Эластичность предложения и фактор времени
Производители, как и покупатели, тоже реагируют на изменение рыночной цены на свою продукцию. Но если при повышении цены покупатель, как правило, уменьшает величину спроса, то производитель, заметив, что товар раскупается по более высокой цене, чем ожидалось, станет расширять предложение, и наоборот. В экономической теории такая реакция предложения на изменение рыночной цены товара называется эластичностью предложения по цене. Почему производитель при повышении цены на свою продукцию стремится расширить объем продаж? Дело в том, что если растет спрос на продукцию данного производителя и, как следствие, повышается ее рыночная стоимость, то это никак не связано с себестоимостью или с издержками на единицу продукции. Издержки (затраты) производителя на единицу выпуска при изменении цены товара остаются на прежнем уровне. Следовательно', при подорожании товара увеличивается разница между рыночной ценой товара (доходом производителя) и издержками производителя, т.е. увеличивается прибыль. Вспомним, ради чего осуществляется производство в рыночной экономике. Фирмы производят продукцию не для того, чтобы всех накормить и одеть, а для получения и максимизации прибыли. Поэтому, когда на рынке складывается более высокая цена, именно возможность увеличить прибыль стимулирует фирму к расширению предложения. Однако реакция производителя на изменение рыночной цены (эластичность предложения) зависит от фактора времени. Чем большим периодом времени располагает производитель, тем больше возможность маневрировать объемами производства и изменять величину предложения. Почему? Причина в том, что для расширения предложения фирме необходимо либо распродать накопившиеся товарные запасы, либо выпустить дополнительную продукцию, на что требуется отрезок времени, равный по продолжительности производственному циклу того или иного товара.
В связи с этим в экономической теории рассматриваются три случая эластичности предложения фирмы — мгновенная, краткосрочная и долгосрочная реакции на изменение рыночной цены товара В первом случае производитель не может мгновенно отреагировать на повышение рыночной цены и увеличить объем запланированной поставки товара на рынок. Поэтому сразу (мгновенно) объем продаж не расширится (S1 = 0) в ответ на благоприятное изменение рыночной конъюнктуры. Значит, при мгновенной реакции величина предложения остается на прежнем уровне Q1. В случае эластичности предложения в краткосрочном периоде, производитель уже располагает небольшим отрезком времени для подстройки под новую ситуацию. При повышении цены на рынок могут быть выпущены товарные запасы или расширен выпуск путем увеличения загрузки уже имеющихся мощностей (станков, оборудования). Тогда предложение сможет отреагировать небольшим расширением (∆S2>0) в ответ на повышение цены. Таким образом, в краткосрочном периоде фирмы располагают некоторым временем, чтобы увеличить выпуск, но в рамках своих производственных возможностей, т. е. обладают большей эластичностью по цене по сравнению с мгновенной ситуацией. В долгосрочном периоде предложение обладает еще более высокой эластичностью по цене. Так, производители при росте спроса, а следовательно и цены на их продукцию, будут наращивать свои производственные мощности, расширять рамки производственных возможностей своих фирм, значительно увеличив объем выпуска (∆S3>∆S2). Более того, ценовой сигнал, распространяя информацию о повышении среднеотраслевой прибыли, привлекает в отрасль новых производителей, и объем выпуска увеличивается еще больше. Все это делает высокой эластичность общеотраслевого предложения по цене на конкурентном рынке. Поэтому в долгосрочном периоде небольшому увеличению спроса соответствует значительное расширение предложения. Хлынувший на рынок товар сбивает цену, чему способствует, как мы рассмотрели, и расширение производственных возможностей прежних и появление новых производителей. Таким образом, чем выше мобильность ресурсов и легче вхождение новых производителей в отрасль, тем более гибким становится ценовой сигнал, тем быстрее и полнее предложение сможет удовлетворить возросший спрос.
Итак, мы выяснили, что на уровне отрасли мобильность ресурсов при прочих равных условиях выше в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном. Поэтому в краткосрочном периоде превышение роста спроса над ростом предложения вызывает гораздо большее повышение рыночной цены, чем в долгосрочном. Проблема образовавшегося дефицита в долгосрочном периоде решается за счет более серьезного расширения предложения, так как фирмы успевают изменить объем производства либо в отрасли расширяется число участников — появляются новые фирмы. Это сбивает первоначальный всплеск цен, который произошел в краткосрочном периоде
Отсюда вывод для покупателей: при появлении нового товара на конкурентном рынке не следует хватать его сразу по дорогой Цене, и ваше терпение со временем вознаградится — цена упадет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|