б.3. Профессиональный цикл. Вариативная часть.
3. компетенции, формируемые в результате обучения по дисциплине, в соответствии с ФГОС ВПО ПК-17. Способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне. ПК-18. Способен управлять самостоятельной работой обучающихся.
4.проектируемые результаты обучения по дисциплине в соответствии с ФГОС ВПО (знания, умения, владения) В результате обучения студенты должны знать: - Основные этапы становления сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины. - Понятие и предмет сравнительного правоведения. - Методологические основы проведения сравнительно-правовых исследований. - Категориальный аппарат юридической компаративистики. - Отличительные особенности основных правовых систем и семей современности. - Основные закономерности возникновения, функционирования и развития правовых систем. - Основные черты правовой системы России. В результате обучения студенты должны уметь: - Оперировать юридическими понятиями и категориями. - Анализировать, толковать и применять правовые нормы различных правовых систем. - Осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов различных правовых систем. - Применять полученные теоретические знания при решении юридических казусов. - Давать квалифицированные юридические заключения и консультации. - Правильно составлять и оформлять юридические документы.
В результате обучения студенты должны владеть: - Юридической терминологией сравнительного правоведения. - Навыками: - работы с правовыми актами; - сравнительного анализа отдельных правовых норм, институтов, отраслей, систем и семей; - разрешения правовых проблем и коллизий.
- реализации норм материального и процессуального права России и иностранных государств.
5.межпредметнаЯ связЬ: Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо при изучении данной дисциплины Теория государства и права: - методология теории государства и права - понятие и сущность государства - типы и формы государства - понятие и сущность права - нормы права, нормативно-правовые акты - применение и толкование правовых норм - система права и законодательства
6.трудоёмкость дисциплины и её распределение по видам работ
7.образовательные технологии (описание), используемые при реализации различных видов учебной работы, с указанием удельного веса лекций, а также занятий, проводимых в активной и интерактивной формах:
1. Изучение учебной, методической, научной литературы (учебники, монографии, статьи и дР. теорЕтические материалы, расположены в библитеке университета, а текже представлены в электронном виде в Правовых писковых ситемах «Гарант», «консультантПлюс». 2. Изучение методических указаний. 3. презентация – СОПРОВОЖДЕНИЕ УСТНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ ВОПРОСА, ПРОБЛЕМЫ ДЕМОНСТРАЦИЕЙ НА ЭКРАНЕ ПОКАЗАТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ. 4. деловые и ролевые игры - помогают формировать такие важные ключевые компетенции специалистов, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т.д. Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников.
5. Диспут, учебная дискуссия - Целью является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию. Причем этот поиск должен быть полностью управляемым. Управление здесь носит двоякий характер. Во-первых, для проведения дискуссии педагог создает и поддерживает определенный уровень взаимоотношений обучающихся – отношения доброжелательности и откровенности. Во-вторых, педагог управляет процессом поиска истины: учебная дискуссия допустима при условии, если преподаватель сумеет обеспечить правильность выводов. 6. разбор конкретных ситуаций – анализ конкретных ситуаций из правоприменительной практики 7. Викторина – ответы на небольшие вопросы по теме, вытягиваемые студентом в виде билета 8. сравнительно-правовой анализ и толкование иностранных и росийских нормативных правовых актов
8.тематическое содержание курса с указанием соответствующих образовательных технологий
8.1. Тематическое содержание лекционных занятий
8.2. Тематическое содержание практических занятий
9.виды самостоятельной работы студентов и их состав (курсовая работа и т.д.) Самостоятельная работа – вид индивидуальной деятельности студента, основанный на собственных познавательных ресурсах. Целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научной литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения курса наследственного права, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации. В связи с этим основными задачами самостоятельной работы студентов, изучающих дисциплину «Сравнительное правоведение», являются: во-первых, продолжение изучения дисциплины в домашних условиях по программе, предложенной преподавателем; во-вторых, привитие студентам интереса к юридической литературе, судебной практике, правотворческому процессу. Изучение и изложение информации, полученной в результате изучения научной литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как владения навыками устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала. Основными формами самостоятельной работы студентов являются: 1. Решение казусов и изучение теоретического материала во внеаудиторных условиях при подготовке к аудиторным занятиям (семинарам и практическим занятиям). 2. Подготовка докладов по отдельным темам программы. Целью написания докладов является привитие студентам навыков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, опубликованной судебной и арбитражной практикой с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обосновывая их соответствующим образом. 3. Написание домашних контрольных работ. Цель проведения – решение конкретного казуса для выяснения степени усвоения изучаемого материала. Работа сдается студентами на следующем занятии. Контрольную работу можно задавать как по уже изученной, так и по изучаемой теме. Студенты могут пользоваться любыми материалами. Объем работы — 3—5 страниц. Основное отличие домашней контрольной работы от аналогичной аудиторной работы с использованием материалов состоит в степени сложности предлагаемых преподавателем задач. 4. Обзор новейших научных работ (монографий, статей), новых нормативно - правовых актов и их проектов, руководящих разъяснений и обзоров судебной практики высших судебных инстанций. 5. Выполнение в домашних условиях указанных в теме заданий, в частности, составление проектов нормативно правовых актов. Если иное не указано в задании, обзоры судебной практики должны содержать описание конкретных судебных актов (от пяти до десяти) и выраженных в них позиций судебных инстанций, носящих общий характер (разъяснение правовых норм, правовых положений, применение аналогии закона и права). 6. Выполнение курсовой работы (с презентацией). Самостоятельная работа студентов должна быть организована с учетом времени изучения той или иной темы по учебному плану. Работа студента в аудиторных и во внеаудиторных условиях по проблематике должна максимально совпадать. Основной формой контроля за самостоятельной работой студентов являются практические занятия, а также еженедельные консультации преподавателя. При подведении итогов самостоятельной работы преподавателем основное внимание уделяется разбору и оценке лучших работ, анализу недостатков. По предложению преподавателя студент может изложить содержание выполненной им письменной работы на практических занятиях.
