Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Эффективность воспитания военнослужащих





Эффективность воспитания военнослужащихследует понимать как достижение планируемого уровня воспитанности военнослужащих в установленные воспитательным процессом сроки.

Уровень воспитанности военнослужащих и воинских коллективов определяется на основе объективных критериев и показателей путем последовательного накопления, анализа и обобщения сведений о качествах военнослужащих, воинских коллективов, полученных в результате воспитательного воздействия.

При оценке эффективности воспитания военнослужащих учитываются:

оценка воспитательной работы, проводимой должностными лицами;

оценка морально-психологического состояния военнослужащих.

Основными критериями эффективности воспитания военнослужащих выступают следующие.

Степень обеспечения целенаправленности воспитательного процесса, представление воспитателя о системе и конечных целях воспитания; умение ставить конкретные воспитательные задачи на основе целей и добиваться желаемого результата; преемственность задач воспитания; направленность планирования и характер воспитательных мероприятий; умение анализировать и оценивать достижение целей.

Степень развития личностных качеств воспитателя, наличие и степень развития психолого-педагогической культуры, педагогического мастерства и педагогической этики; степень личной дисциплинированности; наличие мотивов к самовоспитанию и самообразованию.

Степень обеспечения единства процесса обучения и воспитания, использования воспитательного воздействия занятий по боевой и общественно-государственной подготовке, правильной организации повседневной деятельности воинской части (подразделения).

Степень дифференциации и индивидуализации воспитательной деятельности, знание психофизиологических особенностей личности, знание национальных черт и традиций личного состава, учет условий и результатов воспитания до службы в армии и во время ее, оказание конкретной педагогической помощи, организация взаимопомощи.



Степень развития коллективистских начал в воинских частях (подразделениях): наличие инициативы снизу; подготовленность младших командиров к проведению воспитательной работы с подчиненными; направленность актива, развитость самодеятельных начал у военнослужащих; контроль выполнения общественных заданий и поручений и др.

Степень сплочения воинских коллективов: отношение военнослужащего к коллективу и воинского коллектива к военнослужащему; коллективная оценка поступков и проступков военнослужащих; степень взаимопомощи в коллективе; степень сформированности общественного мнения, традиций, обычаев; место военнослужащего в коллективе.

Степень взаимосвязи и взаимодействия субъектов воспитания в воспитательном процессе: осуществление планирования, исключающего формализм в воспитательной деятельности; координация воспитательной работы; использование воспитательного потенциала общественных организаций и родителей военнослужащих; взаимодействие с военными и региональными средствами массовой информации; личные контакты с самими военнослужащими и др.

Степень взаимоотношения объектов и субъектов системы воспитания: соотношение в воспитательной работе мер поощрения и принуждения; уважение к личному и коллективному мнению; степень педагогического сотрудничества и сотворчества; доминирующая тональность во взаимоотношениях; гуманизация военно-служебных взаимоотношений и др.

Степень воспитательного аспекта в организации различных видов воинской деятельности военнослужащих, обеспечивающих развитие активности и творчества субъектов воспитания; создание условий для формирования приоритетов и мотивов сознательной воинской деятельности; степень вовлечения всех военнослужащих в совместную, коллективную деятельность; осуществление периодической сменяемости видов воинской деятельности; стимулирование инициативы и творчества и др.

Степень рационального использования времени, отводимого на воспитание: способность выделить главное в воспитательной работе; умение оптимально использовать все имеющиеся средства воспитания; недопущение шаблонов; участие командиров (начальников), должностных лиц Вооруженных Сил всех степеней в воспитательном процессе; достижение поставленных целей в установленные сроки.

Для оценки эффективности воспитательной работы, проводимой должностными лицами, необходимо проанализировать и установить следующие.

