Тема 3. Психологическая характеристика общения, как одного из основных видов деятельности.
1. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.). Оно обеспечивает планирование, осуществление и контролирование деятельности партнёров по общению. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих человека к совместной практической деятельности. Виды общения: - непосредственное и опосредованное; - прямое и косвенное; - вербальное и невербальное; - межличностное и массовое; - межперсональное и ролевое. Непосредственное общение – исторически первый вид общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения – неполного психологического контакта при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. Межперсональное общение – вид общения, участниками которого являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются партнёру по ходу общения и организации совместной деятельности. В ролевом общении человек становится носителем какой-либо социальной роли и лишается определённой спонтанности своего поведения, так как те или иные его действия и поступки диктуются исполняемой ролью (учитель – ученик, продавец – покупатель и т.д.). В процессе такого общения человек отражается уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определённые функции.
Формы общения. Общение с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при контактах со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребёнка в ответ на ласку взрослого (после 4-ой недели жизни). На 2-ом месяце у младенца появляется комплекс оживления как первая форма общения со взрослыми – непосредственно-эмоциональное общение вне практического сотрудничества с партнёром. В таком общении, выражая своё отношение к партнёру, дети используют различные экспрессивно-мимические средства (взгляды, улыбки, выразительные движения, вокализации). К концу первого года жизни у детей формируется ещё вторая форма контакта с окружающими – предметно-действенное общение, включённое в совместную манипулятивную и игровую деятельность ребёнка и взрослого. Для этого дети используют практические действия, наделяя их функциями выразительного движения (приближение, протягивание предмета и пр.). В дошкольном возрасте сохраняется типичная для предметно-действенного общения «привязанность» ребёнка к конкретной ситуации, связь с деятельностью партнёра. Постепенное овладение многообразными функциями речи позволяют ребёнку всё чаще выходить за пределы непосредственных ситуаций и текущих интересов. К концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимно-личностное общение, достигающего своего совершенного уровня в подростковом возрасте.
Общение со взрослыми – один из главных факторов психического развития ребёнка. Оно обеспечивает приобщение ребёнка к историческому опыту человечества. Организация общения, достаточного по количеству и адекватного по содержанию, служит важным условием правильного воспитания детей в любом возрасте. 2. По своему назначению общение многофункционально. Функции общения: - прагматическая - реализуется во взаимодействии людей в процессе совместной деятельности; - формирующая - проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека; - подтверждения - проявляется в имеющейся у каждого человека возможности познать себя, утвердить и подтвердить своё существование - организации и поддержания межличностных отношений; - внутриличностная - реализуется в общении человека с самим собой. 3. В структуре общения выделяют три взаимосвязанные стороны общения: - коммуникативная - заключается в обмене информацией (представлениями, идеями, чувствами, интересами, настроениями, установками и т.д.) между общающимися людьми; - интерактивная - проявляющаяся в организации взаимодействия между участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями; - перцептивная - представляет собой процесс восприятия партнёрами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними. Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. Выделяют основные функции социальной перцепции: - познание себя, - познание партнёра по общению, - организация совместной деятельности на основе взаимопонимания, установление эмоциональных отношений. Можно выделить ряд механизмов, обеспечивающих процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу: идентификация, эмпатия, каузальная атрибуция, межличностная аттракция, рефлексия. Идентификация - уподобление, отождествление с кем-либо, с чем-либо. Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение - вчувствование в его переживания. Каузальная атрибуция - интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Межличностная аттракция - возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Тема 4. Психология игры
1. В философии, психологии и педагогике существует множество подходов к пониманию сущности и природы игры. В них по-разному определяется игра человека, выделяются причины, побуждающие играть людей в разном возрасте, описывается влияние игры на развитие психики. Традиционно рассматривают следующую классификацию теорий игры: 1) философско-культурологические (Платон, Аристотель, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт, М. Бахтин, Е. Финк, Й. Хейзинга); 2) биологические теории (К. Гросс, В. Штерн, Ф. Бойтендайк, К. Бюлер и др.); 3) индивидуально-психологические (К. Левин, К. Коффка, Э. Клапаред, З. Фрейд, Ж. Пиаже, М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) [162]. Теории сгруппированы по выделяемым авторами причинам появления и особенностям функционирования игры. Данная классификация объединяет как психологические, так и философско-культурологические подходы. Это объясняется различием теоретических концепций, лежащих в основе данных подходов. Так учёные, представляющие биологизаторское направление в решении проблем возрастной психологии, определяют игру как проявление унаследованных инстинктов или глубинных влечений (К. Гросс, Дж. Селли, К. Бюлер и др.). Сторонники социалогизаторского направления (В. Штерн, В. Вундт и др.), напротив, рассматривают игру как приспособление к среде обитания ребёнка - человеческому обществу.
