Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Говорит Эрнст: мысли о жизни и творчестве




ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:

ДИЗАЙН (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН)

 

ПРЕДМЕТ: СКУЛЬПТУРА

 

РЕФЕРАТ

«Эрнст Неизвестный: путь жизни,

Мысли и творчества»

 

Студентка: Егорова Милана

Группа: Диз. 2.6.

 

 

Преподаватель:

Мавиди Илья Владимирович

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2006 г.


СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

    Стр.
  Введение     2
  1. Биография     3
  2. О работах скульптора     6
  3. Говорит Эрнст: мысли о жизни и творчестве     10
3.1. Эрнст Неизвестный вспоминает   10
3.2. Интервью с Эрнстом Неизвестным   14
3.3. Из высказываний Эрнста Иосифовича   17
  4. Художник Возрождения в эпоху     Апокалипсиса   19
     
  5. Приложения 1 – 5      

 

 


Введение

 

«Лейтенант Неизвестный

Эрнст.

На тысячи верст кругом

равнину утюжит смерть

огненным утюгом».

А. Вознесенский

 

Эрнст Неизвестный – скульптор, художник, график. Несмотря на свою знаковую фамилию, хорошо известен ценителям искусства, историкам культуры, просто историкам. Бунтарь, боец, прошедший фронты Великой Отечественной, он является одним из лучших ваятелей современности. Его экспрессивные, пластически мощные станковые и мемориальные произведения полны внутреннего трагического напряжения.

Учась, отдал дань академическому реализму, но в последствии сформировал свой собственный стиль, сочетающий черты символизма и бурного, темпераментного экспрессионизма. Эрнст Неизвестный – автор крупных монументальных скульптурных композиций. В числе его монументальных работ – памятник Дружбы народов (другое название – «Цветок лотоса») на Асуанской плотине в Египте (1971 г.), декоративные рельефы для Института электроники в Зеленограде (1974 г.) и бывшего здания ЦК КПСС в Ашхабаде (1975г.). По его проектам были сооружены мемориал жертвам ГУЛАГа в Магадане (1996 г.), композиция «Возрождение» в Москве (2000 г.). В 1996 году Эрнст Неизвестный получил Государственную премию. В августе 2003 года Эрнст Неизвестный подарил свой монумент «Память шахтерам Кузбасса» городу Кемерово и Кузбассу. Последняя монументальная работа Эрнста Неизвестного «Древо жизни» открыта в Москве, в октябре 2004 года, в атриуме торгово-пешеходного моста «Багратион».

Его произведения, воплощая в себе (по словам самого мастера) «форму потока», всегда слагаются в большие циклы. Среди важнейших – (не только скульптурных, но и графических, позднее и живописных): «Гигантомахия» (с 1958 г.), «Образы Достоевского» (с 1963 г.); в 1970 г. в серии «Литературные памятники» вышел роман «Преступление и наказание» с иллюстрациями Неизвестного, иллюстрации к произведениям Беккета, «Божественной комедии» Данте, «Екклесиасту», офорты к «Откровению Святого Иоанна Богослова». Это больше, чем иллюстрации – это свое понимание, свое переживание, проникновение, конгениальное великим книгам, свой перевод на другой художественный язык.

Эрнст Неизвестный как активный участник «катакомбной» (по его собственному выражению) культуры, входил во все более острое противостояние с властями. Лично, хотя и в резком конфликте, познакомился с Н. С. Хрущевым, когда тот учинил скандал на выставке в Манеже (1962 г.); впоследствии исполнил его надгробие в Москве (1974 г.), подчеркнув контрастами форм внутренний драматизм и противоречивость хрущевского правления.

Пройдя через опыт «неофициального искусства» 1950-70-х гг., с 1976 года художник был вынужден проживать за рубежом. С 1977 г. живет и работает в Нью-Йорке. Преподает в Колумбийском и Гарвардском университетах. Он избран действительным членом Шведской академии наук и искусств; действительным членом Европейской академии наук и искусств (Париж).

Современники, как правило, понимают, кому из тех, кто живет бок о бок с ними, предстоит бессмертие. Сейчас у Э. Неизвестного – около тысячи скульптур и несколько тысяч графических офортов. Его скульптуры не только часто экспонируются, но и навечно поставлены в Швейцарии, Югославии, Лондоне, Нью-Йорке, Вашингтоне, Милане. В Швеции открыт музей Э. Неизвестного «Древо жизни».

О нем написаны десятки книг и сотни статей.[1]

 


Биография

 

Эрнст  Иосифович  Неизвестный родился 9  апреля  1925г.  в Свердловске (Екатеринбург), в семье врача.

До 1942 года посещает школу для художественно одаренных детей. В 1943 году оканчивает военную школу в Кушке. В качестве офицера воздушно-десантных войск участвует в боевых операциях 2-го Украинского фронта. В последний месяц войны, под Берлином, он, юный командир взвода, поднимает своих солдат в атаку, получает тяжелейшее ранение; его эвакуируют с поля боя. Эрнста Иосифовича сочли погибшим и «посмертно» представили за проявленный героизм к званию героя Советского Союза. Правда, неудачная фамилия «Неизвестный» привела к тому, что его двадцать восемь лет не могли разыскать. И только в 1962 году Неизвестного нашла наградная комиссия. Случилось это благодаря знаменитой выставке в Манеже. Хрущев обрушился с бранью на его работы, а Эрнст Неизвестный – человек не трусливого десятка, стал достойно отвечать малограмотному вождю. Последовал шквал оскорблений в газетах – и тут-то в Верховном Совете подняли карточку на представление к награде: вот он, отыскался! После некоторого замешательства Героя ему не дали, но вручили орден Красной Звезды. 

В 1945-1946 гг. преподает рисование в Суворовском училище в Свердловске. В 1946-1947 гг. учится в латвийской Академии художеств в Риге, в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова, параллельно посещает занятия на философском факультете МГУ. Живет и работает в Москве. Лауреат премий IV Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве 1957 г.), победитель всесоюзного конкурса на создание монумента Победы в Великой Отечественной войне (1959 г.).

В 1962 году принимает участие в выставке в Манеже, посвященной 30-летию МОСХ, где происходит знаменитый конфликт с советским премьером Никитой Хрущевым. Последствия произошедшего в Манеже оказались печальными – скульптор оказался без работы. Оставшись без заказов, Эрнст Неизвестный делает иллюстрации для журнала «Знание-сила».

В 1963-1969 гг.: приступает к работе над серией гравюр и рисунков к произведениям Достоевского; принимает участие в симпозиуме «Скульптура в свободном пространстве» и устанавливает в Югославии два своих скульптурных произведения: «Кентавр» и «Каменные слезы»; создает 150-метровый декоративный рельеф «Монумент всем детям мира» для пионерского лагеря «Артек» в Крыму. Начинает работу над серией гравюр и рисунков к произведениям Данте. Создает проект монумента на Асуанской плотине в Египте «Цветок Лотоса», за что получает первую премию на международном конкурсе (1968 г.). Участвует в выставках: в Музее современного искусства в Белграде; совместная с Марком Шагалом выставка в галерее «Гросвенор» в Лондоне; выставка в венском Музее современного искусства и в парижской галерее «Ламбер», выставки иллюстраций к «Аду» Данте в галерее «Астли» и Копинге, Швеция.

В 1970-1975 гг. выходит в свет романа Достоевского «Преступление и наказание» с иллюстрациями Неизвестного. По иронии судьбы, после смерти Хрущева выполняет заказ – высекает надгробие на могиле на Новодевичьем кладбище в Москве бывшему Генеральному секретарю партии. Создает 970-метровый декоративный рельеф для здания Московского института электроники и технологии; 15-метровую статую «Прометей» из нержавеющей стали для выставки «Электроника-72», скульптурную композицию «Крылья» для Московского института легких сплавов. Проектирует монументальный архитектурный фасад здания Центрального Комитета партии в Ашхабаде, Туркмения. Его скульптуру «Большое распятие» приобретает музей Ватикана. Принимает участие в выставках: в парижском Музее современного искусства, музее изящных искусств в Локарно, Италия; в выставке работ ветеранов второй мировой войны; московской выставке в честь столетия со дня рождения Ленина; выставка в Музее современного искусства в Тель-Авиве, Израиль; «Современные течения» (Бохум, ФРГ); в Вене, Берлине и в нью-йоркском Линкольн-центре.

В 1976 г. эмигрирует на Запад и поселяется в Цюрихе, Швейцария. Завершает работу над скульптурным изображением в бронзе головы Дмитрия Шостаковича для Центра исполнительских искусств им. Кеннеди в Вашингтоне, округ Колумбия. Выходит в свет роман Александра Зиновьева «Зияющие высоты», где Неизвестный является главным героем. В 1977г. переезжает в Нью-Йорк. Начинает читать лекции по искусству и философии в американских университетах. В 1978г.снимается в киноверсии нобелевской лекции Александра Солженицына «Одно слово правды». По приглашению Американской ассоциации славистов выступает на ее национальной конференции в Асиломаре, Калифорния.

В 1982 г. выходит в свет его книга «О синтезе в искусстве». В 1983 г. преподносит в дар папе Римскому скульптуру «Сердце Христа». Читает в университете штага Орегон курс лекций «Синтез в русской культуре». Выступает с лекцией «Искусство и свобода» в двенадцати городах Орегоны. Открывает свою выставку в Музее искусств Орегонского университета и принимает участие в симпозиуме «Свобода и культура в Советском Союзе». Колумбийский университет приглашает Неизвестного в качестве почетного лектора по искусству и философии. Начинает работу над проектом памятника жертвам трагической гибели пассажиров корейского авиалайнера, сбитого над территорией Советского Союза.

В 1984 г. публикует первый сборник статей на русском языке «Говорит Неизвестный». Читает цикл лекций «Искусство и общество» в Гарвардском университете. Участвует в выставке «Семь художников-диссидентов» в галерее «Маша» в Сан-Франциско. В Уттесборге, Швеция, начинается работа над созданием музея «Древо Жизни», посвященного работам мастера. В 1987 г. происходит открытие музея Э.Неизвестного. В этом же году выходят в свет две книги: «Тело: человек как визуальный знак» и «Искусство и общество».

В 1988 г.проектирует «Новую Статую Свободы» в честь Республики Китай и «третьего» мира. Открывает общенациональные выставки в Музее современного искусства на Тайване и преподносит в дар тайваньскому правительству копию «Новой Статуи Свободы». Встречается с папой Иоанном Павлом II и также преподносит ему модель «Новой Статуи Свободы».

В 1989 г. завершает работу над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений Сэмюэла Беккетта. Читает лекции о культуре в Московском государственном университете. Получает заказ на сооружение монумента «Холокост» в Риге и мемориал жертвам сталинизма в Воркуте. О творчестве Э.И. Неизвестного снят документальный фильм «В ответе ль зрячий за слепца» (1989, Мосфильм, реж. В.Бондарев). Журнал «Вопросы философии» с двадцатилетним опозданием печатает цикл работ «О синтезе в искусстве». Избирается действительным членом Европейской академии искусства и науки.

В 1990 г. состоялось первое английское издание сборника статей «Пространство, время и синтез в искусстве: очерки об искусстве, литературе, философии». Получает заказ спроектировать памятники жертвам сталинизма в Магадане и Свердловске. В Свердловске окрывают Музей Неизвестного. Начинает работать над циклом произведений на религиозные темы. Выставка в галерее «Эрган».

В 1991г. продолжает работу над Памятником жертвам сталинизма, посещает Россию. Идут споры об установке памятника жертвам сбитого южнокорейского самолета.

В 1992г. состоялось издание книги гравюр к «Судьбе человеческой» под названием «Судьба художника». Выставки: в Еврейском музее в Вашингтоне, в парижском музее «Мир искусства». Посол Российской Федерации в США дает прием в честь Неизвестного. Неизвестный получает заказ на создание четырехметрового монумента «Золотой ребенок» к 700-летию Одессы. Завершает работу над религиозным циклом и впервые выставляет его.

В 1993 г. под заголовком «Кентавр» появляется русское издание книги «Пространство, время и синтез». Неизвестный становится Советником по культуре российского правительства. Выступая в Магадане на праздновании дня рождения Неизвестного Ельцин объявляет о решении выделить средства на завершение строительства памятника жертвам сталинизма. В Российской миссии при ООН открывается экспозиция «Древо Жизни – памятник миру».

В 1994 г. завершает «Золотого ребенка». Монумент установлен в Одессе в мае 1995 г. Экспозиция работ Неизвестного в посольстве РФ в Вашингтоне. Продолжение работы над «Треугольником страдания». Выставки в Калифорнии и Москве.

В 1995 г. начинает работу над памятником народу Калмыкии «Исход и возвращение». Создает статуэтку Орфея, которой награждаются победители телевизионного конкурса ТЭФИ (Москва). Бронзовая модель монумента «Древо Жизни» передана в дар Правительством РФ Организации Объединенных Наций в честь ее 50-летия.

В 1996 г. в Магадане по проекту Неизвестного сооружен мемориал жертвам ГУЛАГа «Маска скорби»; удостоен Государственной премии.

В 2000 г. – композиция «Возрождение» в Москве.

В 2003 г. в Кемерово на берегу реки Томь открыт монумент «Память шахтерам Кузбасса» работы Эрнста Неизвестного.

В октябре 2004 г. в Москве в вестибюле торгово-пешеходного моста «Багратион» открывается монумент «Древо жизни».


О работах скульптора

 

Какое бы глубокое и сильное впечатление ни производили рисунки и гравюры Неизвестного, его слава в мире искусства зиждется на его ошеломительной скульптуре.

Первые скульптурные циклы Неизвестного были порождением войны. Во время второй мировой войны офицер-десантник Неизвестный воевал на 2-м Украинском фронте и своими глазами видел смерть, видел мужчин, женщин и детей, растерзанных и изувеченных орудиями современной техники. К концу войны его подразделение участвовало в освобождении узников фашистских концлагерей. Он сам чудом избежал гибели и был демобилизован с тяжелыми ранениями, инвалидом второй группы.

Если сопоставлять раннюю и позднейшую скульптуру Неизвестного, то основное различие, которое обнаружится при этом, заключается в расширении главных тем и в росте технического совершенства произведений, выполненных на Западе. Наличие в Соединенных Штатах сложной техники и высокопрофессиональных литейных мастерских открыли перед Неизвестным возможность создавать элегантнейшую скульптуру. В Советском Союзе художник обычно делал отливки вручную, часто формуя их изнутри; так изготовленная вещь обладает грубой силой, своего рода спонтанностью, которой нет в новых работах Неизвестного. Бронзовые скульптуры Неизвестного, монументальны по пластике, по пафосу – философской проблематики.

В центре многих своих скульптур Эрнст Неизвестный помещает странное пустое место, ничто. Как память о более не существующей яичной скорлупе, из которой произошло все то, что вокруг; как ритуально пустующее «место для дьявола» в британском театре, эта бесплотная середина – воплощение начала статуи, и ее финальной точки, и того самого ноля, образованного противоречием. Единственное спасение от неизбежного ноля для художника противоположностей – включить этот ноль в гармонию композиции, что и удалось Эрнсту Иосифовичу.

Как художник, как мыслитель Неизвестный черпает вдохновение, прежде всего в теориях и достижениях русского авангарда первых десятилетий ХХ века.

О своем творчестве Эрнст Иосифович говорит, что: «Должен сказать, что я и мои друзья никогда специально не стремились к нонконформизму или к какому-то особому пути в искусстве. В молодости мы старались овладеть мастерством живописи, рисунка. Выйдя из войны, где каждому пришлось немало хлебнуть, мы и дальше старались идти прямой дорогой. Так что если и можно говорить о каком-то моем особом почерке художника и скульптора, то складывался этот почерк естественно. На меня и все мое поколение очень сильно повлиял русский авангард. Я считаю себя его представителем и продолжателем. Но при оценке русского авангарда никак нельзя упускать из виду, что Кандинский, Филонов, Малевич рассматривали форму лишь как средство, а не как цель. Поэтому они ни  в коем случае не были формалистами в узком смысле этого слова. Они были метафизиками. Этим русский авангард и отличался от западного, позитивистского».

Эрнст Неизвестный на вопрос, каково, по его мнению, будущее современного искусства, ответил: «Почти  весь двадцатый век художники занимались аналитикой, расщепляя искусство на его составляющие, отказываясь от фигуративности, предметности, а с появлением концепта – и от красочной палитры. Но, как говорится, приходит время собирать камни, и, по-моему, в конце века или в начале будущего столетия художники обратятся к синтезу». Наш замечательный скульптор не ошибся. В 1998 году целая группа художников, в том числе и молодых русских мастеров, пошла по пути, предсказанному Эрнстом Неизвестным, сопрягая в своих работах элементы разных направлений, существующих в искусстве ХХ века.

Связь русской философии и искусства и есть тот культурный и интеллектуальный контекст, в котором надо понимать Неизвестного. Неизвестный не только продолжает традиции русского революционного авангарда 20-х – своим монументальным искусством он создал новый визуальный язык и новый тип синтеза. Синтез основан на мощном сплаве форм природы – таких как человеческое тело – с орудиями и техникой, продолжающими наши чувства в том, что Неизвестный зовет «второй природой» человека. Среди этих гибридов ярче всего удивительное племя современных кентавров, сотворенных Неизвестным, полулюдей, полумашин, которые свободно бродят по его картинам и рисункам и распоряжаются пространством в его мощных скульптурах. Один из центральных образов его творчества – это кентавр, мифическое существо, получеловек-полуконь-полумашина. Он, представляющий сплав прошлого, настоящего и будущего, являет собой пластическую метафору и символ современной цивилизации. По Неизвестному, народы Востока и Запада теперь живут в «цивилизации кентавров». Кентавр заставляет вспомнить античность и царство мифа и архетипа. Используя определение Юрия Тынянова, можно сказать, что Неизвестный – и архаист, и новатор в одно и то же время. Он черпает вдохновение в древних метафизических культурах Египта, Индии, Китая, Греции и Мексики, в которых искусство и его творец составляли часть трансцендентального видения мира. Но вместе с тем, разрабатывая собственное искусство, он обращается к темам и инструментарию высокой технологии. Доминирование «деформации», «приема» и «сведения» в эстетике и поэтике Неизвестного указывает на его прямую связь и с движением русских формалистов 20-х годов.

Раскрывая трагическую противоречивость современной жизни, художник использует формальные приемы обобщения и деформации, сочетает условные и натуралистические элементы пластики в одном художественном образе. Э. Неизвестный выразил свое понимание духа нынешнего времени не только в скульптуре, но и в живописи, и в рисунке. В рисунках эстетика деформации превращает злободневные темы в психологический анализ распада личности, где фигурирует излюбленный мотив Неизвестного – руки и маски. Не эти ли боль, страдание, муки творца, зажатого некими условиями жизни, воплощены Э. Неизвестным в фигуре «Орфей», выполненной сразу же после схватки с партийными вождями в Манеже? Человек упавший, осевший на колени. Запрокинута голова. Одна рука прижата к груди, там, где бьется горячее сердце творца, готового жить и работать во имя светлого будущего человечества (разумеется, не того, что было обещано на повсеместных лозунгах). Другая рука полусогнута, тыльная сторона ладони упала на лоб. Нет, левая рука не просто прижата к сердцу, она разрывает грудную клетку. Мощное напряжение, оквадраченные мускулы ног, почти культуристические мышцы предплечий. И все же человек еще не убит, но он на крайней грани страданий. Не на той ли последней черте, за которую чуть было не ступил Эрнст Неизвестный? Уйти от действительности не получается. Уйти из жизни? Почему? Потому что принять условия жизни за решеткой (без физической решетки) – значит, не состояться. Может быть, на войне было легче. «Орфей» – одна из выразительнейших работ того периода.

«После эпизода с Хрущевым я на десять лет был выброшен из обращения как профессиональный художник», – вспоминает Эрнст Неизвестный. Но надо было жить, зарабатывать на хлеб насущный. И – находить выход творческим замыслам! Если не в скульптуре, то в графическом осмыслении литературных произведений. Между тем вязкая политическая обстановка в СССР не сулила перемен к лучшему. По-прежнему радио и телевидение славословили серых вождей. По-прежнему не дремали искусствоведы в штатском. Какие бы заказы ни появлялись у Неизвестного, всюду он натыкался на препоны, формальные придирки, задержки с материалами и так далее. Состояться не удавалось. Годы идут, силы есть, голова полна замыслов. Не хватало воздуху, не хватало возможностей выйти на мировой уровень. В какой-то момент возможная эмиграция предстала как единственный выход.

Жизнь за рубежом оказалась непростой. Свобода западного мира относительна. Когда Эрнста Иосифовича спрашивают, реализовался ли он в США как творческая личность, он отвечает: «На все 100 процентов!». Как личность, в своих откровениях, в трактовке замыслов – да, но в отношении творений он и сейчас скован. Скован материально. На осуществление его грандиозных, главных проектов (в отличие от частных заказных памятников) нужны огромные средства. Скован и в духовном отношении – с точки зрения понимания его высочайших, небывалых, космических, религиозных устремлений, на которые сильные мира сего – и в Америке и в новой России – не щедры, и не восприимчивы. Между тем для понимания работ Неизвестного – особенно зрелого периода его творчества – требуется ответное духовное движение со стороны зрителя. Нужна именно восприимчивость к идеям мастера.

Остановимся на трех этапных работах выдающегося мастера современной скульптуры, показывающих мощный метафорический язык художника и его художественно-философские осмысления драмы человеческой жизни[2]. Не только человеческой, но – человечества. Если бы угодно было сравнить талант Неизвестного с музыкальным талантом – с кем или с чем всего ближе его художественные метания, поиски и откровения, то это были бы не Чайковский, не Моцарт и не Шостакович. Это был бы Иоганн Себастьян Бах.

 

«МАСКА СКОРБИ». Как только в СССР началась эпоха перемен, Неизвестный приезжает на родину. Приезжает на время: воочию увидеть перемены, встретиться с друзьями. У Эрнста Иосифовича идея – установить в «Треугольнике скорби» – Екатеринбург – Воркута – Магадан монументы в память жертв сталинских репрессий. Вначале на Урале предложение было принято с пониманием и благодарностью: сын России дарит родному городу свое произведение. «Маска скорби» представляет из себя огромное по высоте (до 17 метров) лицо-маску плачущего, скорбящего человека. А слезы, скатывающиеся вниз, изображены в виде небольших человеческих черепов: каждая слезинка – судьба человеческая. В мастерских Свердловского худфонда начались работы под руководством автора. Но тут же возникли непредвиденные неприятности и препятствия: не хватало денег из-за начавшегося дефолта, и, главное, возмутились архипатриоты, доказывая чуждость Маски скорби православным традициям. Автор готов был внести коррективы – прорезать с тыловой части крест. Но и это не помогало. Активисты общества «Отечество» начали сбор подписей среди населения в знак протеста: не нужен нам такой памятник. Пока удалось установить памятник только в Магадане.

 

РАСПЯТИЕ. Тема креста в творчестве Э. Неизвестного бесконечно глубока, духовна. Возможно, идея Креста-Распятия пришла к нему в синтезе, в устремлении к своей главной работе. Но и в отдельности бесконечные варианты изображения распятого Христа представляют, безусловно, существенный вклад автора, трудно сказать, просто в искусство, скорее – в религиозно-философское мировоззрение современников. Принятие мучения ради спасения человечества, испитие чаши страданий, вопль боли и победа Человека-Бога. Его смерть под пытками и путь к Воскрешению – все это пытается передать автор в пластических сложных композициях: традиционно решение, напоминающее старые иконы и скульптуру, Человек, пронзенный крестом, Христос, несущий крест на Голгофу, крик отчаяния: «Господи, почему ты меня оставил?!»; попытка усилием воли и мышц вырваться из мучений, парящее распятие.

Галерея Крестов Эрнста Неизвестного, как в пластическом исполнении, так и в графике, рассеянная по миру – от «Распятия», выполненного по заказу папы Римского для Ватикана, до частных коллекций на Урале и в других городах – еще один достойный вклад Э. Неизвестного в мировую духовную культуру XXI века.

 

«ДРЕВО ЖИЗНИ». «Древо жизни» – давняя мечта художника, главнейший его замысел, который зародился еще в 50-х годах. Оказывается, то, что мы видели на выставках и в альбомах отдельные фигуры – все это фрагменты, эпизоды поэмы-трагедии, гимна страданиям человечества, своего рода Евангелия от Неизвестного, Неистового Эрнста, художника-мыслителя, гражданина мира и сына «сумасшедшей», пророческой, миссионерской России. О замысле «Древа жизни», его трактовке, с показом проекта в целом и отдельных его фрагментов, можно было бы написать отдельную монографию, капитальную книгу-альбом. Небывалая идея, будь она воплощена в реальность, стала бы Восьмым чудом света. Итак, слово самому автору: «Основная моя работа – это огромный памятник, который условно мною назван «Древо жизни». Он содержит в себе тему дуалистического противоречия человека и природы, человека и второй природы, самого человека. Эта тема уже сама по себе полифонична. В 1956 году, когда я был в очень тяжелом состоянии и мне казалось, что мне больше не для чего работать, так как бессмысленно работать в никуда, без надежды выставлять, я задумался над своей будущей судьбой художника. И в одну ночь, это буквально было сразу, я во сне увидел «Древо жизни». Я проснулся с готовым решением. Правда, тогда «Древо жизни» состояло не из семи витков Мебиуса, а из одного витка. Но общая форма, форма кроны дерева и формы сердца была решена. Таким образом, я как бы увидел ночью сверхзадачу, которая примирила меня с моей реальной судьбой и давала мне, пусть хотя бы фиктивную, но модель, которая давала возможность работать в никуда, но для единой цели».

Как художник глубоко эмоциональный, с удивительным, иногда до бреда, воображением, Неизвестный, как и некоторые другие одаренные творцы, многие свои замыслы создавал в состоянии транса. Сны были не случайны, они вели скульптора к тем лишь намеченным в реальности замыслам, которые синтезировались в его «творчески больной» голове. Однажды ему приснился огромнейший купол, Вселенная, Божьи просторы, распростертые над нашей планетой. «Я вскочил среди ночи, глядя на звезды. Вдруг звезды превратились в глаза. Я вижу эти глаза и слышу голос, исходящий даже не снаружи, а как будто бы изнутри меня. Я не знаю, смогу ли повторить эти слова, так как скорее их не слышал, а чувствовал. Но что-то вроде: «Мы знаем тебя. Мы видим тебя. ТЫ НЕ ОДИНОК».

«Что такое «Древо жизни»? Это семь витков Мебиуса, сконструированных в форме сердца. В Библии «древо» – синоним «сердца», а «сердце» – синоним «креста». Таким образом, «Древо» объединяет эти три понятия. Технически же Мебиус очень подходящая форма для многих эффектов. Дело в том, что скульптура, и живопись, и другие виды изобразительного искусства обычно располагаются на плоскости: допустим, на стенах храма или на потолке. Мебиус дает колоссальное количество плоскостных изображений, он дает пространственное изображение в математически почти бесконечных точках, ракурсах и перспективах. Все сооружения, претендующие на храмовую роль, есть микродеталь Вселенной. Конечно, это не храм, у меня нет таких претензий. Я предлагаю скульптуру, принцип построения которой заимствован у храмовой архитектуры. И я пытаюсь создать некую синтез-скульптуру в архитектурном виде».

Автор рассматривает Древо застывшим музеем. Он всегда будет в развитии. Так же как Маяковский завещал дописывать свои произведения-пьесы, Неизвестный трактует свой проект как музей современных технологий, возможных различных гипотез. «Я бы не писал даже картин в этом сооружении, хотя я их пишу для него, но задал бы общую программу цвета электроникой, которая будет меняться. В центре этого сооружения будет находиться фигура пророка с подвешенным сердцем. Это сердце в точности повторяет форму древа жизни. Это будет мобиль, то есть подвижное сердце, и оно будет вращаться. Внутрь этого сердца вставлены глаза. Это электронные устройства, в которых будет программа, регулирующая светоносность сооружения. Оно будет высвечиваться изнутри, и цвет будет меняться в зависимости от этого электронного устройства. Ритм – это будет биение сердца и свет внутри сооружения будет пульсировать в ритме биения сердца».

Эрнст Неизвестный, бьющийся над свом проектом, можно сказать, всю осознанную творческую жизнь, видит и утопичность, и возможную близкую реальность стоящего Древа. «Когда я хочу построить свое «Древо жизни», я полностью сознаю почти клиническую, патологическую невозможность этого замысла. Но он мне нужен, чтобы работать». И вот наконец-то Древо встало в Москве, произросло в 2004 году. Увы, не то грандиозное сооружение-музей, лента Мебиуса, вмещающая посетителей, свето-цвето-архитектуру, живопись, а лишь объемная скульптура, крона, стоящая среди шумной, многолюдной столицы. Однако и в таком, уменьшенном в 25 раз, виде Древо весьма впечатляет. Необычное изваяние, фантазийное и аллегоричное, смысл – в его названии.

Вспоминая вещий сон скульптора, прислушиваясь к голосам его ангелов-хранителей, истинные почитатели его таланта могут сказать: «Ты не одинок, Эрнст».


Говорит Эрнст: мысли о жизни и творчестве

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...