Армия Временного Сибирского Правительства.
Знаки различия автомобилистов в армиях Белого Движения
От автора. Автомобилисты не вызывают широкого интереса у читателей, это ведь не лихая кавалерия, не бравая гвардия, и поэтому, как правило, их исследователи обходили и обходят стороной. Об автомобильных частях и самих автомобилистах Русской Императорской Армии, весьма немногочисленных даже в период войны, осталось не так уж много материалов, не говоря уже о войсках антибольшевистских правительств. Многие документы, фотографии и предметы униформы либо были утеряны в ходе боев, либо увезены за рубеж эмигрантами, либо были уничтожены за годы Советской власти стирателями российской истории. К тому же, учитывая кризис промышленности России в условиях Гражданской войны, когда не хватало самого элементарного, автомобили в войсках были редкостью. Автомобилисты старой армии, ввиду нехватки автотранспорта, пополнили ряды пехоты и других родов войск. А тем, кому посчастливилось все-таки остаться за рулем автомобиля, как и всем, не хватало не то что характерного обмундирования и эмблем, но и сапог, шинелей, патронов, продуктов…
Автор заранее обращается к любителям истории, коллекционерам и энтузиастам автомобильных войск с просьбой исправить возможные ошибки и поделиться имеющимися материалами. Они будут использованы для освещения истории российских автомобильных частей, но никак не в коммерческих целях. Север. В войсках Временного Правительства Северной области (в дальнейшем - Временное Управление Северной области) автомобильные части были сформированы уже к 9 ноября 1918 г. - тогда появилась Автомобильная рота (командир - штабс-капитан Дес-Фонтейнес), которая к марту 1919 г. была развернута в Автомобильный дивизион. (При этом к осени 1918 г. пехотные части составляли всего лишь две роты). Количество имевшихся автомобилей, а также военнослужащих Автомобильной роты неизвестно. Униформа, согласно Приказа № 8 от 1 августа 1918 г. временно командующего вооруженными силами Мурманского края А. Гапонова, представляла собой поставляемую англичанами британскую военную форму. Отличия русских военнослужащих - в виде Андреевского креста из жести на фуражках. На снимке: британская фуражка. Приказом Командующего вооруженными силами ВУСО (Временного Управления Северной Области) № 3 от 3 августа 1918 г. капитана 2 ранга Г.Е. Чаплина восстанавливались все чины и звания, но при этом запрещалось ношение знаков различия Русской армии, в частности, погон. Чины "...отличаются галунами (тесьмою) по общему примеру Морского ведомства, но без закруглений". 8 августа вышло постановление ВУСО "Об отличительных знаках Российской Армии", который гласил: "...вследствие невозможности снабдить воинских чинов действующей армии русской форменной одеждой одинакового образца и покроя, устанавливаются следующие отличительные знаки Российской Армии Северной Области: по фуражке и вокруг тульи и на рукавах кругом обшлага - цветная тесьма по цвету прибора, у генералов - галунная. На фуражке кокарда русского образца… Отличия чинов устанавливаются на правом рукаве углами из тесьмы, у генералов из галуна".
Цвет тесьмы у автомобилистов зеленый, сама тесьма - из бархата. Приказом № 36 от 22 октября "О форме одежды для русских войск" устанавливались эмблемы родов войск и специалистов, которые следовало располагать на передней части ворота мундиров и шинелей. Автомобилисты получили эмблемы образца старой армии. Размеры эмблем (спецзнаков) 2/3 вершка. У нижних чинов - из черного сукна, у офицеров следовало вышивать их черной гладью. Кроме того, многие офицеры и солдаты, служившие до 1917 г. в Русской армии, продолжали носить старую русскую форму (разумеется, без погон). К радости многих русских офицеров 22 ноября 1918 г. вышел Приказ № 63 Командующего войсками Северной области генерал-майора В.В. Марушевского о введении защитных погон и знаков различия старого образца. Нижние чины встретили этот приказ без энтузиазма. Отмечались случаи, когда солдаты срывали у унтер-офицеров нашивки с погон. Осторожная часть офицерства долгое время не надевала погоны, опасаясь эксцессов со стороны нижних чинов. Солдаты же долгое время не носили кокард, что отмечалось в многочисленных приказах Марушевского. Тоже относится и к автомобильным частям. Приказом № 161 от 11 мая 1919 объявлена ведомость шифровок на защитной стороне погон солдат и офицеров. Автомобильный дивизион получил шифровку "С.Д.". Высота литер 3,3 см, они располагались на расстоянии 2,2 см от нижнего края погона. Спецзнак по образцу Русской армии (установленный Приказом № 228 от 1911 г.), на расстоянии 0,27 мм над шифровкой. Северо-Запад. Первые антибольшевистские части начали формироваться на Северо-Западе России осенью 1918 г. при поддержке германской армии.
