Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Изучение опыта по формированию ценностного потенциала

 2.1 Развитие методики преподавания в начальной школе

 

Рассмотрим современную ситуацию, сложившуюся вокруг включения историко – обществоведческих знаний в образовательное пространство начальной школы. До недавнего времени историческое образование начиналось в ос­новной школе с V класса пропедевтическим курсом истории Отечества. Историческая пропедевтика обеспечивала переход от интегративной на­чальной ступени образования к предметной, формировала представления, связанные с основными характеристиками истории, пробуждающими ин­терес к предмету. В начале 90-х г.г., в связи с переходом от линейной к концентрической структуре учебных предметов, Министерство образова­ния РФ рекомендовало перенести историческую пропедевтику из основ­ной школы в начальную.

Сегодня учебный план четырехлетней начальной школы предусмат­ривает преподавание пропедевтических курсов истории и обществознания в Ш - IV классах. Две образовательные области - «Естествознание» и «Обществознание» - объединены в один образовательный компонент «Окружающий мир», который призван интегрировать знания о человеке, природе и обществе.

В соответствии с базисным учебным планом образовательный ком­понент «Окружающий мир» может быть представлен в двух вариантах:

I - интегрированным курсом «Окружающий мир» с I по IV класс;

II - курсом «Окружающий мир» в I - II классах, естествоведческим и обществоведческим курсами в III - IV классах.

На изучение обществоведческого курса отводится по одному часу в неделю.

Образовательная область «Обществознание» представлена двумя разделами: «Общество» и «История Отечества». Раздел «Общество» на­целивает на формирование у младших школьников представлений о род­ной стране, ее законах, государственной символике и праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразии современного мира. Раздел «История Отечества» предусматривает предварительное (пропе­девтическое) знакомство учащихся с далеким и недавним прошлым род­ной страны и края (исторические события, достижения культуры, быт наших предков) чувств.

В настоящее время для начальной школы, в соответствии с различны­ми концепциями, разработано несколько УМК и образовательная область «Обществознание» в них представлена в двух вариантах:

1) обществоведческий и естествоведческий материал дается интегриро­вано, как, например, в учебниках по окружающему миру Плешакова А.А. -«Мир вокруг нас» (УМК «Школа России»), Виноградовой Н.Ф. - «Окру­жающий мир» (УМК «Школа XXI века»), Поглазовой О.Т. - «Окружающий мир» (УМК «Гармония»), Саплина А.И., Саплиной Е.В., Сивоглазова В.И. -«Окружающий мир» (УМК «Планета знаний»), а также Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. - «Мы и окружающий мир» (УМК для с-мы Занкова Л.В.);

2) отдельным курсом, например, вводный историко-обществоведческий курс (авторы Д.Д. Данилов, СВ. Тырин) состоит из двух частей: «Мое Отечество» (III класс) и «Человек и человечество» (IV класс), разработанный в рамках образовательной программы «Школа 2.100», а также курс для традиционного направления в начальной школе - «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее», автором кото­рого является Н.И. Ворожейкина (учебник для Ш класса «Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России» - авторы Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова; учебник для IV класса «Наша Родина и современный мир. Бе­седы о России» - авторы Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова, Д.В. Заяц).

Знание и ценности тесно взаимосвязаны, в отдельности от знаний цен­ности не существуют. Если говорим о знании, то подразумеваем формы его выражения в соответствующих значениях. Если говорить о системе ценно­стей, то имеем в виду их содержание наполненное смыслом. Для того чтобы вещи, явления имели значение ценности, они должны быть предварительно информационно нагруженными, т.е. субъект об этих вещах, явлениях, дол­жен иметь предварительное знание и суждение, как предпосылочное знание. Такое «предпосылочное» знание закладывается и на страницах школьных учебников, являясь при этом одним из условий формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру.

