Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы воспитания художественной культуры личности




Воспитание художественной культуры личности есть часть эстетического воспитания. Сюда входит формирование средствами искусства эстетического восприятия действительности, а также развитие художественно-творческих потребностей в различных областях искусства и потребностей вносить прекрасное в жизнь.

Воспитание такой культуры традиционно рассматривается через формирование отношения человека к искусству, то есть воспитание любви к искусству, внутренней потребности в общении с искусством, понимание смысла искусства и его предназначения.

В основу воспитания художественной культуры личности положена следующая идея: воспитание художественной культуры - это целенаправленный поэтапный процесс присвоения личностью общечеловеческих ценностей и культурных норм, содержащихся в образах искусства. Для того чтобы личность приобрела возможность выявлять эти ценности и нормы в процессе общения с искусством, необходимо научить ее «читать» художественные образы искусства. С этой целью процесс воспитания необходимо строить с опорой на изучение художественного языка искусства. Присвоение человеком выявленного содержания происходит в процессе его самостоятельной творческой деятельности [6].

В сферу воспитания художественной культуры входит художественное творчество, где формируется творческий потенциал личности. Это позволяет говорить о неразрывной связи воспитания художественной культуры и художественного обучения, например, изобразительному, музыкальному, хореографическому или же театральному искусства.

Самым эффективным образом формируется творческий потенциал при систематическом восприятии художественных произведений и в процессе самостоятельного художественного творчества.

Художественное творчество свойственно человеку, а свобода творчества является одним из его неотъемлемых прав. Посредством художественного творчества человек выражает себя как свободную личность и освобождается от любого внешнего воздействия. Он творит, то есть создает нечто новое, то, что ранее не существовало, - его творения уникальны, как и сама личность.

Художественное творчество - это своеобразное осмысление человеком мира и себя в нем. Осмысление, выражающееся в специфическом оформлении материи, в эстетической организации особых чувственно-воспринимаемых знаков, в особых языках (языках звучаний, линий, движений, ритмов, слов и т. д.). [7]

Иногда понятие «художественное творчество» во многом совпадает с понятием «искусство». Термин «искусство» иногда употребляют в узких значениях: как совокупность художественных произведений (исключая процессы их создания и восприятия), как специфическое мастерство высокого уровня (не включая его результаты). При более широком понимании искусство - это особая сфера человеческой деятельности, целенаправленная, осознанная в своем значении специализированная художественная активность (художественное творчество) и ее результаты (художественные произведения, произведения искусства), их функционирование и восприятие.

Искусство - одно из мощнейших средств воспитания эстетической и художественной культуры, и культуры вообще. Ибо в искусстве духовное становится зримым, слышимым, осязаемым и, вместе с этим, - чувственно привлекательным, желаемым конкретным проявлением человеческого в человеке, волнующим его, способным захватить все его существо.

Итак, в сфере воспитания художественной культуры личности выделяют следующие принципы:

. Творческая доминанта: преобладающей деятельностью, в которой осуществляется художественно-эстетическое развитие, является та или иная форма художественного творчества личности.

. Ориентация на художественную деятельность как основу общего эстетического развития: основой общего эстетического развития личности выступает освоение художественной деятельности - создание произведений искусства, их восприятие, оценка.

. Единство художественного образования с общекультурным художественным процессом.

. Художественность: процесс художественно-эстетического образования должен строиться в соответствии с законами искусства (создание художественной атмосферы, использование эмоционально-образных средств и т. п).

. Комплексное использование искусства, обеспечивающее освоение специфики художественных выразительных средств, языка искусства, его жанровых и стилистических особенностей.

Исходя из вышеперечисленных принципов, следует, что цель воспитания художественной культуры - формирование и развитие творческой личности. Постоянная потребность в познании искусства, как основы жизненного творчества, отражает уровень культуры народа.

Воспитание художественной культуры - это не только формирование потребности личности в общении с искусством и его эстетической оценке, но развитие и реализация художественно-творческих способностей, перенос их в другие сферы жизнедеятельности человека.


Заключение

 

Сказанное свидетельствует о том, что в последнее время все больше уделяется внимания культуре личности, ее содержанию, в частности образованности и воспитанности, а также таким конкретным качествам, как гуманизм, ответственность, позитивная общечеловеческая мировоззренческая ориентация.

Эстетическая и художественная культура являются важнейшими элементами культуры личности, как материальной, так и духовной. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Важнейшим средством привнесения в духовную культуру художественных образов, прекрасного, возвышенного является искусство - вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.

Эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Структуру эстетической культуры личности составляют: развитость эстетического сознания; развитость эстетического мировоззрения; степень совершенства эстетического вкуса.

В широком смысле под воспитанием эстетической культуры личности понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Художественная культура личности представляет собой вид культуры, который отражается и воспроизводится в эстетической культуре, а также состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.

Под воспитанием художественной культуры личности понимается поэтапный процесс присвоения общечеловеческих ценностей и культурных норма, содержащихся в образах искусства.

Таким образом, эстетическая и художественная культура представляют целостную систему. Теснейшая их взаимосвязь обеспечивает эффективность процесса культурного формирования личности. Полное отсутствие эстетической и художественной культуры означало бы, что у человека чувства настолько неразвиты, что он вообще не может отличать красоту от уродства, совершенно неспособен ни испытывать наслаждение от красоты (и отвращение к безобразию), от художественных ценностей, ни создавать что-либо мало-мальски эстетически или художественно ценное. Следовательно, такое состояние невозможно с тех пор, как человек стал человеком.


Список использованной литературы

 

1. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX-начало XX в. - М., 2008. С.4.

. Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов заочной формы обучения / колл. авт.; под ред. Н.М. Мухамеджановой и С.М. Богуславской. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. - 149 с.

. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М., 2000.

. Бычков В.В. Эстетика: Учебник, 2-е издание. - М: Гардарики, 2008 - 573.

. Эстетическое сознание и процесс его формирования. Ин-т философии АН СССР. - М.: Искусство, 1981. - 256 с.

. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности: Научно-методическое пособие. - Дубна: Феникс, 1999. - 256 с.

. Большаков В.П. Культура как форма человечности. Учебное пособие. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...