Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимоотношения людей в группах




Человек в группе, коллективе вступает в отношения двоякого рода: деловые (официальные) и личные (неофи-

1 Обуховский К. Психология влечений человека. - М., 1972. - С. 171.циальные). Деловые и личные отношения составляют сис­тему межличностных отношений. Взаимоотношения между людьми на работе (учебе) подчинены двум видам правил: нормам юридическим (формальным) и нормам моральным (неформальным).

Администраторы (руководители, начальники) склонны ценить первые, сотрудники - вторые правила. А как должно быть? Обе крайние позиции ущербны. При выполнении любой работы присутствуют и единые правила, и человеческие отношения. Иногда неформальные группы несут в себе некоторое социальное зло: круговая порука, преступный сговор с целью хищений и злоупотреблений. Однако все неформальные нормы, связи и группы ставить под подозрение нельзя. Неофициальные контакты между совместно работающими людьми естественны и неизбежны. Формальные и неформальные отношения тесно перепле­тены. От того, насколько это понимает руководитель, в значительной степени зависит психологический климат в любом трудовом коллективе. Уровень управленческой культуры включает не только умение рационально орга­низовывать работу, но и культуру межличностного общения. Безличность в отношениях с подчиненными - «психо­логическая глухота» руководителя.

Итак, что определяет психологический климат в кол­лективе?

1. Тип межличностных отношений - соотношение де­мократизма (коллегиальность в обсуждении и решении вопросов) и авторитарности (господство воли руководи­теля при решении всех вопросов). Тип отношений опре­деляет и стиль отношений в коллективе (группе) - от максимально личностно насыщенного до предельно обез­личенного, формального, бюрократического. Исследова­ния стиля руководства зародились в США в школе Курта Левина. Под стилем понималась та сторона взаимодей­ствия лидера с группой, которая преимущественно свя­зана с принятием решений и инструктированием. Реша­ющим и единственным параметром стиля считалась сте­пень разделения руководителем этих функций с членами группы. К. Левин и его сотрудники выделили три стиля: демократический, авторитарный и нейтральный (попусти­тельский, либеральный). Многие авторы стремятся рас­ширить традиционную схему стилей за счет введения в нее большего числа разновидностей стиля руководства, соотнося их с характеристиками групповой эффективно-сти и подчеркивая необходимость умения руководителя использовать различные стили руководства в зависимости от конкретной обстановки.

2. Степень личной независимости каждого члена коллек­тива, т.е. широта сферы, в пределах которой сотрудник (работник) имеет возможность действовать и принимать решения самостоятельно.

3. Взаимопомощь и доброжелательность в отношениях.

4. Степень терпимости к разным точках зрения и мнени­ям по вопросам служебного, а тем более непроизводствен­ного характера.

5. Справедливость и гибкость реально применяемой шка­лы поощрения и порицания.

6. Сознание справедливости оценки нашего вклада, уверен­ность, что с нашим мнением считаются при решении про­изводственных вопросов служат стимулом трудовой дея­тельности и способствуют созданию благоприятного пси­хологического климата. Административные санкции явля­ются антистимулами.

7. Умение руководителя выявлять, развивать и использо­вать индивидуальные способности каждого человека, его заинтересованность. Умение доверять людям, контролиро­вать не по мелочам, а по конечным результатам, попусту не дергать и не нервировать их - это умение создать «ко­мандный дух».

Взаимоотношения людей в группах в значительной сте­пени зависят от того, как они воспринимают друг друга.

Мы уже знаем, что восприятие - это не пассивное от­ражение реальности, а активный творческий процесс. Лич­ностные особенности воспринимающего оказывают на восприятие существенное влияние. Учеными выделены некоторые типичные искажения представлений о другом человеке, которые они назвали психологическими эф­фектами. Эти психологические эффекты могут в той или иной степени влиять на ход общения. Вот некоторые из них.