Знание истории позволяет человеку ориентироваться в современном мире, достигать взаимопонимания между людьми, представляющими раз­личные культурные, религиозные, этнические традиции, а также расширяет его мировосприятие. Для того, чтобы человек осознал себя в мировой «реке времен», важно понимать ценности людей прошедших эпох, их стремления и достижения. Этот опыт бесценен в начале XXI века, когда от выбора ис­торического пути, совершаемого каждым человеком в отдельности, зависит будущее России. Изучение исторического опыта человечества через осозна­ние ценностей общества, личностей в истории, помогает представить образ окружающего мира в ретроспективном аспекте, способствует осмыслению значимости современных социальных событий и явлений, пониманию ок­ружающих людей и себя в этом мире.

Однако, говоря о реализации ценностного воспитательного потенциала истории, возникают следующие вопросы: На какой ступени школьного обра­зования следует начинать «воспитание историей»? Как с помощью историче­ских знаний помочь ребенку самоопределить себя в окружающем мире?

История для младших школьников в том или ином виде входит в число предметов, в учебный план школы, содействуя современному развитию об­разования в России и выдвижению на первый план идеи гуманизации лич­ности, демократизации школ, всестороннего развития личности, гражданст­венности учащихся.

Известно, что условия для формирования нравственных чувств, этики поведения (что составляет базу духовно-ценностной и практической ориен­тации ребёнка) создаются в начальных классах. Начальная школа представ­ляет собой фундамент, на котором основывается обучение и воспитание. Главная идея обучения, которая закладывается на современном этапе, - это всестороннее развитие ребенка. По мнению Л.В. Занкова, в развитии мыш­ления школьников история играет значительную роль, поскольку с ее изу­чением происходит еще большее расширение объема мышления, не только в пространстве, но и во времени, что развивает способность осмысливать прошлое всего человечества, выходящее за пределы личной жизни и жизни окружающих людей. [15]

Но на пути «омоложения» изучения историко-обществоведческих кур­сов стоят психологические препятствия. Младший школьник не готов к изучению гражданской истории как самостоятельного предмета. Для этого необходим определенный социальный опыт, накопление разнообразных и содержательных представлений о современной жизни, о происходящих в ней изменениях. На этой основе зарождается интерес к прошлому. Зародыш исторического интереса, по словам Л.Н. Толстого, появляется вследствие познания современной жизни, иногда участия в ней. Интерес к прошлому проявляется очень рано. Оно привлекает новизной, своей необыкновенно­стью. Ребенок 6-8 лет воспринимает прошлое как нечто сказочное. В 9-10 лет дети тоже удивляются прошлому, но уже не воспринимают его как сказ­ку, хотя интерес к нему не исчезает. Ученик III - IV классов уже хочет знать, где правда, где вымысел. Стремление и умение различать быль от сказки -одна из главных предпосылок изучения истории. Без этого изучение исто­рии не приведет к желаемой цели. В сознании ребенка будут мирно сосуще­ствовать сказочные и реальные сюжеты и герои.

В.А.Сухомлинский отмечал, что уже младших учащихся необходимо знакомить с широким кругом исторических событий; читать им рассказы о прошлом человечества, тогда в сознании ребёнка формируется первое поня­тие о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии.

Д.Б. Давыдов, Д.Б. Эльконин указывали, что младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, когда происходит перестройка всей систе­мы отношений ребенка с действительностью. В исследованиях Л. И. Божович, Л.С. Выготского, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Г.А. Цукерман установ­лено, что в младшем школьном возрасте интенсивно формируются интеллекту­альные, нравственные и социальные качества в процессе постижения окру­жающего мира: природы, человеческих отношений, деятельности людей. Пси­холого-педагогическими особенностями младшего школьника в освоении ок­ружающего мира являются эмоциональность, любознательность, развитие мышления и познавательного интереса. Мышление в младшем школьном воз­расте характеризуется появлением возможности к 3-4 классу построения оце­ночных суждений, основанных на анализе и синтезе, обобщении и элементар­ной абстракции. Такие качества помогают ребенку не только отмечать тот или иной факт, но и проникать в сущность некоторых явлений, вскрывать их при­чины. Талызина Н.Ф. указывает, что в младшем школьном возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя - постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков. Важно учить детей радоваться радостью других, учить их со­переживать. В младшем школьном возрасте, по наблюдениям Л. Божович, не только возникают новые эмоции, но и те эмоции, которые имели место в до­школьном возрасте, изменяют свой характер и содержание. Автор указывает на происходящее «именно в данный период развития особенно интенсивное фор­мирование моральных чувств ребёнка». [15]

Ученые-педагоги – Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, В.А. Максако­ва, В.И. Петрова - констатируют у младших школьников навыки общест­венного поведения, наличие деятельностного опыта, осмысленное отно­шение к окружающему миру.