Игра привлекала внимание философов ещё в Древней Греции. Платон воспринимал игру как нечто прекрасное и ценное само по себе. Души молодых, говорил он, не могут выносить абстрактно серьезное, поэтому требуют игр, забав, песен как таковых, не согласуемых с интересами государства [104, С. 130]. Аристотель не придавал особого значения игре и рассматривал ее, прежде всего как развлечение и отдых. Также в его трудах можно найти указание на значение игры как средства подготовки к будущей серьезной деятельности, к труду [166]. Начало разработки теории игры обычно связывают с именами Ф. Шиллера - немецкого поэта, историка, философа, и Г. Спенсера - английского философа и социолога, одного из родоначальников позитивизма. Их интересовала игра как одно из самых распространённых явлений жизни. Большинство учёных, изучавших феномен игры, едины в том, что именно она выполняет важнейшую функцию приобщения ребёнка к культуре, к духовному богатству человечества. В игре происходит развитие внутренней культуры человека через интериоризацию внешней, по отношению к человеку, культуры. Анализ различных подходов к определению игры позволяет утверждать, что причины, побуждающие человека играть, очень разнообразны. Природа «игрового интереса» ещё мало изучена. Выше уже упомянута теория австрийского психолога К. Бюлера о «функциональном удовольствии» как внутренней субъективной причине игры. В. Вундт также считает источником игры наслаждение. Ф. Бойтендайк критикует представления об игре как проявлении инстинктов (К. Гроос, 1916) и считает, что в основе игры лежат не отдельные инстинкты, а более общие влечения: влечение к освобождению, индивидуальной автономии живого существа; влечение к слиянию, к общности с окружающим; тенденция к повторению. Ж. Шато (1955, 1956) отмечает, что причина игры кроется в стремление к самоусовершенствованию и преодолению трудностей. Л.С. Выготский отмечает, что «игра возникает, когда появляются нереализуемые немедленно тенденции и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний»[37]. С.Л. Рубинштейн уделяет особое внимание причинам, побуждающим ребёнка играть и подчёркивает, что «сущность игры заключается не в утилитарном эффекте и вещном результате, которые обычно даёт данное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к её результату, а в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, вообще для играющего, сторон действительности» [122, С. 290]. Развивая идею С.Л. Рубинштейна о специфике мотивов игры, Д.Б. Эльконин (1999) так определяет основной мотив игры ребёнка - стремление малыша действовать как взрослый. «Не быть взрослым, а действовать как взрослые» [174].
