиссаров СССР, но в 1946 году оно был преобразовано в Совет Министров СССР. Правительство являлось высшим исполнительным органом, подотчетным Верховному Совету и его Президиуму.

Таким образом, Конституция, принятая в 1937 году была практически законом социального государства.

Данная Конституция оказало огромное влияние на развитие общественных отношений во всех странах мира, стала своеобразным манифестом для социальной политики государств. С данной Конституцией мы победили в Великой Отечественной войне - Второй Мировой войне, восстановили народное хозяйство, создали мир, в котором не было войн, а Африка стала развивающимся континентом, многие государства стали выстраивать свою социальную политику и систему образования по нашему образцу.

Конституция, принятая в 1977 году, оказала негативное влияние на развитие государства. Статья 6 Конституции закрепляла однопартийную политическую систему[1], что впоследствии привело к застою и очередной революции 1991 года.

Так после февральской революции страна рассыпалась. Аналогия с 1991 годом прослеживается, так как силы  и причины, развалившие страну те же. На примере  двух революций 1917 и 1991 года можно говорить об огромной роли личности в истории. Русскому сознанию несвойственен либерально-демократический строй, ему нужен централизм: у нас огромная страна, размытый по пространству народ, колоссальные опасности, которые висят над нами. Мы обречены все время превращаться в батальон, над которым царь или вождь. Глубинное централистское сознание и не позволяет реализовать либеральный проект. Когда он реализуется, то натыкается на эти цивилизационные коды в массах, и возникает столкновение.

Действующая Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году. Она пришла на смену конституциям 1918, 1924, 1936 и 1977 годов.

Конституция 1993 года считается Конституцией переходного периода, так как основные задачи после развала СССР передней стояли в утверждении законов, связанных с управлением государством и установлением в новой стране нового государственного строя. Новый государственный строй в ч.1 ст. 7 описан так: «Российская Федерация (РФ) – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»; ч.2 «В РФ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». В этом направлении государство в отношении граждан пытается осуществлять свои социальные проекты. Однако существенным обстоятельством стало то, что было ликвидировано закрепление земли и недр в качестве достояния народов, проживающих на соответствующей территории (ст.11 Конституции 1977 г.). В Конституции 1993 г. ч. 2 ст. 9: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Понятийность данной нормы уходит далеко за пределы «Земля крестьянам». Отменен съезд народных депутатов - появилось Законодательное собрание. Фактически страна начинает превращаться в жесткое капиталистическое государство с размытыми социальными гарантиями. Основной закон демократии: «власть издавать законы принадлежит только народу», - писал Шарль Луи де Монтескье «О духе законов» (конец 18 века)[5]. Конституция была принята проведенным референдумом, но вряд ли народ ее читал, а тем более вряд ли предполагал все скрытые коллизии, тем более после стольких лет веры в социальное право (с 1917 по 1991). Обращение президента Ельцина Б.Н. 1993 года «О поэтапной конституционной реформе» так же вселяло надежды. Как вспоминает участник команды Ельцина Полторанин М.Н.: «На все критические замечания членов Конституционного совещания Ельцин успокоительно говорил: «Это переходный документ, чтобы стабилизировать власть. Поживем какое-то время и начнем корректировать статьи». Таким образом, все четыре части статьи 3 Конституция РФ подтверждают аксиому: «Каково гражданское общество, такова и власть», «какова власть, таково и гражданское общество».

Один из создателей Конституции 1993 года Румянцев О.Г. высказал свое мнение так:  «Главное – отсутствие связи между народом и властью, отсутствие конкретных механизмов контроля за властью, отсутствие гарантий реализации прав и свобод человека, гарантий свободы и независимости гражданского общества, гарантий самоуправления. Главный риск коренится в злоупотреблении властью, чрезмерной концентрации власти, подавлении властью «навыков общества к самоуправлению и саморазвитию». «К огромному сожалению, за истекшие годы эффективный механизм контроля так и не был создан, и перечисленные проблемы становятся все более серьезными». [6]

Либерализм сегодня в нашей стране это далеко не Шарль Луи де Монтескье. Бороться надо за что-то, а не против всего, как делает эта наша оппозиция, которая не справедливо присвоило себе сочетание либеральная, а на самом деле «злобная». Развитие гражданского общества во многом зависит от активности самих граждан, в конечном итоге, и развитие государства, в том числе, и изменения в основной Закон Российской Федерации и другие законы. Слово «основной» также исчезло из Конституции 1993 г.

