Пути, методы и формы разгосударствления и приватизации государственной собственности в РК.
В соответствии с Национальной программой разгосударствления и приватизации в республике Казахстан разгосударствление и приватизация собственности первоначально осуществлялся в два этапа. Первый этап – 1991 – 1992 гг. Второй этап – 1993 – 1995 гг. Третий этап осуществлялся с 1996 по 1998 год. Основной целью разгосударствления и приватизации собственности в республике Казахстан были: - формирование слоя частных собственников как эффективно хозяйствующих субъектов; - создание конкурентной среды и обеспечение демонополизации производства; - развитие мелкого и среднего бизнеса; - формирование организационно-хозяйственных структур с преобладанием частного бизнеса и привлечением иностранных государств; - развитие и укрепление системы инвестиционных структур как субъектов рынка ценных бумаг. Не подлежали приватизации объекты исключительной собственности Республики Казахстан – земля, её недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, исторические и культурные ценности страны. В первые два этапа приватизация осуществлялась: в течение первого этапа осуществлялась приватизация жилья с использованием жилищных купонов, полученных населением безвозмездно, и в течение второго этапа население безвозмездно получило приватизационные купоны, которые можно было использовать только через инвестиционные приватизационные фонды, которых насчитывалось около 120. К недостаткам данного метода приватизации следует отнести то, что владелец приватизационного инвестиционного купона не имел права самостоятельно распоряжаться им, а только мог вложить его в инвестиционные фонды, что являлось существенным препятствием к непосредственному участию человека в приватизации конкретного предприятия.
Процесс приватизации предполагал возможность выкупа предприятия работниками, создание акционерного общества открытого и закрытого типа, акционерных обществ-хозяйств, в которых 51 % акций принадлежал государству. Однако участие государства в акционерных обществах по типу холдинга не принесло желаемых результатов, не оживило слабые, обанкротившиеся предприятия, координационная, управленческая деятельность государства ограничилась только назначением руководителей предприятия, распределением произведённой продукции и использованием прибыли на нужды холдинга, что привело к потере оборотных средств и дальнейшему банкротству предприятий. Однако, как показала практика Казахстана, применение холдинговых акционерных обществ не решает всех проблем приватизации. Политика разгосударствления и приватизации собственности в переходной экономике преследует не только разрушение монопольного положения государственной собственности и придание экономике рыночного характера, но и стабилизацию экономического развития, и достижение экономического роста; - привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику; - сокращение государственного долга за счёт прекращения субсидирования государственных и увеличение доходов частных предприятий и населения, в итоге, прежде всего на повышение уровня жизни населения; - создание конкурентной рыночной среды. Как показывает зарубежный опыт, рынок начинает утрачивать свои лучшие качества, обуславливающие эффективность экономики, при наличии 30-40% государственной собственности. Поэтому формирование рыночной экономики в республике Казахстан предусматривает развитие многоукладной экономики, упорядочение и регулирование процессов преобразования государственной собственности в иные формы собственности.
В Республике Казахстан применялись следующие формы разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности: а) сдача имущества государственного предприятия в аренду; б) выкуп имущества государственного предприятия, сданного в аренду; в) передача объектов государственной собственности в концессию; г) преобразование государственного предприятия в акционерное общество или товарищество; д) выкуп имущества государственного предприятия членами трудового коллектива; е) продажа имущества государственного предприятия юридическим лицам, имущество которых не является государственной собственностью, и гражданам по конкурсу или на аукционе. С другой стороны, близкой к принятой в Республике Казахстан моделью, является российская, которая также предусматривала бесплатную выдачу приватизационных чеков – ваучеров. Однако, владелец казахстанского инвесткупона не имел права непосредственно распоряжаться им. Кроме того, инвесткупоны, в отличие от ваучера, не имели номинальной цены. Последнее обстоятельство оказало сдерживающее влияние на формирование рынка ценных бумаг в Республике Казахстан. Существенными также были дополнительные ограничения в деятельности инвестфондов, В отличие от российских чековых инвестфондов каждый инвестфонд не имел права: - аккумулировать более 5% инвесткупонов населения Республики Казахстан; - на одном аукционе приобретать более 10% акций предприятия; - вкладывать более 5 % собранных инвесткупонов в один приватизируемый объект. Разгосударствление и приватизация собственности в Казахстане резко изменили структуру собственности. Сформировался класс частных собственников.[9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|