«Эффект ореола» - влияние общего впечатления о дру­гом человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Первые впечатления создают определенный оре­ол - положительную или отрицательную установку на че­ловека. В дальнейшем происходит подстраивание новой информации об этом человеке к первоначальной: то, что противоречит первой информации, может отсеиваться как малозначительное или вовсе не замечаться, а то, что сним согласуется, - приобретать безусловную достоверность и тем самым подкреплять первое впечатление. Иными сло­вами, если первое общее впечатление о человеке благо­приятное, то его положительные качества переоценива­ются, а отрицательные либо приуменьшаются, либо так или иначе оправдываются. И наоборот, при первом небла­гоприятном впечатлении о человеке его благородные поступки не замечаются или истолковываются как очень корыстные. Человек вольно или невольно «деформирует» информацию под влиянием установки. Так, если прият­ный в целом нам человек иногда любит присочинить что-либо, мы его оправдываем: у него богатая фантазия, у него плохо с памятью, он немного рассеян. Если это делает неприятный человек, то он лжец, вечно обманывает, ему нельзя верить и пр.

У учителя нередко проявляется подобная установка по отношению к ученику: «хорошему» ученику нередко за по­средственный ответ ставится «4», а «плохому» ученику за отличный или хороший ответ - «3». Под влиянием «эффек­та ореола» учитель может проглядеть у проблемного ребен­ка рождающееся желание начать учиться и хорошо себя ве­сти, а значит, и не сможет ему вовремя помочь. А ребенку самому справиться с собой трудно, и он может снова со­вершить какой-нибудь проступок, подтвердив тем самым «правоту» отношения к нему учителя.

Преодолеть предвзятость и стереотипы в отношениях к людям непросто. А.А. Бодалев, автор книги «Восприятие человека человеком», осуществил следующий опыт. Двум группам людей показывали одну и ту же фотографию и просили описать человека, который был запечатлен на сним­ке. В одной группе было сказано, что они увидят портрет героя, а в другой предупредили, что они увидят изображе­ние преступника. Выяснилось, что многие испытуемые на­ходятся во власти установки. Вот словесный портрет, дан­ный человеком, который считал, что перед ним изображение героя: «Молодой человек лет 25-30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами лица. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, небрит, ворот рубаш­ки расстегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма». Испытуемый, который считал, что перед ним портрет преступника, дает такое словесное описание: «Этот зверюга понять что-то хочет, умно смот­рит и без отрыва. Стандартный подбородок, мешки под гла­зами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед». «Эффект бумеранга». Информация, которая человеку неприятна или передается тем, кто ему неприятен, может не только не переубедить его, а, напротив, еще больше укрепить в его «заблуждении». Так, девушка, встретив не­приятную ей знакомую и услышав от нее, что ее новое платье не очень хорошо смотрится, утверждается в мысли о том, что платье прекрасное, а знакомая так говорит «от злости», «от зависти» или отчего-нибудь еще.

«Эффект края» (на него обратил внимание немецкий ученый Эббингауз) - ряд последовательно предоставляемой информации, когда крайние звенья - первая и последняя информация - запоминаются лучше и оказываются значи­мее, чем та, что в середине. В применении к общению это означает: по отношению к незнакомому человеку наиболее существенными и особенно весомыми являются первые впечатления, а по отношению к знакомому - последние новости. Этот эффект следует особенно учитывать учителю: первое впечатление, которое он произведет на детей, в значительной степени определит их последующие взаимо­отношения.

«Эффект снисходительности» - щедрая, иногда излиш­няя благожелательность при восприятии и оценивании другого человека. Этот эффект чаще всего наблюдается у тех, кто получает постоянную эмоциональную поддержку со стороны других людей, кто не тревожен, внутренне уверен в себе. Если человек не уверен в себе и с трудом сохраняет приемлемое о себе представление, он бессозна­тельно стремится принизить других, чтобы в собственных глазах казаться выше.

Марк Твен писал: «Избегайте тех, кто старается подо­рвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким лю­дям. Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы можете стать великим».