Выводы ученых ориентируют учителя начальной школы на создание ус­ловий, обеспечивающих включение учащихся в такие виды деятельности, в ко­торых младший школьник может реализовать возрастные и личностные воз­можности. Практический опыт показывает, что для такой реализации требуется введение учащихся в культурную и гражданскую жизнь социума. Именно пози­тивная контактность с социумом развивает и закрепляет позитивное ценностное отношение ребенка к окружающему миру. Объединение познавательного и культурно - гражданского пространств, в которые включен младший школьник, позволяет ему осмысливать, прочувствовать и принимать позитивные ценности общества.

В этой связи необходимо выделить особую роль изучения истории в освоении ценностей культурного и гражданского социума младшими школьниками. Еще в начале XX века отмечалось, что «никакая другая об­ласть знаний и впечатлений не дает такого материала для гуманного воспи­тания и развития ученика. Историческое чтение воспитывает историческую мысль и чувство». [3] Процесс воспитания не возможен без обращения к цен­ностям, которые являются ядром в структуре личности. Личность - это ие­рархия ценностей. Именно ценности позволяют осознавать нормы, эталоны, идеалы, регулирующие общество и поведение отдельных людей, формиро­вать и развивать у детей социально-позитивные отношения к миру.

Изучение истории в начальной школе расширяет знания (представле­ния) детей о нормах, общественных образцах и ценностях в различные ис­торические периоды на примерах поступков отдельных исторических лич­ностей. Ребёнок понимает и учится оценивать поведение исторических дея­телей, события, явления с позиций «должного». Однако только знания должного недостаточно для формирования устойчивого эмоционального отношения. Важным по этому поводу является замечание А.Н. Леонтьева о том, что знания и мысли, которые усвоены мышлением, могут не стать дос­тоянием самого человека. Главное, по его мнению, заключается в том, чтобы для самого человека становятся те мысли и знания, которые мы ему сообщаем, те чувства, которые мы у него воспитываем. [23]

Якобсон П.М. указывает, на ряд обстоятельств, которые необходимо учесть в формировании устойчивых отношений с миром: умение воспитате­ля найти то «звено» в интересах и направленности человека, опираясь на которое можно будет вызвать у него моральную восприимчивость; найти возможность эмоционально воздействовать на человека; сделать моральные чувства достоянием личности, побудительным началом его поступков.

 Таким образом, речь идет о формировании опыта моральных пережи­ваний, создании упражнений в нравственных действиях. Формирование ценностного отношения, изменение эмоциональной сферы человека пред­полагает иного характера психологические процессы, чем те, которые име­ют место при усвоении знаний. Тут недостаточно одного лишь обязательно­го понимания тех фактов и явлений жизни, с которыми человек сталкивает­ся при тех или иных жизненных обстоятельствах, и мало просто знания об­щественных ценностей. К этому пониманию и знанию должны присоеди­няются иные процессы, которые в большей мере затрагивают личность че­ловека, чем обычный процесс освоения им знаний. Проблема формирования ценностного отношения - это проблема изменения, в известном смысле слова, личности человека, её жизненных установок, субъективного мира. «Человека надо подвести к чувствам, которых у него ещё нет, посредством правильного воздействия». [24] Это значит, что должна появиться такая психо­логическая ситуация, которая дает возможность возникнуть эмоционально­му отношению человека к определенному кругу явлений, и это образую­щееся эмоциональное отношение будет им пережито. Должно появиться пе­реживание, которого ранее не было в опыте человека. Будучи осознанным как определенное эмоциональное отношение, это переживание входит в эмоциональный опыт человека и начинает занимать известное место в его личности. Так определенная жизненная ситуация заставляет человека пере­жить новые эмоции, осмыслить причастность к определенным событиям. Через переживание человек приходит к познанию окружающего мира, его ценностей. Затем ценности, будучи пережитыми и осознанными, могут пе­рейти во внутренний план личности. Каковы же те жизненные ситуации, которые вызывают новые эмоции, способствуют расширению эмоциональ­но-ценностного опыта человека? Они многообразны:

1) переживание появляется в результате непосредственного прямого и опосредованного восприятия, а также осознания поведения других людей;

2) переживание возникает на основе заинтересованности, затронутости фактами общественной жизни и взаимоотношений между людьми;

3) переживание возникает как результат «сопереживания» чувств дру­гого человека, изображенных в искусстве (литература, театр, кино, живо­пись, скульптура, музыка);

4) переживание возникает в результате осуществления человеком по­ступка, который по своему характеру противоречит некоторым чувствам, при­сущим ему (таким, как страх, неуверенность, раздражение и т.д.)

Для того чтобы найти путь к появлению социально-позитивных чувств у детей младшего школьного возраста, подвергающихся нашему воздейст­вию, необходимо, прежде всего, чтобы предлагаемый для ознакомления круг жизненных фактов и событий, нравственных понятий, положений мо­рали и т. д. глубоко эмоционально затрагивал тех, кто его воспринимает. Одним из важных условий успешности воздействия педагога на эмоцио­нальную сферу ребенка служит верный тон, правильная экспрессия, от­четливо выявляющееся отношение учителя к излагаемым фактам.

Рассматривая область чувств человека и характер ее связи с лично­стью, необходимо различать: а) переживание того или иного чувства; б) по­явление у человека устойчивого эмоционального отношения, характеризую­щегося определенным содержанием и проявляющегося в различных пере­живаниях и поступках; в) появление устойчивого эмоционального образо­вания как существенного качества личности, как важного свойства лично­сти человека.

Понятно, что, когда речь идет о формировании ценностного отноше­ния, подразумевается не то, что в какой-то момент однократно появится но­вое переживание, а то, что появившееся переживание явится выражением известного сдвига и эмоциональной сфере человека, выявлением образова­ния нового чувства. Это новое чувство будет проявляться при соответст­вующей жизненной ситуации в повторных и сходных по своему характеру переживаниях, и выражаться в действиях.

Исходя из вышеперечисленных положений, характеризующих психо­лого-педагогические особенности формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру, рассмотрим образователь­ный и воспитательный потенциал историко-обществоведческих знаний как источник ценностного отношения.

В мировой образовательной практике до второй половины XX века тради­ционным считалось, что историю изучают для запоминания исторических фак­тов и извлечения из истории положительных примеров. Главное внимание в ис­торическом образовании в этот период, как правило, уделялось формированию патриотических идей, государственных ценностей, в частности, в России тра­диционно считалось, что история - это «хранилище уроков». При этом извлече­ние из истории положительных примеров и называлось «воспитанием истории». Однако, начиная примерно с 1970-х гг. в мировой педагогике начало утверждаться мнение, что главная цель изучения истории в школе заключается в формировании гражданских качеств личности, навыков социального поведения, прежде всего навыка «критического мышления». В странах демократической ориентации этот принцип постепенно возобладал в системах исторического об­разования. Соответственно, стали меняться требования и запросы к содержа­нию исторического образования.

Е.Е. Вяземский выделяет ряд факторов, которые являются определяю­щими в реализации воспитательного потенциала истории:

- история, способствующая ретроспективному мышлению учащихся, помогает человеку приобрести исторический опыт, без которого трудно объективно оценить социально-экономические, политические и культурные объекты, процессы;

- историческое образование, которое является основой для формирова­ния критического мышления учащихся;

- исторические знания, историческая компетентность, которые являют­ся неотъемлемой частью общей культуры человека, базовым основанием для формирования собственной точки зрения человека по всем актуальным для человечества проблемам прошлого и настоящего.

- демократическое образование и воспитание в духе ценностей демо­кратии, ценности прав человека, базируются на историческом фундаменте, исторических знаниях.