Октябрьская революция выдала огромные дивиденды всему мировому сообществу на создание социальных и демократических государств, нас боялись, нам подражали, но как только мы попали в сложную политическую ситуацию и хотели реформироваться, как мы думали демократическими путями и ждали помощи в этом процессе - нам помогли развалиться и попасть в полный хаос, из которого мы тяжело выбираемся. В настоящем периоде после нашего распада, потрясения происходят и у так называемых наших партнеров. Социальные льготы многие государства стали сокращать, интересы корпораций стали превалировать над интересами граждан.

Разумные конституционные реформы нужны, чтобы расхождение текста «малой Конституции», в значении «временной», и реальных общественных отношений не застали страну опять врасплох и не возникли революционные потрясения. Связь власти и народа необходима, гражданские институты работают плохо, сетевой монолог в цифровой среде, которого не надо сторониться, может существенно помочь в решении многих проблем.

Если государство - официальный представитель общества, то гражданское общество должно иметь определенные конституционные гарантии развития своих институтов, общественных объединений, палат, некоммерческих организаций, иметь реальные возможности помогать развитию конституционного строя через различные формы общественного партнерства, участия и общественного контроля. Сегодня диалог с народом напоминает застойную карусель. В России чиновники всех уровней очень соблюдают ст.12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» № 59-ФЗ от 02.05.2006 (в редакции от 03.11.2015), даже если ответ не требует особых изысканий, он четко направляется через 30 дней (в последний день срока ответа плюс время прохождения соответствующего почтового отправления от 7 дней). Граждане попадают в хаос пустых ответов от ведомства к ведомству.

«Одной из главных проблем нашего общества была и остается бьющая в глаза социальная несправедливость. А точнее, социальная бессовестность, прочно укоренившаяся с начала 1990-х», как высказался Писатель Ю. Поляков в еженедельнике «Аргументы и Факты» No.9 от 01/03/2017 г.

Краткий обзор истории Конституции показал, какие процессы происходили в государстве за 100 лет и как они связаны с Конституцией страны, как важен процесс справедливого реформирования Конституции и Государства и к чему приводят застойные и несправедливые процессы -революциям и потрясениям. Конституция 1993 года - это инструмент для решения проблем глобальных государственных, но не проблем возникающих у отдельно взятого гражданина.[4]

Законодательной власти при создании закона «О Конституционном собрании» необходимо предусмотреть, как организовать диалог с народом для создания такого основополагающего документа как Конституция, которая будет являться правовым документом прямого действия, описывающим строй, права и свободы гражданина, органы власти и государственное устройство, чтобы реально действующая правовая система была прямолинейно связана с Конституцией, начиная с конституционного законодательства и далее по всей вертикали законов и законодательных актов [2,3], тогда любые правоотношения могут быть оценены на предмет их соответствия Конституции. В настоящий момент действующая правовая система не является прямолинейным воплощением в жизнь законодательных норм, в том числе конституционно-правовых.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция РСФСР 1918; Конституции СССР (1924, 1936, 1977) и Конституция Российской Федерации 1993 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.prlib.ru/Lib/Pages/collection_concollection.aspx(дата обращения: 20.04.2017)

2. Доровская Ю.В. Актуальные проблемы конституционной юстиции // Актуальные проблемы науки и практики. - 2016. - № 2 (003). - С. 21-26.

3. Доровская Ю.В. Некоторые Актуальные вопросы действия Конституции и федерального конституционного закона при осуществлении защиты прав граждан // Актуальные проблемы науки и практики. - 2016.- № 1 (002).- С. 40-46.

4. Доровская Ю.В., Мохоров Д.А. Защита социальных гражданских прав и противодействие коррупции.// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 2. С. 51-54.

5. Монтескье Ш. Л. О духе законов / Перевод А. Матешука Автор: М.: Мысль, 1999.- 674 с

6. Румянцев О.Г. Конституция Девяносто третьего. История явления. Документальная поэма от Ответственного секретаря Конституционной комиссии Российской Федерации» М., изд. «Библиотечка Российской газеты», 2013. С. 230.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...