Способность правильно понимать другого человека иног­да связывают с так называемой эмпатией. Эмпатия - это способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами. По словам американского психоло­га Карла Роджерса, «быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохране­нием эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения „как будто". Так ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их вое-принимает... Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время -тонким и чутким».

Укажем еще на одну ошибку восприятия другого чело­века - «эффект контраста», или склонность подчеркивать у других противоположные себе черты. Например, застен­чивым людям все остальные кажутся более раскованными и легкими в общении, чем это есть на самом деле.

Таким образом, восприятие другого человека всегда свя­зано с эмоциональным переживанием складывающихся взаимоотношений. И представление каждого человека о са­мом себе поддерживается преимущественно реакциями лю­дей, которых он знает лично. Каждый участник первичной группы оценивает других и оценивается ими. Поэтому отношения между членами группы или коллектива не оди­наковы: может возникнуть обоюдная или односторонняя привязанность или неприязнь, а также равнодушие. Все это определяет положение члена коллектива в системе межличностных взаимоотношений. Одни люди пользуют­ся большей популярностью, авторитетом, чем другие. Пер­вые с большим желанием и чаще избираются для кон­тактов.

Положение человека в группе зависит от его характера, поведения, способностей и умений. Так, популярность связана с такими свойствами личности, как общитель­ность, сочувствие, спокойствие и доброжелательность, большой кругозор и желание помочь. Непопулярность вы­зывается эгоизмом, лживостью, заносчивостью, поверх­ностью знаний в профессиональной области, скрытнос­тью, плохим умением общаться.

Положение человека в группе зависит не только от его свойств, но и от того, как их оценивают в данном кол­лективе. То, что в одной группе может быть важным и ценным, в другой - иметь противоположную ценность. Так, в одном классе может сложиться культ знаний, в другом - культ озорства. Те виды поведения, которые признаются в группе как ценные, могут изменить лично­стные черты человека в положительную или отрицатель­ную сторону.

Кроме того, в каждой группе существует превалирую­щая эмоциональная атмосфера, от которой во многом за­висят самочувствие человека и его поступки. Атмосфера может быть сочувствующей или ненавистной, мрачной,равнодушной, творческой, занудной и т.п. в зависимости от сложившихся межличностных отношений.

Положение человека, особенно человека школьного возраста, в группе, коллективе влияет на его поведение, психологическое благополучие, развитие нравственных, интеллектуальных, волевых качеств.

По экспериментальным данным, в классе обычно наи­более популярны 3-4 человека, примерно столько же не­популярных или изолированных, отверженных. В соответ­ствии с этим условно выделяются лидеры, или «звезды», активно общающиеся, или «компанейские», изолирован­ные и отвергнутые члены группы, класса.

Положение ребенка в межличностных отношениях клас­са можно определить путем наблюдения, которое пока­жет, кто постоянно действует активно, способствует об­щей деятельности, а кто остается в стороне. Однако на­блюдение не поможет выяснить отношений между всеми членами группы и определить положение каждого в ряду популярности. Кроме наблюдения при изучении этого воп­роса применяются различного рода беседы, эксперименты. Для более точного изучения положения используют такие психологические процедуры, которые называются социо­метрией (от лат. слов societas - общество и metrec - изме­ряю). Измерение состоит в суммировании мнений и оце­нок всех членов группы.

Одним из социометрических методов является метод вы­бора, предложенный американским психологом Дж. Море­но. Этот метод позволяет определить реальное место чело­века в деловых и личных отношениях, установить степень популярности членов коллектива, группы, выявить существование дружеских групп, а также причины их об­разования и распада. Метод выбора применяется тогда, когда члены группы, коллектива знают друг друга. Они отвечают на вопросы о желаемых совместных делах или других действиях с членами группы. Задаваемые вопросы называются критериями выбора, которые могут быть силь­ными или слабыми. Например, вопрос «с кем бы ты хотел работать?» - сильный критерий, а вопрос «кого бы при­гласил на экскурсию?» - слабый. Может быть отрица­тельный выбор - ответ на вопрос, «с кем бы ты не хотел сидеть на одной парте?». Таким образом, выбор может быть взаимным - отрицательным или положительным и безответным.