- гражданское воспитание как социально-педагогическое во многом ба­зируется на исторической основе. [5,27]

История занимает особое место в системе гуманитарного образования. По мнению Н.В. Загладина, человек, не знающий историю, не может ориен­тироваться в окружающем его мире, не способен адекватно реагировать на реальности социальной политической жизни. Е.Б. Евладова подчёркивает, что «обращение к истории должно стать поводом для обращения к себе, к собст­венным достоинствам и недостаткам, только так, соотнося общее и частное, по­нимая ответственность отдельного человека за свою судьбу и за судьбу страны, можно рассчитывать на становление граждан и патриотов».2

На уроках истории представляется возможность обсудить учебную информацию с разных точек зрения, привести школьника к пониманию ценностей других людей, причин отличного от «своего» взгляда на одни и те же события. На это обращает внимание О.Ю. Стрелова, указывая, что ««заговорить» или «поспорить» друг с другом, в частности на уроках исто­рии могут следующие субъекты диалога культур и поколений: главные дей­ствующие лица исторического сюжета и их современники; учебники и ис­торические герои; авторы учебников и современники «героев»; читатели (учителя и школьники) с авторами учебных книг; читатели могут вступить в диалог с персонажами прошлого; они же (педагоги и школьники) могут обсуждать волнующие их проблемы между собой». Пока мы не установим диалог с текстом, не «оживим» его своим отношением, он останется нами не понят. Уровень понимания и стиль общения необходимы для формиро­вания личностного ценностного отношения, раскрывают феномен ценност­ного отношения человека. [14,136] Общение порождает общность ценностей, кото­рая достигается внутренним приятием, переживанием ценностей другого человека. Механизмом ценностного общения, согласно точки зрения М.С. Кагана, является диалог.

Важное значение в характеристике освоения младшими школьниками ценностного потенциала историко-обществоведческих знаний приобретает ведущий метод воспитания советской педагогики - воспитание на примере жизни и деятельности выдающихся личностей, используемый в отечественной школе советской эпохи. В.Б. Помялов, подчеркивая актуальность использова­ния данного метода в педагогическом воздействии на становление человека, особенно в младшем школьном возрасте, отмечает, что устареть обращение к положительному примеру как методу воспитания не может, поскольку на нем строится система воспитания и обучения в любой человеческой общности. [20,76]

При разработке и реализации идеи воспитания на основе истории, Степанищев А.Т. обращает внимание на значение в воспитании иллюстрирова­ния героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан - приме­ров для подражания; формирования высоких нравственных качеств у уча­щихся; предупреждения эгоизма, проявлений высокомерного отношения к инаковым ценностям и традициям. При внедрении общечеловеческих цен­ностей в сознание учащихся через проекцию историко-обществоведческих знаний, Степанищев А.Т. указывает на необходимость учитывать ряд поло­жений: вычленение и формирование российских ценностей должно стро­иться на той же методологической основе, что и общечеловеческие; выде­ление наиболее распространённых общечеловеческих ценностей и работа с целью их осознанного восприятия учащимися; объяснение, показ реальных условий взаимопроникновения общечеловеческих и российских ценностей на научный, исходя из исторического опыта, основе. [22,65]

Обобщая сказанное, отметим, что, воспитывая учащихся на историческом опыте прошлого, педагог должен использовать ценностный потенциал каждого предъявляемого примера, каждой темы. Исторический и обществоведческий материал позволяет успешно транслировать общественные ценности, выработанные человечеством, расширять представления и понятия о таких ценностях как Права человека, Свобода, Правовое государство, Любовь к Родине, Терпимость, создавать эмоциональные ситуации на урок. Изучение истории своего Отечества является базовым основанием для воспитания патриотизма и формирования у учащихся собственной точки зрения на актуальные проблемы человечества в прошлом и настоящем.

