Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Образовательные программы для детей дошкольного возраста
(ЗФ, 2016-17, 5-й семестр, Попова Е.В.)
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
(для заочной формы обучения)
№ темы
|
Наименование раздела
(формулировки изучаемых вопросов)
| Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
|
Всего
часов
| Аудиторная работа
| Само-стоят. работа
|
Лек-ции
| Семи-нары
| Лабор. занятия
|
Раздел 1. Общие вопросы программного обеспечения дошкольного образования
|
|
|
|
|
|
| Дошкольное образование в России: история и современность
|
|
|
|
|
|
| Классические зарубежные системы дошкольного воспитания
|
|
|
|
|
|
| Образовательные программы дошкольного образования: требования, структура, виды.
|
|
|
|
|
|
| Структура и содержание целевого раздела примерной основной образовательной программы дошкольного образования (ПООП ДО)
|
|
|
|
|
|
| Структура и содержание содержательного раздела ПООП ДО
|
|
|
|
|
|
| Структура и содержание организационного раздела ПООП ДО
|
|
|
|
|
|
| Технология проектирования и разработки основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО)
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Характеристика комплексных и парциальных программ дошкольного образования
|
|
|
| -
|
|
| Характеристика комплексных основных образовательных программ дошкольного образования.
|
|
|
|
|
|
| Характеристика парциальных основных образовательных программ дошкольного образования.
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Раздел 1. Общие вопросы программного обеспечения дошкольного образования
|
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть
(код контролируемой компетенции)
ОПК-4: З1
ПКПП-7: З.1, З.2
|
Содержание раздела
|
План лекций
| План семинарских и лабораторных занятий
|
ТЕМА 1: Дошкольное образование в России: история и современность (2 ч.)
План:
1. Дошкольная педагогика в 19-нач.20 вв.
2. Советская система дошкольного воспитания:
а)педагогические принципы
б)цель, задачи и содержание типовой программы воспитания в детском саду
3. Реформа дошкольного образования в 90-х гг. 20 в.:
а)основные направления реформирования
б)документы, регламентирующие деятельность ДОУ
Методическое обеспечение http://psychlib.ru/mgppu/smps/sps-001.htm (Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания)
Лекция 1: Образовательные программы ДО: требования, структура, виды (2 ч.)
План:
1.Требования ФГОС ДО к основной образовательной программе (ООП) ДОУ.
2.Примерная основная образовательная программа (ПООП) ДО: назначение, структура.
3.Содержание основных разделов ПООП ДО:
а)целевой раздел
б)содержательный раздел
в)организационный раздел
4. Комплексные и парциальные основные образовательные программы (ООП) ДО.
Методическое обеспечениеНавигатор образовательных программ дошкольного образования [Электронный
ресурс].─ Режим доступа: http://Navigator.firo.ru.
http://www.firo.ru/?page_id=11684
Лекция 2: Технология проектирования и разработки основной образовательной программы ДОО (2 ч.)
План:
1.Нормативные основы и характеристики ООП ДО.
2. Назначение и особенности ООП ДО в образовательной Организации.
3.Алгоритм применения ПООП для разработки ООП ДО в образовательной организации.
4. Выбор комплексных и парциальных авторских образовательных программ дошкольного образования для разработки ООП ДО в образовательной организации.
| ТЕМА № 2: Классические зарубежные системы дошкольного воспитания (2 ч.)
План:
1. Система дидактических игр Ф. Фребеля
а) идеологические основания и педагогические принципы
б) особенности дидактических методов Ф. Фребеля
в) значение системы
2. Система дошкольного воспитания М.Монтессори
а)принципы системы
б)сенсорный дидактический материал
в)организация занятий
г)значение системы
3. Вальдорфский детский сад Р.Штайнера
а)принципы системы
б)содержание педагогической работы
в)организация жизнедеятельности детей в детском саду
г)значение системы
Методическое обеспечение http://psychlib.ru/mgppu/smps/sps-001.htm (Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания)
Семинар № 1: Структура и содержание целевого раздела ПООП ДО (2 ч.)
План:
1.Пояснительная записка ПООП ДО: содержание, структура.
2.Планируемые результаты образовательной деятельности (на разных возрастных этапах).
3.Параметры оценивания качества образовательной деятельности по Программе.
Методическое обеспечение: Навигатор образовательных программ дошкольного образования [Электронный
ресурс].─ Режим доступа: http://Navigator.firo.ru.
Семинар № 2: Структура и содержание содержательного раздела ПООП ДО (2 ч.)
План:
1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка младенческого и раннего возраста, представленными в пяти образовательных областях.
