Модуль 5. Методы и приёмы педагогической деятельности
Методы педагогической деятельности. В педагогической деятельности используются разнообразные методы обучения, руководствуясь педагогической целесообразностью. Выбор методов осуществляется на основе целевых установок урока, содержания изучаемого материала и задач развития учащихся в процессе обучения. Для реализации основных принципов компетентностного подхода и рационального сочетания индивидуального и коллективного образования, отбираются наиболее эффективные методы организации обучения.
Классификация методов по Ю.К. Бабанскому:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. v Перцептивные методы (передача и восприятия учебной информации): · Словесные методы. ü Проблемная беседа, диспут, дискуссия. На кружковых занятиях дети знакомятся со спецификой монолога-выступления на научно-практической конференции. · Наглядные методы. ü Демонстрация способов деятельности. Формируя образовательные компетенции учащихся, учитель сам показывает, как нужно делать, даёт алгоритм действия (способы решения задач, составление уравнений химических реакций, правила пользования химическим инструментарием, демонстрация химических опытов). · Практические методы. ü Самостоятельное выполнение творческих упражнений разноуровневого характера, прикладной направленности. ü Самостоятельное проведение учащимися химических опытов, исследовательской деятельности. v Логические методы (организация осуществления логических операций): ü Индуктивные (классифицировать химических реакций). ü Дедуктивные (имея общую формулу, составить алгоритм решения однотипных конкретных химических задач).
ü Аналитические (например, при изучении реакций гидролиза). ü Синтетические (например, при изучении реакций этерификации). v Гносеологические методы (организация и осуществление мыслительных операций): ü Проблемно-поисковые методы (формируются проблемные компетенции). o Проблемное изложение знаний. Применяется, когда учащиеся не имеют достаточного запаса знаний, чтобы активно участвовать в решении проблемы. Например, при изучении теории строения органических веществ А.М. Бутлерова. 9, 10 классы. o Эвристический метод. Поисковая (эвристическая беседа). Проводится на основе создаваемой учителем проблемной ситуации. Например, во что превращается водород, когда забирает электроны у лития? 8 класс. «Степень окисления». o Исследовательский метод. Применяется, когда учащиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных предположений. Например, при изучении щелочных металлов предлагается выявить роль воды в реакциях взаимодействия щелочных металлов с растворами различных солей. 9 класс. v Методы управления учебными действиями: ü Учащиеся приобретают навыки (информационные или информационно-коммуникативные компетенции) работы с дополнительной литературой, с учебником, с ИНТЕРНЕТ, с химическим инструментарием для дальнейшей самостоятельной работы (решение учебной проблемы, проверка гипотезы, проведение эксперимента, выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её защита). Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (выше во втором блоке описаны примеры мотивации) v Методы эмоционального стимулирования: ü Создание ситуации успеха в обучении – обязательное условие компетентностного обучения. v Методы формирования познавательного интереса («хочу»): ü Формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета, стимулирование занимательным материалом.
v Методы формирования ответственности и обязательности («могу»): Формирование понимания личностной значимости учения, предъявление учебных требований, оперативный контроль. Организация содеятельности: совместно-индивидуальной, совместно-последовательной, совместному взаимодействию. Методы организации и взаимодействия учащихся и накопления социального опыта ü Организация работы учащихся- консультантов. Работа консультантов используется при подготовке и проведении практических работ, при проведении демонстрационного эксперимента. ü Временная работа в группах. В проблемно-исследовательской деятельности предпочтение отдаётся групповой работе. При этом формируются коммуникативная и кооперативная компетенции. ü Организация работы по решению прикладных задач. Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся ü Творческие задания. Создание презентаций, например «Применений серной кислоты в народном хозяйстве» 9 класс, «Химия и косметика» 11 класс. ü Постановка проблемы или создание проблемной ситуации. На основе прочитанного материала учащиеся сами составляют проблемный вопрос. ü Дискуссия. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся v Методы контроля (осуществляет учитель): ü Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся: - устный контроль, - письменный контроль, - проверка домашних работ учащихся, - лабораторно-практический контроль. v Методы самоконтроля (осуществляет ученик): ü Методы устного самоконтроля и взаимоконтроля. ü Методы письменного самоконтроля и взаимоконтроля. ü Методы практического самоконтроля и взаимоконтроля. Приёмы педагогической деятельности. Основными приёмами педагогической деятельности являются: Ø Приём эвристических вопросов. Разработан древнеримским педагогом и оратором Квинтилианом. Для отыскания сведений о каком-либо событии задаются восемь ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? почему?
Ø Приём развития речи учащихся. Успехи учащихся в изучении химии находятся в прямой связи с культурой их устной и письменной речи, с умением грамотно пользоваться химической терминологией. Если ученик отвечает грамотно, красиво, в темпе, то он облегчает работу всего класса. Организуя проверку домашних заданий, проведение устных упражнений и защиты гипотез, описание экспериментальных, исследовательских работ перед учащимися ставится задача грамотного обоснования каждого этапа. Ø Приём конструирования, моделирования. Используется при решении проблемной ситуации или в исследовательской деятельности. Исследования проводятся по схеме, предложенной учителем или выбранной самим учащимся. Ø Приём комментированного решения химических задач. При отработке навыков класс выполняет одно и то же упражнение, но к доске никто не выходит, учащиеся поочерёдно вслух комментируют, обосновывают выполняемое задание. Учитель в любой момент может прервать отвечающего ученика и предложить продолжить ответ другому. Такое решение нацеливает школьников на то, что главное не быстрота преобразований, а их обоснование. Ø Приём проверки домашних задач. К началу урока на доске готовятся необходимые схемы к домашним задачам и уравнениям химических реакций. На занятии к доске вызывается ученик для изложения решения, который может быть в любой момент остановлен, а продолжить пояснение выйдет следующий. Ø Приём развития навыка составления, решения проблемного вопроса, навыка выдвижения рабочих гипотез. Любое исследование, любое творчество начинается с постановки проблемы, т.е. умения ставить вопрос. Учащиеся приучаются при чтении текста ставить перед собой скрытые вопросы, при этом их внимание сосредоточивается на логике рассуждений, выполняются основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Ø Приём намеренных ошибок. При объяснении материала учителем намеренно допускаются ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Постепенно школьники учатся мгновенно пресекать ошибки условным знаком и пояснением. Происходит отыскание взаимосвязей ошибки с правильным ответом. Внимание к ошибке может быть не только с целью её исправления, но и для выяснения причин и способов её получения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|