Для того чтобы лучше понять суть методики преподавания, мы выбрали УМК «Школа ХХI века» программа курса: «Вводный историко – обществоведческий курс» (авторы Д.Д. Данилов, С.В. Тырин), состоящего из двух частей: «Моё Отечество»  (III класс) и «Человек и человечество» (IV класс)

Вводный историко-обществоведческий курс УМК «Школа 2100» (авторы Д.Д. Да­нилов, С.В. Тырин) состоит из двух частей: «Мое Отечество» (Ш класс) и «Человек и человечество» (IV класс).

Авторский коллектив Образовательной программы «Школа 2100» предлагает концепцию вводного курса истории и обществознания, со­стоящего из двух частей: первая часть - «Мое Отечество» (Ш класс); вто­рая часть - «Человек и общество» (IV класс).

Задача вводного курса истории и обществознания: дать ученикам на­чальной школы предварительный минимум историко-обществоведческих знаний и обучить навыкам их использования в жизненных ситуациях. Та­ким образом, историко-обществоведческий курс должен дать ученикам начальной школы доступную их пониманию, но при этом целостную кар­тину мира с точки зрения обществознания. В средней школе эти пробле­мы будут рассматриваться подробнее в разных курсах, поэтому сначала важно сформировать общее и вместе с тем целостное представление о родной стране, о ее истории и современности. Именно с этих националь­ных государственных ценностей начинает выстраиваться обществоведче­ская картина мира для ученика. На «отечественном материале» у ученика должны сформироваться первичные представления о некоторых базовых понятиях обществознания (государство, закон и т.д.). Уже в Ш классе возможно приступить к формированию начальных навыков историческо­го мышления (осознание изменяемости, развития общества как части ок­ружающего мира, выделение я том или ином общественно-историческом явлении причины и следствия его существования и т.д.). При этом курс «Мое Отечество» должен способствовать становлению патриотического чувства, гордости за свою страну, формированию той системы ценностей, которая обеспечит активную гражданскую позицию человека в будущем.

Учебно-методический комплекс «Мое Отечество» состоит из про­граммы, учебника (в четырех частях), рабочей тетради и сборника мето­дических рекомендаций для учителей, планируется дополнить набор ил­люстративно-наглядным материалом (карты, схемы, видовые картины).

Особенности курса: все новые понятия и явления окружающего мира подаются учащимся только через знакомые им жизненные ситуации в жанре бытовых рассказов. Чтобы обеспечить личностное восприятие уче­никами материала и стилистически соотнести курс «Мое Отечество», па­раграфы учебника являются рассказами о путешествиях по прошлому и настоящему России двух главных героев: брата и сестры Илюши и Аню­ты. Весь новый материал подается как рассказы родителей и взрослых знакомых Анюты и Илюши.

Задача комплекса «Человек и человечество» - достроить элементар­ную картину мира с точки зрения общественных наук и психологии. К уровню «мое общество», «моя страна» добавляются новые уровни знаний об обществе: «внутренний психологический мир человека», «общение и общество», «человечество - как самый широкий уровень моего общест­ва». Дается общее представление о человечестве как о всех людях живу­щих и живших на земле, о неоднородности и многоликости современного человеческого общества, о том, что объединяет всех людей, об общечело­веческих ценностях. Изображается общая картина всемирной истории, которая будет изучаться в дальнейшем в средней школе в рамках разных курсов истории.

Таким образом, по замыслу авторов, на выходе из начальной школы ученик будет обладать знанием целостной элементарной картины мира и умением познавать этот мир.

Полный анализ построения учебников на примере УМК «Школа 2100» выглядит следующим образом.


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (3 КЛАСС - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)

Данилов Д.Д., Тырин С.В. [8]

 

Окружающий мир. Учебник «Мое Отечество». Введение в обществознание. Учебник для 3-го класса (1-4). В 4-х ч. - М.: «Баласс», 1998. - Ч. 1 - 64 с., илл., ч. 2 - 48 с., илл., ч. 3 - 32 с., илл., ч. 4 - 48 с., илл.

Учебник представляет введение в историко-обществоведческий сегмент курса «Окружающий мир». На материале истории и современности нашей страны осуществляется знакомство учеников с базовыми обществоведческими знаниями (государство, история, демократия и т.п.); производится систематизация имеющихся у учеников представлений об обществе и истории; в конечном итоге, происходит формирование целостной предварительной картины мира младших школьников.