Одной из первых частей был сформированный 21 октября того же года Отдельный Псковский Добровольческий корпус Северной Армии под командованием генерал-майора Вандама. В его составе была и автомобильная команда. На рисунке справа младший унтер-офицер в униформе немецкого образца. На рукаве один из отличительных знаков вооруженных формирований Северо-Запада и Запада - белый православный крест. Первого июля армия, для отличия действовавшей в районе Мурманска и Архангельска другой армии белых, была переименована в "Северо-западную Армию". Приказом Верховного Правителя А.В. Колчака командующим армией был назначен известный русский полководец генерал от инфантерии Н.Н. Юденич. Точных данных об общем количестве автомашин, бронеавтомобилей и автомобилистов нет. Кроме автомобильной команды Отдельного Псковского корпуса, в Северо-западной армии в октябре 1918 г. насчитывались: два бронеавтомобиля в 5-й пехотной ("Ливенской") дивизии; отдельные 1-я авторота и 1-я автоброневая батарея. При создании Отдельного Псковского корпуса было решено в форме "сохранить все старое", т.е. образца Русской Императорской армии. На рисунке слева наиболее характерные образцы формы офицеров Запада и Северо-Запада. Крайний справа офицер в немецкой форме с русскими знаками различия. Что касается погон, то у военнослужащих инженерных частей (а, следовательно, и автомобилистов) допускались защитные с соответствующими спецзнаками, а у офицеров еще и малиновые с серебряным галуном и серебристыми спецзнаками - образца старой армии. На рисунке погон штабс-капитана автомобилиста. На левом рукаве мундиров и шинелей предписывалось иметь нашивку из ленты национальных цветов, углом вверх. Экипажи бронеавтомобилей Ливенской дивизии на погонах, кроме того, имели литеру "Л". На известной фотографии экипажа бронеавтомобиля "Россия" Ливенской дивизии военнослужащие одеты в защитное обмундирование с вышеперечисленными нарукавными эмблемами Северо-западной армии, защитные и галунные погоны.
На рисунке справа наиболее характерные нарукавные знаки Запада и Северо-Запада. Многие офицеры инженерных подразделений (а возможно, и автомобилисты) носили фуражки старой армии мирного времени, добытыми с уцелевших складов Русской армии. Военнослужащие Северо-западной армии носили также и германскую и английскую униформу. Приказом № 15 от 24 июня 1919 г. было предписано на левом рукаве под углом из национальных цветов иметь белый крест. Юг. Автор не располагает точными сведениями об униформе автомобилистов Добровольческой и других армий на Юге России, а равно как и о наличии отдельных автомобильных частей. Известно лишь, что с отрядом полковника Дроздовского с румынского фронта пришло много автомобилистов и несколько автомобилей, которые уцелели во время похода, а в составе 3-й дивизии Добровольческой армии существовал 3-й Бронеавтомобильный отряд (что подразумевает, что по логике вещей должны быть и 2-й, и 1-й отряды, а возможно и больше, т.к. бронеавтомобилей во ВСЮР было относительно много). Более или менее подробна униформа Юга России освещена в статье Ю.Веремеева "Инженерные подразделения вооруженных формирований Белого Движения" на сайте "Сапер". Поскольку к моменту революции автомобилисты являлись составной частью инженерных войск, то и их форма была идентична форме саперов (со своими спецзнаками). На Юге также, как и в других регионах России, военнослужащие были обмундированы кто во что горазд. Более-менее регламентировано было ношение фуражек и погон соответствующих расцветок. Автомобилей было немного, их парк, также как и парк бронеавтомобилей, пополнялся, в основном, за счет трофеев, позднее, за счет поставок из стран Антанты, чаще из Англии. Зачастую автомобилисты имели униформу и знаки отличия соответствующих дивизий и полков, которым они были приданы, с характерными инженерным войскам элементами. В качестве эмблемы автомобильных и бронеавтомобильных частей сохранялись спецзнаки образца старой армии. Однако необходимо учесть, что достать в тех условиях эти самые эмблемы было очень непросто. Что касается "цветных" дивизий - марковской, дроздовской, корниловской и алексеевской, то автомобилисты данных частей, скорее всего, имели знаки отличия, установленные для инженерных подразделений соответствующих дивизий, поскольку в Русской Армии автомобилисты относились к инженерным войскам. Автору довелось видеть униформу пилота В.С.Ю.Р. с черными с красным просветом и выпушками погонами, как у офицеров прочих инженерных частей (вспомним, что авиационные части в Русской Императорской армии, как и автомобильные части, относились к инженерным войскам). Вероятно, автомобилисты имели такие же. Кроме того, возможны погоны по образцу приведенного на снимке справа.