Курсовая работа и ее характеристика. Выполнение курсовой работы является самостоятельным творчеством студента и помогает ему более глубоко, по сравнению с учебной программой, изучить вопросы конкретной сферы правовой деятельности и на основе анализа действующего в этой сфере законодательства и практики его применения сформулировать самостоятельные выводы и предложения. Наряду с познавательным курсовая работа имеет и учебное значение, поскольку позволяет определить уровень подготовки студента, его навыки самостоятельного творческого мышления. Курсовая работа является важным этапом обучения студентов, способствующим формированию навыков самостоятельного научного и практического подхода к освоению учебного материала. Кроме того, реферат позволяет осуществить контроль за самостоятельной работой студента и оценить, наряду с экзаменами и зачетами подготовленность будущего специалиста. Выбор темы курсового исследования является самостоятельной работой студента, поэтому ниже приводится только примерная тематика курсовых работ. Темы, не включенные в приведенный перечень, формулируются студентом на индивидуальной консультации с преподавателем. Курсовая работа выполняется в соответствии с требованиями к ее оформлению и содержанию (Методические указания по выполнению реферата и курсовой работы / ДВГУПС. Каф. "Гражданское, предпринимательское и транспортное право". – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. - 23 с.) Студент должен внимательно ознакомиться со всеми требованиями, предъявляемыми к написанию и оформлению курсовой работы. Библиография включает нормативные акты и литературу общего характера, поскольку подбор литературы для исследования является самостоятельной задачей студента. Структура и содержание работы: Курсовая работа должна включать следующее: 1. Титульный лист. 2. План работы. План должен быть развернутый, позволяющий избежать пробелов и повторений. Он должен обеспечить последовательность, логичность изложения материала. 3. Основную часть. Основную часть курсовой работы необходимо разделить на разделы (2-3, каждый из них должен содержать 2-3 подраздела), которые должны быть примерно равны по объему. Название разделов должно логично раскрывать содержание общей темы. В содержание основной части должны входить: изложение теоретических аспектов излагаемой проблемы, анализ основополагающих нормативных документов, конкретных правовых ситуаций, самостоятельная оценка студентом излагаемого материала. В работе не обязательно приводить выдержки из юридических документов или конкретных решений и постановлений в полном объеме. Главное – приведение смыслового содержания той или иной статьи закона, нормы или положения применительно к исследуемому вопросу. В конце каждого раздела необходимо подводить итоги, делать обобщающие выводы. Умение обобщать переработанную информацию – критерий способности студента работать с теоретическим материалом. Все разделы должны быть выстроены в единое логическое целое, теоретические положения и подходы должны подкрепляться нормативно-правовым, а также практическим материалом и обязательными самостоятельными выводами и обобщениями. 4. Библиографический список. Составление списка использованной литературы осуществляется в течение всего периода подготовки курсовой работы. Список должен включать учебную, монографическую литературу, научные статьи по исследуемой теме, основные нормативно-правовые акты, регулирующие ту сферу общественных отношений, которую анализирует студент в курсовой работе. Список составляется по алфавиту. Каждый источник должен содержать следующую обязательную информацию: автор, название, издательство, год издания. Оформление курсовой работы. Объем должен составлять 35-40 страниц печатного текста. Курсовая работа выполняется на писчей бумаге, формат А 4. Писать студент должен только с одной стороны листа. В тексте не допускаются цитирование учебной, монографической литературы, нормативных актов без ссылок на соответствующий источник. Недопустимы сокращения слов, выражений, фамилий, наименований органов и организаций, если такие сокращения не являются общепринятыми. Защита курсовой работы. Для подготовки к защите курсовой работы студент обязан внимательно ознакомиться с замечаниями руководителя, содержащимися в письменной рецензии. В рецензии отмечаются достоинства и недостатки работы, могут содержаться рекомендации студенту для подготовки к защите. Во время защиты студент должен изложить основные положения работы, сделать обобщающие выводы, ответить на замечания рецензента, а также на вопросы, возникшие в процессе защиты. В представленной рабочей программе приведена примерная тематика курсовых работ.