Результаты социометрических тестов можно представить в виде таблицы (социограммы). На семинарских занятиях вы познакомитесь с тем, как такие таблицы или схемы составлять. ♦

Метод выбора партнера позволяет оперативно получить довольно объективные и точные данные межличностных отношений внутри любой группы и может быть использо­ван в практических целях.

Например, мы получили такую картинку:

Лидеры в группе самые авторитетные и популярные, с ними все хотят общаться, они эмоционально благо­получны, уверены в себе. У компанейских средняя попу­лярность, они активные участники всех мероприятий, находятся в неплохих контактах с лидером, их дружеское объединение создает им ощущение защищенности и эмо-ционального благополучия. Изолированные не очень уве­ренно чувствуют себя в классе, отношение к ним доволь­но безразличное, к ним не испытывают ни особой симпатии, ни особой неприязни. У отвергнутых неблаго­получное положение в классе, с ними никто не хочет дей­ствовать сообща, не хочет общаться. Это часто становится основной причиной их ухода из школы. Каковы же причи­ны изолированности?

1. Безразличие отвергаемых школьников к учебе. Безраз­личие к собственным успехам сочетается с безразличием к удачам и неуспехам одноклассников.

2. Неинтересность их в общении. Они сами избегают дружбы с детьми, не прилагают усилий к общению, склон­ны к уединению. Они неинтересны сверстникам для со­вместных игр, встреч. Сюда же можно отнести и так назы­ваемых «неудобных» детей, тех, кто постоянно недово­лен, критикует всех и вся.

3. Отвергаемость и изолированность нередко зависят не только от нежелания, но и от неумения налаживать кон­такты с одноклассниками.

Понятно, что учителю очень важно знать положение ребенка в системе межличностных отношений класса, для того чтобы помочь ему занять в этой системе достойное место. Последнее явится основным условием его успехов в учебе и личностного роста.

Необходимо особо отметить, что результаты взаимных выборов нельзя объявлять. Это должны знать только пси­холог и педагог для разработки стратегии и тактики пси­холого-педагогической работы с ребенком и с классом как формирующимся коллективом.

Выбор, отношение к нему - очень сложная и значимая проблема для каждого человека - большого и маленького. Ведь даже если нас поздравляют с праздником, днем рож­дения, удачей в каком-то деле, значит, люди выбрали нас как значимых для них, поэтому они помнят о нас, хотят нам доставить радость. Особенно это важно для детей. Сердце ребенка трепещет от предвкушения того, что его поздра­вят с Новым годом, с днем рождения еще с чем-нибудь, значимым для него. Социометрический метод выбора под­скажет учителю, на кого следует обратить особо присталь­ное внимание и не допустить разочарования детей. Конеч­но, этот метод - только точка отсчета для начала углуб­ленной работы с детьми, как и всякий метод. 3.3. Массовые социально-психологические явления

Известно, что, находясь среди группы людей (даже не­большой), человек чувствует, переживает, воспринимает и ведет себя несколько иначе, чем наедине с самим собой. Атмосфера прямого контакта со многими людьми меняет степень проявления тех или иных свойств человека, вы­свечивает в этих свойствах такие стороны, о которых не­редко он сам и не подозревал. Поэтому массовые психоло­гические явления играют весьма значительную роль в меж­личностных отношениях. Таких явлений много, познако­мимся с некоторыми из них.

Общественное мнение. Оно может формироваться со­знательно, целенаправленно. Так, пресса, радио, кино, телевидение, собрания, митинги и т.п. формируют обще­ственное мнение, отражающее идеологию того или й"ного политического направления или государства в целом. Мо­жет складываться общественное мнение о том или ином работнике на производстве, преподавателе в вузе, учени­ке в школе и пр.