В информационно-воспитательной работе:

оказываются ли занятия по общественно-государственной подготовке (гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам в военно-учебных заведениях) основной формой информационно-воспитательной работы для военнослужащих;

в какой степени удается формировать у обучаемых научное мировоззрение, убеждения, представления, моральные нормы и принципы поведения;

наличие системы взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах формирования у военнослужащих высоких духовно-нравственных и психологических качеств, гордости за принадлежность к Вооруженным силам, готовности выполнить воинский долг, стремления в совершенстве овладеть военными знаниями и навыками;

качество проведения конкретных мероприятий, направленных на повышение престижа военной службы, авторитета Вооруженных Сил, объективность информации о примерах мужества и героизма военнослужащих;

проведение воинских ритуалов и мероприятий, посвященных дням воинской славы (победным дням) России, традициям вооруженной защиты Отечества, памятным датам в истории вида, рода войск Вооруженных Сил, военно-учебного заведения;

соответствие тематики текущего информирования информационным потребностям военнослужащих;

участие руководящего состава в информировании подчиненных;

наличие в распорядке дня времени для ежедневного просмотра и прослушивания информационных программ российского радио и телевидения;

организацию подписки на периодические печатные издания, регулярность их получения и распространение в воинской части (подразделении), военно-учебном заведении;

отражение в наглядной агитации военной и государственной символики России, боевых традиций, отечественной военной истории, опыта обучения и воспитания военнослужащих.

Состояние информационно-воспитательной работы оценивается «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

В работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины:

эффективность работы должностных лиц воинской части (подразделения), военно-учебного заведения по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, объективность в оценке состояния воинской дисциплины;

деятельность командования по сохранению жизни и здоровья военнослужащих, недопущению совершения правонарушений в отношении местного населения, по профилактике преступлений, связанных с хранением и сбытом наркотических средств, а также употреблением наркотиков и спиртных напитков;

наличие практической помощи должностным лицам воинской части (подразделения), военно-учебного заведения в поддержании правопорядка, укреплении воинской дисциплины, проведении анализа состояния воинской дисциплины и правопорядка, вскрытии причин происшествий, преступлений, грубых дисциплинарных проступков, подготовки выводов и предложений по их профилактике.

Состояние работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины оценивается в соответствии с требованиями Инструкции о порядке проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации на «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

В военно-социальной работе:

выступает ли военно-социальная работа составной частью процесса воспитания и какова степень ее соответствия законодательству Российской Федерации, правовым актам Министерства обороны по социальным вопросам;

деятельность командования воинской части (подразделения), военно-учебного заведения по обеспечению прав, гарантий и льгот военнослужащих и членов их семей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

изучение социальных процессов среди военнослужащих воинской части (подразделения), военно-учебного заведения, выработку предложений командованию по предупреждению негативных социальных явлений и участие должностных лиц воспитательной работы в их реализации;

проведение работы по разъяснению правовых актов Министерства обороны по социальным вопросам, правовому воспитанию военнослужащих;

своевременность рассмотрения жалоб и предложений;

проведение юридических консультаций и оказание адресной помощи в случае нарушения социальных прав военнослужащих.

Кроме того, проверяется наличие должностей и укомплектованность специалистами военно-социальной работы.

Цель оценки состояния в этой сфере определение уровня реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей воинской части (подразделения), военно-учебного заведения.

Состояние военно-социальной работы оценивается «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

В психологической работе:

ее влияние на формирование морально-психологической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению задач в любых условиях обстановки, высокой мотивации к овладению воинской специальностью (профессией), на поддержание здорового морально-психологического климата в воинской части (подразделении), военно-учебном заведении;

психологический анализ служебной деятельности, учебно-воспитательного процесса и выработку мер по повышению их эффективности;

изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов в воинских коллективах и прогнозирование их развития;

организацию психологической помощи и психологической реабилитации военнослужащих, получивших психическую травму;

психологическую профилактику нарушений воинской дисциплины, девиантного поведения;

организацию мероприятий психологического обеспечения караульной и внутренней служб;

методическое обеспечение занятий по боевой подготовке в интересах формирования психологической устойчивости военнослужащих;

наличие подразделений психологической помощи и реабилитации, укомплектованность специалистами психологической работы и эффективность их деятельности.