Тематика курсовых работ:
1. Сравнительное правоведение: от метода к науке. 2. Соотношение сравнительного правоведения с теорией и историей права, международным правом. 3. Методы сравнительного правоведения. 4. «Сравнимость» права. 5. Право в современном мире: тенденция глобализации. 6. Теории конвергенции и дивергенции в сравнительном правоведении. 7. Две волны вестернизации. 8. Роль вестернизации в формировании глобального права. 9. Понятие «западного права» и его роль в современном мире. 10. Тенденции сближения национальных правовых систем. 11. Трансплантация зарубежных правовых норм и институтов. 12. Тенденции глобализации и сохранении национальных особенностей. 13. Мусульманское право и его роль в современном мире. 14. Каноническое право и его роль в современном мире. 15. Индусское право и право Индии. 16. Особенности правового развития постсоциалистических стран. 17. Понятие юридической географии. Правовая карта мира. 18. Романо-германская правовая семья (общая характеристика). 19. Правовая семья «общего права» (общая характеристика). 20. Особенности национального права стран Северной Европы. 21. Особенности национального права стран Южной Европы. 22. Особенности национального права стран Западной Европы. 23. Особенности национального права стран Восточной Европы. 24. Национальное право стран Латинской Америки. 25. Проблема классификации права Китая и Японии. 26. «Смешанное право»: общая характеристика.
10. формы текущего контроля знаний; Текущий контроль знаний студентов по дисциплине «Сравнительное правоведение» осуществляется путем выполнения контрольных работ, решения тестов, написания эссе, экспресс опроса, решения задач. Одним из элементов текущего контроля успеваемости студентов очной формы обучения является промежуточная аттестация. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются утвержденным графиком учебного процесса. Вторая промежуточная аттестация проводится за 2 недели до начала сессии в целях подведения итогов текущей успеваемости и решения вопроса о допуске студентов к сдаче экзамена. В период аттестационной недели на практических занятиях преподаватель проводит контрольные работы и контрольное тестирование.
11. вопросы к экзамену 1. Сравнительное правоведение: наука и метод. 2. Формирования и эволюция правовой карты мира. 3. Российское право на правовой карте мира. 4. Национальные школы сравнительного правоведения. 5. Российская школа сравнительного правоведения. 6. Роль сравнительного права в правоприменительной практике. 7. Роль сравнительного права в законотворческом процессе. 8. Тенденция сближения (конвергенции) современных правовых семей. 9. Проблема классификации национальных правовых систем. 10. Общая характеристика романо-германской правовой семьи. 11. Правовая семья общего права на правовой карте мира. 12. Понятие «смешанной юрисдикции» в сравнительном правоведении. 13. Проблема классификации правовых систем стран Тропической Африки. 14. Современное индусское право. 15. Общая характеристика правовых систем стран Латинской Америки. 16. Понятие западного права и роль вестернизации в формировании правовой карты мира. 17. Роль сравнительного правоведения при проведении национальных правовых реформ. 18. Общая характеристика дальневосточных правовых систем. 19. Современные тенденции развития романо-германской правовой семьи. 20. Современные тенденции развития правовой семьи общего права. 21. Понятия шариата и фикха и соотношение между ними. 22. Исламское право: понятие и источники. 23. Общие принципы фикха и их значение для исламского права. 24. Место исламского права в современных правовых системах. 25. Формы взаимодействия исламского и европейского права в современных правовых системах. 26. Понятие современного исламского права и его источники. 27. Роль английского права в формировании «общего права». 28. Понятие права Великобритании. Общая характеристика права Шотландии и его отличие от английского права. 29. Место японского права на правовой карте мира. 30. Общая характеристика права США. 31. Особенность правовых систем стран Северной Европы. 32. Роль канонического права в развитии романо-германской правовой семьи и правовой семьи общего права. 33. Общая характеристика правовых систем Западной Европы (Франция, Германия). 34. Общая характеристика правовых систем Южной Европы (Италия, Испания, Португалия). 35. Особенность развития правовых систем Восточной Европы. 36. Тенденции конвергенции и дивергенции в современном праве. 37. Китайское право (общая характеристика).
12.примерный календарный план дисциплины без виз согласования и утверждения Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Институт/ факультет Социально-гуманитарный институт направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция» специальность Курс 2 -й Группы _______. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
занятий по дисциплине Сравнительное правоведение в 2-м семестре 20__ - 20__ учебного года
План лекций, практических, лабораторных занятий
2.Выполнение плана самостоятельной работы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|