В настоящее время в психолого-педагогической литературе всё чаще появляется утверждение о том, что человек страдает от так называемого «стимуляционного голода»: внутренняя потребность человека в получении стимулов (информации) из внешней среды побуждает его делать что-то, а игра удовлетворяет потребность некоторых людей в таких стимулах [Эведон; 21]. Огромное количество компьютерных игр, завладевших умами и временем и детей и взрослых в последнее время, позволяют человеку уйти от трудностей и разочарований реальности, почувствовать себя «властелином мира», имеющим в запасе несколько «жизней». Однако не следует забывать и о признанных всеми народами, заслуживших уважительные оценки играх: шахматы, шашки, абак, нарды, спортивные и народные игры. Можно разделить всё многообразие игр на две большие группы: одни - уводят от реальности, другие - помогают адаптироваться к ней [Кавтарадзе; 39]. Ю.В. Геронимус выделяет такие факторы, способствующие возникновению игрового интереса: - удовольствие от контактов с партнёрами по игре; - удовольствие от демонстрации партнёрам своих возможностей как игрока; - азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры; - необходимость принимать решения в сложных и часто неопределённых условиях; - довольно быстрое выяснение последствий принятых решений. Это выяснение, как правило, возможно только в ходе игры, так как последствия зависят, вообще говоря, ещё и от непредсказуемых действий других игроков; - удовлетворение от успеха - промежуточного или окончательного; - если игра ролевая, то удовольствие от перевоплощения в роль; - если игра азартная, то к игровому интересу может добавиться корыстный интерес к денежному выигрышу [Геронимус; 75]. Говоря о мотиве, побуждающем человека участвовать в игре, можно сказать, что таковым является желание снять возникающее в процессе жизнедеятельности, значимое напряжение (удовлетворить нереализуемую тенденцию, детерминирующую тенденцию, потребность). Это желание «формируется в силу многих обстоятельств, за счёт социокультурных, половозрастных, индивидуально-психологических факторов, которые увеличивают важность, ценность, смысл чего-то для человека» [163, С. 309]. Именно игра позволяет участнику познавать себя и других, осваивать социокультурный опыт, экспериментировать, отстраняться от себя, становиться иным, упражняться в чём-либо. Конечно, в игре невозможно полностью «снять» значимое напряжение, можно говорить лишь о его трансформации и изменении (Шаров А.С., 2000). «В игре за счёт проявления в условно-значимой ситуации новых свойств у предметов, обязанностей, прав и функций у игроков, целей и критериев оценки идёт умножение и изменение значимого и важного для человека, дифференциация и интеграция, различение и соединение ценностей, смыслов, мотивов, целей и т.д. Данный процесс дифференциации и систематизации значимого в человеке ведёт к его развитию, т.к. он приобретает больше возможностей для адекватного выбора и эффективной регуляции своей жизнедеятельности» [163, С. 312]. Игра является особой мнимой ценностно-значимой реальностью, определённым силовым полем, попадая в которое, человек осваивает его, подчиняется уже существующим правилам. При этом от игрока не требуется проявления собственной инициативы, поэтому он имеет «возможность как бы раствориться» в игре [42, С. 150]. Осваивая игровое поле, «проживая» игровую роль, человек изменяется. Прежде всего, изменению подвергается его видение окружающего мира и самого себя. В этом состоит суть превращения игрока в другого человека (Шаров А.С., 2000). Подробнее процесс превращения при включении человека в игру и в ходе самой игры мы опишем далее в работе. Анализируя многочисленные работы философов, психологов, педагогов, касающиеся игр людей, можно сделать вывод о том, что большинство исследователей чаще всего описывают игру, дают определение этому виду деятельности, выявляют функции и говорят о значении игры в жизни человека. Очень мало работ, где анализируются внутренняя структура игры, её механизмы и внутренние процессы. З. Фрейд, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин в своих исследованиях обращали внимание на психологические процессы, происходящие в игре. В рамках нашего исследования будем рассматривать игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением, а мотивом, побуждающим человека участвовать в игре, будем считать желание снять возникающее в процессе жизнедеятельности значимое напряжение. Вопрос о внутренней структуре игры, её психологических механизмах является наиболее сложным и мало исследованным на данный момент [163, С. 306]. Кроме того, в психолого-педагогической литературе встречается большое число различных классификаций игр, в частности, игр дошкольников. Остановимся подробнее на характеристике самых распространённых из них. 2. В психолого-педагогической литературе отмечается чрезвычайное многообразие явлений, обозначаемых словом «игра». Даже если исключить все употребления этого слова в переносном и метафорическом