Психологическая работа оценивается «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

В культурно-досуговой работе:

организацию и эффективность работы по формированию эстетическими, художественными средствами нравственно-этических и культурных качеств, воспитанию военнослужащих в духе патриотизма, верности военной присяге, воинскому долгу, беззаветной преданности своему народу и Отечеству;

наличие материально-технической базы культурно-досуговой работы (клуба, библиотеки, музея, читальных залов) и ее использование в культурном обслуживании военнослужащих;

систему взаимодействия военных учреждений культуры со средствами массовой информации, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах культурно-досугового обслуживания военнослужащих;

уровень работы по приобщению военнослужащих и членов их семей к национальным и общечеловеческим культурным и нравственным ценностям, самодеятельному творчеству, организацию полноценного досуга курсантов и слушателей в целях поддержания на должном уровне их физического и морально-психологического состояния;

периодичность демонстрации художественных фильмов, их репертуарно-тематическую направленность в интересах воспитания военнослужащих, посещение театров, музеев, концертных залов, стадионов, других культурно-зрелищных и спортивных учреждений;

обеспеченность воинской части (подразделения), военно-учебного заведения техническими средствами воспитания, оборудованием по закрепленной номенклатуре, применение технических средств воспитания в воспитательном процессе;

правильность расходования денежных средств, выделенных на проведение воспитательной работы по соответствующим статьям сметы Министерства обороны.

Состояние культурно-досуговой работы оценивается «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

По специальным методикам определяется и оценивается также морально-психологическое состояние военнослужащих.

Морально-психологическое состояние военнослужащих– это состояние психики отдельного военнослужащего или психологии воинского коллектива (формирования) в данное время и в конкретной обстановке, проявляющееся в боевой (служебной) активности военнослужащих, их готовности к боевым действиям.

Оно оценивается в соответствии с требованиями руководящих документов о порядке проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

В целом для успешного проведения воспитательного процесса в Вооруженных Силах необходимы:

систематическое изучение морально-психологического состояния личного состава;

своевременное принятие соответствующего решения по комплексному воздействию на субъект воспитания и постановка задач по его реализации;

осуществление мониторинга социально-экономического и бытового положения военнослужащих;

оказание помощи субъектам воспитания всех уровней со стороны соответствующих командиров (начальников), вышестоящих органов военного управления;

организация и осуществление непрерывного морально-психологического и информационного обеспечения мероприятий боевой подготовки и повседневной жизни;

повседневное исследование, выявление и активное предупреждение негативных явлений и тенденций во взаимоотношениях военнослужащих;

организация взаимодействия органов военного управления с органами государственной власти, органами местного самоуправления, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах воспитания военнослужащих;

эффективное научно-методическое сопровождение функционирования и развития системы воспитания, морально-психологического и информационного обеспечения;

совершенствование и внедрение в практику новых образцов и систем технических средств воспитания;

организация эффективного контроля над воспитательным процессом и оценка состояния объекта воспитания согласно принятым критериям.

Таким образом, воспитание военнослужащих Вооруженных Сил в современных условиях реализуется в практической деятельности и представляет собой комплекс информационно-пропагандистских, психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитания и направленных на формирование у военнослужащих необходимых морально-боевых и психологических качеств. Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания.

Необходимость совершенствования системы воспитания военнослужащих продиктована уроками и выводами из опыта проведения контртеррористических операций, выполнения миротворческих задач, анализа военно-политической обстановки в мире, характера современных войн и вооруженных конфликтов.

Одним из путей теоретических и практических обобщений, дальнейшего совершенствования воспитания военнослужащих в современных условиях является изучение богатого опыта развития теории и практики воспитания в различные периоды истории нашей страны.

III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1. Выявлены и обоснованы тенденции формирования понятий субкультура, молодежная субкультура и др.

