Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Онтогенетическая память — это совокупность нейрональных изменений, возникающих под влиянием внешних событий.

Психология памяти

1. Роль памяти в формировании личности и общественной морали с позиции Бехтеревой Н.П.

2. Процессы и виды памяти.

3. Концепция Хебба о механизмах кратковременной и долговременной памяти.

4. Гипотеза Анохина П.К. о механизмах памяти.

5. Нейронные механизмы памяти.

 

Память - это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. В течении многих веков обучение практическим знаниям сочеталось с воспитанием,— т.е. закреплением в памяти определенных моральных ценностей. Значение раннего формирования «морального базиса памяти» для общества было очень велико. У подавляющего большинства детей, а затем и взрослых библейские заповеди превращались в мозгу в затверженную матрицу. Так, формировалась «ограда», не позволяющая преступать эти заповеди. В результате,— формировалось адекватное социальное поведение человека. Муки совести (если она сформировалась), трагедия раскаяния - все это,- активированное через детекторы ошибок (нейронов), ожившее в мозгу преступника «страшная кара» заложенная в памяти ребенка за нарушение библейских заповедей. Этот психический механизм (память) работал в обществе сильнее судебных взысканий. В сегодняшней,— реальной жизни многое, в том числе,— «страшные кары», муки совести и прочая «достоевщина», мягко говоря, трансформировалось. Пренебрегая запретами матрицы памяти, заложенными в прошлых поколениях, и закладываемые сейчас,- человек уверено шагает к «свободе духа» и криминала.

Ранее,- память работала, прежде всего, как механизм запрета. Или даже как механизм «локального невроза». О матрице памяти, в прошедшие времена, ничего не знали. Но к самой памяти, как главному механизму, позволявшему человеку выживать в здоровье и болезни, обращались постоянно и относились более бережно, чем в настоящее время.

Память уже с раннего детства формирует матрицы. Далее работают автоматизмы. Следовательно, память,— освобождает наш мозг для переработки и использования огромного потока информации. И тем самым поддерживает устойчивое состояние здоровья. Но память,— сама нуждается в защите, особенно такой ее, наиболее хрупкий механизм — как считывание (запоминание?). Ранее,— это осуществлялось благодаря большому объему заучиванию наизусть. Например, прозы «мертвых языков» — латинского, древнегреческого и т.п. Память, «задвигая» в автоматический режим все стереотипное, открывает нам огромные возможности мозга.

Надежность этих огромных возможностей определяется многими факторами, и в первую очередь,— ежедневной постоянной тренировкой мозга, с обязательным присутствием факторов новизны (ориентировочный рефлекс). Многозвенный характер мозговых систем, наличие у этих систем не только «жестких» (т.е. постоянных звеньев регуляции поддерживающих гомеостаз), но и «гибких» (переменных) обеспечивает процессы (запоминание?) памяти.

В процессе создания условий для реализации возможностей и сверхвозможностей мозга,- тот же базисный механизм - память - выстраивает частокол защиты человека от самого себя, от его биологической сущности, негативных устремлений человека, а также от различных экстремальных жизненных ситуаций (пример — биологические потребности — публично). Это — ограничительная роль матрицы памяти в поведении («не убий», «не укради» не пожелай жены ближнего и т.д. Правда непонятно, как учитывать нормы морали если «жена» пожелает мужа ближней — шутка). Память - это избирательный механизм ограничений и выявления ошибок. Предположительно, в качестве механизма ограничений и запретов,— выступает детектор ошибок. Неизвестно, дарит ли природа этот механизм человеку с рождения, или он формируется в процессе жизнедеятельности. Бехтерева Н.П.,- склоняется ко второму варианту. И вот по каким причинам. Мозг человека развивается, обрабатывает потоки информации, адаптируется к среде методом проб и ошибок. При этом,- в обучающем мозге, наряду с зонами, обеспечивающими деятельность за счет активации, формируются зоны, реагирующие избирательно или преимущественно на отклонения от выгодной, «правильной в данных условиях» реакции, т.е. на ошибку. Эти зоны, судя по субъективной реакции беспокойства, связаны с входящими в сознание атрибутами эмоциональной активации. На человеческом языке,— это звучит так: что-то..., где-то не так..., где-то, что-то неправильно... и т.п. Предположительно, детекторы ошибок,— не только человеческий механизм. Он присущ и высшим приматам?, где играет определенную роль в формировании их поведения?

По мнению Бехтеревой Н.П., все известное о памяти, как самом главном базисном механизме, определяющим состояние здоровья и болезни, поддерживающим поведение большинства членов общества в рамках общечеловеческих моральных ценностей, является результатом анализа лишь проявлений активности человека. В настоящее время мы видим лишь результаты невидимой работы памяти. Прямые физиологические корреляты этого важнейшего механизма работы мозга неизвестны. Тем не менее, в той же лаборатории Бехтеревой Н.П., более тридцати лет назад, за счет стимуляции одного из подкорковых ядер удалось увеличить стандартный объем запоминания (7±2) в два с лишним раза. Это была искусственным образом вызванная сверхвозможность человеческого мозга.

Очевидно, память служит необходимым условием единства психической жизни человека, основой формирования его личности и взаимодействия этой личности с социумом. Загадка памяти, несмотря на нобелевские премии в области медицины, до сих пор не решена.

Тем не менее, в качестве основных процессов памяти выделяют: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. Важнейшим из этих процессов является запоминание. В процессе запоминания новая информация вводится в систему ассоциативных связей памяти. В зависимости от способа запоминания различают: произвольное и непроизвольное запоминание; механическое и смысловое; опосредованное и непосредственное. Непроизвольное запоминание происходит без специальной цели и без участия воли. Произвольное - имеет в своей основе мотив и цель — запомнить то, что необходимо самому субъекту или предложено ему. Произвольное запоминание является специальным мнемическим процессом, успешность которого определяется значительностью цели.

Виды памяти различаются по характеру запоминаемого материала, способу его запинания и времени удержания в памяти.

В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют: вербальную, образную, двигательную и эмоциональную. Генетические ступени памяти располагаются в обратном порядке: от двигательной к эмоциональной, образной и далее - к вербальной как высшему виду памяти.

В зависимости от того, какой анализатор доминирует в восприятии стимулов, выделяют: зрительную, слуховую, осязательную, двигательную память и т.д. Для многих людей характерно большее развитие одного из видов памяти, чаще всего это связано с профессиональной деятельностью (математик - символы, художник — образы).

По срокам хранения информации выделяют:

1. Сенсорную (1,5с.);

2. Кратковременную (до 30 сек.);

3. Долговременную (часы, дни, годы).

• Иногда, выделяют промежуточную или оперативную память (до 30 мин. - в инженерной психологии).

С позиции психофизиологии, на нейронном уровне, различают филогенетическую и онтогенетическую память.

Филогенетическая память — это генетически запрограммированные связи между нейронами, позволяющими выделять из внешней срды «ключевые стимулы» до всякого научения. Эти нейронные структуры сохраняются от поколения к поколению и образуют филогенетический механизм выделения биологически значимых стимулов из внешней среды (видоспецифические механизмы адаптации).

Онтогенетическая память — это совокупность нейрональных изменений, возникающих под влиянием внешних событий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...