значении, то остаются игры животных, всевозможные виды игровой деятельности взрослых и крайне разнообразный мир детской игры. Различные классификации игр представлены в философской, психологической, педагогической и этнографической литературе. Так, если вести речь об играх вообще, а не только о детских играх, то их можно «схематически разбить на три основные типологические группы - игры драматические, игры спортивные и игры орнаментальные…Игры драматические подразделяются на игры производственные (охотничьи и рыболовные, скотоводческие и птицеводческие, земледельческие) и игры бытовые (общественные и семейные), а игры спортивные на состязания простые и состязания с вещью… Трудность анализа игр заключается в том, что с ходом исторического процесса они видоизменялись и получали отпечаток не только каждой новой формации, но подвергались воздействию идеологии различных социальных групп, отражали ряд местных особенностей исторических, этнографических и географических. Вот почему так сложна и классификация игр…» [Игры народов; XVI]. В жизни человека очень часто возникают ситуации, в которых можно пронаблюдать соединение и переплетение самых различных видов игр. Мы уже привели пример очень общего разбиения всего многообразия игр, в которые играют люди всех возрастов, на две группы: игры, уводящие от реальности (чаще всего в них играют взрослые люди) и игры, помогающие адаптироваться к ней (характерны для детей). Эта классификация основывается на отношении человека к действительности, к реальному миру. Ф. Фребель первым среди педагогов выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания. В основе его классификации игр - принцип дифференцированного влияния игры на развитие: ума (умственные игры); внешних органов чувств (сенсорные игры); движений (моторные игры). К. Гросс выделил такие виды игры по их педагогическому значению: «игры обычных функций» (подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю); «игры специальных функций» (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.). В отечественной дошкольной педагогике признанной является классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре (П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская). Детские игры делят на игры, придуманные самими детьми (творческие) и игры, придуманные взрослыми (игры с правилами). Творческие игры, в свою очередь, делятся на режиссёрские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом. В этих играх ребёнок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность на всех этапах игры: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Игры с правилами, в зависимости от характера обучающей задачи, делятся на дидактические и подвижные. Характерная особенность этих игр в том, что они специально созданы народной или научной педагогикой для решения определённых задач обучения и воспитания. Эти задачи реализуются через игровые действия ребёнка при выполнении какого-либо задания (найти, сложить, сказать наоборот и т.д.). Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимся непременным компонентом игры. Дидактические игры подразделяются по разным основаниям: - по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.); - по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные). Подвижные игры также классифицируются по разным основаниям: - по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности); - по преобладающим движениям (игры с прыжками, перебежками и т.д.); - по предметам, используемым в игре (игры с мячом, лентами, обручами и т.д.). Ещё одна классификация, разработанная С.Л. Новосёловой, основывается на том, по чьей инициативе возникает игра. С этой точки зрения выделяют три класса игр: 1) игры, возникающие по инициативе ребёнка - самостоятельные игры (игра-экспериментирование, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные); 2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями (обучающие - дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые -игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные); 3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникнуть по инициативе как взрослого, так и более старших детей (традиционные или нардные). С.А. Шмаков [], предлагая классификацию детских игр, исходил из того, что их различные группы имеют своё место в предметно-игровом окружении дошкольников. Автор выделяет такие группы игр: - предметные, предполагающие взаимодействие с предметами и игрушками; - творческие сюжетно-ролевые, основанные на создании воображаемых ситуаций и распределении игровых ролей; - дидактические игры с готовыми правилами, которые используются как средство развитие активности; - игры психологического плана (кроссворды, викторины, ребусы); - строительные, технические игры; - игры - тренинги, предназначенные для развития психики. 3. Изменение актуальных потребностей человека, происходящее в онтогенезе, приводит к смене преобладающего, в том или ином периоде дошкольного детства, вида игры. В младшем дошкольном возрасте для ребёнка важен сам процесс действия, а не тот результат, к которому это действие может привести [174]. Малыши стремятся изобразить в игре различные действия (стирают, варят, кормят куклу и т.