2. Обоснована сущность процесса социально-педагогической адаптации молодого пополнения различных субкультур к военной службе в частях ЖДВ, предполагающая комплекс социально-педагогической деятельности субъектов воспитания по приспособлению военнослужащих - носителей различных субкультур и призванных в железнодорожные войска к условиям армейской жизнедеятельности на основе реализации в повседневной служебной практике конструктивных элементов их персональной субкультуры или нейтрализации их деструктивного субкультурного поведения посредством создания адаптивно-мотивирующей среды в целях формирования их готовности к военной службе.

Раскрыто содержание процесса социально-педагогической адаптации молодого пополнения различных субкультур к военной службе в частях ЖДВ включающего в себя два ключевых комплекса направлений деятельности; первый ориентирован в основном на создания адаптивно-мотивирующей среды в целях формирования их готовности к военной службе. Погружение в систему социально-педагогической среды является существенным средством адаптации военнослужащего - носителя субкультуры к условиям жизнедеятельности в части ЖДВ; второй комплекс нацелен в основном на своевременное выявление предпосылок деструктивного субкультурного поведения носителей субкультур и принятие мер упреждающего (превентивного) характера.

Сформулирована структура социально-педагогической адаптации молодого пополнения различных субкультур, разработана и апробирована в опытно-экспериментальной работе целевая программа социально-педагогической адаптации молодого пополнения различных субкультур к военной службе в частях ЖДВ, включающая в себя комплекс последовательно реализуемых и согласованных по времени и месту проведения двух модулей мероприятий: 1-й - мероприятия по обеспечению такого качества адаптивно-мотивирующей среды части ЖДВ в шторой военнослужащий - представитель отдельной субкультурной общности может уточнить своё место в комплексе общей культуры; 2-й - мероприятия воспитательной деятельности, предусматривающие реализацию позитивных возможностей различных субкультур.

3. Проверенные экспериментальным путем основные критерии и показатели социально-педагогической адаптации молодого пополнения различных субкультур к" военной службе: мотивационно-целевой,

периодичность переработки основных требований и руководящих документов по организации военно-педагогического процесса; качественный уровень содержания занятий по боевой подготовке; качественный уровень культурно-досуговых мероприятий и др.; результ'ативно-деятельностный: содержание военно-профессиональной направленности; качество отработки нормативов по основным предметам боевой подготовки; уровень успеваемости - по общественно-государственной подготовке и др.

4. Выявлены основные пути повышения эффективности социально-педагогической адаптации молодого пополнения различных субкультур к военной службе в частях ЖДВ: развитие у молодого пополнения различных субкультур военно-профессиональной направленности, условиями реализации, которого являются совершенствование социально-педагогической среды, повышение уровня социального обеспечения; совершенствование организационно-педагогических основ воспитания молодого пополнения различных субкультур условиями реализации, которого являются совершенствование диагностики допризывной молодежи, совершенствование профилактики отклонения от военной службы;' оптимизация социально-культурной деятельности военнослужащих различных субкультур в ходе военной службы условиями реализации, которого являются, поддержание традиций воинской части, привитие гордости за свою родину и др.

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Результаты исследования позволили практические рекомендации которые способствуют повышению эффективности социально-педагогической адаптации молодого пополнения различных субкультур:

2. Органам управления Вооружённых Сил и частей ЖДВ предлагается:

- осуществить сотрудничество Министерства обороны с Федеральным агентством России по делам молодежи, общественными и религиозными организациями по вопросам координации' патриотического и воинского воспитания молодежи, подготовке ее к службе в армии, возрождению высокого авторитета защитника Отечества в обществе; организовать взаимодействие с органами местного самоуправления и подчиненных воинских частей в целях обеспечения культурно-досуговой деятельности с привлечением творческих коллективов различных регионов.систематически контролировать и анализировать , .внугриколлекгивные взаимоотношения молодого пополнения различных субкультур, в целях создания обстановки военно-профессиональной заинтересованности и состязательности;спланировать и издать, учебно-методическое пособие «Молодежные субкультуры современности и порядок работы с ее представителями в армейской среде».