Основные отличия данного учебника:

1) Знакомство с отечественной историей имеет целью не столько запоминание каких-то отдельных событий, имен, названий, сколько формирование целостной картины истории России. Для этого история представляется в виде смены нескольких эпох: «времена Древней Руси», «времена Московского государства», «времена Российской империи», «времена Советской России и СССР», «современная Россия». Каждая эпоха - это определенное культурное единство жителей нашей страны. Задача учеников - прежде всего научиться ориентироваться во времени - располагать конкретные факты (основные события, исторические личности, памятники культуры) на ленте времени, определять их очередность, принадлежность к веку.

2) Форма подачи материала в каждом уроке - это диалог главных героев книги (брата и сестры Илюши и Анюты) с неким взрослым (папа, случайный знакомый), который выступает носителем нового знания. Дети - герои книги - попадают в какие-то житейские ситуации, в которых имеющиеся у них представления об обществе и истории вступают в противоречие с новыми фактами. У ребят рождаются вопросы и в ответах на них излагается материал темы.

3) В учебник включены дискуссионные, проблемные темы, которые не имеют однозначной трактовки как в науке, так и в общественном мнении: «Почему распался СССР?», «Что такое демократия в современной России?», «При Сталине у нас в стране было создано справедливое общество?», «Преобразования Петра I принесли пользу или вред России?» и т.п. Несмотря на свою неоднозначность, эти вопросы актуальны и постоянно дискутируются в нашем обществе, благодаря чему ученики начальной школы сталкиваются с ними, и это порождает вопросы, которые требуют ответов, объяснений. Позиция авторов заключается в том, что ребят нужно прежде всего познакомить с тем, что существуют вопросы, на которые нет одного правильного ответа, а у разных людей могут быть разные мнения. Мышление детей еще во многом мифологично, сказочно и они ищут в истории и современности «добрых Иванов-царевичей» и «злых Кощеев Бессмертных». Мир же значительно сложнее и не может быть сведен к этой антиномии. Каждому человеку необходимо учиться самому определять свое мнение и при этом внимательно и уважительно относиться к мнению других людей. Осознание этого и есть главная цель при обсуждении дискуссионных проблем отечественной истории и современности.

Допущено Министерством образования и науки РФ.      

Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И., Кузнецова С.С., Сафиулина Н.Г.

Рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество». 3-й класс (1-4). - М.: «Баласс», 1999. - 64 с., илл.

Рабочая тетрадь содержит практические задания по пропедевтическому курсу отечественной истории и обществознания и является приложением к учебнику «Мое Отечество», 3-й класс (1-4), авторы Д.Д. Данилов, С.В. Тырин, Сизова Е.В., Харитонова Н.В.

Самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Мое Отечество». 3-й класс (1-4). - М.: «Баласс», 2003. - 48 с., илл.

Самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Мое Отечество» являются составной частью учебно-методического комплекта для 3-го класса по пропедевтическому курсу отечественной истории и обществознания, содержит дидактический материал для проведения контроля за усвоением знаний и навыков

Допущено Министерством образования и науки РФ.

Бердинских В.А., Бердинских М.Л.

Родная страна. Книга для чтения по истории для 3–4-го классов.. - М.: «Баласс», 2005. - 144 с., илл. (Серия «За страницами учебника»)

Книга для чтения предназначена для учащихся 3–4-го классов начальной школы, изучающих курс «Окружающий мир», составной частью которого является пропедевтический курс истории и обществознания.

Данное пособие снабжено методическими указаниями, в которых поясняется, как его можно использовать параллельно с учебником по окружающему миру «Мое Отечество».

Книга для чтения может также использоваться в работе по другим образовательным системам.

Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И., Кузнецова С.С., Сафиулина Н.Г.

Мое Отечество. 3-й класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. - М.: «Баласс», 1999. - 96 с. [9]

В методическое пособие включены программа пропедевтического курса отечественной истории и обществознания для начальной школы, тематическое планирование уроков в 3-м классе из расчета 1 час в неделю, методические комментарии к учебнику «Мое Отечество» (авторы Д.Д. Данилов, С.В. Тырин), поурочные методические разработки.