Восток. Народная Армия Комитета членов Учредительного Собрания. Поскольку и белые, и красные, и серо-буро-малиновые носили, в основном, старую русскую форму или гражданскую одежду, то для отличия от прочих военнослужащие Народной Армии носили на фуражках георгиевскую ленточку (наискось) и белую повязку на левом рукаве. Но в целом в знаках различия и униформе был полный хаос. Поэтому Приказом № 20 от 25 июля 1918 г. по Народной Армии была регламентирована форма одежды. Во-первых, было разрешено носить все ордена и медали, полученные за службу в Русской Императорской армии. Во-вторых, строго оговорено, что "…ношение военнослужащими каких-либо отличий прежней военной формы, например, кокарды, погон и т.д., кроме тех казачьих частей, где это допущено - воспрещается под строгой ответственностью" (от знаков различия старого образца, как символов монархии, эсеровский КомУч, как и многие другие полуопереточные антибольшевистские "правительства", шарахался как от чумы). Примечание Веремеева Ю.Г. Почему-то, большинство историков мало обращают внимания на военную форму того времени. А она о многом может рассказать. Как-то мимо внимания историков проходит такое обстоятельство, что многие небольшевистские вооруженные формирования полностью или частично отказывались от символики старой Русской Армии. И если они нередко сохраняли сами погоны, систему различения чинов, то даже их внешний вид довольно значительно отличался от символики царской армии. Если бело-сине-красные цвета в нашивках довольно характерны для Белого Движения, как цвета России вообще, то двуглавого орла мы почти нигде не встречаем, как и императорского сочетания цветов (черный-желтый,-белый). В общем и целом это говорит о том, что идея монархии и самодержавия отвергалась практически всеми течениями Белой направленности. Так что, хорошо известные строки из красноармейской песни "…Белая армия, черный барон снова готовят нам царский трон…" не более чем пропагандистский ход большевиков, стремление сыграть на глубоко укоренившейся неприязни людей к обанкротившейся монархии. Для Народной Армии была установлена характерная униформа, которую получили и автомобилисты - водители автомашин, экипажи бронеавтомобилей. За основу была взята походная форма старой армии с некоторыми отличиями: защитная рубаха с узкими погонами из той же ткани (ширина погона у рукава 4,4 см, у пуговицы 3,3 см) одинакового образца для всех воинских чинов, с накладной металлической шифровкой - номером части; шаровары у автомобилистов защитного цвета. Однако автомобилисты всеми правдами и неправдами старались достать кожаные куртки и перчатки, что и запечатлено на немногих сохранившихся фотографиях. Знаки различия по роду войск и званию представляли собой нарукавные нашивки в виде щитка из сукна защитного цвета с черной выпушкой и автомобильным спецзнаком образца как в Русской Армии в верхней его части. Для обозначения званий на щитках нашивалась галунная тесьма и соответствующее количество звездочек, как в старой армии. Ефрейтор - одна полоска "углом", мл. унтер офицер - две, подпоручик - одна полоска, нашитая в виде узла и две звездочки и так далее. На снимке справа: Нарукавный щиток солдата- автомобилиста Народной Армии (современная реконструкция). По воспоминанием полковника Вырыпаева (артиллериста-каппелевца), бойцы Народной армии практически не носили щитков, и единственным их отличием от красных были белые повязки на рукавах, а командиров и так знали в лицо. В составе Народной Армии на 15 августа 1918 г. имелись следующие автомобильные части: После того, как КомУч признал главенство Уфимской Директории, Народная Армия перешла в подчинение так называемому Верховному Главнокомандующему всеми сухопутными и морскими вооруженными силами России генерал-лейтенанту В.Г. Болдыреву, и перешла в состав Волжской группы войск. 2 октября 1918 г. последовал Приказ № 7 В.Г. Болдырева об установлении новой формы одежды. Чинам армии к уже имеющейся форме были возвращены погоны старого образца "с установленными отличиями чинов и шифровкою части". Нарукавные щитки были отменены. Надо полагать, что автомобильный спецзнак переместился с нарукавных щитков на погоны, как в старой армии. Также была установлена новая кокарда - бело-сине-красная. Внутреннее поле - белое, средний обвод - синий, внешний - красный. Было разрешено и ношение кокард старой армии, перевитыми узкой лентой цветов национального флага. Армия Временного Сибирского Правительства. В августе 1918 г. в Сибирской Армии Временного Сибирского Правительства были установлены знаки различия по образцу Чехословацкого корпуса, представлявшие собой щитки из сукна цвета родов войск, крепившиеся на левом рукаве. Автомобилисты получили щитки из черного сукна (не возбранялся и бархат) с красным кантом, со спецзнаком (образца, установленного в старой Русской Императорской Армии) в нижней его части, с соответствующей шифровкой и знаками различия соответственно званию. Вместо кокард, согласно приказу № 2 от 17 июля, на фуражках наискосок "слева вниз направо" носилась бело-зеленая ленточка (крайняя левая полоска - зеленая) размером: по длине - как околыш, по ширине - в два раза меньше. На фото справа: Современная реконструкция нарукавного щитка Сибирской Армии Временного Сибирского Правительства Автомобилисты, и другие военнослужащие Сибирской Армии, служившие в ударных частях старой армии, приказом № 22 от 5 августа 1918 г. получили право носить присвоенный этим частям знак - красно-черный угол на рукаве. 6 сентября 1918 г. назначенный на должность командующего Сибирской Армией генерал-майор Иванов-Ринов издал Приказ № 64 (не поставив об этом в известность само Правительство) по войскам Армии, в котором, в частности, говорилось: "…впредь до возрождения Всероссийской армии и установления новых отличительных знаков формы одежды: приказываю теперь же восстановить во вверенной мне армии на фронте и в тылу для офицеров, солдат и чиновников упраздненные большевистской властью наплечные погоны защитного цвета, петлицы и кокарды. Последние должны обшиваться двухцветной бело-зеленой лентой". На рисунке справа: Фуражка и шинельный клапан (петлица) офицера инженерных частей Сибирской Армии установленные Приказом № 64 Нарукавные щитки были отменены. Однако фактически военнослужащие многих частей так и продолжали носить нарукавные щитки. После октябрьского переворота, в результате которого к верховной власти в России пришел адмирал А.В. Колчак, все подчиненные ему белые части на Востоке стали именоваться Русской Армией, в которой стали возрождаться традиции Императорской Армии, и приказ Иванова-Ринова № 64 был утвержден Верховным Правителем. Как и в других белых армиях, офицеры автомобильных и бронеавтомобильных частей на Востоке предпочитали носить униформу, установленную еще для автомобилистов Русской Императорской Армии - кожаные "шведские" куртки, кожаные шлемы, ветрозащитные очки, если таковые удавалось достать. Погоны - образца инженерных войск Русской Армии - алого цвета с серебристым галуном и спецзнаками. Зачастую, ввиду невозможности достать галун, на алые погоны нашивались полоски из белой ткани и другие материалы, имитирующие серебряный галун.Спецзнаки также часто изготавливались в кустарных условиях. На снимке слева: Погон подпоручика образца инженерных войск Русской Армии,изготовленный во время гражданской войны. Вместо галуна использована некрашенная бязь Необходимо отметить, что автомобилистов, автомобилей и броневиков у белых на Востоке было крайне мало. Единственное известное автору крупное автомобильное подразделение на Востоке, позволявшее формировать целые автоколонны для доставки грузов, было в войсках "Главнокомандующего Вооруженными Силами Русской Восточной окраины" генерал-лейтенанта Г.М. Семенова. Точное наименование и численность данного автоотряда автору отыскать не удалось. Возможно, что автомобилисты отряда носили на погонах вензель из наложенных друг на друга букв "А.С." - "Атаман Семенов" (такой вензель носили бойцы Особого Маньчжурского отряда). На 10 сентября 1918 г. в составе Сибирской армии имелись автомобильные части: Данными об автомобильных подразделениях других белых армий автор не располагает. Заключение Веремеева Ю.Г. Как это все не похоже на то, что мы привыкли видеть в многочисленных художественных кинофильмах о Гражданской войне - одетые в старенькие шинели, разномастные куртки и гражданские пальто, зачастую в лапти красноармейцы, и нарядные вылощенные, все в идеально пригнанных по фигуре чистеньких кителях, все поголовно в золотых погонах, новеньких хромовых сапогах белые офицеры. На деле, очень часто все было совсем наоборот -одетые в новое обмундирование из царских запасов бойцы Красной Армии (знаменитая буденновка, на самом деле, была разработана под названием "богатырка" еще при царе-батюшке и предназначалась для замены летних фуражек на более демисезонный головной убор, пригодный для ношения с ранней весны до глубокой осени; запасы были созданы, но вот выдать в войска уже не успели), и одетые кто во что горазд солдаты и офицеры белогвардейцы. Кто сумел сохранить свое прежнее обмундирование и погоны, носил их, остальные зачастую погоны рисовали чернилами прямо на гимнастерках (в тех формированиях, где от погон не отказались).
Автор выражает признательность Ю.Г. Веремееву, А. Замире, К. Шумкину за оказанную помощь в составлении данной статьи. Источники и литература 1. РГВА Ф.39598. Оп.1. Д.22. Л.80.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|