Общественное мнение иногда формируется стихийно, на основе неточной информации, передаваемой «из уст в уста».

В пределах малой группы общественное мнение может играть и положительную роль и отрицательную, в том слу­чае, если мнение основывается на ложных слухах. Форми­руемое среди единомышленников или даже просто в кру­гу хорошо знакомых людей, объединенных в какой-то момент обстоятельствами или общей деятельностью, оно позволяет человеку чувствовать себя, как правило, более уверенно, испытывать ощущение духовного подъема и соб­ственной значимости.

Коллективное переживание. Эмоциональные переживания могут одновременно захватить большие массы людей. Это могут быть радостные переживания, переживания горя, стра­ха, гнева. Люди как бы заражаются настроениями других, подпитываются этими настроениями, в которых аккумули­руются все их переживания и мысли. Например, на стадионе человек нередко заражается преобладающими настроения­ми болельщиков и может вести себя совершенно не свой­ственным для его повседневного поведения образом.

Или на концерте, например, эстрадного певца: люди сначала заражаются его азартом, увлеченностью, музы­кальностью, потом постепенно становятся соучастникамиколлективного действа с подпеванием, подтанцовывани­ем, проявлением бурных эмоций. Эмоциональный настрой большой группы создает определенную атмосферу, пси­хологический климат.

Глубоко отрицательным переживанием большой силы является паника. Паника - это один из видов поведения неорганизованной массы людей, толпы. Массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью быстро на­растает в процессе взаимного заражения. При этом полно­стью блокируется способность рациональной оценки об­становки, мобилизация волевых возможностей людей, организация совместного противодействия. Паника возни­кает легче в тех случаях, когда людям не ясны общий смысл происходящего и цели, к которым они должны стремить­ся, когда нет авторитетного для всех или для большинства лидера. Паника усиливается в общей обстановке психи­ческой напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидания тяжелых событий (землетрясение, наводнение, государственный переворот и пр.). На усиление и продол­жительность паники влияет недостаток точной информа­ции о конкретном источнике опасности, времени ее возникновения и способах преодоления. Так было, напри­мер, после чернобыльской атомной катастрофы.

Известны случаи возникновения паники в повседнев­ной жизни: при скоплении в метрополитене, на стадио­нах, зрелищных мероприятиях и т.п.

Причины паники многообразны. Отметим две группы наиболее значимых. Психологические причины, включающие в себя такие психологические явления, как крайнее удив­ление, большая неуверенность, внезапный страх, чувство изоляции, сознание бессилия перед неотвратимой опас­ностью. Причины социально-психологического порядка: от­сутствие групповой солидарности, утрата доверия к руко­водству, дефицит информации... Все вместе это порожда­ет высокое эмоциональное напряжение и лихорадочную работу воображения, нагромождающего страхи.

Подражание - сознательное или неосознанное копиро­вание образца. Подражание встречается на разных возраст­ных этапах индивидуальной жизни человека. Подражание позволяет человеку автоматизировать свои действия в оп­ределенных сферах жизни, быта, деятельности. Например, на подражании основана мода: подражая моде в одежде, предметах быта, отделке квартиры и т.п., человек как бы освобождает себя от излишних психологических мученийвыбора, что дает ему возможность сосредоточить все вни­мание и энергию на решении более сложных творческих проблем. Однако чтение книг, просмотр фильмов, посе­щение спектаклей, занятия досуговой деятельностью мо­гут тормозить развитие личности, если все это движется не собственным интересом, а желанием не отстать от моды сегодняшнего дня.

Подражание так или иначе присутствует в межлично­стных отношениях групп, коллективов. Оно помогает вы­работать идентичные приемы поведения, действия лично­стей. Дети, особенно в младших классах, всегда подража­ют своему учителю. Учитель, вступая в класс, всегда является образцом для подражания, в этом, наверное, его самая большая ответственность перед детьми.

Заканчивая тему о межличностных отношениях, отме­тим следующее. Отношение и общение - взаимосвязанные, неразрывные явления. У нормального человека не может быть общения без отношения. Межличностные отношении происходят между мыслящими, думающими и чувствую­щими людьми. Можно сказать, что межличностные отно­шения - сущность общения, своеобразный результат его. Возникнув в процессе общения, межличностные отноше­ния, в свою очередь, оказывают влияние на него, опреде­ляя содержание и тональность общения.

Межличностные отношения в группе и коллективе по­тому так и называются, что в отношения вступают личнос­ти, центральной характеристикой которых является их ин­дивидуальность - то особенное, что отличает данного чело­века ото всех других. Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него есть свои особен­ности памяти, мышления, внимания, у него своеобразное воображение, свои интересы, потребности, симпатии, при­вязанности, особенности настроения, большая или мень­шая сила эмоциональных переживаний, сильная или сла­бая воля, «легкий» или «трудный» характер, у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба.

Какое богатство - этот внутренний мир человека. По­мните, у Е. Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы - как истории планет: У каждой есть особое, свое, И нет планет, похожих на нее.Важно понимать и постоянно помнить, что такой слож­ный внутренний мир имею не только я, а и каждый из окружающих меня людей. И если человек, который нахо­дится рядом со мной, отличается от меня, то это не зна­чит, что он хуже меня. Он просто другой, и нужно уважать этого другого человека с его индивидуальными особеннос­тями, с его сильными и слабыми сторонами. Нужно на­учиться исходить из того, что другой человек - самостоя­тельная личность, которая сама определяет свое поведение. Поэтому понукание, грубость, одергивание, приказной тон и т.п. несовместимы с понятием воспитанного человека.

Человек, как личность, не только умеет разбираться'в себе самом, в своих желаниях, возможностях, поступках, но и умеет понять окружающих людей, учитывать и уважать в общении с ними их интересы, желания, вкусы, привыч­ки, настроения, искренне отзываться на их чувства и пере­живания. «Бывает и так, - читаем у писателя С. Шуртакова. -В дороге ли, в дальнем селе или на новостройке повстреча­ешь нового незнакомого человека; глянется тебе человек: и на вид симпатичный, и разговаривать с ним интересно, и умен, и вообще, как говаривали в старину, все угодья в нем. Однако же поговорил ты со своим новым знакомым, узнал его поближе, на прощанье руку ему пожал и «до свидания» сказал, а только чувствуешь, понимаешь: если и не будет этого свидания - не очень-то огорчишься, не за­грустишь. В глазах у тебя человек остался, а в сердце - нет, ничего-то его не тронуло, ничто из всех интересных разго­воров в нем не отозвалось».

Каждому из нас хочется встретить в собеседнике созву­чие мыслей, чувств, настроений. Мы благодарны тем лю­дям, которые участливо выслушивают нас, пытаются по­нять, что занимает нас и волнует. Нам часто и не нужны конкретные советы, а нужно «выговориться» в присутствии человека, доброжелательность которого к себе мы ощущаем.

Но ведь и другие от нас ждут того же! Они надеются на понимание и интерес к ним с нашей стороны. А понять особенности другого человека не так уж и просто.

По словам К.И. Чуковского, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой «первый понял, что кроме вся­ких свойств у человеческой личности есть как бы своя ду­шевная мелодия, которую каждый из нас носит повсюду с собой, и что если мы захотим изобразить человека и изобразим его свойства, а этой душевной мелодии не изоб­разим, - это изображение наше будет ложь и клевета».Наверное, именно степень совпадения душевных мело­дий или, скорее всего, их созвучия лежит в основе отно­шения к другому человеку.

Вообще, умение понять наиболее существенные осо­бенности другого человека, определить истинный смысл его поступков, настроений, способность правильно реа­гировать на возможные противоречия, расхождения в оцен­ках и представлениях, возникающих у людей, свидетель­ствуют о достаточно высоком личностном развитии чело­века. Такой человек прежде всего заботится о том, чтобы не унизить достоинства другого человека. Виктор Конец­кий, описывая морской рейс в Антарктиду, пишет о лю­дях, возглавляющих экспедиции: «Но ведь они так же и в жизни контролировали себя: чтобы не оскорбить своею властью подчиненных людей, чтобы всегда сохранять де­ликатность даже при необходимой резкости и грубости слов и поступков, а такое обязательно случается в полярйо-морской работе».

И еще на одно качество личности хотелось бы особен­но обратить внимание, качество, о котором мы как-то стес­няемся вслух говорить, которое многие, к сожалению, считают старомодным, - это благородство. Истинное бла­городство - приходить на помощь человеку, какие бы неблагоприятные обстоятельства и последствия этому ни сопутствовали. С этим качеством связана способность че­ловека со-страдать, со-чувствовать, со-переживать, со­действовать - признак духовной зрелости личности. Благо­родство - это высокая нравственность человека, соединен­ная с самоотверженностью и честностью.

Вопросы и задания

1. Какие виды групп выделяют в социальной психологии?

2. Попробуйте объяснить с психологической точки зрения слова Э.М. Ремарка: «Характер человека по-настоящему можно узнать, когда он станет твоим начальником».

3. Какой вспоминается стиль руководителя при чтении сле­дующего высказывания Л.Н. Толстого: «Человек, не чувству­ющий в себе силы внутренним достоинством внушить уваже­ние, инстинктивно боится сближения с подчиненными и ста­рается внешними выражениями важности отделить от себя критику»?

4. Что такое межличностные отношения в группе, коллекти­ве?5. Посмотрите на себя как бы со стороны и попробуйте ис­кренне себе ответить на вопросы: а) интересны ли вам люди сами по себе, вне их должностей, места работы и материальных воз­можностей? б) уважаете ли вы окружающих или только делаете вид? в) любите ли кого-нибудь, кроме самого себя? г) можете ли совершить какие-либо поступки в защиту справедливости, про­тив хамства, лицемерия? д) интересно ли людям с вами?

6. Попробуйте провести тест социометрический «выбор» в одном из классов начальной школы и проанализировать его ре­зультаты. Раздел VI.ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

Закономерности возрастного развития изучает особая отрасль психологии - возрастная психология. Предмет ее исследования - возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических ка­честв личности растущего и развивающегося человека. Вспомним, что онтогенез - это развитие психики от рож­дения до конца жизни человека.

Возрастная психология изучает факты и закономернос­ти развития психики человека, а также развитие его лич­ности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психоло­гия, психология взрослого человека, а также геронтопси-хология.

Научную основу возрастной психологии составляют фундаментальные теоретические положения, разрабаты­ваемые в отечественной психологии, о социальной при­роде психики человека и закономерностях ее развития на всех этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, А.В.Запо­рожец, Д.Б.Эльконин, А.В.Петровский, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин и др.). Согласно этим положениям, пси­хика человека (как в филогенетическом, так и в онтоге­нетическом отношении) является продуктом развития. Психическое развитие происходит в процесссе присвое­ния социального опыта, накопленного человечеством на протяжении всего своего существования.

Главная проблема возрастной психологии - проблема становления личности. В отечественной психологии лич­ность рассматривается как целостная психологическая структура, формирующаеся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и пове­дения. Становление личности начинается с первых минут жизни и идет вместе с психическим развитием ребенка.Развитие психики следует рассматривать «не только как рост, но и как изменение, как процесс, при котором ко­личественные усложнения и изменения переходят в каче­ственные, коренные, существенные и приводят к скачко­образно проявляющимся новообразованиям» (С.Л. Рубин­штейн)1.

Рассмотрим основные закономерности психического развития в детском, подростковом и раннем юношеском возрасте и условия, способствующие этому развитию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...