Качественный абсорбционный анализ
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 В этой части работы необходимо определить, растворы каких из веществ - родамин 6Ж, КMnО4 или CuS04 - находятся в кюветах N 1,2,3. Зависимость коэффициентов поглощения этих веществ от длины волны схематически показана на Рис. 8а. Родамин 6Ж имеет одну полосу поглощения в середине видимой области спектра, КMnО4-- 5 более узких полос, а CuS04 - одну широкую полосу, начинающуюся в красной области спектра и простирающуюся за пределы видимого света в инфракрасную область. При прохождении через кювету с раствором излучение лампы К-12 будет поглощаться на участках, лежащих в пределах полосы поглощения раствора. В результате в соответствующем месте спектра, наблюдаемого через окуляр, интенсивность излучения будет сильно ослаблена, т.е. будет наблюдаться тёмная полоса (Рис 8б). Качественный абсорбционный анализ растворов выполняется в следующем порядке. 1. Установите на оптический рельс за конденсором лампу накаливания 2. Перемещая лампу по рельсу, сфокусируйте изображение нити лампы на колпачке, надетом на вход коллиматора. Закрепите лампу на рельсе. Окончательную фокусировку и центровку на перекрестии колпачка осуществите с помощью юстировочных винтов конденсора. Снимите колпачок со входа коллиматора. 3. Наблюдая спектр излучения лампы через окуляр и, вращая барабан монохроматора, убедитесь, что спектр является сплошным, т.е. в нём присутствует излучение всех длин волн от фиолетовой до красной областей, за которыми излучение отсутствует (границы спектра). 4. Для фиолетовой и красной границ спектра снимите отсчёты по барабану коллиматора и занесите в таблицу 5. Рассчитайте jср и, пользуясь градуировочным графиком, определите длины волн, соответствующие границам видимого сплошного спектра.
Таблица 5. Границы видимого сплошного спектра лампы К-12
Рис.8. Вид спектров лампы К-12 и растворов веществ в поле зрения монохроматора
5. Поместите поочерёдно кюветы N 1,2,3 на столик между монохроматором и конденсором. Просмотрите через окуляр спектр излучения, прошедшего через каждую из кювет, и, используя данные Рис.8а и б, определите раствор какого вещества находится в каждой кювете. 6. Установите на столик кювету с раствором родамина 6Ж. Совместите с указателем окуляра последовательно коротковолновую и длинноволновую границы полосы поглощения, снимите соответствующие отсчёты по барабану и занесите данные в таблицу 6. По градуировочному графику определите длины волн, соответствующие границам полосы поглощения.
Таблица 6. Положение полосы поглощения раствора родамина 6Ж
7. Для кюветы с раствором КМп04 снимите отсчёты по барабану и определите длины волн, соответствующие центрам всех полос поглощения, считая слева. Результаты внесите в таблицу 7. 8. Снимите отсчёт по барабану и определите длины волн, соответствующие границам спектра излучения лампы К-12, прошедшего через кювету с раствором CuS04. Занесите данные в таблицу 8. Сделайте вывод о том, излучение каких длин волн поглощается этим раствором. 9. Выключите последовательно тумблера "Лампа К-12" и "Сеть" блока питания. Наденьте колпачок на вход коллиматора. 10. Результаты измерений покажите преподавателю.
Таблица 7. Центры полос поглощения раствора KMnO4
Таблица 8. Границы спектра излучения, прошедшего через раствор CuS04
Вывод: раствор CuS04 поглощает излучение в области длин волн
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое спектральный анализ? Назовите его разновидности. 2. Типы спектров излучения и поглощения. 3. Способы возбуждения свечения вещества. 4. Оптическая схема и методика проведения эмиссионного и абсорбционного спектрального анализа в данной работе. 5. Качественный и количественный спектральный анализ. ЛИТЕРАТУРА
1. Б.М.Яворский. А.А.Детлаф. Курс физики, т.З. - М.: Высшая школа, 2. И.В.Савельев. Курс общей физики, т.2. - М.: Наука, 1982 г. § 145. 3. И.В.Савельев. Курс общей физики, т. З. - М.: Наука, 1979 г. §§ 12; 40; 53.
Читайте также: Анализ концентрированного раствора кальция хлорида. Приказ №305». Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|