2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка дошкольного возраста, представленными в пяти образовательных областях.
3. Взаимодействие взрослых с детьми.
4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.
5. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Методическое обеспечение: Навигатор образовательных программ дошкольного образования [Электронный
ресурс].─ Режим доступа: http://Navigator.firo.ru.
Лабораторное занятие № 1: Структура и содержание организационного раздела ПООП ДО (2 ч.)
План:
1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
3. Кадровые условия реализации Программы
4. Материально-техническое обеспечение Программы
5. Финансовые условия реализации Программы
6. Планирование образовательной деятельности
7. Режим дня и распорядок
Содержание работы: работа с текстом Примерной ООП ДО, конспектирование основных положений.
Методическое обеспечение: Навигатор образовательных программ дошкольного образования [Электронный
ресурс].─ Режим доступа: http://Navigator.firo.ru.
|
Самостоятельная работа
|
Инвариантная часть
| Вариативная часть
|
1) Ознакомиться с пп. 1.2-1.6 ФГОС ДО
(http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html)
Составить краткий конспект
| 1.Составить кроссворд с использованием основных понятий модуля.
2.Составить тест для проверки знаний по модулю.
3.Составить конспект статьи по тематике модуля из журналов «Дошкольное образование», «Педагогика», «Новое образование», «Инновации в образовании» и др. за последние 5 лет
|
Раздел 2. Характеристика комплексных и парциальных программ дошкольного образования
|
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть
(код контролируемой компетенции)
ОПК-4: В.1
ПКПП-7: У.1, В.1
|
Содержание раздела
|
План лекций
| План семинарских и лабораторных занятий
|
Лекция 3: Характеристика комплексных основных образовательных программ дошкольного образования (2 ч.).
План:
1.Характеристика комплексных ООП ДО ХХ века («Радуга», «Развитие», «Детство», «Истоки»).
2. Характеристика комплексных ООП ДО ХХI века («Вдохновение», «Дошколка.ру», «Мозаика»).
3. Характеристика комплексных ООП ДО для детей с ОВЗ.
| Самостоятельная работа!
Составить таблицу «Сравнительная характеристика комплексных ООП ДОО» (на основе изученных комплексных программ дошкольного образования): Автор, название, год создания / Основные принципы / Особенности программы
Семинар 3: Характеристика парциальных основных образовательных программ дошкольного образования (2 ч.).
План:
1. Программы познавательной направленности.
2. Программы социально-коммуникативной направленности.
3.Программы физической направленности.
4.Программы художественно-эстетической направленности.
5.Программы, направленные на речевое развитие.
Задание: подготовить видео презентацию одной из ООП.
Самостоятельная работа!
Составить таблицу «Сравнительная характеристика парциальных ООП ДОО» (на основе изученных парциальных программ дошкольного образования): Автор, название, год создания / Основные принципы / Особенности программы
|
Самостоятельная работа
|
Инвариантная часть
| Вариативная часть
|
1.Подготовить видео презентацию одной из ООП.
2. Сформулировать рекомендации для родителей дошкольников по выбору ООП ДОО.
| 1.Составить кроссворд с использованием основных понятий модуля.
2.Составить тест для проверки знаний по модулю.
3.Составить конспект статьи по тематике модуля из журналов «Дошкольное образование», «Педагогика», «Новое образование», «Инновации в образовании» и др. за последние 5 лет
|
| | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1.Основная литература
1.Методические рекомендации по использованию примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации
http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/OOP_fin_02-09-2015.pdf
2.Навигатор образовательных программ дошкольного образования [Электронный
ресурс].─ Режим доступа: http://Navigator.firo.ru.
3.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (2015 г.) [Электронный ресурс] http://www.firo.ru/?page_id=11684/
4.Смирнова Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с. [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/smps/]
5.Турченко В.И. Дошкольная педагогика. – М., 2012.
Дополнительная литература
6.Антология дошкольного образования: Навигатор образовательных программ дошкольного образования: сборник. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
7.Бостельман А., Финк М. Применение портфолио в дошкольных организациях: 3–6 лет. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
8.Елжова Н.В. Аккредитация ДОУ. – Ростов-на-Дону, 2011.
9.Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. 10.Пособие для педагогов ДОО (0–7 лет). – М.: Просвещение, 2014.
11.Пастюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах. – Ростов-на-Дону, 2011.
12.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384). [Электронный ресурс] (http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html)
13.Смирнова Е.О. Детская психология. – СПб., 2011.
14.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. От 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // 15.Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru.
16.Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях / под ред. В.К. Загвоздкина, И.В. Кириллова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 116 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: