Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Если ты расчувствовался в Страстную, это не Божие прикосновение. Это сентиментальность




Некоторые думают, что поскольку они в Великую пятницу пошли в церковь, расчувствовались и заплакали, то, значит, это Божие прикосновение к душе. Ты допускаешь ошибку. Это не всегда прикосновение к Богу. Это сентиментальность. Если бы это действительно было прикосновением к Богу, тогда тебе следовало бы переменить свою жизнь. Твоя вера не может существовать только один день в году и ограничиваться растроганностью пару раз в год.

Понимаешь? Ты будешь подвизаться, хотя многого не понимаешь, и говорить: «Господи, молю Тебя: помоги мне преодолеть это! В душе я ощущаю духовную сухость, душевное безаппетитие. Дай мне ревность, дай сильное желание… а не то, что говорит мне ум. То, что говорит Божия логика, что говорит мой духовник».

А духовник тебе говорит:

– Иди причастись в это воскресенье!

Ты, однако, говоришь:

– Я не чувствую этого, я хочу это почувствовать и потом пойти!

Тебе говорят: “Иди причастись!” – а ты в ответ: “Я не чувствую этого, я хочу это почувствовать и потом пойти!” Это ловушка

Это ловушка. Много людей остаются далекими от Святого Причастия, потому что не приступают, если не испытывают чего-нибудь эмоционального: умиления, слез. Другими словами, если у тебя нет подобных ощущений и душевного чувства, тогда ты что, никогда не причастишься? Причастишься. Я поставлю на первое место логику и скажу: «Господи, я не чувствую многого, но верую и исповедую, что Ты – истинный Христос, Сын Бога Живаго. Верую, что это – Тело Твое Святое и это – Честная Твоя Кровь. Я верую в это. Чувствую ли я это? Иногда да, а иногда нет. Но не имеет значения. Я пойду с моей верой». Это и значит вера.

Остался ли ты далеко от Святого Причастия, тогда начнешь борьбу. Ты не будешь доверять собственным помыслам и мыслям – это великая тактика, духовная тайна, которую святые передают нам. Например, в тебя вошла какая-нибудь мысль, будто у тебя что-то не так, будто ты не в порядке, ты недостоин. А ты говори себе: «Что мне сказал духовный наставник? Он сказал, чтобы я, несмотря на то что недостоин, пошел и причастился. Я причащусь, я сделаю это, а не то, что говорят мне мои мысли».

Много людей в нашу эпоху (ты заметил это? – и ты, и я) терзаются помыслами, мыслями, прилепляются к мыслям, которые входят им в голову, но не подвизаются, чтобы выйти из этого болота, и утопают, а потом запутываются душевно, эмоционально: тут примешиваются и среда, и искуситель, и много всего другого, и ты уже конца и края этому найти не можешь. Поэтому Церковь говорит: «Духом Владычним [Властным] утверди мя» (Пс. 50: 14). Чтобы мой дух, мой ум, мой рассудок был властным, чтобы я управлял своими мыслями со здравым смыслом, который дает мне Бог.

Потому что некоторые люди такие чувствительные, и особенно некоторые женщины, которыми овладевают какие-нибудь мысли, и они верят тому, что думают. Прогоняй эти мысли!

Из этой же книги на меня произвело впечатление – ты читал эту книгу? Она исключительно хорошая, мне она очень понравилась, книга отца Ефрема Филофейского «Мой старец Иосиф Исихаст и Пещерник». В скиту святой Анны у них не было помещения, чтобы готовить, и они готовили на улице, под навесом. Они клали несколько бревен, чтобы укрыться от ветра, который дул так сильно, что опрокидывал кастрюлю и чуть ли не его самого, поскольку он был очень худым. Он рассказывает:

«Однажды, когда дул ветер, кастрюля опрокинулась вместе с крышкой, они покатились вниз, вся еда разлилась, и я побежал вниз в стыде. Где же мне найти еду, где найти кастрюлю, где найти крышку?»

Помысл поколебал его веру и стал говорить ему: «Каков же Бог? В какого Бога ты веришь? И что же делает Бог? Он привел вас сюда наверх и не укрыл, попустил вам ветер, сметающий всё. Где же Его покров и что Он делает? Где Он?» А он отвечал помыслу (и не удивляйся тому, что я тебе скажу): «Замолчи, замолчи и исчезни!» – он сказал это помыслу, потому что понял, что в глубине души не он говорит это, это не его голос, он не может препираться с Богом, потому что говорит: «Боже мой, я люблю Тебя!»

Внутри во мне, однако, что-то появляется, чтобы поколебать меня. Это искушение, это сопротивление искусителя. Природа тоже вмешивается, привычки прошлого, которые не дают мне довериться Богу. Что же мне делать? Да то же, что он и делал. Я скажу: «Убирайся прочь, сгинь! Оставь меня! Я не принимаю эту мысль, не принимаю этот помысл».

– Ты недостоин, у тебя не всё хорошо. А правда ли это, что Бог существует? Откуда ты это знаешь? Да это сказки!

– Какие еще сказки? Исчезни отсюда, сгинь!

Плохое слово, да? Однако он сказал его искушению, в смысле: «Я не принимаю того, что ты говоришь, будто Бог не существует, будто Он мне не помогает. Как же я живу столько лет и как подвизаюсь столько лет? И куда подевались столько чудес, которые я видел от Бога? Разве Бог не существует? Разве я не видел столько чудес? Я что, забыл всё это? Такую помощь, такую благодать, которую ощутил? Такую поддержку от Бога и такие Его вмешательства – разве я забыл всё это?»

В прошлом ты искал помощи, и Бог давал ее тебе. Он спасает тебя каждый раз. Что же это всё было, ты это забыл?

И с правильными духовными помыслами, не с рационализмом научного типа. Ты понимаешь, что я имею в виду?

В духовной жизни есть несколько маленьких тайн, их не очень много, то есть тебе надо выучить пять вещей в духовной жизни и правильно относиться к ним, знать их и через их призму встречать большинство искушений, – а потом ты уже будешь подвизаться и побеждать. Все мы прошли через это.

Кто-то говорит мне:

– И ты?

– И я. А что?

– А ты что, не веришь круглые сутки?

Да, но приходят такие моменты, когда человек колеблется. Любой человек колеблется. Святые апостолы и те колебались. Святые нашей Церкви встречали трудности, другие утрачивали веру и снова обретали ее. У третьих душа согревалась, охладевала и снова согревалась. Путь каждого – это тайна. Следовательно, что же мы делаем? Мы спрашиваем, что делал один, что делал другой. Мы для того и читаем жития святых, чтобы увидеть, что делали святые апостолы, святые, боровшиеся со всем этим.

Думаю, в Посланиях к Фессалоникийцам и Галатам святой апостол Павел пишет: «Не говорил ли я вам, что вы пройдете через искушения? Я был у вас, и вы парили в облаках и говорили: “Как хорошо”. А как только я ушел, искушения пришли, и вы стали колебаться. Надо привыкнуть к искушениям, не надо смущаться».

Когда у тебя искушения, не надо чувствовать, будто Бог тебя оставил. Тогда Бог любит тебя.

Но ты говоришь:

– Я совершаю грехи через искушения.

– Встанешь! Упал ли ты? Давай, поднимайся!

– Да, но я опять согрешу.

– Согреши снова. Ты встанешь снова.

В конце концов, ты ведь не согрешаешь с удовольствием, не согрешаешь прямо, а борешься. Понимаешь? Другими словами, когда тебе в среду хочется поесть мяса, то ты не съедаешь его сразу. Ты говорил мне, что боролся, подвизался – один час: «Нет! Не стану его есть!» Но в конце концов не выдержал и съел! Кусок куриного мяса.

Хорошо, но ты видел, что ты мне сказал? «Я боролся один час с моим чревоугодием, с моим голодом и в конце концов поддался и поел».

Другой поел сладкого в Страстную пятницу: «Я не выдержал весь день и потом расстроился».

Ну хорошо, и что же теперь делать с тобой Богу? Отрубить тебе голову за то, что ты поел шоколаду? Ты боролся, упал, увидел свою немощь, так смирись же, скажи: «Вот, Господи, это я! Я неисправим, я человек, я немощен!» – и снова приложи усилия!

– Хорошо, но разве Церковь не хочет, чтобы мы были совершенными?

Совершенен только Христос. Мы совершенствуемся, а это значит, что мы постоянно встаем. Совершенствуемся – это не нечто такое, что случилось раз и навсегда. Не будь и таким самолюбивым, чтобы желать быть самим совершенством. Когда ты совершаешь грех, ты не чувствуешь, что это нечто совсем чуждое твоей жизни, – ты грешен, ты понял это, так не надо же иметь высокие представления о себе, смирись, подвизайся, не отчаивайся, не разочаровывайся.

Когда у тебя искушения и ты чувствуешь, что Бог далеко, тогда Он очень близко. Например, если у тебя какая-нибудь финансовая проблема, какая-нибудь трагическая безысходность, и ты говоришь, что ищешь работу и не находишь ее; ребенок твой хочет жениться и не может… Сказать тебе что-то? Это и есть час, в который Бог приходит. Приготовься же, разве ты не слышишь шаги Бога, чадо? Бог идет.

Например, ты принимаешь протеин, но мышцы не образуются от одного принятия протеина, а тебе говорят: «Принял ли ты протеин? А теперь подвизайся, чтобы организм мог усвоить его как следует».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...