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (4 КЛАСС - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)

 

Окружающий мир. Учебник «Человек и человечество». Вводный курс истории и обществознания для 4-го класса в 2-х книгах. Авт. коллектив: Г.Э. Белицкая, Н.В. Иванова (книга 1); Д.Д. Данилов, С.С.Кузнецова, С.В. Тырин (книга 2). - М.: «Баласс», 2000. - Ч. 1 - 48 с., ил., ч. 2 - 96 с., илл.

Учебник является второй частью историко-обществоведческого сегмента курса «Окружающий мир». С его помощью завершается формирование целостной предварительной картины мира младших школьников. Содержание книги указывает на тесную интеграцию со второй половиной курса «Окружающий мир» - учебниками по введению в естествознание, созданными авторским коллективом под руководством А.А. Вахрушева, в частности, с учебником для 4 класса - «Человек и природа».

Первые главы двух учебников посвящены проблеме человека - в одной книге с позиции анатомии, а в другой - с позиции психологии. Далее рассматриваются различные уровни взаимодействия человека соответственно с природой и обществом. В учебнике «Человек и человечество» это - человек в непосредственном кругу общения, человек в истории человечества, человек и многоликое человечество, человек и единое человечество. Таким образом, младшие школьники осмысливают, к примеру, следующие проблемы: «Почему в обществе возникают конфликты и как их разрешать?», «Для чего нужны совесть и мораль?», «Чем отличаются люди, живущие на Земле?», «Что объединяет все человечество?». Последний урок посвящен проблеме «Как человеку жить в обществе?». На взгляд авторов, точно так же как единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой - это переход к экологическому хозяйству, во взаимоотношениях между людьми главный приоритет - формирование толерантной личности - человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относится к позициям и интересам других людей.

Допущено Министерством образования и науки РФ.      

Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Харитонова Н.В., Кузнецова С.С.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и человечество», 4-й класс. - М.: «Баласс», 2001. - 80 с., илл.

Рабочая тетрадь содержит практические задания по вводному курсу истории и обществознания и является приложением к учебнику «Человек и человечество» для 4-го класса (1-4).

Бердинских В.А., Бердинских М.Л.

Родная страна. Книга для чтения по истории для 3–4-го классов.. - М.: «Баласс», 2005. - 144 с., илл. (Серия «За страницами учебника»)

Книга для чтения предназначена для учащихся 3–4-го классов начальной школы, изучающих курс «Окружающий мир», составной частью которого является пропедевтический курс истории и обществознания.

Данное пособие снабжено методическими указаниями, в которых поясняется, как его можно использовать параллельно с учебником по окружающему миру «Мое Отечество».

Книга для чтения может также использоваться в работе по другим образовательным системам.

Данилов Д.Д. и др. Человек и человечество. 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: «Баласс», 2001. - 256 с.

В методическое пособие включены программа пропедевтического курса отечественной истории и обществознания для начальной школы, тематическое планирование, методические комментарии к учебнику «Человек и человечество», поурочные методические разработки.

Современные методики в преподавании историко – обществоведческих знаний в начальной школе.

Специальные методы и приемы, применяемые на уроке при изучении историко-обществоведческого содержания, способствующие созданию эмоциональной ситуации - необходимый элемент в формировании ценно­стного отношения у младших школьников к изучаемым событиям.

Словесный метод, который успешно может быть реализован посред­ством эвристической беседы, а также приема сюжетного повествования и его нетрадиционных форм - персонификации, драматизации.

Метод дидактической игры (ролевые игры, ассоциации, тренинги)

Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность.

Беседа создаёт условия для ценностного освоения школьниками ок­ружающей действительности. Цель эвристической беседы — дать возмож­ность детям реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. В такой беседе с помощью вопросов, заданий, акцентов учителя ученики путем логических рассуждений подходят к открытию новых связей и от­ношений. Эвристическую беседу можно разделить на три этапа: - поста­новка проблемы учителем (по возможности - с участием школьников), ин<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...