3. Молодому пополнению различных субкультур как субъектам образовательного процесса активнее изучать правовые основы военной службы, использовать средства социально-культурной деятельности в ходе своей допризывной подготовки.

 

В учебное время основной упор сделать на изучение ответственности военнослужащего за нарушение воинской дисциплины и правопорядка.

Дальнейшее исследование социально-педагогической адаптации молодого пополнения различных субкультур к военной службе в частях ЖДВ целесообразно продолжать по следующим направлениям: социально-педагогическая система адаптации молодого пополнения различных субкультур к военной службе; развитие технологических основ адаптации молодого пополнения различных субкультур к военной службе в частях ЖДВ; оптимизация военно-педагогической деятельности командования части ЖДВ по социально-педагогической адаптации молодого пополнения различных субкультур к военной службе.

Основные выводы и предложения автора по теме диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в системе воспитания военнослужащих изложены основные идеи, раскрывающие:

- актуальность роли воспитания военослужащих в современных условиях;

- основные цели системы воспитания и содержание процесса целеполагания;

- содержание системы воспитания в Вооруженных Силах РФ, примерные планы воспитательной работы по ее основным направлениям;

- характеристику субъектов и объектов системы воспитания военнослужащих;

- педагогическую технологию системы воспитания военнослужащих;

- характеристику управления и оценки результатов системы воспитания военнослужащих.

Реализация данных приложений в повседневной практике органов воспитательной работы, командиров частей, соединений Вооруженных Сил РФ, позволит существенным образом повысить результативность мероприятий организационного, содержательного и методического характера, призванных обеспечить качественное и результативное функционирование системы воспитания военнослужащих МО РФ.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Савченко В.М. От неформальных молодежных групп и объединений до молодежной субкультуры «Вестник университета (Государственный университета управления), № 6(44), 2008. С. 107- 113.

2. Савченко В.М. О научно-практической конференции «Молодежная субкультура (актуальные проблемы), Мир образования образование в мире № 4 (32) 2008. С. 318-320.

3. Низиков М.А., Савченко В.М., Федак Е.И. Деструктивные субкультуры, Мир образования образование в мире № 2(34) 2009. С. 11 -17

4. Алехин И.А., Савченко В.М. Европейская модель молодежного парламентаризма как институт социализации и формирования кадрового потенциала страны, Мир образования образование в мире № 3(35) 2009. С.49- 56.

5. Савченко В.М. 111 Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Молодежная субкультура (актуальные проблемы)», Мир образования образование в мире № 4(36) 2009. С. 194 - 196.

б) Учебно-методические пособия:

1. Алехин И.А., Савченко В.М., Федак Е.И. Краткий справочник по современным молодежным субкультурам; Учебное пособие - М.: ВУ, 2008г.-190с. Гриф УМО высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарно-социальным специальностям.

2. Алехин И.А., Савченко В.М., Федак Е.И. Краткий справочник по современным молодежным субкультурам - Учебное пособие М.: МПСИ. 2008. - 123с.

1.Савченко В.М. Теоретические основы субкультурных проявлений в армии и обществе, Соискатель № 4, 2008. С. 105-113.

2. Савченко В.М. Развитие отечественного молодёжного движения, Проблемы профессиональной подготовки деятельности современного специалиста (сборник научных статей). М.: ГУВР ВС; Казань: Изд-во «Отечество», 2008. С. 134 - 139.

3. Савченко В.М. Совершенствование организационно-педагогических основ воспитания молодого пополнения различных субкультур, Актуальные проблемы молодежной субкультуры (сборник научных статей) М.: МПСИ, 2009. С. 114 - 119.

http://www.plam.ru/ucebnik/voennaja_pedagogika/p5.php

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.