д.) и функции какого-либо человека или предмета (они могут быть в игре машинами, солдатами, воспитателями, мамами, продавцами и т.д.). Первоначально дети стремятся к изображению бытовых действий, затем появляются ролевые обозначения (я - мама, я - шофёр и т.д.). Таким образом, наряду с уже существующими режиссёрскими играми, в младшем дошкольном возрасте возникает образно-ролевая игра. В среднем дошкольном возрасте основным стремлением ребёнка становится желание освоить отношения между людьми в какой-либо деятельности. "Роли в этих играх имеют главное значение, и интерес игры для детей заключается в выполнении той или другой роли" (Д.Б.Эльконин, 1999). В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Они играют друг с другом или с куклой как с идеальным партнёром, который тоже выполняет свою роль. В старшем дошкольном возрасте основной нереализуемой тенденцией, определяющей особенности игры ребёнка, является стремление правдиво и убедительно сыграть роль, освоить правило, характерное для конкретной игры, выполнить его. Из сюжетно-ролевой игры выделяются игры с правилами, в которых роль отходит на второй план, и главным оказывается чёткое выполнение правил игры. Зачастую в этих играх появляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш. Всё сказанное иллюстрирует процесс освоения ребёнком мира предметов и человеческих отношений. Старшие дошкольники, научившись играть в различные игры, лучше адаптируются к окружающему миру, эффективнее осуществляют регуляцию своего поведения. 4. Как уже было отмечено, наиболее сложным является вопрос о психологическом механизме игры. Мы предполагаем, что основным психологическим механизмом игры является превращение (Каннети Э., Шаров А.С.). Превращение – процесс перехода конкретного человека в кого-то другого, «я» в «ты», «мы» в «они» (Э.Каннети) [61]. Это древнейший социально-психологический механизм, посредством которого человек осваивает культуру во всех её проявлениях. Условием его осуществления является сама игра со всеми присущими ей признаками, правилами, нормами, ситуациями и желаниями игроков (Шаров А.С., 2000). Реализация превращения проходит в два этапа, т.е. стать и быть игроком. В первом случае превращение отражает особенности вхождения человека в игру, принятие норм, правил, освоения многомерного (психологического, физического, аксиологического) игрового пространства. И ничего не говорит о трансформации самого человека. Во втором – превращение есть трансцендирование, т.е. выход за пределы себя обыденного и ситуативного, изменения внутреннего мира человека, его ценностно-смысловых образований, мотивов. Человек, превращаясь, становится, хотя бы на какое-то время, другим по сути своей. На первом этапе, при вхождении в игру, игра репрезентирует себя, свое значимое напряжение через желание, стремление человека играть; она для него возможность «прочувствовать» собственные нереализуемые тенденции. В самом же процессе игры уже игроки репрезентируют себя и культивируют свои нереализуемые тенденции (Шаров А.С.). Превращение разворачивается в особом «контексте», ценностно-смысловом поле игры, которое изменяет, трансформирует человека, подгоняя его под игровую роль, и он, в свою очередь, вносит некоторые изменения в то же игровое поле. Рассмотрим подробнее этапы превращения. На первом этапе человек принимает и усваивает структурные ориентиры игры (правила, нормы, роли и т.п.), настраивается на исполнение роли, используя маску, одежду, изобразительные действия и, опираясь на желание играть. Это можно назвать вхождением человека в игру. Перед тем как начать играть человек обычно что-то знает о предстоящей игре или просто стремится реализовать своё желание играть. Он осознанно или неосознанно принимает те правила и нормы, которые присуще игре, затем начинает играть роль, изображать кого-то или что-то, имитировать поведение героя. Превращение начинается с принятия роли, с желания "стать другим" (Шаров А.С., 2000). На первом этапе превращения игрок определяет своё место в игровом пространстве, принимает роль, настраивается на её исполнение с помощью внешних атрибутов: маски, одежды, изобразительных действий и внутреннего желания играть. Полное и эффективное вхождение в игру происходит с помощью воображения человека, благодаря которому играющий входит в специфический мир игры. Воображение также делает возможным вход во внутренний мир героя, вчувствование в роль, т.е. процесса активного "проникновения человека в эмоциональный личный мир другого" [Лейтц; 48]. Вчувствование даёт возможность игроку проникнуть в мир переживаний, чувств другого человека, без чего невозможно выполнение определенных ролевых функций. Этому способствует символическая функция игры. Игра захватывает человека, вызывая у него специфические, обусловленные её полем, переживания. Это приводит к изменению игроков. Человек осваивает ценностно-смысловое поле, полностью включается в него, играет определённую роль, переживая и действуя так, как того требует роль. Второй этап превращения начинается с "про-живания" роли, когда человек осваивает ценности и смыслы героя. Образ героя, как некое системное качество, управляет поведением человека. Почувствовать и уловить его помогают чувства и переживания, испытываемые в игре. При "про-живании" роли у игрока формируется определённый внутренний настрой, он принимает цели и ценности, обусловленные ролью, выполняет ролевые функции. В этот момент игрок уже не задумывается о том, что он исполняет роль, она сама руководит его действиями и поступками. Человек испытывает чувства и переживания, обусловленные ролью, характерные для данного персонажа. В процессе игры внутренний мир (эмоции и чувства, потребности и мотивы, ценности и смыслы) участников определенным образом структурируется и оформляется в соответствие с социально-психологическими особенностями игры. Это приводит к изменению его внутреннего мира, поведения и изменению режима функционирования регулятивных механизмов (Шаров А.С., 2000). "Переход человека из одного психического состояния в другое и есть необходимое превращение для выражения определенной функции или роли. В игре человек превращается в другого сразу и целиком, и это другое психическое состояние, существующее как преобразованное, представляет его подлинное бытие, по сравнению с которым его прежнее бытие не значимо" [42, С. 157]. В этот момент у игрока изменяется отношение к реальному миру, поскольку его восприятие, поведение, критерии выбора, рефлексивная функция сознания носят изменённый "обыгранный" характер (Шаров А.С.,2000). Горизонт мировосприятия и мироотношения человека изменяется самой игрой и тем ценностно-смысловым образом, который сложился в процессе игры. Всё, что происходит в игре, проживается и переживается всем человеком: его мыслями, чувствами, телом. Это и приводит к изменению смыслов, целей, ценностей, активности и рефлексивной функции сознания игрока. По мере включения человека в игру начинают функционировать более частные, по отношению к превращению, психологические механизмы. На первом этапе превращения человек, осваивая игровую роль, изменяет свое поведение, т.е. его активность направлена на изменение себя. Происходит о-граничение игрока в роли. Это психологический механизм вхождения и освоения роли. На втором этапе, когда роль уже принята, идет как бы внутреннее обустройство человека в роли. Ведущие фактором активности становится именно роль, а играющий должен о-граничивать роль в себе, чтобы она не подавила его настоящего «Я». На втором этапе превращения психологический механизм выполняет основную функцию – это изменение, о-граничение роли в себе. Таким образом, в превращении проявляется диалектика внешнего и внутреннего. Сначала человек изменяет, оформляет себя в роли, а затем о-граничивает роль в себе [163]. Обобщая сказанное, можно схематично изобразить логику этапов превращения вслед за А.С. Шаровым:
1 этап Принятие - изображение - роль ПРЕВРАЩЕНИЯ Воображение - вчувствование- переживание
2 этап Проживание - чувства - мироотношение ПРЕВРАЩЕНИЯ Роль - образ - мировосприятие Рис. 2. Процесс превращения при включении человека в игру и в ходе самой игры Мы описали два психологических механизма, соответствующие этапам превращения, которые последовательно проявляются во времени. Это как бы горизонтальные механизмы. Но при этом происходят изменения и в личности игрока. Диалектика внешнего и внутреннего в превращении разворачивается и на личностном уровне [163, С. 320]. В соответствии с психологической структурой человека, наряду с горизонтальными, можно выделить три вертикальных компонента основного психологического механизма. Первый - мотивационный - направлен на изменение, оформление и о-граничение ценностно-смысловой сферы играющего. Посредством его идет дифференциация и интеграция игровых и жизненных мотивов, смыслов и ценностей. Второй - аффективный - дифференцирует и интегрирует виды активности (конативную, когнитивную, аффективную), оформляет чувства и переживания, развивает поведенческую и познавательную сферу человека. Посредством этого компонента формируются в игре произвольное внимание, память, мышление. Возникают новые чувства и переживания, не говоря уже о поведенческих навыках и умениях. Третий - рефлексивный - помогает формировать навыки обратной связи, оценивать результаты действий или игры в целом (системная рефлексия), прислушиваться к себе (предметная рефлексия). Он направлен на формирование и развитие рефлексии. Посредством разворачивания этого компонента, "…в конце концов, человек только и может изменить себя, т.к. именно он как бы завершает и оформляет все те изменения, которые происходят с человеком в игре» [163, С. 321]. В зависимости от возраста игроков и содержания игры превращение имеет некоторые особенности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|